Изоляция. Слишком большое напряжение может отпугнуть потенциальных клиентов
Есть еще одно неприятное последствие слишком большого напряжения, а именно — если вы слишком отличаетесь, то можете отпугнуть потенциальную аудиторию. Культы предполагают привлечение отчужденных, а не дальнейшее их отчуждение. Быть чрезмерно девиантным значит отпугнуть потенциальных последователей. Если это случится, ваш культ или брэнд задохнется в собственной петле, так как будет испытывать недостаток в новых членах. Культ Народный храм — особенно яркий пример такого самозадушения. Когда-то это был процветающий культ. Массовое самоубийство в Джонстауне явилось просто завершающей главой упадка, последовавшего за периодом бурного роста. В 1972 году Джим Джонс перенес свой культ в Сан-Франциско, где он надеялся собрать больше сторонников. Джонс, христианский священник с социально-либеральными взглядами, до этого дважды переносил свою организацию из-за сильного напряжения между культом и консервативными местными общинами. Сан-Франциско оказался прекрасной средой для Народного храма благодаря либеральным наклонностям городского населения, которое испытывало отчужденность от более консервативного истеблишмента. Скоро количество членов культа перевалило за восемь тысяч человек, а Джонс стал символом либеральной городской элиты. Политики заигрывали с Джонсом, потому что он мог гарантировать голоса тысяч своих йгоронников. Джонса приглашали на любое важное событие в Сан-Франциско. Он стал чем-то вроде религиозной знаменитости. Однако в этот период убеждения Джонса стали еще более девиантными, а статья в журнале «Нью уэст» раскрыла перед общественностью города тайные махинации внутри культа. В статье подробно описывались мошеннические излечения, побои и другие насильственные действия, а таюке требования, чтобы прихожане Народного храма передавали все свое имущество культу. Изложенные события в конце концов заставили Народный храм переехать из Сан-Франциско в Гайану.
Джонс понял, что с такими отзывами в СМИ он не сможет эффективно обращать в свою веру новых сторонников. Теперь, когда разоблачили девиантность культа, перед ним стояла угроза не только застоя, но и потери членов, потому что многие из них были связаны с консервативным истеблишментом. Джонс понимал, что, если останется в Сан-Франциско, на членов культа будет влиять пресса. Он знал, что члены семьи будут пытаться возвратить своих детей, братьев и родителей, понимал, что из-за ощутимого презрения общества потеряет многих. Поэтому Джонс быстро мобилизовал всех, кого мог, из своей группы и ретировался под пренебрежительным взглядом истеблишмента. Джонстаун был основан глубоко в джунглях за пределами гайанского общества как коммуна иностранцев, которая игнорировала приютившее их правительство. Здесь культ никак не мог привлекать новых членов — местных или американцев. Но Джонс, вероятно, считал более важным; что отсюда невозможно было бежать. Жизни членов культа теперь полностью зависели от Джонса и коммуны. Развязка наступила 19 ноября 1978 года. В этот день члены Народного храма убили американского конгрессмена, который приехал в Джонстаун, чтобы проверить обвинения в том, что Джонс насильно удерживает здесь людей. Очевидно поняв, что гнусный акт означал окончательный крах его организации, Джонс приказал оставшимсядевятистам членам совершить массовое самоубийство, выпив фруктовый пунш с цианистым калием. Этот трагический конец культа Джонса потряс весь мир. Как уже указывалось в предыдущей главе, культы должны представлять новизну как нечто знакомое потребителям, иначе они обречены на неудачу. Слишком большие отклонения от нормы — и они задохнутся и умрут. Этому масса примеров в брэндовых культах. Кстати, многие маркетологи так и определяют термин «культовый брэнд»: ниша, кратковременное увлечение» крайность - такие брэнды исчезают также быстро, как появляются, потому что неправильно управляют напряжением.
Ярким примером может служить брэнд, появившийся в Великобритании в начале 1990-х годов. Это были сигареты «Дес сигареттс» («Сигареты смерти»). Сигареты марки «Смерть». Дополненные рисунком черепа с костями на пачке и заявлением, что курение вредит здоровью. Как удачно! Наконец-то появился брэнд, высмеивающий все негативные отзывы СМИ о курении. Брэнд, признававший, что все курильщики знают, что курение наносит им вред, но тем не менее продолжают курить, потому что это им нравится. «Дес сигареттс» быстро стали модными в среде Лондонских любителей экстравагантности. Но как только их новизна исчезла, «Дес сигареттс» сошли со сцены, потому что людям не нравится, когда им напоминают о смерти. Позиционирование этого брэнда слишком далеко вышло за рамки того, что нравится людям на постоянной основе, поэтому он просто не мог иметь долговременный успех. Отличия - ненадежный союзник. Лидеры культов и менеджеры брэндов должны постоянно контролировать свои организации, чтобы убедиться, что отклонения от нормы не раздражают истеблишмент и не оскорбляют потенциальных сторонников. Однако так же важно, чтобы организация не впивалась со своим окружением. Без отличий культ не будет служить маяком для неудовлетворенных, а приверженность существующих членов исчезнет. Недостаточное напряжение
К началу 1990-х годов «Снэпплу» удалось добиться почти культового признания благодаря резкому отличию от остальных продуктов индустрии прохладительных напитков. Напиток был необычным на вкус, полностью натуральным и поставлялся из Бруклина, в то время как его конкуренты производились бесчисленными безликими корпорациями. Он был превосходным соперником на рынке прохладительных напитков и соблюдал идеальный баланс напряжения между своим позиционированием и средствами коммуникации. Героиней необычной рекламы «Снэппла» была служащая компании по имени Уэнди Кауфман, которую скоро стали называть «леди Снэппл». Мисс Кауфман была олицетворением желания «Снэппла» выразить свои натуральные свойства с помощью соответствующей рекламной кампании и быстро стала иконой напитка, отличающей его от других популярных марок — «Кока-Колы» и «Пепси». И кто лучше смог бы подойти на роль иконы, чем «полностью натуральная» пухлая служащая, чья работа заключалась в том, чтобы отвечать на письма фанатов «Снэппла»? В первом рекламном ролике леди Снэппл сидит за своим письменным столом, читая и отвечая на реальные письма. В конце концов кампания стала включать сюжеты, осуществляющие фантазии фанатов, например Уэнди выступает хозяйкой на свадьбе.
Популярность компании росла вместе с известностью Уэнди, и, к тому времени как «Квакер оутс» приобрела «Снэппл» за 1,7 миллиарда долларов, продажи напитка приближались к 700 миллионам долларов в год, а Уэнди получала до трех тысяч писем в неделю. Но «Квакер» решилаизбавиться от Уэнди. Она считала, что ее отчетливое нью-йоркское произношение мешает привлечению более широкой аудитории и успеху в национальном масштабе. «Квакер» явно сделала плохой выбор. Избавившись от мисс Кауфман и попытавшись призвать ко всем и каждому, они уменьшили напряжение «Снэппла» по отношению к норме. Без Уэнди «Снэппл» стала такой же, как «Кока» или. «Пепси», а клиентурная база компании по вполне понятным. причинам была отчуждена от брэнда. Всего за три года, несмотря на рекламные затраты в 40 миллионов долларов, продажи напитка резко снизились с 75 миллионов ящиков в самый удачный 1993 год до 45 миллионов в 1996 году. К начале 1997 года движение сторонников брэнда вступило в борьбу с корпоративным гигантом «Квакер оутс» за возвращение леди Снэппл. Зная кое-что о маркетинге, Уэнди помогала разрастаться этому движению, выступая на сотнях радиопередач, на которых «Квакер оутс» обвиняли в разрушении брэнда. Один страстный поклонник создал веб-сайт мисс Кауфман, и таким образом родился сайт www.snapple-lady.com..На нем была представлена петиция за возвращение леди Снэппл, а сторонники брэнда могли встречаться на чатах, где обсуждалась история «Снэппла». Скоро количество заходящих на него пользователей составило от 30 до 40 тысяч человек в неделю. Любители «Снэппла» находили собственный способ общения.
Позже, в 1997 году «Квакер оутс» решила продать «Снэппл» компании «Триарк К°» и потерпела убытки в 1,4 миллиарда. «Триарк» немедленно приняла решение воскресить леди Снэппл и отпраздновала ее возвращение парадом на Пятой авеню, на котором мисс Кауфман в цветах и фруктах кричала: «Я дома. Я вернулась, потому что нужна им». «Триарк» объяснила отсутствие Уэнди в новом рекламном ролике, в котором говорилось, что она проводила двухгодичный отпуск на отдаленном тропическом острове, где аборигены поклонялись «Снэпплу», и выпустила ограниченное количество продукта под названием «Уэнди тропикал инспирейшн». СМИ понравилось такое развитие событий, и мисс Кауфман стала появляться на многочисленных телевизионных шоу. И удивительным образом в течение шести месяцев спад продаж прекратился — неслыханное событие на рынке прохладительных напитков. Компания «Снэппл» смогла переписать свою историю и восстановить культ фдимповоротом регулятора напряжения. Она создала огромный бизнес, сохранив достаточное напряжение с нормой. Все дело было в отличии и естественности в мире обработанных продуктов и людей. «Снэппл» был натуральным напитком, а компания вела себя естественно в бизнесе и общении. Потреблять его значило быть самим собой, а же подчиняться желанию корпораций. «Квакер оутс» хотела сделать «Снэппл» напитком для всех и совершила ошибку. Как только «Триарк» возродила отклонения от нормы, поклонники напитка вернулись. Массовые брэнды — великие манипуляторы давлением. Они способны искусно управлять им, чтобы быть достаточно отличными, но казаться достаточно похожими. Прямолинейное управление может привести к гибели культа. Слишком много отличий отпугивает потенциальных сторонников и обрекает культ на уничтожение встревоженным истеблишментом. Слишком большая схожесть приводит к потере потенциальных клиентов и существующих членов культа. Но при сбалансированности напряжения культ может процветать в виде широкого и преданного сообщества.
ГЛАВА 12 КУЛЬТ РОДИЛСЯ
Сейчас обсуждается вопрос, останется ли «Сатурн» массовым культовым брэндом. В данный момент он находится в поворотной точке. Пока неясно, в какую сторону двинется культ этого фэнда — будет ли он обычным автомобильным брэндом с некоторым количеством преданных клиентов или особенной торговой маркой с крупным корпоративным сообществом, высоким уровнем приверженности и рекомендаций. Один из наиболее успешных массовых брэндов в истории, «Сатурн» может потерять многое, потому что многие основные элементы, присутствовавшие при основании культа, за последние несколько лет были демонтированы или утеряны.
История «Сатурна», которую мы сейчас рассмотрим, демонстрирует некоторые важнейшие ингредиенты создания культа (парадокс культа, отличие от нормы, умение выдать новизну за хорошо знакомое старое, даная идеология, чувство взаимной ответственности, контакты и так далее). Но ее некоторые аспекты, специфичные для данной ситуации, способствовали тому, чтобы многие менеджеры крупных корпораций нашли себя. «Сатурн» сформировался под влиянием угрозы со стороны более гибкого, умного конкурента, предлагавшего более дешевые и качественные продукты, чем могла себе позволить компания «Дженерал моторе». Она была раздавлена японской автомобильной промышленностью в сегменте малолитражных машин. Начиная с 70-х годов автомобильный гигант пытался реализовать несколько стратегий, чтобы бороться с этой угрозой. Компания выпустила свой ответ японцам — «Шеветт». Она пыталась купить акции «Исудзу» и «Судзуки» (если врага нельзя победить, переходи на его сторону). Она пыталась организовать совместное предприятие с «Тойотой». Однако ни одна из этих классических стратегий в действительности не решала проблему, которая заключалась в том, что виноваты были не конкуренты, а сама промышленность. Конкуренция просто высветила основные недостатки американской автомобильной промышленности, делавшие ее уязвимой для конкурентов с новыми и лучшими идеями. В чем состояли недостатки промышленности? В системной ошибке. Лидеры «Дженерал моторс» и Объединенного профсоюза рабочих автомобильной и авиакосмической промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Америки согласились, что все дело в слабой конкурентоспособности и, особенно в натянутых отношениях между этими двумя организациями. Они сошлись на том, что вопрос стоит слишком остро, что в общих интересах попробовать что-то новое. До этого момента каждая сторона пыталась предпринять собственные классические территориальные маневры. Решение менеджмента по вопросу неконкурентоспособного ценообразования приводило к увеличению скорости сборочного конвейера, то есть принудительному повышению производительности. Попытка приобрести акции японских компаний и продавать импортные модели под своей торговой маркой не учитывала интересы профсоюза. Передлицоммассовых увольнений профсоюз угрожал дорогостоящими забастовками. В тягостном цикле предсказуемых, недальновидных попыток конкурентная угроза усиливалась не действиями японцев, а инстинктивным ответом промьшшенности, ослабленной царящими в ней традициями. Группа 99 В 1983 году 50 представителей Объединенного профсоюза Н 50 менеджеров «Дженерал моторе» (один из них ушел, отсюда и легендарное название— «Группа 99») сформировали исследовательскую группу для изучения состояния автомобильной промышленности. Она не только узнала, каким образом японцы добились того, что имели, но и как американская автомобильная промышленность попала в такое незавидное положение. Представители группы путешествовали по всему миру, изучая методы производства лучших компаний, как в своей промышленности, так и в других отраслях. В течение года команда пришла к заключению, что наиболее успешные организации фокусировались на людях, системах и сотрудничестве. «Дженерал мотюрс» должна измениться, создав атмосферу сотрудничества и бросив вызов традициям. Генезис «Сатурна» был основан не на идее выпуска нового, более конкурентоспособного брэйда, а на трудовых отношениях. Все это хорошо, но если идея была создать организацию, ъ которой менеджмент и профсоюзы работали бы сообща и в которой применялись бы новые процессы, какую форму она примет и что она будет выпускать? Не следует ли применить эти новые методы на уже существующем заводе? Не торопитесь. Такие радикальные эксперименты могут серьезно дестабилизировать гигантскую организацию. В то же время эти вопросы рассматривались, так как лучшие японские модели заставляли «Дженерал моторе» признать, что она выпускала недостаточно хороший продукт.- Ей нужны были качественные малолитражные автомобили, которые могли бы составить конкуренцию импорту. В 1984 годунебольшая группа менеджеров «Дженерал моторс», включая главного исполнительного директора Роджера Смита, пришла к выводу, что самым правильным было бы организовать самостоятельное, независимое предприятие. Дон Хадлер, бывший главный исполнительный директор «Сатурна», сказал, что «объединенный профсоюз и «Дженерал моторе» создали это предприятие с тем, чтобы посмотреть, можно ли организовать выпуск малолитражных автомобилей в США». То, что это станет абсолютно новой дочерней компанией, новым брэндом, новой, разработанной с нуля машиной и радикально изменившейся системой розничных продаж, было сюрпризом для автомобильной индустрии, включая многих в самой «Дженерал моторе». Джо Кеннеди, бывший глава отдела продаж и маркетинга, говорит, что это решение было принято почти без консультаций и предварительного изучения. Это было импульсивное решение. Никто даже не удосужился проверить права на торговую марку «Сатурн». Тем не менее о создании новой компании было объявлено в самом начале января 1985 года. Роджер Смит стал инициатором такого предприятия, которое могло оказаться прямым конкурентом основного бизнеса. Он решил создать новую компанию с абсолютно новыми производственными методами, с правом бросать вызов всему и вся, компанию, которая выпустила бы новый продукт, брэнд и создала бы новый канал дистрибуции. Это предприятие должно было превратиться либо в дорогостоящую прихоть, которая поглотила бы все инвестиции, либо в серьезного конкурента. Он понимал, что еретические идеи задохнутся в затхлой атмосфере традиций. У него не было другого выхода, кроме риска, если он хотел избежать вредоносного влияния истеблишмента. Единственная возможность для сохранения еретических идей — это воплотить их в буквальном смысле на пустом месте. В таком штате, который находился бы далеко от дымовых труб Детройта и циничных взглядов менеджмента и рабочих. Поэтому завод «Сатурн» построили в буколическом окружении недалеко от города Спрингхилл в штате Теннесси. Установившиеся институты, пытающиеся распространить собственный дочерний культ, были известны и ранее. В период между XIVи XVII веками перед католической церковью вставали тысячи вызовов, отбиравшие миллионы прихожан. Она пыталась стать всемирной церковью, доминировать на рынке, быть единственным средством религиозного выражения. В этой попытке привлечь всех и каждого она стала неотличима от государства как правящего института. Часто церковь показывалась в более мирском обличье, чем ее светский партнер. Призывам вернуться к истокам христианства не было числа. Повсюду возникали культы и секты (Мартин Лютер был лишь одним из сотен диссидентов), собирая значительные конгрегации преданных последователей. Старые идеи были несостоятельными и утратившими свое значение в глазах населения, которое требовало более полного духовного удовлетворения. Церковь стояла перед бездной. Ей нужно было что-то предпринять, чтобы удовлетворить радикализм эпохи. Блестящим ходом, призванным подавить конкурентов, она сделала культ из самой себя. Лидеры церкви организовали монашеские ордена цистерцианцев и доминиканцев, эстетические сообщества, привлекавшие горячих приверженцев, которые могли бы уйти во множество соперничающих культов и сект, чтобы удовлетворить свою потребность в духовной самореализации. В течение нескольких веков они процветали в тех местах, где за пределами влияния прогнившего ядра церкви существовало жизнеспособное религиозное учение, и в некоторой степени значительно снизили потенциал конкурентов. Спонсируемому культу, разумеется, можно позволить добиться успеха в тех пределах, в которых он не способен бросить серьезный вызов родительской организации. Этот культ можно сделать таким, чтобы он стал новой ипостасью материнского культа и в конце концов заменил его — более энергичный, релевантный и инновационный ребенок престарелого родителя. Католическая церковь этого не сделала. Она использовала монашеские ордена, чтобы приютить недовольных из своего лона, а в качестве дополнения искушала конгрегацию конкурентов. Но церковь не позволила новым орденам вырасти и бросить вызов своей установившейся гегемонии (нечто похожее в отношении «Сатурна» мы увидим в стратегии «Дженерал моторс»). Начните культ с еретиков Группа 99 внесла свои рекомендации. Смит принял решение создать отдельную компанию. Теперь нужно было найти людей, которые будут управлять ею. Это было в 1985 году, за пять лет довыпуска «Сатурна». Предприятие требовало особого рода людей, которые впервые за последние пятьдесят лет смогут учредить новую американскую автомобильную компанию, создать и выпустить новый брэнд и основать новую дистрибьюторскую сеть. Более того, эти люди должны будут разработать и внедрить новые идеи, которые ломали бы практически все устоявшиеся традиции автоиндустрии. В «Дженерал моторс» рассматривали это как «отважный и безрассудный риск». Эти люди будут испытывать давление собственных демонов сомнения, воспитанных годами работы в одной из самых консервативных отраслей. Над ними будет смеяться вся автоиндустрия. Не исключено, что они будут чувствовать давление менеджмента собственной компании, придерживающегося господствующей точки зрения, и Объединенного профсоюза, который будет считать, что они безжалостно дестабилизируют хрупкий статус-кво. Но не менее серьезным было то, что этим людям придется оставить все знакомое и идти на риск. Для многих цена этого была слишком высока. Можно предположить, что вся группа 99 немедленно и беспрекословно стала приверженцами зарождающейся компании. Это были люди, проводившие исследования, знавшие серьезные недостатки существующего положения вещей и выдвигавшие идеи, как исправитьэти недостатки. Они знали проблему и понимали, что альтернатива ничуть не лучше. Тем не менее из «Сатурна» ушли около двадцати человек. Как сказал Джо Кеннеди: «Некоторые были обычными ребятами из профсоюзов или традиционными менеджерами, собравшимися вместе, чтобы провести исследование, но они не могли расстаться с привычным миром. Умом они понимали все, что обнаружили, но не смогли принять это эмоционально». Основателями новой компании оказались те, кто загорелся идеей и не страшился ерес». Джо назвал первых «тайными еретиками». По своей природе они все подвергали сомнению, и теперь перед ними открылась возможность доказать, что они правы. Но основателям «Сатурна» приходилось платить высокую цену: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать. В этом случае — хорошо оплачиваемую работу и предсказуемые результаты, а эта задача была по плечу только еретикам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|