Мы участвуем в этом вместе
Мы знаем, что члены культа должны общаться друг с другом. Но что же должно произойти, чтобы связи стали неразрывно прочными? Существуют две критически важные и взаимосвязанные характеристики сплоченных сообществ: обхщш опыт его членов, а также чувство взаимной ответственности и зависимости. Сильные сообщества развиваются по мере того, как растет близость его членов. Сообщество доллшо иметь совместные перелодвания опыта, вместе вспоминать его, сравнивать свои варианты переживаний и рассказывать о них. Прочные связи создаются, если члены сообщества чувствуют обязанности по отношению друг к другу и к группе в целом. Ощущение взаимозависимости членов сообщества, наверное, является самым явным показателем того, что это сообщество становится культом. Совместный опыт Пребывание в одной школе, городе, принадлежность к одному поколению, стране или эпохе формируют привязанность, основанную на общем опыте и общих ценностях. Совместный опыт жизненно необходим для сплочения культа. Кстати, культы искусно создают сообщества на основе взаимного опыта и коллективной памяти о таком опыте. Давайте рассмотрим культ, в котором тщательно поддерживается общий опыт его членов. Этот опыт создается тесными контактами и открытостью общения. Майк, молодой, недавно закончивший военное училище лейтенант, обиделся зато, что я назвал его членом культа. Мне не составило большого труда доказать ему, что это правда. Он не мог отрицать, что его профессия имеет все классические характеристики радикальной организации принадлежности. В ней есть ясная и четко применяемая идеология. В ней есть правила и положения, ритуалы, традиции, мифология, иерархия, остро ощущаемое чувство отдаленности от окружающего мира и беззастенчивое ощущение морального превосходства. Он согласился, что «стал собой» в такой степени, которую ни в коем случае не могла обеспечить гражданская жизнь, и что это произошло в результате вступления в братство, не имевшее аналогов. Здесь были единообразие внешности и языка, общие символы и мощная иконография, здесь были враги - как действительные, так и внутриличностные (например, страх неудачи).
Я интервьюировал двух лейтенантов - выпускника (Майка) и курсанта (Джона). Я также разговаривал с агрессивно настроенным бывшим морским пехотинцем (его зовут Стив, и он пришел бы в ярость, услышав эти слова. Он утверждает, как все они, «что нет бывших морских пехотинцев, есть только постаревшие морские пехотинцы»). На палубе авианосца в гавани Нью-Йорка я говорил с генерал-лейтенантом в отставке Мартином Стилом. Сегодня он заведует Морским аэрокосмическим музеем на авианосце «Интрепид». Оба старших морских пехотинца служили во Вьетнаме, а два лейтенанта проходили службу в Ираке. Мартин Стил говорит, что армия не беспокоится об индивидуальности человека, когда рекрут пересекает порог тренировочного лагеря. В действительности же его истории выдают глубокую заботу о тех, за кого он отвечал. Призыв на службу начинается с процесса «ломки и накопления опыта». В нем индивидуальность выкристаллизовывается через групповой опыт. На протяжении двенадцати недель новобранцев жестко тренируют физически и обучают военному делу. Самая важная идея, которую укрепляют в них на протяжении этого интенсивного периода обучения, состоит в том, что их выживание полностью зависит от группы. Критический момент в трехмесячных тяжелых испытаниях называется «Испытанием». К этому времени весь оставшийся багаж гражданской жизни уничтожен, а любые сомнения в собственных способностях и суровости доктрины военной службы развеяны. Как сказал Джон: «Это хорошо, потому что не остается сомнений ни в чем».
К тому времени, когда наступает Испытание, по словам Стила, «новобранец приобретает ауру уверенности... он преобразуется, он верит в собственную значимость». Стил подчеркивает, что чувство самости новобранца - отнюдь не уничтоженное этим процессом - развивается и расширяется с момента Испытания. Однако главная цель подготовки «этой последней проверки заключается в том, чтобы «понять, что у тебя почти нет возможности выжить, если не будешь работать в составе команды». Этот принцип лежит в основе культуры всего корпуса морских пехотинцев. Процесс Испытания устрашает. Это изнурительное событие, когда новобранцев поднимают среди ночи какофонией звуков и выкрикиваемыми приказами. Цель состоит в том, чтобы дезориентировать группу и внести в ее ряды замешательство. Рекруты маршируют в ночи в неизвестном направлении, в составе чужих боевых единиц почти так же, как происходит пополнение части, понесшей потери в бою. Это сорокачасовой марш-бросок с полной выкладкой без сна и еды. Эта проверка происходит в Пэррис-Айленде, штат Южная Каролина, и под Сан-Диего. Стил рассказывал о кульминации Испытания, когда шестьсот новобранцев спускаются с калифорнийских гор и перед ними открывается залитый солнцем океан. Когда они приближаются, старослужащие в первый раз называют их «морскими пехотинцами», и новобранцы плачут вместе с инструкторами. Испытание — это церемония посвящения, в которой индивид трансформируется с помощью совместного опыта. Стил доказывает это, вспоминая молодого человека, чемпиона по борьбе из Мичиганского университета. Он был «чрезвычайно сильным с шеей пятьдесят четвертого размера и громадным охватом груди. Это был просто мамонт с ужасающей силой». Стил видел, как по его щекам текли слезы, когда ему вручали эмблему морского пехотинца: орла, земной шар и якорь. После церемонии он подошел к новоиспеченному морскому пехотинцу и спросил, почему бывший чемпион плакал. Стил спросил, в чем разница между чемпионством в своей лиге и прохождением через Испытание. Новоиспеченный морской пехотинец ответил: «В борьбе сражаешься один на один. А теперь я навечно стал частью организации. В этом разница. Приходилось ли мне испытывать более тяжелые физические нагрузки в спортзале в Мичигане? Как правило, да. Но раньше мне никогда не приходилось быть частью команды. А теперь этого никто у меня не отнимет».
Морские пехотинцы, вероятно, являются примером сообщества, обладающего самым серьезным в мире совместным опытом. Как говорит Стил, «это команда, которая превосходит спортивную команду и любое гражданское сообщество. Потому что в элитной организации это вопрос жизни и смерти. Этоне гол и не мяч в кольце. Это намного выше». Джон, недавний новобранец военного училища, дал свою точку зрения на то, как формируется такая связь: «Всех сплачивает ежечасная необходимость идти в ногу со своими соотечественниками. Чувство коллективного единства крепнет. Каждый проходит через те же испытания, и я не могу не подчеркнуть, что каждый решает те же самые проблемы, что и ты. Вы решаете их совместно. Ты поставлен в ситуацию, где царит хаос, и все знают, что тебе предстоит испытать». Совместный опыт может быть реальным, как в случае с морскими пехотинцами. Но его можно испытать метафорически. Брэнд ВФБ (Всемирная федерация борьбы) предлагает своим членам именно такой опыт. Я интервьюировал двух друзей, которые встретились в баре, где посетители смотрели последнюю серию. Им было лет двадцать пять — двадцать восемь. Кевин работал агентом по продажам в агентстве печати Восточного побережья, а Гэри был консультантом по связям с общественностью. Их профессии имеют важное значение. Они работали в средствах массовой информации, знали принцвдш занимательного изложения материала и понимали, как можно манипулировать эмоциями с помощью искусного рассказа. Они были частью так называемой машины СМИ. Кевин и Гэри с радостью признаются, что с удовольствием становятся жертвами виртуозных повествований ВФБ. Они соглашаются, что этот спорт — «вовсе не спорт, а мужской балет. Все хорошо отрепетировано и срежиссировано». Кевин согласился, что это хорошее голливудское кино, и они полностью были им увлечены. Им обоим приходится защищать свою одержимость от насмешек коллег и друзей, которое смотрели на нее как на юношескую драму, вводящую в Заблуждение легковерную аудиторию. Кевин и Гэри старателыго доказывали, что понимают, что это постановка, что у нее есть свои сценаристы и что это всего лишь развлечение и ничего более.
Но так ли это? Как позже признался Кевин, «странно, что я заметил непоследовательность в том, что сегодня говорил». Он объяснил, что, в то время как с удовольствием смотрит вымысел еженедельных серий, «они высвечивают мою любовь к их реализму, и это для меня странно». Что реалистичного может быть в пантеоне персонажей, похожих на героев мультфильмов, которые еженедельно играют по сценарию с таким сюжетом, которые оба моих собеседника назвали абсурдным? Во время интервью стало очевидно, что оба молодых человека были связаны с остальными посетителями бара и миллионами других людей по всей стране инсценировкой, придуманной Занимательным рассказчиком. Другими словами, они смотрели драму, которая отвечала интересам миллионов и ссылалась на совместный опыт обычных мужчин и женщин. Отождествление с персонажами и сюжетом, каким бы абсурдным он ни был, оказалось глубоким. Кевин привел в пример Рока: «Он нахал, и я считаю себя нахалом - это почти мой недостаток, как может подтвердить босо. Кевин признался, что видит себя в Роке. «У меня такое чувство, что парень, который играет Рока, наверное, очень похож на меня, только он живет на другом уровне». Я спросил, не хочет ли он жить на другом уровне в реальной жизни. «Только в мечтах, в реальной жизни нельзя... нельзя так разговаривать с людьми. Здесь все по-другому». Было очевидно, что это были драмы, в которых обыкновенный человек видел свои ежедневные проблемы и заботы, и, как в каждой хорошей истории, плохие парни получали по заслугам. Сюжет того времени заключался в противостоянии Стива Остина и Винса Макмагона, президента ВФБ. Частью драмы была реальная жизнь. Винса убедили обмочиться на сцене, чтобы показать свой страх перед собственными служащими, кроме того, его ударили медицинским судном. Гэри считает, что увиденное на экране касается всех. Каждую неделю рассказывается о «людях, которые причиняют вред своему боссу, бьют его, а об этом мечтает каждый человек в Америке, в то время как персонажи делают это каждую неделю, и толпа их за это приветствует». Гэри описывает этот брэнд как нескончаемую историю.мести и искупления вины. Она была сведена к борьбе добра со злом. Про плохих парней Кевин сказал, что такие есть у них в офисе и он больше не желает иметь с ними дело. Вместо этого он рад видеть, как Курт Энгл расправляется с ними на ринге. «Я знаю, что это глупо, но на подсознательном уровне такое немного помогает».
Культ ВФБ создает совместный опыт, передавая истории. Он драматизирует истории, общие для миллионов людей, соотносит их с личными переживаниями каждого. Он объясняет на их языке, как работает реальный мир, какие в нем люди, какие у них личности и как все они укладываются в существующий порядок вещей. Этот культ прибыльно разыгрывается, к удовлетворению миллионов средних американцев и даже циничных манипуляторов массмедиа, какими являются Кевин и Гэри. Он умело выбрал совместный опыт большинства и кооптировал его в свой продукт. Пересказ историй - классическая форма совместного опыта. И он не ограничивается брэндами, которые эксплуатируют его к собственной выгоде. В «ДжетБлю» мифология имеет хождение, как среди персонала, так и клиентов, как способ создания общих ценностей. Стив Джобе — создатель историй для компании, которая продает ящики, набитые электроникой. Его Основная история об иконоборце, ставшем богатым и изменившем мир, пересказывается миллионами. Это классическая Американская Мечта. Когда клиенты «Вирджин Эйрлайнз» покупают себе билеты, они некоторым образом хотят высказать обвинение в адрес безликих строителей монополистической империи. Покупатель «сатурна», с которым я разговаривал, приобрел эту марку, отчасти чтобы досадить производителям автомобилей, высокомерно относящимся к среднему потребителю: к незаметным покупателям маленьких машин тоже можно относиться с уважением. Один владелец «фольксвагена-жука» (начиная со студенческих лет в шестидесятых годах он сменил шесть таких машин) признался, что подчинялся коллективной вере об отрицании материалистических ценностей каждый раз, когда покупал «этот рахитичный автомобильчик и мигал фарами встречным водителям, которые испытывали те же чувства, что и я». Еще одну возможность для совместного опыта представляют групповые события. Члены сообщества могут обмениваться историями, услышать речи лидеров, подружиться с коллегами и установить сети поддержки. Организации используют групповые события для создания чувства солидарности через массовые действия. «Уол-март» каждое утро начинает с групповых приветствий, «Мэри Кей» ежегодно проводит грандиозную, почти евангелистскую встречу в Далласе, выставка t «Макуорлд» каждый год привлекает тысячи сторонников, клубы владельцев — от «Миата» до «»Хардей-Дэвидсона» — организуют слеты, на которых люди интенсивно общаются. Мы заботимся друг о друге
Безошибочным показателем жизнеспособности культа является чувство ответственности, существующее внутри его. Ощущают ли члены культа персональную заботу о благополучие своих собратьев? Помогают ли друг другу в тяжелые времена? Обучают ли друг друга, обеспечивают ли финансовую и моральную поддержку? Наряду с заботой друг о друге члены культа должны иметь чувство личного участия в успехе самого культа. Готовы ли они на жертвы ради его процветания? Кроме того, критически важными являются ответные обязательства культа перед своими членами. Оплачивается ли взаимностью их участие? Подобная взаимность является определяющей доктриной любого сильного культа. Разумеется, взаимная ответственность вытекает из чувства принадлежности, существующего в группе. Обычно это показатель сплоченности культа. Чем крепче чувство взаимной ответственности, тем сильнее культ. И чем успешнее программы, реализуемые для создания ощущения принадлежности, тем скорее обнаруживается чувство взаимной ответственности. Ответственность можно внедрить в виде идеи в доктрину культа и его нормы поведения. Этому нужно уделить самое серьезное внимание. Взаимность является как мощным инструментом создания связей, так и стратегией роста. Ее поддержка внутри культа скорее всего даст неизмеримые выгоды роста и преданности. Давайте посмотрим на два культа — один религиозный, другой военный — привившие своим членам взаимную ответственность. Затем мы рассмотрим два культа брэндов — один с централизованной доктриной взаимной заботы, другой с неписаными правилами, введенными спонтанно сообществом без какого-либо вмешательства из центра. Христианство на протяжении первых трех столетий могло бы оставаться одним из мелких культов Восточного Средиземноморья, если бы не обладало доктриной взаимности и если бы не случились две опустошительные эпидемии чумы. В 165 и 215 годах н.э. по Римской империи прошлись две эпидемии с чрезвычайным уровнем смертности, унесшие жизни от трети до половины населения. К этому времени, утверждает Род, ни Старк в своей книге «Возвышение христианства», христианские ценности «любви и милосердия... трансформировались в нормы социальных услуг и солидарности сообщества». Когда произошло несчастье, христиане лучше справились с ним благодаря своей доктрине любви и заботы, а это привело к значительному повышению уровня выживаемости. Согласно Старку, современные медики подсчитали, что добросовестный уход за больными без применения лекарственных средств мог сократить смертность на две трети или больше. А христиане ухаживали за больными, оставаясь в городах, заботясь о своих собратьях и других сообществах. В отличие от этого их соседи-язычники при таких катастрофах обычно бросали свои семьи и друзей и бежали. Александрийский епископ Дионисий отмечал, что «...они отталкивали страждущих и бежали от родных, бросая их на дорогах прежде чем те умирали, и обращаясь с непогребенными телами как с грязью». Количество христиан по отношению к язычникам после двух эпидемий существенно возросло. Старк подсчитал, что перед первой эпидемией в Римской империи христиане составляли примерно 0,4 процента. После второй количество христиан подскочило примерно до 25 процентов. Теперь эта религия могла играть одну из главных ролей в империи. Разумеется, поднятию ее статуса способствовал высокий уровень выживаемости среди христиан, который в глазах населения мог быть только результатом чуда. Однако еще более важным для последующего преобладания этой религии был значительный рост социальных связей между христианами и язычниками. Учитывая значение «силы личности» при обращении в новую религию, взаимодействие между язычниками, которые заменяли умерших друзей и семьи христианами, и новой религией существенно возросло. Уровень выживаемости, свидетельства выгоды взаимной ответственности и социальные предпосылки для обращения — все это повлияло на превращение христианства из мелкого культа в государственную религию. Морские пехотинцы также известны своей сплоченностью. Оли также известны своей самоопределяющей и строго соблюдаемой идеей «никогда не оставлять боевого товарища в беде». Одним из примеров может служить начальная подготовка. «В корпусеморской пехоты есть ритуал: если намарш-броске кто-нибудь не сможет больше бежать, ты возвращаешься и ждешь, пока он не придет в себя и может продолжать бег. Мы его не оставляем»,—сказал мне Майк. Это вбивается в сознание каждого новобранцатак, что становится почти рефлексивным действием. Так и должно быть, потому что это вопрос жизни и смерти. Знание того, что товарищи всегда вернутся за тобой, побуждает членов сообщества совершать еще большие подвиги. «Мы знамениты тем, что никогда не оставляем морских пехотинцев на поле боя. Мы единственные, кто это делает. Другие только говорят об этом, а мы делаем все, что можно, лишь бы вынести раненых и убитых с поля боя. Такая традиция воспитывается с самого начала», — сказал Мартин Стал. Кодекс наделяется силой закона именно благодаря таким меЛочам. Другой морской пехотинец, Джон, говориттак же, как Стил: «Он твой брат (то есть любой другой морской пехотинец). Первые несколько недель показывают это яснее, чем что-то еще. Ты должен работать в команде. Любой новобранец, если он чего-нибудь стоит, закончив со своим заданием, скажет: «Я все сделал. Кому помочь?» Оба эти примера демонстрируют влияние узаконенной взаимной ответственности на создание сообщества и, в случае с хрис-I тианством, на стратегию роста. Взаимность узаконена и в мире брэндов. В торговой организации, как правило, царит конкуренция и культура «побеждает сильнейший». Особенно если она основана на комиссионных. А компании, занимающиеся прямыми продажами (такие как «Амвей» и «Эвон»), обычно характеризуются бескомпромиссными, жесткими и соперничающими между собой торговцами. Но не в «Мэри Кей». Этой культурой поддержки и признания заслуг движет основополагающий принцип дать женщине уверенность и возможность достичь своего потенциала, которого они не могут добиться в деловом мире, где главенствующую роль играют мужчины (даже в наши дни). Связующий фактор в группе, объединенной против враждебного окружающего мира, создает атмосферу сострадания и взаимной поддержки, которую редко можно увидеть в других торговых организациях (и даже в организациях с высокими принципами, например в «Проктор энд Гэмбл», где я некоторое время работал торговым представителем). Это отражено в доктрине «Ценности "Мэри Кей"», которую написала основательница компании. «Все, что каждый делает в нашей организации для ее успеха, было основано и будет основано на помощи окружающим. Мы консультанты по красоте и поэтому обязаны помогать клиентам, а в качестве менеджеров по сбыту мы должны помогать нашим людям добиваться своей цели. Структура компании требует, чтобы каждый человек помогал окружающим подниматься по ступенькам успеха. Тот, кто думает: «А зачем мне это», никогда не приживется в нашей компании. Мы твердо верим, что если помогаешь другим людям добиваться своей цели, то и ты добьешься своей цели! Самые успешные сотрудники нашей компании - это те, кто помог вырасти наибольшему количеству людей». Заклинание «Командная работа позволяет каждому человеку быть оцененным и признанным окружающими» почти материально ощущалось на таких событиях, как Далласский семинар, на который консультанты съезжаются, чтобы отметить свои заслуги. Такое чувство взаимной ответственности проявляется не только в семинарах для обмена опытом, но и в личных разговорах консультантов в баре или за чашкой кофе. Умотоциклистов «БМВ» есть сильная и сложная идео-гИя, а также нормы поведения. Культ спонтанно узаконил идею заботы о безопасности без вмешательства корпорации. Мотоциклисты «БМВ» — это испытанные воины дорог, охваченные страстью к путешествиям. Но когда дело касается безопасности своих собратьев, они становятся такими же внимательными, как медицинские сестры. Тедди, бритоголовый мотоциклист тридцати с лишним лет, работающий в СМИ, говорил мне: «Мотоциклисты обмениваются приветствиями, когда стоят на площадках отдыха, выкуривая по сигарете... восхищаясь машинами, друг друга... но когда уезжают, то желают «безопасной дороги». Потому что знают, что есть общий риск». По воскресеньям в шесть утра он с некоторым чувством вины оставляет жену и двоих детей и присоединяется к группе мотоциклистов «БМВ», чтобы в течение дня поездить по местным дорогам. (Тем не менее это чувство быстро проходит.) Он объяснил, что в их группе и других тоже лучший мотоциклист всегда последний, чтобы помочь в случае, если кто-то попадет в беду. Совсем как у морских пехотинцев. Как говорит Тедди: «Ты знаешь, что со спины тебя кто-то прикрывает. Уникальным проявлением взаимной ответственности у мотоциклистов «БМВ» является «Анонимная книга владельца "БМВ"». Она составлена членами культа и ежегодно обновляется. В ней приводится список телефонных номеров 12 тысяч мотоциклистов по всей Америке и описана помощь, которую можно оказать голодному, раненому, заблудившемуся или оказавшемуся в затруднительном положении соратнику. Рядом с телефонными номерами нет имен и фамилий - только код, указывающий, какую поддержку может оказать этот человек. Есть ли у него гараж для вашего Мотоцикла, пикап или свободная комната, все это вносится в список независимо от того, живет ли он в Алабаме или Лос-Анджелесе. Как заявляет Тедди, «в отличие от группы владельцев «харлеев», которые обычно просто катают людей наша организация говорит: "Я знаю, что тебе хочется прокатиться, и я хочу поддержать тебя в путешествии"». Тедди противопоставляет чувства, которые он испытывает в своей группе, и жизнь вне ее: «Это действительно человеческие чувства, которые сейчас редко встретишь в других областях. Не милосердие само по себе, а желание помочь ближнему, и это прекрасное чувство взаимосвязи и человечности, которое нечасто испытываешь в Нью-Йорке, где все соревнуются друг с другом». Культ мотоциклистов «БМВ» — это пример сообщества, созданного в самой культуре взаимности. Язык, книга, установка помочь другому мотоциклисту, когда «его шлем валяется на обочине», были созданы членами культа как проявление связей, основанных на общих интересах, общих ценностях относительно езды на мотоциклах и братстве с другими людьми перед лицом общего риска на дороге. Культ мотоциклистов «БМВ» является децентрализованным, управляемым главным образом членами сообщества. Есть чувство удовольствия от езды и риска, недоступное людям внешнего мира, и поэтому только члены культа знают, что такое принадлежать к группе, и заботятся друг о друге. Взаимность — критически важная составляющая сплоченного сообщества. Если вы можете узаконить его путем введения в систему ценностей, сделайте это. «иБэй» именно так и поступил со своей идеологией, его бизнес-модель потерпела бы крах без взаимного уважения покупателей и продавцов. Взаимность — это связующий фактор сообщества. Без него группа будет слишком хрупкой. А с ним сообщество объединено общими интересами и связями, основанными на взаимных обязательствах. ГЛАВА 7 ЭТО ТО, ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ
Поскольку кругом одно сумасшествие, люди хотят узнать, видят ли они мир таким же, как другие. Люди примут все, что угодно — от шоколадного батончика до политических взглядов, — если это заставит шпочувствовать, что они являются частью чего-то большего, чем они сами. Шарлин, преданная любительница «Снэппла» Сегодня люди скорее платят за смысл, чем молятся за него. В современной культуре мы ищем и находим ответы не только, но традиционным каналам, таким какрелищи (и новые религии), но также в таких феноменах, как рок-группы, сестринства, компании и брэнды. Если мы управляем организациями такого типа, то должны признать, что мы предоставляем путь для создания смысла и что должны, поэтому разрабатывать системы убеждений мировоззрения и идеологии, чтобы задействовать этот фундаментальный процесс. Культ, компания, брэнд, военная организация, братство»или политическая партия должны иметь систему значимостей. Она является частью того, во что верят люди, это объединяющая структура идей для сообщества. Она является частью того, что отделяет их от остальных людей. Это система, которая позволяет членам сообщества осмыслить мир, А настоятельная необходимость иметь значение представляет собой естественное стремление людей. Повторю, что если вы не способны коммерчески удовлетворить настоятельную необходимость, грош вам цена. Коммерческим предприятиям следует предоставлять значимость настолько, насколько люди хотят ее покупать. Со своей стороны, это настоятельная необходимость коммерческого мира. Он должен производить содержание, превосходящее форму продукта. Продукты дешевеют, ихуникальная собственная ценность постепенно уменьшается или сходит на нет. Почти каждая категория — по крайней мерс до некоторой степени - сведена до уровня предметов потребления. Многие—полностью. И даже если что-то вдруг случается — прорыв в научно-исследовательских работах, одобрение Управления по контролю за продуктами и лекарствами, перекраивающее рынок, - вряд ли оно долго будет иметь значение. Как сказал Дейв Барджер о дешевых билетах, кожаных креслах и спутниковом телевидении на самолетах «ДжетБлю»: «У наших конкурентов все это будет через один-два года. Но не это заставляет людей приходить к нам снова и снова». Завистливые последователи как стервятники кружат над крыльцом новаторских компаний. Конкуренты немедленно выпускают подражания инновационным продуктам — обычно по более низким ценам. (Компания «Сонт» от «Дельты» — прямой плагиат «ДжетБлю», выпущенный на рынок через три года после оригинала.) Систему значимостей, в которую поверят люди, труднее скопировать и при этом за нее легче начислить дополнительное вознаграждение. Ни одному производителю автомобилей не удалось сравняться со способностью «Мерседес» представить в глобальном масштабе систему значимости общественного положения и успеха, при том, что «Лексус» и другие компании пытались скопировать эти продукты (а потом продавали их с убытком). Сегодня корпорации являются, вероятно, самыми мощными двигателями значимости — и не важно, хорошо да это для истории культуры или нет. Мы проводим большую часть времени на работе в окружении корпоративной культуры. Мы перенимаем язык своего бизнеса и (часто бес-йрзнательно) оцениваем себя и свои жизненные ценности с точки зрения ценностей и целей корпоративной сущности, которая нас нанимает на работу. Как только мы выходим из дверей своего офиса, то сразу погружаемся в среду, где доминируют брэнды. Их нельзя избежать. Как отмечает социолог Альф Л индерман в своей книге «Пересматривая массмедиа, религию и культуру»; «Массмедиа стали важным фактором развития социальной значимости, важной контрольной точкой в процессе развития мировоззрения личности и вложенных в него ценностей». Сегодняшние наиболее успешные брэнды являются не просто символами отличия (индивидуальности) продукта. Культовый брэнд — это вера. У них есть мораль, они олицетворяют ценности. Культовые брэнды усердно работают и борются за то, что считают правильным. Они поддерживают метафизику нашего мира, насыщая его значимостью. Мы носим эту значимость, когда покупаем одежду «Бенеттрн». Мы потребляем значимость «Бен энд Джерри», когда едим. Мы попадаем в значимость мировоззрения компании и летаем на ней, когда входим в салон самолета «Виргин эйр-лайнз», мы покупаем значимость «Хоул фудз», когда оплачиваем товар в кассе. Обладание мини-автомобилем является таким же политическим фактом, как борьба против Пожирающих горючее внедорожников. Брэнды функционируют как самостоятельные системы значимостей. Это способ, позволяющий потребителям (и служащим) публично продемонстрировать отличительный набор убеждений и ценностей. Если мы хотим понять, как создать эффективную идеологию, нам нужно изучить, каким образом люди придают значимость. Каковы существенные требования к функционированию системы убеждений, которые можно использовать в своей организации? Давайте посмотрим, как это делает Анита Роддик из компании «Боди шоп». Она создала брэнд, основанный на значимости. У нее можно было скопировать духи, эмульсии и моющие средства (что и было сделано). Но она построила всемирную империю на системе убеждений. Эту систему с готовностью приняли миллионы и с радостью отдавали за нее миллионы — от Японии до Джайпура, от Парижа до Пеории. (Одну систему она уничтожила и преподала нам урок, чтобы мы продумывали предприятия по созданию системы убеждений.) «Боди шоп». Брэнд, которым движет значимость Анита Роддик основала первый «Боди шоп» в надежде, что получит достаточно средств, чтобы обеспечить себя и двоих детей в течение двух лет, пока муж путешествовал на лошади из Буэнос-Айреса в Нью-Йорк. Ей это удалось. И, вникая й динамику культовых брэндов,—недвусмысленно и сознательно предоставляя значимость для своих клиентов, — она сделала даже больше. В зените своей славы, в 1980-х годах, компания «Боди шоп» выросла в глобальный конгломерат, охватывающий 48 стран с более чем 1800 розничных киосков в 12 часовых поясах. Как она смогла этого добиться? Как утверждает молва, Роддик «решила открыть небольшой магазинчик в Англии, где продавались простые и натуральные средства для ухода за кожей и волосами. Путешествуя по миру, она видела, что такими средствами пользуйся женщины других культур». В 1976 году в Брайтоне, на юге Англии, она открыла бутик, оформленный в темно-зеленых тонах и специализирующийся на запахе пачули, привлекший внимание длинноволосых покупателей. Этот темно - зеленый цвет продолжает украшать розничные магазины «Боди шоп» по всему миру, только теперь он превратился в авторский символ хорошо узнаваемого брэнда. Двадцать с лишним лет назад это был единственный цвет, покрывавший заболоченные места в сыром Брайтоне. «Первый магазин «Боди шоп» предлагал процветавшему в то время сообществу хиппи сделать все покупки за один заход. Роддик начала с пятнадцати приготовляемых вручную составов, которые паковались в «пять упаковок разного размера, которые выглядели так, словно их было, по крайней мере, сто». Анита сама была хиппи, полноценным членом устоявшейся группы. Ее бизнес был ее страстью, способом публично выразить ценности ее сообщества. Ей хотелось, чтобы ее продукты что-то значили, хотелось переступить пределы канонической значимости красоты и тщеславия, подразумеваемые в продуктах конкурентов. Роддик готовила натуральные составы в своем гараже из «косметических ингредиентов, собранных во время путешествий по миру в роли молодой хиппи». Как утверждает молва, она вручную наклеивала этикетки на бутылочки для анализов мочи и писала на них основные ингредиенты и их происхождение. Новаторский отказ «Боди шоп» от традиционных упаковок придавал натуральным составляющим в каждом флаконе подлинную связь с ценностями узнаваемой системы значимости. За несколько месяцев хиппи со всего Брайтона прочно идентифицировались с экологически чистыми выдумками Родцик. И связанными с ними продуктами. Поэтому они приходили, чтобы наполнить свои бутылочки верой и мылом – со скидкой 15 процентов за спасение планеты. Следующие десять лет были взлетом «Боди шоп». Второй магазин был открыт в Чичестере в течение года после премьеры брайтонского магазина. За два года муж Анитш Гордон, создал схему франчайзинга для расширения бизнеса с минимальными вложениями капитала. Первый зарубежный франчайзинговый магазин открылся в Брюсселе в 1978 году. К1979 году Швеция и Греция получили собственную франшизу на «Боди шоп». «Учредив головную франшизу на каждом крупном национальном рынке, Родцик смогла сконцентрироваться на разработке новых линеек продуктов и глобальном видении компании, вместо того чтобы беспоя коиться о проблемах администрирования или управления! персоналом». В действительности она сконцентрировалась на одном аспекте, а не на двух, так как новыелинейки продуктов «Боди шоп» были неразрывно связаны с глобальным видением компании. Продукт содержит идеологию, а затем становится самой идеологией. Значимость обеспечили похождения Родцин во всех концах света, именно они сделали компанию «Боди шоп» тем, чем она есть. «С самого начала нам хотелось иметь возможность рассказывать истории, - говорит Родцик. — Нам хотелось быть честными в отношении наших продуктов и преимуществ, которые они предоставляют. Я... рассматриваю истории как основной компонент общения в «Боди шоп» — как истории о продуктах, так и рассказы о самой организации. Ис-торииотом, как и где мы находим ингредиенты, придают значимость нашим продуктам, которые вряд ли им обладают, арассказы о компании связывают нас и вызывают чувство общности целей». И это сработало. Родцик создает значение в той категорий» которая обычно считается маловажной. Она практи-ваески открыла понятие «натуральный» в индустрии, не представлявшей, что тело может быть натуральным, что наносимые на него составы могут иметь значимость. «Продукты Боди шоп» предлагают необычное согласованное сочетание физического гедонизма и духовного благородства, - пишет Адам Морган в книге «Съесть большую рыбу». Можно сидеть в пенистой ванне и чувствовать себя таким же чистым внутри, как и снаружи». С традиционной точки зрения эти два аспекта были противоположными. Нужно было или развешивать плакаты напротив иностранного консульства под проливным дождем и приносить миру пользу, или отдыхать в пенистой ванне и приносить пользу себе. Великолепный замысел Родцик заключался в том, чтобы примирить эти противоположности, чтобы сделать пользу комфортной, создав брэнд, не требующий социальных усилий со стороны покупателя, за исключением похода в магазин и получения удовольствия от покупки. «Боди шоп» — это брэнд, основанный на значимости. Он вобрал свои главные ценности в том, что называется «Хартией "Боди шоп"», которую составляли восемнадцать месяцев, потому что, следуя своей культурной идеологии, она затрагивала «глубочайшее участие в менеджменте». Если бы «Хартия» на этом остановилась, она была бы такой же дряблой и бесполезной, как большинство корпоративных заявлений о ценностях. Понимая то, что компания основана на значимости, этого нельзя было допустить, и все ценности были разделены на «восемь рабочих групп... чтобы обеспечить их проникновение в самые сокровенные уголки организации». Брэнды, основанные на значимос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|