Парадокс культа в действии: «Сатурн»
Тайные еретики в глубинах «Дженерал моторс» были определены и собраны в сообщество, в котором атмосфера взаимоуважения и того, что Джо назвал «признанием чувства собственного достоинства», позволили им выдвигать свои сумасшедшие идеи. Джо назвал это сообщество творческим, в котором все постоянно испытывали высокое эмоциональное напряжение. Фабричные рабочие, менеджеры высокого ранга и профсоюзные деятели - не тот тип людей, который с легкостью делится личным опытом, который может привести к полезной идее, но в «Сатурне» было именно так. Сообщество «Сатурна» особенно сближали классические условия создания общности. Существовала явная угроза: японское вторжение грозило потерей рабочих мест. Сообщество укреплялось сознанием, что каждый, чтобы оказаться здесь, чем-то пожертвовал. У него имелась ясная идеология, уважение к «человечности», как выразился Джо. Члены сообщества не были удовлетворены и не пользовались признанием в «Дженерал моторс». «Сатурн» шел непроторенным путем, и это требовало тесной связи и доверия между людьми. Благодаря сплоченности сообщества людей, плохо приспособленных к окружающим условиям, сработал парадокс культа. «Люди, которые не могли считаться преуспевающими в другом контексте, смогли добиться большого успеха в «Сатурне» и «Дженерал моторс». В контексте Объединенного профсоюза они вряд ли могли рассматриваться как успешные». Иными словами, они нашли себя. Святая троица
В «Сатурне» сообщество представляло собой святую троицу. У завода, продавцов и клиентов сформировались крепкие сообщества. Но настоящее сообщество было создано чувством ответственности, которое они испытывали по отношению один к другому. Во всех точках контакта опыт изготовителей, продавцов и покупателей принадлежал общности взаимной ответственности. «Мы понимали, что нужны друг другу, — подчеркнул Дон Хадлер. — То, что первоначально было партнерством между Объединенным профсоюзом и менеджментом, постепенно превратилось в партнерство с продавцами, а затем и с клиентами... помогавшими нам продавать автомобили». Конечным итогом пропагандистской кампании «Семья Сатурна» стало чувство, в большой степени родственное чувству ответственности. Многие социальные группы, традиционно отчуждаемые автомобильной промышленностью (женщины, молодые люди, этнические группы и гомосексуалисты), были представлены в покупательском сообществе «Сатурна» непропорционально большими. Сьюзан, женщина лет двадцати пяти, работающая в средствах массовой информации, немного смущенно призналась: «Я чувствовала себя глупо, подписываясь на программу "Семья Сатурна", но потом втянулась... это будет совсем иной тип компании». Она рекомендовала этот брэнд по меньшей мере двадцати своим друзьям и коллегам.
Сила мотива - бороться с врагом, победить зло, найти лучший путь — в объединении и побуждении членов сообщества к действию ради общей цели. Очевидный мотив «Сатурна» заключался в настоятельной необходимости отвести угрозу. На рынокхлынули японцы, и задача этой команды заключалась в том, чтобы спасти веру в американскую автомобильную индустрию. Торговая марка осталась компании в наследство от первоначальной задачи. Она не относится к небесному телу нашей Солнечной системы, как полагают многие. Проект «Сатурн» был назван по имени космической программы НАСА, начавшейся в 60-х годах. Она была разработана, чтобы догнать и перегнать Россию после того, как она захватила лидерство в унижающей Америку космической гонке. Проект «Сатурн» был запущен «Дженерал моторс» с целью остановитьунижение американской автопромышленности японцами.
Эта причина могла быть стимулом, но она не была истинным мотивом создания «Сатурна». Она была недостаточно плодотворной и жизнеспособной. Это был внешний стимул, который со временем мог исчезнуть. Для пылких еретиков мотив развился из попытки отразить угрозу, он был основан на страхе и заключался в изменении мира к лучшему, в стремлении к справедливости. Это была внутренняя мотивирующая сила, которая наделила их энергией для борьбы с настоящим врагом—существующим положением вещей. Статус-кво оскорблял всех: клиентов, рабочих и менеджмент. Его нужно было изменить. Рабочая идея основателей была такой: «Если мы будем делать то, что делали всегда, то будем иметь то,- что всегда имели». Такое отношение сформировало сердцевину идеологии организации, питавшей ее мотивацию. Это не записано нигде, но начала этой идеологии запечатлены в рекомендациях группы 99: взаимоуважение. Как вспоминает Дон Хадлер, «исходная предпосылка состояла в том, что, чем бы люди «и занимались, большинство уже имело все ответы на вопросы... мы выслушивали всех — рабочие б конвейера, клиентов и продавцов готовых машин»;? Именно так принимались и внедрялись инновационные определяющие идеи брэнда, такие как автоклиники. Интересно, что идеология уважения пришла во внешнее сообщество клиентов из внутреннего. В большинстве компаний происходит обратное. В «Сатурне» эта идеология стала намного сильнее, поскольку перетекала из организации за ее пределы. Клиенты стремились к системе убеждений и методам, уже присутствовавшим в компании и поэто-МУ казавшимся тем более искренними. Клиенты ишут мотив Если статус-кво обычно считается не оправдавшим себя, недовольные существующим положением вещей могут принять идеологию культа и превратить ее в мотив. Нечто подобное случилось с «Сатурном». Расширение мотива на клиентурную базу произошло потому, что клиенты хотели отождествить себя с ним. На одном уровне «Сатурн» решал проблему, которую не мог или не хотел решить никто другой (практика розничных продаж, которая считалась серьезной головной болью).
На другом уровне клиентов привлекала идея уважения в более широком ее смысле. Уважение в целом отсутствовало в бизнесе автообслуживания. К тому же многие клиенты «Сатурна» сталкивались с отсутствием уважения в повседневной жизни. Как говорит Джо, «по моему мнению, «Сатурн» обслуживает обычных людей. Мы не обслуживали богатых и знаменитых, мы работали с тем типом людей, которые представляют собой «сердце Америки». Люди рассказывали истории об уважительном отношении продавцов к покупателям, а телевизионная реклама, в которой к обычным клиентам относились с почтением, вызывала ответное уважение». Как сказал Джо, «они ведь тоже были обычнымислужащими крупных корпораций, которые не прислушиваются к своим работникам и не привлекают их к принятию решений. И вот появляется комт пания, которая все делает наоборот. Я знаю, что это на самом деле так, потому что я покупал наш автомобиль и ощутил это на себе». Они искали идею. А идея приносит деньги. Я спросил Сьюзен, почему она купила «сатурн»: «Машина была достаточно красивой, а мне нужен был экономичный автомобиль. Но мне понравилась идея компании... Именно поэтому я пошла к ним... это демократический автомобиль... машина Среднего Запада... машина с содержанием». Сьюзен опять смутилась из-за того, что ее — образованного, циничного человека — привлекла идея целиком. Но как она сказала: «Они предлагали единый пакет идеологий... я считала себя защищенной и опять думаю, чтобы купить «сатурн»…Мне это нравится». Приверженность Джо Кеннеди соглашается, что культ эффективен только тогда, когда клиент испытывает настоящую приверженность. Он рассказал, что к нему приходили представители других компаний и спрашивали, что нужно сделать, чтобы повторить успех «Сатурна». «Они говорили: «Научите, как получить культовый энтузиазм для моего продукта». А мы спрашивали: «Во что вы верите?» Они говорили: «Мы поверим во все, что нужно, чтобы добиться такого успеха». «Ну, если так, то тогда вам ни за что этого не добиться», — отвечали мы».
Один из секретов культа «Сатурна» заключался том, что он был искренним. Идеология уважения настолько крепко удерживалась во внутреннем сообществе, что обеспечивала истинность опыта клиентов. Дон Хадлер с самого начала знал, что именно сеть продавцов в большей степени станет олицетворением брэнда. Уэйн, еще один верный клиент, сказал, что снова покупает этот автомобиль благодаря прошлому опыту: «Они относятся к вам с уважением». Несмотря на то, что первая покупка обошлась немного дороже (он присматривался также к «хонде» и «тойоте»), Уэйн купил «сатурн», потому что «компания действительно работает на вас... поэтому мы одна большая «Семья "Сатурн"». Как будто встречаешься со своими приятелями. Словно идешь повидаться с родственниками. Это вроде как мантра «Сатурна»». Это слова представителя поколения, знакомого с маркетингом. Уэйн - длинноволосый парень с серьгой, возрастом около тридцати лет, снабжает программами и компьютерным оборудованием одну компанию среднего размера. Он уверен в себе и тонко понимает то, что называет «маркетинговой чепухой». Если бы «Сатурн» проявил хотя бы намек на неаутентичность, копания не увидели бы такого типа покупателей.!.... Культ начинается изнутри Как обеспечить аутентичность? Самым надежным способом является культ внутри самой организации, а не только за ее пределами. Духовенство должно быть таким же приверженным, как его паства. Создание культа по определенной формуле — опасная игра: один намек на двуличность, и он распадется (в настоящее время такая проблема стоит перед католической церковью). Все те, кто работает на заводе «Сатурн», а также продавцы отбирались на основе преданности идее, другими словами, они были тайными еретиками, искавшими лучшую «церковь». Все они чем-то жертвовали, когда присоединялись к культу. И менеджмент, и рабочие теряли гарантированную зарплату и получали долю от прибыли. Продавцы вкладывали деньги в идею, которую большая часть отрасли считала безумной и обреченной на провал.
Внутренняя культовая приверженность передалась внешнему сообществу. Видение приняли все — работники компании, продавцы и покупатели. Более того, все они испытывали чувство принадлежности ксообществу, в котором деление между менеджментом, рабочими, клиентами и сетью продавцов было значительно размыто. И это сработало. Дон Хадлер говорит, что первоначальная бизнес-цель создания «Сатурна»-заключалась в увеличении продаж на 75 процентов за счет клиентов, которые в противном случае выбрали бы конкурентный брэнд. Эта цель была достигнута в короткие сроки. Кроме того, компания открыла новый способ продаж автомобилей в Америке. Неплохое достижение для автомобильной компании, которая специализируется на малолитражных машинах идо сих пор превосходит элитные брэнды в отношении эффективной работы с клиентами. ГЛАВА 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|