Культ слабеет, церковь укрепляется
Несмотря на незаурядный первоначальный успех, будущее «Сатурна» как массового культового брэнда неопределенно. Стремительный взлет на автомобильном рынке замедлился, производство за последние годы снижается по мере того, как продажи новых моделей не оправдывают ожидания компании, К тому же из нее ушли многие основатели культа. «Сатурн» демонстрирует некоторые классические признаки самоуййчтожения, которые наблюдались в культах на всем протяженш истории: отсутствие воспринимаемых взаимных инвестиций, упадок внутреннего культа с становившейся характерной идеологией и слишком большое напряжение. С другой стороны, были улучшены некоторые базовые характеристики автомобильного брэнда. С введением среднелит-ражной модели и внедорожника «Сатурн» наконец перестал быть брэндом одного автомобиля. Похоже, чдр культ все еще активен в самой важной точке контакта с клиентами: сети розничной торговли. И наконец, родительская компания стала работать более эффективно, переняв некоторые методы «Сатурна» и пригласив его персонал (эти два фактора взаимосвязаны). Так каким путем пойдет компания? Давайте подробнее рассмотрим эти последние события. Отсутствие взаимных инвестиций К тому времени как брэнду исполнилось три или четыре года, финансовые вложения компании с точки зрения клиентов истощились. «Сатурн» никогда не планировалось сделать технологическим прорывом. Он должен был конкурировать с очень хорошими японскими малолитражными автомобилями и обладать достаточной надежностью, безопасностью и качеством при небольшой стоимости. Но он начал отставать и выглядел немного устаревшим. Более того, люди, преданные брэнду «Сатурн», которые хотели бы поменять старую марку на новую, не могли этого сделать. Это был брэнд одной модели. Как сказал Дон Хадлер, «мы теряли покупателей, хотевших остаться с «Сатурном», потому что у нас не было продукта, удовлетворявшего их потребностям». Клиенты были правы, когда думали, что компания ограничивает свои инвестиции в них. Чтобы через три года после появления брэнда в автосалонах появилась новая модель, разработки среднелитражной машины следовало начать при выпуске первой модели. Но шел 1991 год, и «Дженерал моторс» переживала особенно трудные времена. По словам Хадлера, ей требовались средства для продвижения других брэндов, поэтому где-то нужно было экономить. Приводили такой аргумент, с которым Хадлер был согласен: прежде чем выделить еще один миллиард долларов, «Сатурн» должен был получить прибыль в размере двух миллиардов на уже вложенные средства.
К концу 1990-х годов преданность клиентов «Сатурну» постепенно исчезала. Отношение к покупателям в автосалонах все еще было выше всяческих похвал, но было также очевидно, что конец приближается — автомобильная компания и ее автомобили не соответствуют времени. Слишком большое напряжение Напряжение в «Сатурне» стало угрожающе увеличиваться в конце 1990-х вовремя особенно жаркого спора между «Дженерал моторе» и Объединенным профсоюзом. Лидеры обеих сторон призвали к своим членам в «Сатурне», которые до сих пор были защищены от еще более напряженных отношений в головном офисе. Компании «Сатурн» требовалось сохранение продуктивности на заводах «Дженерал моторе» на прежнем уровне, чтобы поставки для ее производственных линий не сокращались, несмотря ни на какие дебаты в Детройте. Такую позицию и профсоюз, и старший менеджмент «Дженерал моторс» посчитали за нелояльность и больше не относились к «Сатурну» как к исключению из правил. Особый статус компании внутри «Дженерал моторе» был разрушен, менеджмент ту «Сатурна»?Как и представителям профсоюза, приказали подчиняться непосредственно своим организациям.
Кроме того, в «Дженерал моторс» сменились лидеры, которые предложили новую стратегию общности: привести структуру и процессы компании в соответствие с деятельностью корпорации. С деловой точки зрениягэто имело смысл. Для повышения конкурентоспособности «Дженерал моторе» требовалась экономия. Однако такая стратегия нарушала принципы, на которых Роджер Смит основывал компанию. Он понимал, что радикализм-«Сатурна» будет эффективен, только если компания будет находиться вдалеке от головного офиса «Дженерал моторе». У компании были отдельный завод, свои методы работы и собственная уникальная культура. Продажи «Сатурна» составляли всего 3—4 процента от продаж «Дженерал моторе», но степень ассоциации с брэндом была намного выше, чем в корпорации, что вызывало возмущение головного офиса. Компанию рассматривали, как «позднего ребенка в богатой семье». Ей завидовали.
«Сатурн» «был избалованным ребенком, ему дарили все, что другие дети должны были зарабатывать», говорит Дон Хадлер. Это был случай, когда напряжение между дочерней и родительской компаниями достигло критического уровня. Дитя огорчило родителей. Ватикан поглотает свой собственный культ «Дженерал моторс», привела «Сатурн» под крышу своего дома. Роджер Смит поддерживал отдаленность «Сатурна» от «Дженерал моторс», позволяя компании отчитываться непосредственно перед президентом корпорации Ллойдом Рейссом. Скип Лафов, первый главный исполнительный директор «Сатурна», Хадлер (сменивший Лафова после его ухода на пенсию) и другие менеджеры высшего звена каждый месяц приезжали в Детройт и держали Рейсса в курсе дел и планов. Все другие подразделения «Дженерал моторс», независимо оттого, какими правами они обладали, отчитывались перед одним из многочисленных вице-президентов. Уникальная система подчинения «Сатурна» была демонтирована и сейчас соответствует обычной практике «Дженерал моторс». В настоящее время «сатурны» проектируют в главном конструкторском бюро «Дженерал моторс». Многими основными элементами фирма делится с другими подразделениями. Машины также собираются на других заводах. Среднелитражную машину выпускает завод в Вилмингтоне, штат Делавэр, который не имеет культурного наследия «Сатурна». Многие представители автомобильной отрасли считают, что снижение качества продукта произошло именно из-за этих нововведений.
Упадок внутреннего культа Скип Лафов, спокойный, харизматичный человек и лидер «Сатурна», ушел в отставку. «Он был энергичным человеком... он заражал людей энтузиазмом и преданностью своему делу», — сказал Хадлер. Профсоюзного лидера «Сатурна» Майкла Беннета вытеснили с завода. Другим основателям компании предложили работу в «Дженерал моторс». Майкл Беннет жаловался на «полный демонтаж всей концепции «Сатурна» — это больше не отдельная автокомпания и не другой тип автомобиля». Когда я спросил Хадлера, осталось ли то же чувство собственников и взаимной ответственности в сообществе Спринг-хилла, которое было определяющей идеей «Сатурна», он признался, что оно существует, но в меньшей степени, хотя некоторые до сих пор ему привержены. Он также сказал, что исчезает первоначальный фанатизм. Почему так происходит? «Нет того чувства свежести, которое раньше заряжало нас энергией», — сказал Хадлер. Стало труднее поддерживать энтузиазм, который сопутствует чему-то новому. (Хадлер ушел в отставку из менеджмента компании и открыл собственную сеть продаж «Сатурна» в Техасе.) Но далеко не все так мрачно в «Сатурне». Ассортимент увеличился, продукция продается по конкурентным ценам, так как ресурсы амортизируются совместно с «Дженерал моторс». Хотя прибыльность никогда не была целью «Сатурна» (цель выхода на рынок состояла в приостановке убытков и перехвате клиентов в сегменте малолитражных автомобилей), планируется вывести ее на приемлемый уровень. Имеется также менее ощутимый, но, возможно, более значительный эффект интеграции «Сатурна».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|