В чем заключается парадокс
Общераспространенное мнение заключается в том, что люди вступают в культы, чтобы не отличаться от всех. На самом деле истина кроется в обратном. Они вступают, чтобы получить большую индивидуальность. В основе желания присоединиться к культу или любому другому сообществу, к которому человек испытывает приверженность, лежит парадокс. Это главный парадокс принадлежности к культу, разрушающий этот самый масштабный популистский миф. Как верно заметил один из членов культа, «принадлежность позволяет индивиду лучше познать себя. Ваше «я» становится больше». В этом заключается главное «почему» (основной мотивирующий фактор для присоединения и принадлежности), которое нам предстоит понять, прежде чем применить множество «как» (методов, формирующих привязанность и преданность), которые из него вытекают. Как это может быть? Массовые самоубийства в культах «Люди храма» и «Небесные врата» предполагают уничтожение личности, а не ее развитие. Даже если мы забудем об этих чрезвычайных (и редких) примерах, как может принадлежность к чему-либо служить развитию личности? В действительности парадокс — это что-то, что в тот или иной момент испытали на себе почти все. Сообщество похожих людей неявно, а иногда явно поддерживает индивидуальность. Это важный элемент ощущения принадлежности, которого страстно жаждут многие, когда говорят, что хотят чувствовать себя как дома. Он может создавать некритичную и даже праздничную среду, в которой человек может почувствовать достаточную уверенность, чтобы найти и выразить себя. Это «безопасное пространство», как сказал один член культа, где стеснительность, обычно присутствующая среди незнакомых людей, исчезает, а барьеры, мешающие выражению собственного «я», безнаказанно ломаются. Можно изменить компанию, в которой вы работаете, свое окружение, общественный клуб и даже своих друзей, чтобы найти окружение, где можно быть самим собой с людьми, которых вы считаете похожими на себя.
Члены культа Муна поняли это и стали использовать в качестве инструмента вербовки во время ознакомительных уик-эндов. Они успешно ускорили этот парадокс. Если потенциальный новообращенный проявлял интерес к группе во время случайного разговора на улице или другого социального контакта, его приглашали в один из загородных лагерей на уик-энд. Цель пребывания заключалась в том, чтобы организовать интенсивное взаимодействие между потенциальным прихожанином и членами церкви. Они играли, пели, готовили еду и вместе ее ели. Если новичок делал что-то достойное поощрения (например, пел песню), его хвалили и рассыпали комплименты. Подавляющее впечатление, о котором рассказывали участники таких уик-эндов, заключалось в любви к ним и абсолютной поддержке всего, что они делали.
Динамику парадокса культов можно рассматривать с точки зрения четырех базовых шагов. 1. Человек может переживать чувство отдаленности или даже отчуждения от окружающего мира. 2. Это ведет к поискам или открытости более привлекательной среды. 3. Такой человек может испытывать чувство безопасности в том окружении, в котором отличие от внешнего мира считается достоинством, а не недостатком. 4. Это предоставляет возможности для самореализации в группе одинаково мыслящих людей, которые восхваляют «я» индивида. Чувство отдаленности и отчуждения, о которых я говорил, не обязательно проявляются в крайностях. Каждый чувствует некую разделенность от окружающего мира. В противном случае это будет означать, что вы являетесь некоторым видом стадного животного, а возможно, даже ненормальным. Не может существовать чувство собственного «я», если вы не считаете себя немного отличающимся от мира, в котором живете.
Для некоторых чувства отдаленности может быть достаточно, чтобы побудить к поиску окружения, в котором они чувствовали бы себя «как дома» или в котором система значимости теснее согласовалась бы с их собственными обстоятельствами в данное время. Человек мог испытать какуют либо травму, понести тяжелую утрату, пережить развод или несчастный случай, которые приводят к полной переоценке ценностей. Для других достаточно простой неудовлетворенности существующим положением вещей. Один человек так объяснял, почему присоединился к культу: «Я верил, что обыденная, ничего не значащая жизнь ничего не стоит, что в ней нет настоящих радостей и смысла... Я верил, что она должна быть чем-то большим». Такие, люди, меньше пострадавшие от жизни, могут просто быть готовы к переменам, когда представляется случай. Активные поиски или пассивная открытость представляют собой два фактора, открывающих возможности для новообращения в культ. Женщина, которую я буду называть Джоанной, скорее относилась к последним. Она вступила в замкнутый и весьма спорный культ, который называется Работа. Джоанна — успешная, привлекательная, умная женщина, похожая на Катрин Денёв. Она походила на многих своих городских современниц: добившаяся благополучия, но не удовлетворенная им. Она занимала ответственный пост в крупной нью-йоркской корпорации. Однако после нескольких лет стремления к карьерному росту она начала чувствовать обособленность от важных для нее вещей. Она приняла ряд последовательных решений, которые подвели ее к неожиданной для нее самой ситуации. «Я действительно не понимаю, как все получилось, — объясняла Джоанна. - Я училась на художественном факультете и собиралась стать дизайнером по текстилю, а оказалась менеджером корпоративного бизнеса. Как я туда попала? Мне неизвестна последовательность событий, которые, по-моему, произошли сами по себе, но я очутилась там, где была». Джоанна поняла, что у нее мало общего с коллегами, она потеряла цель в жизни. С культом ее познакомил любовник подруги. Возможность вновь осознать свое «я» с помощью группы похожих людей была достаточно привлекательной, чтобы она приняла его приглашение посетить «занятия» на верхнем этаже дома в центре города.
Группа фокусировалась на философии Успенского, который учил, что большинство из нас якобы живут в состоянии полусна и что человек должен упражняться, чтобы заставить сознание перейти на более высокий уровень бытия. Джоанна нашла группу и это учение интригующими и в конце концов присоединилась к ней. Она исповедовала культ шестнадцать лет (при значительных затратах времени и средств). Вне группы шла сносная, но скучная жизнь. Внутри группы Джоанна общалась с «людьми, имеющими одинаковые интересы, одинаковые ценности. Это было самое важное». Она испытывала чувство товарищества и общности. Это ощущение принадлежности имело очень важный результат. По ее словам, «в группе, хотя она была организована довольно странно, я чувствовала, что меня понимают, ценят и поддерживают и что вещи, которыми я всерьез заинтересовалась, не были пустым вздором». «Истинная», невыраженная сторона Джоанны, которая задыхалась в холодном корпоративном окружении, смогла расцвести в тесных границах замкнутой группы. История Джоанны всего-навсего отражает универсальный опыт. Все мы осознаем свою уникальность и отличие от остальных. Мы можем чувствовать стесненность или неудовлетворенность своим окружением, где эта уникальность не признается и не приветствуется. Участие в группе, где отличие приветствуется и поощряется людьми, также отличными от других, но похожими на нас, утешает и даже волнует. Этот процесс известен как «человеческая постоянная», то есть он присущ каждому человеку и происходит ежедневно при всех обстоятельствах — на работе, в церкви, общественной группе, при вступлении в армию или братство и даже при покупке брэнда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|