Откуда начать? Два способа найти значение
Перед вами стоит задача создать систему значимостей i для вашего культа или культового брэнда. Откуда начать? Возможно, вы создаете культ с нуля. Возможно, он достался вам в наследство, и вы недовольны существующей системой. Откуда начать поиск мотивирующего и отвечающего вашим требованиям мировоззрения? Это легче, чем вам кажется. Какая-то работа уже проделана. Некоторые системы убеждений — религиозные или коммерческие, построенные на идеях, уже преобладают в культуре. Кстати, новых верований не так уж много. Большая часть основана на доминирующих мировоззрениях какой-то части новых идей, чтобы отличить их от окружения. Христианство строится на иудаизме, мормонство строится на христианстве. Каждое верование добавляет собственные новые идеи к существующим, принятым в культуре догмам. Таким образом, эта идеология имела больше шансов быть принятой в культуре, одновременно отличаясь от уже имеющихся. Еще одним источником идеологии могут быть существующие убеждения в обществе, выработанные вокруг вашего брэнда или культа. В этом случае их нужно только сформулировать (как сделала компания «Харлей-Дэвидсон»). Мы изучим крайне эффективные методы, которые используются для определения таких идеологий и для их формулировки и изложения. Прежде всего приведем некоторые примеры культовых брэндов, которые взяли убеждения, существующие в культуре и даже субкультуре, и превратили их в основанные на значимости коммерческие предприятия. Присматривайтесь и заимствуйте Самый простой способ получить систему значимостей для своего брэнда — это добавить ее к системе ценностей существующего сообщества. Ваш брэнд или культ станет публичным символом значимости для этой группы. Она должна чувствовать, что брэнд или культ соответствует их интересам. Мы уже говорили, как Анита Роддик сделала это для живших в Брайтоне хиппи. Она написала основу сценария, в котором они получили свой голос. Анита не изобрела, а нашла значение.
Бен Коэн и Джерри Гринфилд основали бизнес «на основе ценностей (формулировка, позаимствованная у Аниты Роддик). Их продукт, мороженое, поставлялся вместе с полити-меской программой того типа, которая привлекала брайтон-ское сообщество хиппи и которую использовала Роддик. «Бен энд Джерри» преследовала три неразрывно связанные цели: высококачественный продукт, честные прибыли и помощь местной общине. Последняя включает политическую программу, направленную на поддержку общины. Например, молоко приходило с местных вермонтских молочных ферм (по более низкой цене), вафли изготавливала пекарня, на которой трудились безработные и исправившиеся преступники, орехи присылали местные бразильцы в попытке сохранить дождевые леса, доказав их экономическую состоятельность. Хотя у мороженого «Бен энд Джерри» есть много поклон-Ников и оно вправе требовать лишних денег, движущей силой брэнда является политическая значимость. «Потребители привыкли покупать продукты определенных компаний, Несмотря на чувство, которое они питают к этим компаниям. Однако компания, основанная на ценностях, зарабатывает такую преданность клиентов, о которой большинство корпораций может только мечтать, потому что опадает нечто большее, чем просто продукт. Она предлагает им прц покупке товара возможность связаться с родственными душами, предлагает способ выразить свои самые глубокие чаяния. В отличие от большинства коммерческих сделок приобретение продукта у компании, которой вы верите, превышает границы простой покупки. Нашим клиентам нравится не только наше мороженое, им нравится то, что символизирует наша компания».
Пока другие компании прячут свои ценности и принципы от потребителей, позиция «Бен энд Джерри» открыта. Она служит флагштоком для такой же достойной внимания общины. Такая стратегия, хотя и отпугивает некоторых, привлекает гораздо больше сторонников. «Бен энд Джерри» при-смотреласьк системе убеждений, существующей в общинах я и сделала их своими, получив при этом приверженность этих общин.
Наблюдайте и формулируйте Сладкая вода с ароматизированными добавками. Может ли такая незначительная и банальная вещь, как прохладительный напиток, нести значение? Может ли она создать мировой зрение, в котором человек может найти себе место и осознать свою личность? Могут ли вокруг такого одномерного продукта формироваться сообщества? На первый взгляд прохладительные напитки не имеют той сложности и глубины взаимодействия продуктов, как, например, мотоцикл или компьютер, при которой могутразворачиваться такие экзистенциальные потребности. Это фасованный товар, продающийся за несколько долларов и приносящий одномоментный опыт. Чтобы попытаться определить значимость, которую любители таких напитков могут приписывать своим покупкам, агентство «Меркли энд партнерс» провело исследование, которое оно называет «Анализом конфликтов». Это исследование начинается с предположения, что убеждения могут лежать глубоко и не проявляться при обычном изучении фокус-группы, на котором обычно задают банальный вопрос: «Что вы думаете об этом брэнде?» Чтобы заставить людей изложить свои самые глубокие чувства, объектов исследования ставили в оборонительное положение. Их заставляли защищать то, во что он и верили. В такой ситуации люди удивительно ясно излагают свою точку зрения — даже на подслащенную воду. При анализе конфликтов одновременно опрашиваются шве группы, находящиеся в соседних комнатах. Каждая группа в этом случае представляла любителей прохладительных напитков, отобранных по принципу частоты потребления. Брэнды, которые, по их словам, они предпочитали, были «Снэппл», «СоБи» и «Аризона Р-икс». Группам сообщали, что за соседней дверью находятся лю-штели другой марки прохладительного напитка. Собеседования с группами продолжались долго: три часа (иногда больше по просьбе респондентов). Респондентам говорили, что за первые полчаса они должны составить манифест своей группы и рредставить его на «Смертельной схватке» (названной по имени популярного шоу на МТБ, где сражаются между собой знаменитости) с соседней группой. Они должны будут защищать евой манифест от нападок членов сообщества конкурирующего брэнда.
В течение первой половины сеанса респонденты выполняли различные упражнения, которые помогали выявить любую потенциальную общность группы, кроме личных привычек, и увидеть, существуют ли соответствия между ценностями группы и брэнда. Дискуссия группы направлялась очень умеренно (руководство по дискуссии отсутствовало). Модератор лишь объяснял упражнения и побуждал респондентов победить соседнюю группу. Идея заключалась в том, чтобы узнать, сможет ли труппа обнаружить скрытое значение в собственной солидарности, исключив личные привычки при покупках. Могли их брэнд содержать для них какое-либо более существенное значение, кроме «это вкусно»? Какой станет динамика группы через девяносто минут? Сформируется ли группа в сплоченное сообщество, смогут ли ее члены изложить, во что верят, или каждый будет защищать свои собственные интересы? Серьезно ли отнесутся респонденты к этому исследованию, не будут ли считать его глупой игрой? В конце исследования манифесты излагали явно отличные друг от друга мировоззрения брэндов. Например, любители «СоБи» описывали систему ценностей, отличавшуюся терпимостью и непредубежденностью. По их словам, брэнд (и они сами) мог спокойно решить парадокс высоких энергий. Один диск-жокей из Сиэтла сказал, что система убеждений «СоБи»лежит между «Йоко Оно и сноубордингом». Собисты (их собственное определение) свободно приспосабливались к той или иной идее о себе: они могли и медитировать, и заниматься экЯ стремальными видами спорта.
Их манифест гласил:«Жизнь слишком коротка, чтобы испытывать слепую приверженность чему-либо. Мы не ограничиваем себя одной реальностью, какой бы она ни была. Любим приключения, непосредственность и веселье. Принимаем все культуры, все живые существа, всех людей. Вливаем энергию в тело, поднимаем дух и облегчаем ум». Любители «Снзппла» считали, что поклонников «СоБи» одурачили, что они оказались невольными, глупыми жертвами маркетинга. Действительно ли они полагали, что налиток делает их свободнее? В сложных отношениях между образом аутентичности брэнда и любителями «Снэппла» последние понимали, что поддаются влиянию маркетологов, и смирялись с этим. «Мы, любители «Снэппла», заявляем, что являемся несходными личностями, введенными в заблуждение системой и осознающими это». Любители «Аризоны» видели себя прагматичными, осознавшими себя личностями (все остальные считали их немного педантичными), особенно когда дело касалось того, что они потребляли. Они серьезно относились к заявлениям о пользе для здоровья на этикетках «Р-икс», изучая и выбирая самые полезные для себя ингредиенты. Их манифест гласил: «Мы здоровы и активны... образованны, особенно в вопросах здоровья... перед тем, как что-то сделать, мы думаем. Мы знаем, что нам нужно, а что не нужно... и мы ответственно подходим к тому, что потребляем». Определения брэндов и групповой индивидуальности были очевидными. Респонденты четко излагалиссистему значимостей брэнда, особенно когда их манифесты подвергались нападкам. Некоторые манифесты были даже написаны в форме Декларации Независимости. Этот метод выявляет любое значение, которое бессознательно существует у покупателей брэнда. По всей очевидности, соответствие любителей «Снзппл» идее аутентичности, скорее всего является информированным благодаря рекламе. Однако два других брэнда почти не предлагают маркетинговой связи, которая служила бы руководством для поклонников этих брэндов. МЬтодология анализа конфликтов особенно полезна для равноправных категорий. Отличия значимостей могут не проявляться с очевидностью, поэтому они вряд ли будут обнаружены с помощью традиционного изучения в фокус-группах. Это лабораторный метод, предназначенный для мониторинга формулирования убеждений и создания сообщества в реальном времени (респонденты часто договариваются о встречах после сеансов, хотя до этого они были абсолютно незнакомы), с помощью которого можно начать создание системы убеждений собственного брэнда или культа. Культы и брэнды должны иметь системы значимостей. Для брэндов они могут стать источником отличия и возможностью назначить за продукт дополнительную стоимость, не полагаясь на превратности его более или менее постоянных преимуществ. Системы значимостей можно заимствовать в окружающих культурах и адаптировать их к собственной организации. Можно присматриваться к существующим убеждениям различных субкультур и, перестроив их, строить сообщества на основе этих групп. Либо можно изложить скрытую систему убеждений существующих членов сообщества. Системы значимостей должны Обеспечивать интерпретацию, создавать цели и стремления и вызывать чувство контроля или определенности.
ГЛАВА 8 СИМВОЛИЗМ
Брэнды — это символы. Мы живем в мире, где господствуют коммерческие иконы, тотальные инициативы и комплексные маркетинговые усилия, где продукты потребляются не столько благодаря тому, чем они являются (материально), сколько тому, что они представляют (духовно или по крайней мере социально). Мы работаем в экономике символов, то есть в такой, где не имеющие смысла продукты и их несуществующие материальные преимущества могут превращаться в ожившие сосуды значимости. Что такое символы и почему они так важны? Символы без преувеличения создают значения, они позволяют конкретному мировоззрению получить жизнь в любом сообществе. Символы — это сама суть культуры, будь они письменными, вербальными, слуховыми или изобразительными. Это многообразные средства распространения информации, с помощью которых люди активно общаются, прославляют и защищают свои убеждения и ценности. Сообщества создает значимость, публично и символично выражая ее: они их распевают, танцуют, сжигают, едят, носят и татуируют на теле. В знак значимости они бреют головы. «Единство группы, как и ее культурные значения, должны найти символическое выражение, — пишет социолог P.M. Маклвер, — символ одновременно является средством коммуникации и общей основой понимания». Вся коммуникация — с помощью языка или других средств — использует символы. Общество вряд ли может обойтись без них». Символы — это не только простые иконы: крест, звезда или пузатый Будда. Это скорее сеть знаков, связывающих целый комплекс значений. Символом может служить одежда, музыка, пища и поведение. Исторически эти системы символов созданы культами и религиями. Начиная с первых человеческих обществ культы активно и сознательно создавали индивидуальные культуры с помощью гармоничного сочетания и единообразного использования совокупности символов. Верования — библейские истины, заявления о миссии, долговременные ценности и убеждения — хороши только в теории. Однако в конце концов идеи постепенно блекнут и остаются лишь действия. Мы выражаем себя в делах, а не в мыслях. Например, для кришнаитов воздержание от алкоголя и наркотиков, азартных игр и недозволенного сексуального поведения, а также отказ от употребления в пищу мяса, рыбы и яиц — не просто моральные предписания пя-титысячелетнего Бога. Это каждодневное символическое поведение десятков тысяч людей по всему миру. Песнопения, одежда, смывания предназначены для воспитания у поклонников культа преданности и стремления к сознанию Кришны. Те, кто полностью становится на путь Кришны, наполняются символами своего выбора. Вплоть до начала 1960-х годов львиную долю символов и культур для сообществ по всему миру поставляли такие культы, как Харе Кришна, и установившиеся религии, например католицизм. Тот факт, что сегодня брэнды и особенно культовые брэнды снабжают символами подавляющее большинство населения планеты, является относительно недавним, но чрезвычайно важным историческим событием. В течение примерно ста последних лет функции брэндов в большей или меньшей степени оставались без изменений. Это были товарные знаки подлинности для товаров и Lcjryr, торговые марки для корпоративной собственности, но Определенно не системы символов для культур. Что же произошло? Важно ответить на этот вопрос, если мы хотим изучить подлинные возможности, которые предоставляют символы для нас как маркетологов, коммуникационных компаний и разработчиков коммерческих планов. Американская маркетинговая ассоциация (АМА) определяет слово «брэнд» как «название, термин, символ, дизайн или их комбинацию, предназначенную для идентификации товара или услуги продавца (продавцов) и отличающую этот товар или услугу от продуктов, произведенных конкурентами». Определение дано АМА примерно сто лет назад. Оно обязано своим появлением пиву и британским пабам. До середины XIX столетия английские любители пива получали напиток в местных пивоварнях. Все изменила промышленная революция: новые технологии привели к разрастанию продуктов, а железные дороги способствовали их распространению, рто означало повсеместное увеличение количества продуктов. Потребители уже не имели местных связей с продуктами. Поблизости не было трактирщика, которому можно было пожаловаться, если пиво оказывалось водянистым, исчезли традиционные способы убедиться, что вы получаете тот же самый напиток, которым наслаждались многие годы (например, наблюдать, как доверенный человек варит вам пиво). Пивоварни, изолированные от потребителя, стали маркировать свой продукт надписями о происхождении и подлинности, пытаясь сделать их особыми и узнаваемыми. В 1875 году в Великобритании был принят Закон о торговых Марках, призванный защитить «настоящие» символы подлинности. «Басе ред трайангл», зарегистрированный в том же году, стал первым символом, обозначающим на основании закона аутентичность продукта в мире, который становился все более обезличенным. Он стал первым брэндом. Брэнд все так же служит символом подлинности и соответствия законам, как и в разгар промышленной революции. Однако с тех пор как пиво везли на паровозах, а покупатели могли выбирать из четырех сортов мыла, двух-трех моделей автомобилей и нескольких марок пива, прогресс не стоял на месте. После Второй мировой войны и особенно в 1960-х годах схемы потребления безвозвратно изменились. Впервые в американской экономической истории предложение превысило спрос. Лауреат премии Оскар, работавший одно время составителем рекламных текстов, лорд Дэвид Патнем говорит об этом так: «Когда я начал работать в 1958 году, компоненты рекламы были очень простыми и очень наивными - продукт, логотип, цена, номенклатура и заявление. К середине шестидесятых все изменилось. По-моему, именно в то время рекламные объявления стали убеждать людей, что их «стиль жизни» требует определенных продуктов, о которых они, скорее всего никогда не слышали и уж наверняка в них не нуждались. Это было началом того, что я называю «потребительской рекламой» и что требовало совершенно другого подхода». Один из самых знаменитых символов коммерческого мира, ссылавшегося на стиль жизни, возник в 1959 году с рекламной кампании известного теперь магазина «Дойл-Дейн-Бернбах» с Мэдисон-авеню. Бизнес-цель этой рекламной кампании в ретроспективе кажется невероятной: превратить технически отсталый немецкий автомобиль 30-х годов с воздушным охлаждением и задним расположением мотора в жизнеспособного конкурента на рынке, где потребители измеряли жизненный успех размерами задних крыльев машины и метражом хромированных деталей. Кампания «Дойл-Дейн-Бернбах», направленная на продвижение «жука», изменила правила игры. Билл Бернбах не лошел на явный маркетинг продукта и вместо этого обратился к силе социальной психологии и юмору. Бернбах трансформировал серьезные материальные недостатки (невзрачный внешний вид и отсутствие «наворотов») в символ альтернативного американского стиля жизни. Он призвал недовольных и разочарованных «думать о непритязательности». Подчеркивая юмор, иронию, правду и простоту, рекламное агентство обращалось к неформальной коалиции защитников окружающей среды, интеллектуалам, радикалам, мятежникам и вольнодумт цам, которых никогда не существовало для «Десото», «Хадсо-на», «Паккарда» и «Эдсель». Через четыре десятилетия в исследовательском центре рекламной столицы мира я слушаю, как профессор, маляр, работник службы социального обеспечения и учительница третьих классов по имени Симона почти дословно повторяют маркетинговую стратегию Бернбаха. Это звучало так, словно они сами ее придумали. Возникает поразительный и важный парадокс. Он заключается в том, что символы культовых брэндов могут запечатлеться в «личности» сообщества. «Он наш. Когда мы видим человека за рулем «фольксвагена», мы знаем, что он символизирует. А когда видишь один из танков, который называется «кадиллак», то знаешь, кто сидит за рулем и что символизирует». Начиная с эры Бернбаха давление коммерческой рекламы неимоверно возросло, создав потребительскую культуру, возможно, более католическую, чем мир символов государственной религии (безальтернативной культурной силы на протяжении тысячелетия). По мере того как экономика сдвигается в сторону спроса, то же самое происходит с социальной значимостью брэнда. Всего полвека назад брэнд узаконивал производителя — происхождение и подлинность продукта. Сегодня брэнд узаконивает потребителя - про, исхождение и подлинность индивида и сообщества. Брэнд больше не является опознавательным знаком корпорации двумерным логотипом на этикетке. Брэнды — это отличительные признаки человеческой личности. Они стали настолько важными представлениями о культуре, что люди даже клеймят ими свои тела — точно так же, как наши предки наносили на кожу символы социального и духовного общественного статуса. Почему так происходит? Ли Клоу, президент компании «ТБВА» и креативный разработчик кампании «Думай по-другому» для «Эппл», объясняет это так: «Брэнды — не просто напоминание, что вам хочется купить. Они вошли в плоть и кровь нашего общества. Брэнды стали частью системы упорядочивания — они даже создают контекст того, что мы собой представляем и как мы живем... Они говорят, кто вы есть и каковы ваши ценности». Разумеется, первоначальный «жук» представляет собой примитивное средство выражения значения по сравнению с теми всеобъемлющими системами значений, которые современные компании разрабатывают для своих брэндов. В наши дни рынок намного сложнее и полнее, чем был полвека назад, а потребители гораздо лучше разбираются в символах. Компаниям нужно предлагать нечто большее, чем просто продукт. Маркетологи культовых брэндов понимают, что должны колонизировать каждый момент повседневной жизни. Их миссия — оставить неизгладимое впечатление в жизненном опыте, создать унифицированную систему значимостей, которая трансформировала бы любое свободное пространство между компанией и клиентом в символ, относящийся к одной-единственной идее или убеждению. Как храм Харе Кришны. Одним ясным свежим летним днем 2003 года я проходил мимо магазина «Эппл» на Принс-стрит в Нью-Йорке и увидел толпу выходящих из него людей. «Наверное, там грандиозная распродажа», — подумал я и втиснулся в торговый зал. Внутри сотни лиц с восторгом смотрели вверх. Но не в ожидании выгодной покупки — все смотрели на гигантский экран. На нем Стив Джобе, лучась улыбкой, читал проповедь о своем новейшем продукте, компьютере «Джи-5», и о том, как он вписывается в семейство «Макинтош». Некоторые записывали его слова на карманные компьютеры и отправляли по электронной почте друзьям. Другие внимательно смотрели и слушали. Вы можете подумать, что это была просто толпа людей; помешанных на компьютерах. Но это не так. В ней можно было видеть людей из трех ближайших штатов — от пожилых, одетых в черное жительниц Нью-Йорка с дорогими прическами и мелких руководителей до детей и нескольких хиппи. Магазин на Принс-стрит - место сбора и храм символической интеграции, напоминающий удивительную витрину «Кришна Аштрам» на Бауэри. Каждый знак и жест, каждый продукт и служащий магазина интегрированы в более крупную систему символизма «Эппл». Когда вы входите, перед вами открывается великолепная, но без излишеств стеклянная лестница. На первом этаже расположены приделы, посвященные почитанию и поклонению цифровой фотографии, МРЗ-плеерам и тонким ноутбукам. Наверху исповедальня — бар «Эппл», — где исправляются ошибки и отпускаются грехи неправильного (использования программного и аппаратного обеспечения. Выслушиваются сомнения поклонников брэнда и тут же даются ответы и разъясняется истина. Вдоль галерей располагаются стеллажи с духовной литературой по программам и священные писания — справочники и руководства пользователя. И повсюду одетые в черное благочестивые и спокойные служители, всегда готовые объяснить доктрину установки программного обеспечения или дать инструкции по загрузке музыки из Интернета. Наверху лестницы — святая святых. Прихожане тихо рассаживаются на гладких скамьях лицом к кафедре и гигантскому плоскому экрану, взрывающемуся цветом и жизнью. Сегодняшний пастор (проповеди рекламируются на проспектах, которые раздаются при выходе) будет читать проповеди на тему доктрины новой опeрационной системы или использования «Адоуб фотошоп». Справа от входа расположен алтарь — последняя остановка прихожан перед выходом в мирскую суету. Длинный гладкий постамент из светлого дерева, кассовые аппараты, за которыми сидят улыбающиеся дьяконы и принимают пожертвования от посвященных. Значение Принс-стрит заключается в том, что это образ, эмпирическое связующее звено корпоративных и общественных убеждений, а не только место отдыха и развлечений. Это Мекка для клиентов, желающих погрузиться в комплексный мир символов. Это часть высокоинтегрированной системы символов «Эппл», предназначенной для отдельного сообщества. Например, плеер «АйПод» получил такое признание не просто потому, что прекрасно вписывался в операционную систему OS X или подходил к веб-сайту «АйТьюнз». Этот тонкий инструмент интуитивно включался в систему значимос-тей сообщества и вытекающий из нее символический код (интуитивная простота, любовь к прекрасному и вера в силу творчества). «АйПод», «АйМак», «АйБук» — все равноценно работает вместе с рекламой, событиями, веб-сайтами и храмом на Принс-стрит. Так работает культовый брэнд. Для сообщества система символов является связующей силой. Она служит маяком отличия для групповой индивидуальности. Патрик говорит так: «Когда вы видите «Мак», тут же получаете представление об эксцентричном, не укладывающемся ни в какие нормы продукте, которым гордятся пользователи этих компьютеров. И по-моему, внимание привлекает именно необычный вид «Мака». Это что-то вроде "посмотри на него, это не ПК, это не бежевый ящик, а нечто особенное, отличающееся от привычных норм"». Люди тоже могут стать частью структуры символов брэнда. Подобно Христосу, Магомеду или Будде врелигиозном мире, отдельный человек может подняться до представительского статуса в мире конкретного брэнда. В обществе, движимом символами брэндов, было бы странно, если бы не было коммерческих мессий, играющих роль проводников значимости. Я спросил группу здравомыслящих, осознавших себя как личностей пользователей «Эппл», что представляет собой Стив Джобе. Клей утверждал, что «все вроде исходит от одной личности... целый вид мифологии и стиля жизни». Насколько важна роль Джобса как символа? По мнению Клея, его роль значительна. Я спросил, что случится, если Джобса собьет автобус. «Я буду очень... не страдать, но вроде как переживать... Не знаю, что я буду чувствовать... но что бы я ни ощущал, это чувство будет глубоким. Как будто я потерял человека, которого знал лично. Я определенно буду огорчен». Грег кивнул и сказал: «Наверное, я буду чувствовать то же самое. Он человеческий шмвол компании. Когда думаешь об «Эппл» как о человеке, ты думаешь о Стиве Джобсе. Нравится он вам или нет, он представляет собой большую часть индивидуальности компании». Разумеется, включение людей в систему символов влечет за собой определенную опасность. Например, их может переехать автобус. Живой символ имеет то преимущество, что члены сообщества могут легко идентифицировать себя с ним лишь потому, что он человек, пусть даже возведенный в статус полубога. Но, как и многие склонные ошибаться боги древности, человеческий символ может сделать ложный шаг и увлечь за собой значимость вашего брэнда. Опасность также кроется в создании системы символов которая, скажем так, ничего не символизирует. Одной эстетики недостаточно. Иконы остаются лишь иконами, потому что передают мир значимостей тому сообществу, которое их чтит. Отмечая тождество эстетики двух брэндов «Фольксваген» недавно запустил прекрасно сделанный рекламный ролик, предлагая в подарок «АйПод» при покупке «жука». Мне нравится эта реклама. Камера чуть ли не ласкает гладкие, округлые очертания этих продуктов, передавая свойственную им музыку образов. Но воздействие было бы гораздо более эффективным, если бы эти брэнды имели одинаковый статус культовых брэндов. Я бы не стал утверждать, что реинкарнация «фольксвагена» в, образе нового «жука» является культовым брэндом. Хотя корпус машины такой же характерный, как раньше, материальные отличия (не важно, насколько они значительны) не являются типичными для культового брэнда. У нового «жука» отсутствует значимость. Его странные, «космические» особенности не выражают убеждений какой-либо группы в отличие от своего наполненного значимостью предшественника. Пока материальные отличия не будут явно символизировать отличия в ценностях и убеждениях, все, что получается,—это продукт с интересными очертаниями. Просмотрите список своих продуктов. Осознайте интегрированную систему символов. Просмотрите назначение пластика, проводов, наполнителей и ингредиентов. Обдумайте новую систему символов, то есть в чем можно найти настоящее, долгосрочное отличие. Какой тип окружения вы предлагаете? Это должно быть место, где вы и ваши клиенты могли бы общаться с себе подобными и где были бы представлены отчетливые символы их убеждений. Какой храм, какому богу вы воздвигаете?
ГЛАВА 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|