Культ продолжает жить — вне родительской организации
В действительности «Дженерал моторс» оказалась способна поглотить культ и сохранить его некоторые культовые качества. Культ, похоже, жив и здоров на своих задворках: в розничной торговой сети. Ересь «Сатурна» становится очевидной для покупателей в точках продаж. Именно по этой причине многие из них снова покупают этот автомобиль и снова его рекомендуют. Опыт розничной покупки был радикальным. Многие компании его копировали, но не многим это удалось в полной мере. Некоторые украли идею ценообразования, не допускающую спора. Другие перепланировали свои автосалоны, чтобы они выглядели более приветливо и были менее похожи на склад. Но очень немногие вложили душу в то, что делает покупательский опыт совершенно другим, — в людей. «Сатурн» брал на работу тех, кто никогда не был запятнан сомнительными сделками и избегал их. Розничные торговцы «Сатурна» часто нанимали продавцов без опыта работы. Боб Абернати, ведущий торговец автомобилями в Техасе, сказал: «Нам не нужны дурные привычки... неопытных продавцов мы берем с удовольствием-. Лучше мы сами их обучим». Остались ли еще у персонала фанатизм и видение? Чувствуют ли клиенты разницу и верят ли, что еще не рассыпалась знаменитая «Семья "Сатурн"»? Я посетил автосалон, говорил с персоналом и интервьюировал покупателей, которые недавно приобрели «сатурн». Магазин дилера, к которому я приехал, совсем не похож на торговое предприятие. Он небольшой, уютный и выглядит по-домашнему. Почти сразу.при входе вы наталкиваетесь на конторку приемной, за которой сидит приятный молодой человек. За ним расположено помещение, напоминающее гостиную, с комфортабельными креслами, ковром, стопкой журналов, пончиками и кофе. Нет убогих офисов, где продавцы, ссутулившись над кипами бумаг, доверительно сообщают обеспокоенным покупателям, что они якобы договорились с боссом о специальной скидке для клиента. Здесь имеются открытые «гостевые зоны» (до того как вы купили машину, еы просто гость, но становитесь клиентом, как только присоединитесь к «семье»), в которых стоят деревянные столы и стулья («нам нечего скрывать»), а консультанты в рубашках с короткими рукавами дружелюбно беседуют с покупателями.
Боб показал мне «площадку для запуска», где покупатели получают свой новый автомобиль, знакомятся со всей командой (со служащими, кто в данное время на месте, с механиками и рабочими) и выкрикивают традиционные приветствия «Сатурну». Он показал мне общий офис консультантов, откуда они звонят клиентам на следующий день после доставки и еще раз через три дня, чтобы справиться, довольны ли они покупкой. Я спросил Боба, проводятся ли еще автоклиники и барбекю. Семинары по техобслуживанию проводятся раз в три месяца, а срок барбекю свой в каждом магазине — один раз в месяц или два месяца. Как относится персонал к брэнду и своей работе? Я разговаривал с менеджером по сервису, который проработал в магазине десять лет. Разумеется, его работа заключается в организации техобслуживания. Но он сказал, что его настоящая работа — «следить, чтобы брак не распался» путем частых контактов с клиентами. Консультанты по продажам ведут «церемонию бракосочетания». В результате, по словам Боба, уровень рекомендаций от существующих клиентов на его предприятии равен примерно 70 процентам. Абернати считает, что «Семья "Сатурн"» существует, хотя это понятие звучит старомодно. «Если в Хьюстоне у вас ломается обычная машина, никто не остановится, если только не хочет вас ограбить. Но если вы сидите за рулем «Сатурна», другой клиент обязательно остановится и поможет», — утверждает он. Он познакомил меня с Артом, который четыре года назад пришел работать, не имея никакого опыта. До того как стать консультантом по продажам, он был профессиональным фотографом. Когда местный университет предложил ему работу, он отказался и устроился на работу в «Сатурн», но прежде опросил других консультантов в подобных магазинах, чтобы удостовериться в правдивости утверждений о царящей в них культуре. Плотный, мускулистый человек с короткой бородкой и обаятельной манерой разговаривать, он любит свою работу благодаря «духу товарищества». Арт заявляет, что культура уважения жива и что «мы относимся друг к другу так же, как относимся к клиентам». Я спросил, откуда она исходит. Он ответил, что плохие консультанты по продажам работают недолго. «По-моему, те, кто остается, правильные люди. По своей природе мы хорошие ребята. Другие просто уходят сами».
Чувствуют ли это клиенты? Арт, конечно же, утверждает, что чувствуют. Он говорит, что причиной тому услуги, которые они получают: эти люди за техобслуживанием возвращаются в «Сатурн», когда им легче починить машину в местной автомастерской или у соседского механика. «Знаете, «Семья "Сатурн''» — это, конечно, шутка, но тем не менее она существует. То есть это почти то же самое, что вступить в клуб». Чтобы проверить его слова, я проинтервьюировал несколько человек на другом конце страны. Уэйн из штата Нью-Йорк только что купил новый «сатурн» вместо старого, на котором проездил десять лет. Почему еще один «сатурн»? «Мы купили его, потому что нам понравился брэнд». В чем это заключалось? «В покупательском опыте». Десять лет он ездил в различные магазины, чтобы провести техобслуживание и ремонт первой машины. Интересно, что, когда он поехал в Уэстчестер покупать вторую машину, его впечатления оказались не такими уж хорошими. Он несколько раз возвращался туда, отказываясь поверить, что его любимый брэнд мог опуститься настолько низко. «Может быть, я попал в выходной, но люди там были нехорошие». Остановил ли его такой опыт? К счастью для компании, он рассудил, что это не похоже на «Сатурн», и посчитал это за исключение.
Он нашел магазин, более соответствующий его точке зрения. Персонал был менее официальным, чем в автосалоне «Хонда», куда он заходил, чтобы сравнить условия покупки. В «Хонде» он встретился с типичными настырными продавцами. В «Сатурне» такого давления на покупателя не было: «Он не пытался навязать дополнительную комплектацию, и мне даже пришлось об этом спрашивать». Похоже, что в точке продаж культ еще работает. В прошлом году «Сатурн» получил лучший рейтинг от «Джей-Ди-Пауэрс» за отличное обслуживание, его обогнали только элитные брэнды. А как насчет плохого магазина, который обнаружил Уэйн? По словам Хадлера, придирчивая проверка розничных торговцев, которая была нормой при создании «Сатурна», канула в Лету. Очевидно, что ее следует восстановить, так как у брэнда появляются новые клиенты, которые вряд ли будут такими же терпимыми, как Уэйн. Культ на уровне розничных торговцев жив и здоров, если не считать таких вызывающих тревогу отклонений, как магазин в Вестчестере. Служащие еще верят в брэнд, как и клиенты. Но над этим культом нависла угроза. «Дженерал моторс» должна избегать искушения поставить торговые организации под свой непосредственный контроль. По утверждению Хадлера, маркетинг и розничные отношения в основном не изменились благодаря удаленности от родительской корпорации. Тем не менее в этом году ежегодный съезд розничных торговцев «Сатурна» проводился в рамках подобного же мероприятия «Дженерал моторс». Дон говорит, что им это не понравилось, потому что пропало ощущение товарищества. Оскорбленные таким ходом событий, продавцы «Сатурна» настоятельно рекомендовали на следующий год провести свой съезд отдельно от «Дженерал моторс». Решение не проводить отдельный съезд было очевидной ошибкой, и, если ее не исправят, внутренний культ этой уникальной сети умрет, прихватив с собой опыт продаж автомобилей. Необходимо сохранить «Семью "Сатурн"», влияние, которой явственно ощущают и служащие, и клиенты. Если внутренний культ на уровне розничных продаж будет уничтожен подчинением «Дженерал моторс», то исчезнет и внешний культ. Пока клиенты чувствуют аутентичность культа на уровне розничных продаж, его исчезновение на заводе будет иметь меньшее воздействие на сообщество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|