Родительская организация эффективно защищается
На протяжении этой книги мы изучали создание культовых брэндов. Мы рассматривали их с точки зрения организации, бросающей вызов существующему положению вещей. Но что, если вызов брошен вашей организации? Что, если на вашем рынке возникли новые идеи, набирающие популярность и пользующиеся все более прочной поддержкой? В начале 1980-х годов перед Роджером Смитом встал именно такой пугающий вызов. Японские производители автомобилей были еретиками, проникнувшими на американский рынок и уводившими значительную долю покупателей. Если перед вами встала такая проблема (в какой-то момент она неизбежна для любого доминирующего субъекта), могут оказаться полезными следующие стратегии. «Дженерал моторс», создав и реинтегрировав «Сатурн», использовала две из них. Три стратегии борьбы с конкурирующими культами Эти три возможности, которые в прошлом использовали находящиеся под угрозой церкви, а сегодня используют находящиеся под угрозой корпорации и брэнды, могут помочь вам в борьбе с конкурентами-еретиками. Однако действенными являются только две, поскольку лишь они приносят устойчивые результаты. Преследование
Вложите все доступные ресурсы и энергию в уничтожение еретической организации. Преследование на протяжении тысячелетий широко применялось государственными религиями как способ противодействия конкурентам. Бизнес не избежал искушения и также взял его на вооружение. Например, автоматической реакцией ведущих авиалиний на недавно появившегося конкурента—навязать ему невыполнимый график полетов и нежизнеспособные цены. (Такие затраты считаются надежным вложением для того, чтобы вытеснить новичка с рынка.)
Но это лишь краткосрочное решение. Если доминирующий субъект банкрот, не имеющий значительного влияния, преобладает ересь. Возможно, вы сможете уничтожить один культ, но обязательно появится другой, чтобы удовлетворить латентные потребности потребителей или прихожан. Католическая церковь в конце концов не смогла избежать реформации, хотя и пыталась веками подавить ее. Поглощение Принятие конкурентных идей также использовалось на протяжении тысяч лет. Многое из того, что христианская церковь считает собственной уникальной теологией, она в действительности украла у конкурирующих культов. Принятие отличий конкурента существенно ограничивает его силу. (Попытку «Дженерал моторс» купить японские автомобильные компании можно рассматривать именно как применение этой стратегии.) Этот способ может оказаться успешной долговременной стратегией. Конечно, он может привести к другим проблемам, типичным для слияния организаций с разными культурами. Создание собственного культа Хорошим примером является «Сатурн». Создание собственного культа — надежный способ победить конкурента его же оружием. Учредите отдельную организацию с собственной идеологией и преданными последователями и вложите в нее средства, чтобы она смогла отобрать последователей у культа-новичка. Защищайтесь теми средствами, которые использует противник. Эта стратегия работала в течение десяти лет. Потом «Дженерал моторс» приблизила «Сатурн» к родительской организации с точки зрения структуры отчетности и контроля над рабочими процессами и результатами. Но корпорация также применила вторую стратегию, описанную выше. Она приняла еретиков и их идеологию и стала сильнее. «Дженерал моторс» использовала обе стратегии — создание культа и его поглощение. В действительности «Дженерал моторе» нанесла конкурентам два удара: создала собственный культ, а затем поглотила его, в результате обновившись изнутри.
Основатели «Сатурна» с грустью смотрят на упадок культа Спрингхилла, однако общее положение дел в «Дженерал моторс» вполне может улучшиться. Пока корпорация поддерживает культ на уровне розничных продаж и клиентов, она может убить двух зайцев — обновиться изнутри и иметь процветающий культ.
ГЛАВА 14 КТО УПРАВЛЯЕТ КУЛЬТОМ «Свихнувшиеся властолюбцы», — скажут многие. Вспомнив Эпплвайта, Джима Джонса и Кореша, от чьих прихотей зависело само существование их последователей, обыватель с полным основанием придет к выводу, что культовый лидер — это тот, кто обладает абсолютной властью. В действительности в самых успешных культах основатель или центральная фигура культа быстро распространяли власть ' и ответственность между членами. Есть один фундаментальный изъян, накладывающий жесткие ограничения на долговечность культа, которым управляет деспот: срок жизни самого деспота. Лидеры культов смертны. В организацию можно включить доверенное лицо, которое увековечит роль лидера (например, в христианской церкви это папа, а у мормонов — Живой пророк). В этом случае данный свыше мандат на богооткровение и управление передается от одного лидера к другому. В противном случае право на владение организацией должно широко распространяться среди членов культа, с тем чтобы ее срок жизни не ограничивался человеческим. В современном маркетинге тоталитаризм также не является жизнеспособной формой управления для брэндов. Разумеется, менеджеры брэндов никогда не обладали тоталитарной властью. Однако централизованная модель организаций, в которых они работают, — это попытка прямого манипулирования поведением потребителей. За последние пятьдесят лет компании переняли парадигму, учрежденную компанией «Проктер энд Гэмбл». Менеджер брэнда по ее терминологии называется «генеральным менеджером брэнда». Он диктует, какими будут продукт, упаковка, реклама, продвижение, ценообразование, распределение и бюджет. На рынок выходит брэнд, полностью определяемый этими решениями. В 1950—1960-х годах, когда впервые появилась эта модель, реакции потребителей особенно напоминали поведение марионеток, управляемых менеджером брэнда. Это была эпоха, когда условия диктовал производитель, а не потребитель.
Но эта модель устарела. Даже в мире культовых брэндов, где ожидается высокая степень приверженности, прежний метод тоталитарного управления в менеджменте встречается все реже. Чтобы брэнд процветал, право на владение должно быть поделено между членами сообщества. Центр власти сместился. Новыми главными действующими лицами выступают потребители, а они требуют большей свободы для формирования своего сообщества. Это явление, конечно, следует поощрять. Чувство собственности, как правило, ведет к ощущению преданности сообществу, в формировании которого принимает участие человек. Однако это переопределяет значение менеджера брэнда. Для культового брэнда его роль в потребительском обществе сводится не к командованию на рынке, а к поддержке и воспитанию сообщества. Но для таких перемен необходимо значительное изменение отношений. Примером устаревающих отношений может служить язык современного маркетинга. Он восходит к культуре тоталитарного управления, которая на протяжении нескольких поколений копировала лексикон военных. Маркетологи проводят «кампании» и «наступления» на конкурентов, «нацеливаются» на покупателей, стремятся к «доминированию» на рынке, «проникают» на рынок и «захватывают» доли рынка. Ниже приводятся некоторые модели — предвестники будущего. Все они в той или иной степени распределяют ответственность за управление культом. И кроме того, им присуще уважение к роли сообщества. Все это отнюдь не преуменьшает роли харизматического лидера. Если у вас есть такой лидер, используйте его. Стив Джобе, Малькольм Форбс, Мэри Кей — все они имели огромное значение для своих культов. Как мы убедились, такие лидеры могут стать символом культа для членов сообщества, часто они создают идеологию, на которой был основал культ. Однако очень важно, чтобы их власть распространилась прежде, чем их исчезновение приведет к исчезновению культа. Любой хороший менеджер понимает, что абсолютная власть в руках одного человека—не важно, насколько эффективного, — приносит организации только краткосрочные выгоды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|