Хорошо знакомое плодится многократно
Самый знакомый образ мормонского вербовщика - аккуратно одетый, румяный миссионер, который работает в шобой точке мира, куда его посылает церковь. Это наименее эффективный метод вербовки самого успешного современного культа, по крайней мере когда он используется известным для нас образом: обращение к людям на улице или рождение по домам. Церковь осознает силу социальных сетей. Она продуктивно использует существующие отношения. Говоря словами Джейсона, который вспоминает миссионерскую работу в Румынии: «Когда человек присоединяется к нашей церкви и твердо в нее верит... он приводит ивоих друзей, посылает миссионера к своим родителям, родственникам и друзьям. Самый эффективный способ найти новых людей — это личные рекомендации». Другими словами, церковь понимает потенциальное значение уже налаженного социального взаимодействия между членами семьи и дружеских отношений для продвижения своих новых идей. Кевин и Роберт, приятные молодые люди, миссионерствующие в Нью-Йорке, подтвердили, что церковь «делает самый сильный акцент на разговорах с друзьями людей, ставших ее прихожанами. Это самый плодотворный источник». Пегги Фьюгал, хозяйка агентства в Солт-Лейк-Сити, говорит, что, по некоторым сведениям, к церкви присоединяется: - один из тысячи человек, к которому миссионер подошел на улице; - один из пятисот человек, который знаком с мормоном; - один из двухсот человек, которого рекомендовали миссионеру; - один из ста человек, который подружился с прихожанином; - один из пятидесяти человек, который пришел в церковь с прихожанином; - один из двадцати пяти человек, которому проповедует миссионер в доме прихожанина.
Она сообщила, что последнее является целью и фокусом миссионерской работы, и отсюда у мормонов появилась поговорка: «Каждый прихожанин — миссионер». На начальном этапе развития благодаря существующим социальным контактам мормонская церковь увеличила количество своих членов до 24 тысяч за 14 лет. Ее основатель, Джозеф Смит, вербовал первых последователей из членов своей семьи и окружающих, связанных тем или иным способом с его непосредственным социальным окружением.
Кроме использования социальной сети (силы личности), мормоны также понимали значение первоначального ослабления доктрины. Формула вербовки требовала от них представления своей доктрины в контексте общей идеологической основы. Два храбрых миссионера в центре Нью-Йорка хорошо понимают угрозу неприятия потенциальным новообращенным мормонской идеологии при первом подходе: «В доктрине имеются отличия [sic]. Поэтому вначале мы концентрируемся на сходстве, на вере в Иисуса Христа и Бога. А затем говорим о таких вещах, как Книга мормона и Джозеф Смит». В действительности в идеологии существуют фундаментальные отличия. Они настолько радикальны, что некоторые мировые религии (в том числе католики, пресвитерианцы и методисты) отказываются признавать мормонский обряд крещения. Самые новаторские положения включают догмат о том, что Бог когда-то был таким, как сейчас человек, и разработал могущественную духовность, которую мормоны исповедуют и, в конце концов, достигают. У него была божественная жена. Мормоны верят, что идеальное общество будет создано на Американском континенте. Человеческие существа — это духовные дети, приобретающие физическую форму ради испытаний на земле, прежде чем вновь присоединиться к своим семьям на нескольких небесах. Такое радикальное религиозное учение не представляют на первых встречах. При первых контактах подчеркивается сходство. Если потенциальный прихожанин заинтересовался и хочет больше узнать о вере, его постепенно знакомят с доктриной церкви в течение шести заранее предписанных «презентаций».
Официальное название церкви мормонов - церковь Иисуса Христа святых последних дней. Оно сознательно изменялось церковными должностными лицами, чтобы подчеркнуть сходство церкви с установившимися христианскими религиями. Смягчение главных отличий доктрины оказывается полезным в том, чтобы не вызвать отрицательную реакцию при первом контакте. Как говорит Роберт: «Иногда я слышу, как нам говорят: «Ребята, вы даже не христиане», но обычно они меняют свою точку зрения, когда видят название церкви». Такая политика нормализации значительно улучшилась, когда Солт-Лейк-Сити был выбран для проведения зимних Олимпийских игр. Церковь понимала, что мировая пресса наряду с освещением Игр будет пристально изучать религию. Церковные чиновники официально сократили ее название до церкви Иисуса Христа. С этого момента не было принято называть ее мормонской церковью. Даже теперь в официальных документах слова «Иисуса Христа» выделяются при печати, а слова «святых последних дней» пишутся обычным шрифтом. Мормоны со временем ослабили свои отличия от остального мира. Но радикальная теология не изменилась. По сравнению с окружающей культурой она все еще девиантная. Просто по мере того, как церковь все глубже проникает в общество, она вносит в свою внешность знакомые черты. Теперь давайте рассмотрим массовый культовый брэнд. Он был девиантным — представлял абсолютно новый способ производства и продажи автомобилей, но собрал достаточно последователей, чтобы совершить революцию. Спустя десять лет остальной рынок все еще копирует его ранние, девиантные решения. Компания «Сатурн», как и мормоны, нивелировала свои отличия, чтобы показаться знакомой. «Сатурн». Знакомый тип автомобильной компании
«Другой тип компании, другой тип автомобиля» — это заклинание, прославляемое во всех СМИ, обещало совершенно новые впечатления покупателям и владельцам машин. Тем не менее предложение «Сатурна» для обширной группы неудовлетворенных покупателей было по своей сути таким, которое казалось им хорошо знакомым. Это была революция, осуществляемая обычными людьми, радикальный план, поддерживаемый знакомыми лицами. А за ней стояла идея, знакомая настолько, что от нее невозможно было отказаться.
На одном рекламном ролике человек (генеральный менеджер компании - настоящий) обращался к аудитории: «Все началось с проблемы старых ценностей... сохранения старых ценностей». Это был человек из глубинки, достойный и много переживший, олицетворявший, как казалось, все, что делает Америку порядочной. «Чтобы вернуться к сути, — говорил он, — нужно начать все сначала, а для этого нужно найти место, где служащие чувствовали бы себя комфортно, потому что машины делают люди». В этот момент в рекламе показывали снимки свободных земельных участков для завода: образ американской глубинки (хотя на самом деле это был Теннесси) с тракторами, лошадьми, полями — и все вокруг небольшого городка под названием Спрингхилл. В другой рекламе (через десять лет после ее выпуска все это стало мифологией на тему «хозяин и рабочие одинаковы») клиент становится своим человеком в сообществе работников в Спрингхилле. Джудит Рейзвиг, учительница в третьем классе, заказала «сатурн» после того, как прочитала статью в журнале «Тайм». Эта простая и скромная женщина — воплощение образа открытой, симпатичной учительницы (этакая тетушка в толстых очках, запачканных мелом) — объясняет, что ей «понравилась сама идея. Это то, чему я учу своих детей, и надеюсь, что это правда. Она напомнила мне о том, как в старые добрые дни вели дела мои родители». Она послала на завод свою фотографию и обнаружила ее в бардачке с автографами членов команды, создававшей ее машину. В этих рекламных роликах очень мало говорится о самих автомобилях. Как утверждается в ключевой фразе, важна компания, а компания — это люди. А какие эти люди? Такие же, какя или вы. Эта реклама представляет собой гимн простоте и нравственности среднего американца, она устанавливает контекст путеводной звезды неизменных ценностей и сельской Америки.
Такая кампания, и вся идея «Сатурн», как объясняет Джудит Рейзвиг, является прямым призывом к доверию перед лицом новизны. Возвращаясь к уже принятым ценностям культуры — местному сообществу, уважению личности, гордости за свою работу и ее результаты, к семейным ценностям, сомневающийся потенциальный клиент без труда принимал новую автомобильную компанию. Эта компания и ее средства общения мастерски использовали парадокс старого и нового во всех точках соприкосновения с клиентами. Самой важной из таких точек, конечно же, является дилерская сеть. Кстати, это теперь не дилеры, а магазины, что само по себе является важным отличием. «Сатурн» хотела, чтобы покупательский опыт был связан с другими, менее затруднительными приобретениями, когда клиента не беспокоит слово «сделка». Поэтому компания ввела известную в настоящее время политику «торг неуместен». К 1992 году «Сатурн» продала почти двести тысяч автомобилей в США, поставив свой брэнд на десятое место по продажам. Автомобили продавались быстрее, чем их удавалось собирать. Семьдесят процентов клиентов «Сатурна» впервые покупали машину у «Дженерал моторе». Преданность брэнду и положительные рекомендации превзошли все ожидания. Опрос «Эй-Джей-Ди Пауэр» в 1992 году по поводу предрасположенности клиентов к лояльности поставил «Сатурн» на четвертое место после трех эксклюзивных брэндов: «Лексус», «Инфинити» и «Кадиллак». К1993 году половине посетителей, впервые появившихся в торговых залах «Сатурна», порекомендовали сделать это друзья или члены семьи. Иными словами, вмешалась сила личности, обеспечив культу брэнда относительно быстрое развитие. Но основным катализатором служила реклама. Брэнд был представлен знакомыми лицами (в переносном смысле), люди в рекламных роликах разделяли ценности аудитории. Они казались добрыми знакомыми. Они были как бы друзьями и семьей, которые формулировали совсем другой опыт, чем ждешь от покупки автомобиля, но тем не менее хорошо знакомый с точки зрения основных человеческих ценностей. Другими словами, реклама служила массовой рекомендацией. Означает ли все это, что ваш культ не должен отличаться? Что ему следует быть как можно ближе к окружающей культуре? Нет. Как я говорил в главе 2, отличие является критически важным фактором для культа. Недовольным нужно найти общество с ценностями, отличными от существующей культуры, которая разочаровала их и в которой они ощущают себя чужими. Стратегия роста, когда новое кажется знакомым, не противоречит необходимости отличаться от других. Все дело в презентации отличия в точке первого контакта. Когда впервые встречаешься с мормонами, они кажутся обычными христианами, и только позже начинаешь понимать истинные отличия. Большая часть новообращенных приходит к радикальному учению культа через знакомства. К тому времени как полностью открывается новая система убеждений, рекрут уже сформировал отношения с людьми, которым доверяет. От близкого друга до принятия его религии — небольшой шаг. Типичная логика состоит в том, что если мой друг считает, что это правильный путь, значит, в этом что-то есть. Потенциальный сторонник становится новообращенным, потому что новизна показалась ему знакомой.
ГЛАВА 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|