Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем заключается парадокс




Общераспространенное мнение заключается в том, что люди вступают в культы, чтобы не отличаться от всех. На самом деле истина кроется в обратном. Они вступают, что­бы получить большую индивидуальность. В основе желания присоединиться к культу или любому другому сообществу, к которому человек испытывает приверженность, лежит па­радокс. Это главный парадокс принадлежности к культу, разрушающий этот самый масштабный популистский миф.

Как верно заметил один из членов культа, «принадлеж­ность позволяет индивиду лучше познать себя. Ваше «я» ста­новится больше». В этом заключается главное «почему» (ос­новной мотивирующий фактор для присоединения и при­надлежности), которое нам предстоит понять, прежде чем применить множество «как» (методов, формирующих при­вязанность и преданность), которые из него вытекают.

Как это может быть? Массовые самоубийства в куль­тах «Люди храма» и «Небесные врата» предполагают унич­тожение личности, а не ее развитие. Даже если мы забу­дем об этих чрезвычайных (и редких) примерах, как может принадлежность к чему-либо служить развитию лич­ности?

В действительности парадокс — это что-то, что в тот или иной момент испытали на себе почти все. Сообщество по­хожих людей неявно, а иногда явно поддерживает индиви­дуальность. Это важный элемент ощущения принадлежно­сти, которого страстно жаждут многие, когда говорят, что хотят чувствовать себя как дома. Он может создавать некри­тичную и даже праздничную среду, в которой человек мо­жет почувствовать достаточную уверенность, чтобы найти и выразить себя. Это «безопасное пространство», как сказал один член культа, где стеснительность, обычно присутству­ющая среди незнакомых людей, исчезает, а барьеры, меша­ющие выражению собственного «я», безнаказанно ломают­ся. Можно изменить компанию, в которой вы работаете, свое окружение, общественный клуб и даже своих друзей, чтобы найти окружение, где можно быть самим собой с людьми, которых вы считаете похожими на себя.

Члены культа Муна поняли это и стали использовать в качестве инструмента вербовки во время ознакомительных уик-эндов. Они успешно ускорили этот парадокс. Если по­тенциальный новообращенный проявлял интерес к группе во время случайного разговора на улице или другого соци­ального контакта, его приглашали в один из загородных ла­герей на уик-энд. Цель пребывания заключалась в том, что­бы организовать интенсивное взаимодействие между потен­циальным прихожанином и членами церкви. Они играли, пели, готовили еду и вместе ее ели. Если новичок делал что-то достойное поощрения (например, пел песню), его хвали­ли и рассыпали комплименты. Подавляющее впечатление, о котором рассказывали участники таких уик-эндов, заклю­чалось в любви к ним и абсолютной поддержке всего, что они делали.

 

Динамику парадокса культов можно рассматривать с точ­ки зрения четырех базовых шагов.

1. Человек может переживать чувство отдаленности или даже отчуждения от окружающего мира.

2. Это ведет к поискам или открытости более привлека­тельной среды.

3. Такой человек может испытывать чувство безопасно­сти в том окружении, в котором отличие от внешнего мира считается достоинством, а не недостатком.

4. Это предоставляет возможности для самореализации в группе одинаково мыслящих людей, которые вос­хваляют «я» индивида.

Чувство отдаленности и отчуждения, о которых я говорил, не обязательно проявляются в крайностях. Каждый чувствует некую разделенность от окружающего мира. В противном слу­чае это будет означать, что вы являетесь некоторым видом стад­ного животного, а возможно, даже ненормальным. Не может существовать чувство собственного «я», если вы не считаете себя немного отличающимся от мира, в котором живете.

Для некоторых чувства отдаленности может быть доста­точно, чтобы побудить к поиску окружения, в котором они чувствовали бы себя «как дома» или в котором система зна­чимости теснее согласовалась бы с их собственными обсто­ятельствами в данное время. Человек мог испытать какуют либо травму, понести тяжелую утрату, пережить развод или несчастный случай, которые приводят к полной переоцен­ке ценностей. Для других достаточно простой неудовлетво­ренности существующим положением вещей. Один человек так объяснял, почему присоединился к культу: «Я верил, что обыденная, ничего не значащая жизнь ничего не стоит, что в ней нет настоящих радостей и смысла... Я верил, что она должна быть чем-то большим». Такие, люди, меньше по­страдавшие от жизни, могут просто быть готовы к переме­нам, когда представляется случай. Активные поиски или пассивная открытость представляют собой два фактора, от­крывающих возможности для новообращения в культ.

Женщина, которую я буду называть Джоанной, скорее относилась к последним. Она вступила в замкнутый и весь­ма спорный культ, который называется Работа. Джоанна — успешная, привлекательная, умная женщина, похожая на Катрин Денёв. Она походила на многих своих городских современниц: добившаяся благополучия, но не удовлетво­ренная им. Она занимала ответственный пост в крупной нью-йоркской корпорации. Однако после нескольких лет стремления к карьерному росту она начала чувствовать обо­собленность от важных для нее вещей. Она приняла ряд по­следовательных решений, которые подвели ее к неожидан­ной для нее самой ситуации.

«Я действительно не понимаю, как все получилось, — объясняла Джоанна. - Я училась на художественном факуль­тете и собиралась стать дизайнером по текстилю, а оказалась менеджером корпоративного бизнеса. Как я туда попала? Мне неизвестна последовательность событий, которые, по-моему, произошли сами по себе, но я очутилась там, где была».

Джоанна поняла, что у нее мало общего с коллегами, она потеряла цель в жизни. С культом ее познакомил любовник подруги. Возможность вновь осознать свое «я» с помощью группы похожих людей была достаточно привлекательной, чтобы она приняла его приглашение посетить «занятия» на верхнем этаже дома в центре города.

Группа фокусировалась на философии Успенского, кото­рый учил, что большинство из нас якобы живут в состоянии полусна и что человек должен упражняться, чтобы заставить сознание перейти на более высокий уровень бытия. Джоанна нашла группу и это учение интригующими и в конце концов присоединилась к ней. Она исповедовала культ шестнадцать лет (при значительных затратах времени и средств).

Вне группы шла сносная, но скучная жизнь. Внутри груп­пы Джоанна общалась с «людьми, имеющими одинаковые ин­тересы, одинаковые ценности. Это было самое важное». Она испытывала чувство товарищества и общности. Это ощуще­ние принадлежности имело очень важный результат. По ее сло­вам, «в группе, хотя она была организована довольно странно, я чувствовала, что меня понимают, ценят и поддерживают и что вещи, которыми я всерьез заинтересовалась, не были пус­тым вздором». «Истинная», невыраженная сторона Джоанны, которая задыхалась в холодном корпоративном окружении, смогла расцвести в тесных границах замкнутой группы.

История Джоанны всего-навсего отражает универсаль­ный опыт. Все мы осознаем свою уникальность и отличие от остальных. Мы можем чувствовать стесненность или не­удовлетворенность своим окружением, где эта уникальность не признается и не приветствуется. Участие в группе, где отличие приветствуется и поощряется людьми, также отлич­ными от других, но похожими на нас, утешает и даже волну­ет. Этот процесс известен как «человеческая постоянная», то есть он присущ каждому человеку и происходит ежеднев­но при всех обстоятельствах — на работе, в церкви, обще­ственной группе, при вступлении в армию или братство и даже при покупке брэнда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...