Упадок «Напстера» глазами «Эппл»
История «Напстера» хорошо известна. Нахальная музыкальная интернет-компания была основана первокурсником университета по имени Шон Фэннинг. Он начал с создания веб-сайта, на котором делился редкими музыкальными произведениями с друзьями, но очень скоро эта затея превратилась в полномасштабный культурный феномен. Многое он сделал правильно. «Напстер» был образцовым культовым брэндом, пользовавшимся пылкой привязанностью клиентов даже в период быстрого роста. Он демонизировал оппозицию и представлял собой сообщество, построенное на взаимодействии клиентов. Но он совершил ошибку в, возможно, самом трудном аспекте формирования культового брэнда — управлении своим напряжением. В сущности, «Напстер» ослепила собственная идеология, компания не смогла понять, что институт, которому она противостояла, был способен ее уничтожить. «Напстер» росла с почти беспрецедентной скоростью. В течение первых восемнадцати месяцев количество клиентов службы обмена музыкой выросло с тридцати друзей Шона до восьмидесяти миллионов пользователей, каждый из которых искал песни в центральной базе данных «Напстера» и бесплатно их скачивал. Создав громадный каталог музыки с легким доступом (в базе данных имелись все песни на каждом компьютере каждого пользователя — буквально миллиарды песен), мистеру Фэннингу удалось заинтересовать миллионы пользователей, которые быстро влились в ряды «Напстера». Это было больше, чем бесплатные песни, это была свобода от компаний, установивших абсолютный контроль над музыкой, которой могла наслаждаться публика. С «На-пстером» обычный человек больше не зависел от фирменных наклеек звукозаписывающих фирм, поскольку компания обеспечила новый метод распространения музыки.
«Напстер» сознательно позиционировал себя как лидера созданной им новой экономической революции. Использовав Интернет в качестве инструмента, Шон Фэннинг нанес пощечину истеблишменту, показывая, что какой-то программист-недоучка в джинсах и майке с короткими рукавами может свалить целую индустрию. Джон Перри Барлоу заметил в журнале «Вайрд», что это «давно ожидалось одними и явилось неприятным сюрпризом для других. Конфликт между индустриальной и виртуальной эпохой разгорается не на шутку, благодаря скромно возникшему, но опровергаю-щемуустои «Напстер». «Напстер» нарочно поддерживал высокое напряжение со звукозаписывающей индустрией, поскольку ему были нужны трения, чтобы определить себя как борца за свободу, а оппонентов — как тиранов. В глазах членов сообщества независимость любителей музыки была раздавлена и разграблена тоталитарным истеблишментом, который всех заставлял слушать Бритни Спирс и Нсинк. «Напстер» отличало от звукозаписывающей индустрии то, что она ни к чему никого не принуждала. «Напстер» не пытался повлиять на предпочтения своих иользователей, и, если вам нужна была какая-то песня, вы получали только эту песню без пятнадцати других треков, за которые к тому же нужно было платить. Пользователи «Напстера» полностью управляли своей музыкальной судьбой. Но звукозаписывающие компании боялись не только того, что люди прекратят покупать их компакт-диски. (Индустрия развлечений, какой мы ее знаем, переживает трудные дни.) С 2000 года поставки музыкальных компакт-дисков сократились на 15 процентов, а в 2002 году продажи болванок компакт-дисков впервые превысили продажи записанных дисков. Звукозаписывающие компании поняли, что такое изменение в способах распространения музыки может привести к их вымиранию. В виртуальной экономике любители музыки могут установить прямые отношения с продюсерами и исполнителями, которые распространяли бы свои песни через личные веб-страницы. Если формат МРЗ станет новым носителем для музыкальных произведений учитывая простоту использования и передачи файлов, то музыкальные компакт-диски легко могут стать невостребованными. Было очевидно, что звукозаписывающим компаниям придется бороться с «Напстером» за свое выживание.
В декабре 1999 года Ассоциация звукозаписывающих компаний Америки (АЗКА) предприняла окончательную атаку на «Напстер», подав в суд за нарушение авторских прав. Почувствовав угрозу своим гражданским свободам, «Напстер» и его сторонники с готовностью ринулись в сражение, воспринимая его как битву Давида с Голиафом. Как можно ограничивать то, что люди получают через Интернет? Чем обмен файлами отличается от собственноручной записи музыкального компакт-диска с разными исполнителями? АЗКА, с другой стороны, представляла это сражение как битву добра со злом, рисуя «Напстер» как пособника пиратов. «Напстер» помогал красть у звукозаписывающих компаний и в конечном счете у самих исполнителей. Наконец, в 2001 году АЗКА выиграла дело и приказала закрыть сайт «Напстера», если он не сможет найти способ функционировать без нарушения авторских прав. Юридическое падение «Напстера» случилось потому, что он использовал центральные серверы, которые отслеживали и контролировали передачу файлов между пользователями. Судья рассматривал компанию как субъект канала дистрибуции, а следовательно, нечто большее, чем равноправный участник сети обмена файлами. Могло дело повернуться по-иному, если бы «Напстер» иначе управлял напряжением со звукозаписывающей индустрией? Вполне возможно. Преемник «Напстера», сеть обмена файлами «Казаа», является прибыльным и более крупным предприятием. Согласно данным лидера индустрии, портала Download.com, с веб-сайта «Казаа» пользователи скачивают программы больше, чем с любого другого сайта, - 230 309 616 загрузок. Для сравнения: недавняя оценка населения США, приведенная в 2003 году в справочнике «Население мира», составила 291,5 миллиона человек. Во многих отношениях Крис Шерман из «Онлайн» был прав, когда сказал, что закрытие «Напстера» будет напоминать отсечение головы у Гидры, у которой вырастали две головы вместо одной отрубленной.
«Казаа» сделала вывод из ошибок «Напстера» и сейчас процветает. Хотя она похожа на своего предшественника, к «Казаа» труднее придраться с юридической точки зрения, потому что она полностью децентрализована и отстранена от использования своей программы. То есть «Казаа» не может контролировать, что создают и что скачивают ее пользователи — будь то песня, подпадающая поддействие авторских прав, или почтовый адрес своего директора. При такой децентрализации невозможно отвечать за нелегальные действия, так как они не контролируются файлообменной сетью. Более того, по словам Никласа Зеннстрома, одного из двух создателей «Казаа», единственный способ закрыть сеть - выключить компьютеры всех пользователей, на которых работает ее программа. Так какой смысл преследовать кого-то, если знаешь, что никогда не добьешься своей цели? Вопрос простой, но обязательный для выживания. «Казаа» представляет еще большую угрозу истеблишменту, чем «Напстер», потому что она позволяет делиться не только музыкой, но и фильмами, играми, изображениями и программами. Несколько звукозаписывающих компаний и киностудий в настоящее время пытаются судиться с «Казаа» за нарушение Авторских прав, обвиняя ее учредителей в том, что они сознательно разработали программу, не поддающуюся контролю со стороны. «Казаа», заняв позицию «Напстера» и продвинув ее на шаг дальше, подала встречный иск, утверждая, что киностудии и звукозаписывающие компании не хотят понять, что такое цифровая эпоха, и что когда они действуют вместе, то занимают монопольное положение на рынке распространения развлечений. Тем не менее «Казаа» старается сбалансировать напряжение, чего никогда не делал «Напстер». Подобно мормонам, когда начинаются трудности, «Казаа» бежит. Когда ей грозил судебный запрет в Голландии, где была она создана, «Казаа» продала свои активы австралийской компании, которая впоследствии переехала в Вануату, тропический «налоговый рай», где отсутствует закон об авторских правах.
«Казаа» также утверждает, что ее намерением всегда была разработка способа легального распространения лицензированных материалов. Никки Хемминг, главный исполнительный директор компании «Шарман нетуоркс», которая владеет «Казаа», отмечает, что «нашим видением с самого начала были разработка и практическое использование модели для распространения лицензированного контента». И что еще важнее, «Казаа» развивает каналы распространения лицензированных материалов. Сегодня эта файлообменная сеть является крупнейшим распространителем легального цифрового контента в Интернете, пользователи которой ежемесячно скачивают более 20 миллионов лицензированных файлов. Через приложение «Казаа», «Альтнет» пользователи могут скачивать лицензированные материалы всего по десять центов за одну песню. «Альтнет» ни в коем случае нельзя назвать бедствующим. Это предприятие ежедневно продает 500 тысяч лицензий, а поскольку «Шарман» получает долю с продаж, легальное распространение может стать ее крупнейшим источником доходов. Даже после того как звукозаписывающие компании и киностудии подали на «Казаа» в суд, она пытается завязать с ними рабочие отношения. По словам Никки Хемминга, «единственное, что мешает нашему продукту стать потрясающим механизмом распространения, — это отказ сотрудничать с нами». Однако начинают появляться признаки такого сотрудничества. Недавно «Шарман нетуоркс» выпустила новую версию. «Казаа», расширяющую диапазон доступных для пользователей лицензированных материалов. Она добавляет каналы, позволяющие искать в Сети и покупать цифровой контенту сторонних провайдеров. Один из них — «Рассел Саймоне хип-хоп», выставляющий короткометражные фильмы от «Деф филммейкерс». Это представляет собой значительный шаг в сторону истеблишмента, поскольку «Саймоне», как основатель «Деф джем рекорде», является очень успешной торговой маркой. Еще один пример сокращения напряжения с истеблишментом: «Майкрософт» выбрала «Казаа» в качестве распространителя рекламных роликов кинофильма «Правила привлекательности», созданных в формате Windows Media 9. Эти ви-i деоролики были выставлены в Сети дочерней компанией «Казаа» «Альтнет», которая использует программы «Майкрософт» для управления авторскими правами цифрового контента, на-Р кладывая электронную блокировку на распространяемые песни и видео. Такие блокировки препятствуют неавторизованному копированию, позволяя компаниям пользоваться преимуществами бесплатного распространения, которым занимается «Казаа», не теряя возможность требовать оплаты контента и ограничивать его использование.
Индустрия развлечений явно настроена против обмена файлами, а в свете федерального постановления 2003 года, укрепившего юридическую базу файлообменных приложений, она решила искать другие жертвы — пользователей. АЗКА пришла к выводу, что если невозможно закрыть службы обмена файлами, она будет привлекать к ответственности отдельных пользователей таких служб. В апреле 2003 годав суд Принстона был подан иск на студентов Мичиганского технологического университета и Политехнического института Рейнселлера с требованием возместить ущерб в миллиарды долларов — 150 тысяч долларов за каждую песню. Позже в том же году были начаты другие судебные процессы. Неудивительно, что это не вызвало симпатий общественности. Фред фон Ломан, адвокат «Электроник фронтир фаундейшн», говорит, что «последний шаг АЗКА прямо указывает, что звукозаписывающая индустрия полностью потеряла связь с реальностью. Сегодня они объявили войну американским потребителям». В то время как индустрия развлечений занята судебными процессами с отдельными лицами, использовавшими приложение, которое считается легальным, человек, давно набивший руку шшздании культов, строил свои планы. Стив Джобе из «Эппл» извлек уроки из деятельности «Напстера» и «Казаа»: если обмен файлами - это распространение музыки, то, вероятно, можно заставить людей платить за скачивание песен. Кстати, «Эппл» не первая компания, которая пытается продавать музыкучерез Интернет, но она первая компания, делающая это в дружественной к пользователю среде, не ограничивая строгим образом право собственности скачанной музыки. Музыкальный интернет-магазин «АйТьюнз» такой же простой и интуитивно понятный, как все остальные продукты «Эппл». Можно прослушать тридцатисекундный отрывок песни, а затем купить ее за 99 центов одним щелчком мыши. Не нужно ежемесячно платить за подписку, и, кроме того, вы действительно покупаете песню, а не арендуете ее, как принято в некоторых интернет-магазинах. Конечный продукт лучше качеством, чем прежнийМРЗ, так как песни кодируются в новом формате АСС, который обеспечивает лучшее качество звучания и меньший объем файлов. Это означает, что если вы пользуетесь «АйТьюнз», на плейер «АйПод» поместится больше музыки лучшего качества. Вероятно, «АйТьюнз» добился такого успеха, потому что его лидером был Стив Джобе. Вспоминает главный исполнительный директор «Сони» Эндрю Лэк: «Как только Стив заговорил (о лицензировании музыки для «Эппл»), я размышлял, по-моему, не больше пятнадцати секунд». Доктор Дре, исполнитель, продюсер и один из отцов — основателей жанра хип-хоп, заметил, что никто другой не придумал лучшего плана продавать музыку в Интернете. Джобе в своей типичной манере не стесняется говорить о своем новейшем предприятии, утверждая, что его цифровой магазин навсегда изменит способы распространения музыки, маркетинг исполнителей и методы использования музыки пользователями; «Напстер» и «Казаа» продемонстрировали, что истеблишмент устарел со своей моделью распространения и что потребители чувствуют свою обособленность от монополистической индустрии звукозаписи. Понимая, что звукозаписывающие компании борются за свое выживание, Джобе основал предприятие, которое находится на один шажок ближе к истеблишменту и поэтому менее напряжено, чем его предшественники. Подписывая контракты с Джобсом, звукозаписывающая индустрия признает: новая система распространения музыки необходима, и в то же время она продолжает борьбу с пиратством «Казаа». Осталось посмотреть, действительно ли катализатор в лице «Напстера»лредставлял собой борцаза свободу выбора, а не за бесплатные песни. Ранний прецедент
Интересно, что этот случай, когда «Казаа» и «АйТьюнз» извлекли урок из неудачного управления напряжением «Напстера», являются прямой параллелью с подъемом протестантизма в позднюю эпоху Средних веков. В начале XV века католическая церковь имела такую же монополию на религию, как современная звукозаписывающая индустрия на распространение музыки. Церковь консолидировала свою власть, сохраняя все религиозные тексты на латинском языке, поэтому читать и интерпретировать их для населения могли только священники. Писания Господа распространяли недемократическим путем. Когда первые религиозные реформаторы, такие какЯн Гус из Богемии, начали вскрывать злоупотребления властью церкви, их быстро убивали — совсем как «Напстер». Гуса приводила в ярость продажа индульгенций (по сути — билетов в рай) для финансирования войны между двумя претендентами на папский престол. Разумеется, церковь не могла снести такого расхождения взглядов и сожгла Гуса на костре, продемонстрировав то же чувство самосохранения, что и АЗКА в борьбе с «Напстером». Политика идеологического последователя Гуса, Мартина Лютера, в борьбе с монолитно сплоченной церковью скорее походила на действия «Казаа» или «АйТьюнз». Он тоже негодовал по поводу продажи индульгенций — на этот раз для финансирования собора Святого Петра в Риме. Однако его напряжение с истеблишментом было значительно меньше, чем у Гуса, потому что его защищали германские принцы, пытающиеся отобрать власть у церкви. Лютер пользовался государственной поддержкой. Принцы повышали напряжение между Лютером и церковью, и с их поддержкой он смог прибить свои революционные Сорок девять тезисов к дверям Виттенберг-ского собора и возглавить Реформацию. Успех Лютера привел к рождению протестантизма. Монополия католической церкви на власть была значительно ослаблена, и протестантизм демократизировал религию до такой степени, что проповедовал идею, что с Богом может общаться каждый. Мартин Лютер и более поздние революционеры, такие как «Казаа» и «АйТьюнз», добились успеха благодаря сбалансированному напряжению с истеблишментом. Хотя их идеи родились в умирающем пламени сильного напряжения предшественников, они, для того чтобы выжить, приблизили свою деятельность к социальным нормам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|