Первоначальная цена приверженности невысока
Как люди становятся преданными? Ведь они не просыпаются поутру, говоря: «Я собираюсь бросить дом, семью и работу ради организации, о которой услышал лишь вчера». Этот процесс похож на поведение лягушки в теплой воде. Семья Беллы входила в культ постепенно, и это требовало от нее небольших жертв. Стоимость членства при вхождений в культ составляла всего тридцать долларов за семейную пару, однако постоянно росла и превращалась в огромные суммы. Первоначальные временные и эмоциональные затраты также были незначительны. На ранних этапах заинтересовавшиеся посещали курсы, на которых изучали философию Успенского и Гурджиева. Они не ощущали необходимости для абсолютной приверженности. Если кому-то курсы понравились, он мог при желании проявлять больше приверженности. Разумеется, ро мере роста персональной вовлеченности, они формировали дружеские отношения с другими членами. «Сила личнос-ти» брала свое, и к тому времени, когда появлялась значительная приверженность, она относилась к новыми друзьям и «семье», а не просто к организации. Цена лжи Вернемся к «Боди шоп». В течение 1980-х и в начале 1990-х годов бизнес-школы и периодическая печать США превозносили бешеный успех «Боди шоп», хвалили неортодоксальные убеждения Аниты Роддик в отношении бизнеса и этики, ее преданность принципам, преступающим пределы традиционной заинтересованности в прибыли. Примерно через десять лет, когда Анита Роддик за одну ночь стала миллионершей, все в одночасье рухнуло. В 1994 году относительно неизвестный журналист по имени Джон Энтин поместил статью в журнале «Бизнес этике» (кстати, одном из самых любимых Анитой Роддик, так как он фокусировался на корпоративной социальной ответственности). В статье методично, случай за случаем был прослежен длинный, извилистый путь лжи, непоследовательности, нарушенных обязательств и утверждалось, что «Боди шоп» основан не на принципах, а на получении прибыли.
Энтин полностью разоблачил миф об экзотическом бродяжничестве Аниты по всему миру с целью сбора растений и об открытии ею своего дела с пустого места. На самом деле, по словам Энтина, Роддик никогда не скиталась по миру в поисках запахов и смягчающих средств- она заимствовала идею у друга семьи, имевшего в Сан-Франциско сомнительный бутик, который она посетила примерно в 1970 году. Он назывался «Боди шоп» (позже она выкупила у этого человека права на имя) и торговал флаконами с косметикой и натуральными досьонами со всего мира с наклеенными и заполненными вручную этикетками. «Сравнение с американскими брошюрами и магазином Роддик говорит о многом, — пишет Энтин. — "Вяжущий лосьон Фор-о-клок" превратился в "Вяжущий лосьон Файв-о-клок". "Корейская моющая крупа", состав которой был разработан женщиной, шившей кимоно для американцев, стал "Японской моющей крупой"... Роддик слово в слово копировала описания продуктов, в том числе грам-, матические ошибки». И это только начало. На лжи Роддик построила целую империю, радикальную приверженность красоте и бизнесу, которая вместе с каждым новым начинанием, с каждым новым продуктом накапливала необычайную преданность ее брэнду, (но, согласно критикам, не означала ничего, кроме маркетинговой уловки. Главные заявления Роддик относились к ее продуктам. («Мы не можем и не должны уподобляться адириадам (других компаний, вопящих «натуральный продукт», потому что, как вы, вероятно, знаете, мы не похожи на другие компании».) Только естественные и полученные из надежных местных источников,—эти сильнодействующие, направленные на (дифференциацию утверждения, по словам Энтина и многих бывших клиентов «Боди шоп», были чистейшей фальсификацией.
Начиная с открытия магазина в 1976 году уникальные флаконы «Боди шоп» были наполнены невосстановимыми нефтехимическими ингредиентами: нефтью, вазелином, производными карболовой кислоты и изопропилмиристатом. «Эти ингредиенты до сих пор входят в состав продуктов компании... По мере того как она развивалась от витрины в пригороде Брайтона и растущего английского концерна до международной косметической компании... синтетические ингредиенты представлялись как консервирующие средства для Долговременного хранения продуктов. Роддик заполняла свои флаконы яркими красками и искусственными ароматизато, рами. Со временем яркие, благоухающие лосьоны стали такой же составляющей торговой марки компании, как и ее репутация», - писал Энтин. А откуда взялись эти химические продукты? В 1980-х годах, в эпоху Рейгана, когда остальные корпорации насиловали земной шар в поисках ресурсов, Роддик отличалась тем, что ратовала за торговлю на основе взаимной выгоды, охрану окружающей среды и социальную ответственность корпораций. «Потребители все яснее осознают, что их покупки представляют собой моральный выбор, — объясняла Роддик в своей автобиографии-манифесте «Бизнес, как прежде». — «Боди шоп» верит, что торговля должна быть этичной. Взаимовыгодная торговля является для нас центральным фактором. Она означает, что мы должны избегать прямой эксплуатации человека и животных, а также любого негативного воздействия на их среду обитания. А понимание того, что окружающая среда и люди свободны от эксплуатации, означает, что мы даем потребителям информацию, помогающую ему сделать более ответственный выбор». В статье, которую Энтин написал, чтобы защититься от мести юристов «Боди шоп», он приводит примеры лжеинициатив взаимовыгодной торговли, в которых царят эксплуатация и лицемерие. Производство интимных дезодорантов, превратившее индийский сиротский приют в каторгу. Средство для ванн из тропических лесов, поставляемое «самыми алчными фирмами в Латинской Америке, существующими за счет уничтожения окружающей среды, включая семью Мутран, которая использовала рабский труд и была связана с убийствами профсоюзных лидеров в Южной Амазонии». Список нарушений можно продолжать до бесконечности. «Меня огорчает ложь, — говорит директор агентства помощи Амазонии по поводу политики взаимовыгодной торговли «Боди шоп». — Они це помогают индейцам кайапо. Это все спектакль. Самая высокая в мире заработная плата? Они платят те же гроши, что и остальные лучшие в мире компании. Они хуже, чем «Юнайтед фрут». Анита Роддиклжет, когда утверждает, что помогаеттро-рическим лесам, но кто поверит каким-то бразильским защитникам окружающей среды?»
«Неправильные методы отбора бактериальных проб», «Загрязненный банановый шампунь», «Загрязненный крем для ног», «Проблемы с гелем для глаз из цветов бузины», «Бактерии в расфасовочных машинах», «Отвратительные продукты», «Формальдегид в косметике» — статьи Энтина о «Боди шоп» напоминают работу психолога-реабилитатора. Именно так работают борцы с культами, тщательно изучая и раскрывая каждую ложь и нарушенное обязательство, пока член культа не начнет сомневаться во всем, что говорят и делают лидеры культа. Психологи-реабилитаторы проводят членов культа по всем (духовным текстам, заповедям и ценностям и показывают несоответствие того, что проповедуют лидеры и что они делают на самом деле. Истины и принципы культа исследуются одна кза одной, а затем систематически вскрываются их противоречия. Именно это делает Энтин. «Потребители покупают дорогие шампуни и лосьоны «Боди шоп», — пишет он, — потому что они верят... что компания делает то, что говорит». В мире, где критику можно распространять через Интернет, любой человек может обнаружить и опубликовать непоследовательность и ложь любой организации. Интернет забит сотнями веб-сайтов бывших членов культов, на которых отвергнутые члены сообщества могут делиться историями, как их обижали, обманывали и оскорбляли. В мире потребительства веб-сайты, посвященные массовому потребителю, работают таким же образом (покупатель может зарегистрироваться в виртуальном сообществе и поведать миру о компаниях, злоупотребивших его приверженностью). Сторонники брэнда в один миг становятся его противниками. В современном мире лишь намек на лицемерие со стороны организации, основанной на приверженности, может немедленно превратиться в скандал, раздутый средствами массовой информации. Это эффект антипреданности, который можно выразить так: «Отвергнутый член культа становится его злейшим врагом».
Цена пренебрежения У Патрика была странная, иррациональная необходимость того, чтобы «Эппл» преуспевала. «Я хочу, чтобы она стала лучше и получила большую долю рынка». Я разговаривал с ним и другими пользователями «Мака», которые не всегда чувствовали такую ярую приверженность. Они признались, что чуть не отвернулись от брэнда в трудные для компании дни, которые заставили серьезно пересмотреть свою преданность компании. Как сказал Лу, «тогда, в 96-м, когда дела шли хуже некуда, помню, я думал: «Что случилось с этими людьми, что случилось с компанией?» На некоторое время они отстали... мой «Эппл»... едва ли можно было сравнить с новыми ПК, стоявшими у многих моих друзей». Это история предательства через пренебрежение. Это также история возрождения через возвращение лидеров к людям. Умирающий брэнд можно возродить, но это требует абсолютной концентрации и бескомпромиссных усилий, направленных на восстановление потерянного доверия. Возможно, ваша компания или брэнд не переживали такого кризиса, который выпал на долю «Боди шоп» или Братства друзей. Не все проблемы с приверженностью выражают- сЯ в столь явных формах. Чаще (правильнее было бы сказать «очень часто») они являются результатом повседневной инерции организации: небольших уступок, группового мышления и общей усталости. Каждый раз, когда ради политической целесообразности выбирается слабая идея, каждый раз, когда из-за страха побеждает посредственность, каждый раз, когда ценности и заботу относят к категории политического механизма и компромисса, институт медленно загнивает изнутри и быстро заставляет отвернуться сторонников, составляющих его ядро. Дитя Стива Джобса постепенно угасало тем же самым образом, пока его создатель находился в вынужденной ссылке. Она не была необходимой, потому что в компании не было иконы в лице главного исполнительного директора, поскольку она потеряла первоначальную приверженность и видение, отвлекшись на ежеквартальные результаты и безрассудную разработку новых продуктов.
Все с любовью вспоминают футбольный финал США 1984 года и рекламу, в которой впервые была представлена всемирная икона. Тем не менее десять лет спустя «Эппл» стала неузнаваемой, как компания, которая так смело объявила о своем видении лучшего мира. Движение, организовавшееся благодаря необычайной преданности поклонников брэнда, превратилось в свое жалкое подобие. Единственное, что осталось, — это сверхвысокая цена. Не было ни оригинального и легкого в использовании программного обеспечения, ни красоты и необыкновенной эстетичности аппаратного оборудования. «Эппл» 1980-х годов была громоздкой компанией, управлявшейся такими же скучными посредственностями, как машины, которые она выпускала в то время. Некоторые наблюдатели полагают, что Джобса и его компанию спас выпуск компьютеров серии «АЙМак». Более важным является то, что главный исполнительный директор при- нял сознательное решение восстановить доверие. Он бросился к сообществу, восполняя энергию сторонников собственной энергией. Он «инвестировалв меня... По-моему, он понимает пользователей «Мака» (в отличие от менеджмента в период междуцарствия), поэтому компания при нем добилась многого», — утверждает Грег. Они увидели, что их преданность разделяет и лидер. Джобе не только восстановил доверие сообщества, он остро понял, что его члены поверили в идею. До его возвращения компания блуждала без видения и продукта, который соответствовал бы этому видению. Джобе быстро вытащил брэнд из затяжного пике, инвестировав прежде всего в идеологию, а затем уже выпустив на рынок «АйМак». Вскоре после своего возвращения в компанию он типично радикальными методами сократил на 80 процентов отдел научно-исследовательских работ и передал эти деньги коммуникационной компании «Чиат/Дэй» — той самой, которая выпустила знаменитую рекламу 1984 года. Для выставки «МакУордц» он подготовил кампанию «Думай по-другому» и «АйМак», публично изменив курс брэнда. Ниже приводится отрывок из его речи перед разработчиками и поставщиками программного обеспечения. «Маркетинг — это ценности. Мы должны очень четко понимать, какими нас хотят видеть наши клиенты. Они хотят знать, что такое «Эппл» и что она символизирует. Наша задача заключается не в том, чтобы выпускать ящики, помогающие людям выполнять свою работу, хотя мы делаем это очень хорошо. «Эппл» символизирует гораздо большее. Наши главные ценности в том, что мы верим: люди с радостью согласятся изменить мир к лучшему. Мы верим именно в это». Рекламный ролик с изображениями Пикассо, Брэн-сона, Эйнштейна и других начинается так: «За сумасшедших...» Говоря кратко, компания наконец стала выполнять свою часть сделки, обеспечив не только выпуск вдохновляющих продуктов, но и переоценив свое видение. Ее продукты восстановили репутацию «Эппл» как возмутителя спокойствия на рынке (посмотрите, как быстро производители бежевых ящиков стали копировать ярко окрашенные «Маки» - самые продаваемые компьютеры) и оправдали веру членов сообщества в то, что они отличаются от остального мира (в лучшую сторону). И даже обеспечили поддержку своим сторонникам, когда их преследовали за то, что они другие. По словам Патрика, его «достают», потому что он использует нечто другое, чем остальные (пользователи ПК), и, что интересно, он считает, что они завидуют: «По-моему это потому, что они знают, что ошибаются, что сделали не тот выбор (предпочли ПК). Они понимают, что мы лучше. Я хочу сказать, что никто не говорит: ого, у тебя «Делл». Никто этого не говорит». Когда собираются пользователи «Мака», у них есть чем поделиться, включая рассказы о страстно увлеченном сумасшедшем лидере, который их любит и доказывает свою приверженность. А изюминкой для Патрика было то, что Джобе помог ему снова стать миссионером. Поклонник брэнда ставит на кон свою репутацию, когда его рекомендует. В брэнде должно быть что-то, что гарантировало бы обращение в новую веру. В случае с «Эппл» большое значение имеют само обращение и способность убедить новообращаемого. По словам Патрика, «мы другие, потому что пользуемся «Маками», и мне кажется, что когда ты обращаешь кого-то в свою веру, то меняешь его на всю жизнь... это действительно большое событие... их нужно спасти». Патрику нужно было чувствовать, что движущей силой обращения служат его брэнд и стоящая за ним преданность лидеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|