Член сообщества в роли священника
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Эта модель обеспечивает определенную степень управления свыше, но не ограничивает чувство собственности и подотчетности снизу доверху. Члены такого сообщества отличаются высокой преданностью, чрезвычайной мотивацией и энергичностью в продвижении целей организации. Неудивительно, что некоторые организации, которые мы обсуждали в этой книге, относятся именно к этой модели. Структура мормонской церкви очень жесткая, строго иерархическая, а вся власть распределяется сверху. На вершине стоит живой пророк. Под ним находятся два советника. Вместе с двенадцатью апостолами, которые располагаются в организационной структуре сразу под ними, этот орган из пятнадцати человек отвечает за принятие и поддержание официальной политики церкви. Под апостолами находятся семьдесят региональных президентов, каждый из которых отвечает за несколько районов. Каждый район состоит из нескольких приходов, а в каждом приходе имеется епископ, отвечающий за местных прихожан. Чтобы укрепить и без того очень жесткую иерархическую структуру, человек, стоящий на вершине пирамиды, является непосредственным правопреемником основателя церкви и ее первого пророка, Джозефа Сита. Как и папа в католической церкви, живые пророки могут издавать относящиеся к доктрине эдикты. Главное отличие мормонской церкви от католической состоит в распределении чувства собственности. Пусть ее структура иерархична, но она общедоступна. Президентом, апостолом может стать каждый, любой человек может играть ту или иную духовную роль. Чтобы управлять церковью, не нужно соблюдать обет безбрачия, рядиться в черно-красные сутаны или служить в обширной структуре Ватикана.
Мормонская церковь также отличается от католической глубиной и шириной упраштения организацией. Приходом руководят сами прихожане. Они контролируют моральные, духовные и временные привилегии для всего сообщества и активно управляют организацией. Материальное вознаграждение получают только высшие лидеры (апостолы и президенты). Буквально миллионы прихожан отводят строго определенное время, чтобы помогать в управлении своими религиозными сообществами. Такая степень участия является не просто добровольной помощью в незначительных делах, а прямой заменой той ответственности, которую в других религиях несет оплачиваемое духовенство. Построив такую демократическую структуру (с намеком на Божий промысел) с широким и полным распределением ответственности и чувства собственности, с полным вовлечением своих членов, которые отдают так много своего времени и ресурсов, церковь создала очень надежную организационную модель. Остается увидеть (я полагаю, нашим потомкам), будет ли это более сильная модель, чем католическая церковь. Как и мормонская церковь, Мэри Кей использует устрашающую на первый взгляд иерархию. Она начинается с корпоративного уровня и опускается до региональных и местных директоров, управляющих отдельными торговыми агентами. Однако эта структура радикально отличается от остальных торговых организаций тем, что «Мэри Кей» — это, по сути, республика независимых торговых предприятий, выплачивающих корпорации десятину. Каждый консультант работает на себя, а центр предоставляет только «духовное руководство» (особенно в лице легендарной основательницы корпорации) и необходимые средства для ведения$изнеса в виде продуктов и рекламных материалов. «Сатурн» распределяет чувство собственности среди розничных торговцев, обеспечивая каждого собственным феодальным владением (несмотря на то, что здания, одежда служащих и политика ценообразования должны подчиняться принятым стандартам). Кстати, определяющие брэнд идеи никогда не возникли в отсутствие культуры «Сатурна». Знаменитое «Приветствие "Сатурна"», когда продавцы бросают все дела, чтобы поаплодировать покупателю, получающему новую машину, является органическим продолжением розничной сети.
На заводе каждый рабочий и служащий ощущали свое участие в управлении компанией. Дон Хадлер, второй президент «Сатурна», подчеркнул, что компания с самого начала приняла идеологию, утверждающую, что все должно делаться с общего согласия. И это было так, даже когда дело касалось его собственного приема на работу. Он проходил собеседование не только с менеджерами, но и с представителями профсоюза. Задействовав такие редкие идеи равноправия, «Сатурн» создал культуру общей собственности, которая содействовала крайне творческому подходу к делам брэнда. Авторитарная, жестко навязанная стратегия и программа брэнда, скорее всего не выработала бы идеи, на которые способно только свободное сообщество. Чувство собственности, распределенное внутри организации, создает правильный тип окружения для идей, энергии и приверженности. Член сообщества, помогающий сформировать брэнд, наверняка станет его поборником.
С чужой помошью Итак, вам понравилась идея разделить чувство собственности с сообществом, но у вас еще нет сообщества? Не отчаивайтесь. Просто скооперируйтесь с другим сообществом. Создание культа с помощью чужого сообщества было успешной стратегией на протяжении всей истории. Зарождающееся христианство возникло из иудаизма, а мормоны воспользовались идеологией христианства. Но это примеры культов, а брэнд не может просто так присвоить себе марку лидера рынка (за исключением поглощения). В роли новичка на рынке «Найк» не могла скооперироваться с «Адидасом» или присвоить себе ценности этой компании, но она смогла использовать в своих целях и завладеть эмоциями сообщества бегунов и в конце концов поддерживать их интересы. «иБэй» — это культ, который с чужой помощью увековечил свое имя в бизнесе. Он присоединился к существующим сообществам коллекционеров. С самого начала культ эксплуатировал культуру коллекционирования, кооптируясь с коллекционерами, где бы они ни собирались. Только в 2000 году «иБэй» планировал субсидировать или выступать на 48 выставках для коллекционеров. Как объяснял один журналист, «корни стратегии объединения с коллекционерами лежат скорее в вечеринках Тапперуэр, чем в типичной модели Интернета». Идея «вечеринокТапперуэр» была критически важной для роста «иБэй», поскольку «маркетинг из уст в уста» полностью зависит от репутации сторонников, рекламирующих ваши услуги. В случае с «иБэй» эти сторонники были экспертами в области коллекционирования. «иБэй» называл их «послами», и, как сказал Джордж Костер, старший менеджер по новым предприятиям компании, их важная задача заключалась в убеждении сообществ коллекционеров. «Коллекционеры похожи на торговых агентов "Амуэй". Им нравится то, что они делают, и они хотят этим поделиться. Мы дадим «послам» инструменты для вербовки других людей, чтобы они могли устраивать в своих домах вечеринки и рассказывать о "иБэй"».
Французские исследователи Бернар и Вероника Кова написали статью о клановом маркетинге, который предполагает доктрину использования чужой помощи. Они утверждают, что маркетологи должны рассматривать свой продукт или услуги с точки зрения его ценности «связывания» с сообществом, а не с точки зрения ценности «использования». То есть маркетологам нужно спрашивать, как их брэнд может поддержать сообщество, а не просто как продукт доставляется и используется отдельными пользователями. Кова обращают внимание, как «Саломон», традиционный лыжный брэнд, смог получить и увеличить долю рынка в сообществе сноубордистов. Это была трудная задача, учитывая тот факт, что сноубордисты ненавидели этот брэнд. Он был дискредитирован в их глазах как «дедушкин брэнд», занимающий первостепенное положение в спорте стариков: лыжах. Понимая, что предстоит нешуточная битва, «Оало-мон» подчеркивала, что должна представать перед потребителем скромной, «проявлять сдержанность и слушать».
Это достаточно странная стратегия для маркетологов. Быть скромным? Как часто эти слова произносятся в зале заседаний совета директоров? Но компания строила план постепенного проникновения, наблюдая любителей сноу* бординга в их среде, чтобы изучить их привычки, потребности и интересы. «Саломон» создала маркетинговый отдел, состоящий из сноубордистов, и поддерживала команду, которая даже не использовала ее брэнд (компания еще не начала производить доски для сноубординга). Через год «Саломон» без рекламной кампании выпустила новую линейку досок для сноубординга — просто физическое присутствие в тренировочных лагерях и магазинах для профессионалов (необычный маркетинговый канал для зимних видов спорта). Компания продолжала реализовывать свою стратегию поддержки сообщества, сохраняя присутствие на трассах скоростного спуска и предлагая испытать свой продукт, не навязывая его покупку. Эта стратегия оказалась выгодной, позволив «Саломону» за три года подняться на третье место на французском рынке сноубординга. Это достижение впечатляет тем более, что оно не имело целью выполнить относительно легкую задачу — выпустить новый брэнд. Компания боролась с устаревшим представлением и отвращением к брэнду тех самых потребителей, которым она собиралась продавать свой продукт. Она добилась успеха финансированием, поддержкой и воспитанием существующего сообщества. Она не стремилась наступать, нападать, захватывать или внедряться. Когда пользуешься чужой помощью, важно помнить, что сообщество нельзя оккупировать. Нельзя также применять методы, которым учат на лекциях по маркетингу, которые обычно напоминают планы сражений для разгрома врага и вступления в бой с независимым сообществом потребителей. Сообщество имеет большее значение, чем ваш брэнд. Уважение к сообществу, приоритет его интересов, чтобы оно приняло, поддержало и испытало чувство собственности к вашему брэнду—вот путь, которым нужно следовать. Будьте скромным, потому что это единственный способ завоевать долговременную приверженность группы ваших клиентов. Предоставление свободы Очень соблазнительно вмешаться вдела сообщества вашего брэнда, особенно когда дела идут не совсем хорошо. Компания «БМВ мотосайклз» чуть не погубила сообщество, руководствуясь самыми лучшими намерениями. Это яркий пример того, как компания извлекла урок и вовремя отказалась от попытки помпезного вмешательства, присущего тоталитарному стилю управления.
Она создала виртуальную церковь для встреч своего крайне независимого сообщества мотоциклистов. Коммуникационное агентство компании «Меркли энд партнере» превратило вполне обычный веб-сайт в церковный зал, в котором отправление служб было оставлено за приверженцами брэнда, Новый дизайн учитывал одержимость сообщества ездой на мотоцикле, и фокус сайта был направлен на пейзажи и мотоциклистов. Раздел путешествий был оформлен в виде церковной доски объявлений, на которой члены культа публиковали подробности своих любимых поездок для всего сообщества. Но душой сайта являются доски объявлений в активно посещаемом «Общем разделе». Этот корпоративный вебсайт был первым, на котором контроль над контентом был целиком отдан сообществу. Он скорее был похож на веб-сайт независимой организации, чем на принадлежащий и финансируемый компанией. Такая стратегия оказалась полезной, и сайт активно посещался. Однако через месяц после открытия оправдались худшие надежды лидеров культа (и крупных корпораций). Рассерженный член сообщества начал нападать на компанию. У него была особая причина для недовольства. И только позже узнали, что он пытался получить работу в «БМВ», но ему было отказано. Он начал публиковать письма оскорбительного содержания. Этот человек стал выразителем всех тех, кто был недоволен брэндом. Понятно, что чиновники компании занервничали. Разве можно позволить негативным отзывам не только о мотоциклах или продавцах, но и о самой корпорации появиться на своем официальном вебсайте? После некоторых споров они решили, что этого делать нельзя, и поручили коммуникационному агентству удалить все публикации почтового террориста. Это была самая серьезная ошибка. Компания попыталась контролировать доски объявлений и в результате потеряла контроль. Противника брэнда возвели в мученики, и компания стала выглядеть так, словно она защищается. Многие члены сообщества, которые вели себя нейтрально по отношению к брэнду, перешли в лагерь противников. Компания быстро пересмотрела свое решение. Отрицательные отзывы возвратились на свое место. Директор по маркетингу выступил с объявлением, что контент не будет модерироваться, а доски объявлений останутся в том виде, в котором были раньше. Он писал, что это последняя публикация компании и далее он и все служащие будут просматривать объявления только как члены равноправного сообщества. Компания отступила, и сейчас сайт функционирует в качестве церкви для активного сообщества с тысячами зарегистрированных пользователей. Культ «БМВ» управляется членами сообщества и существует для самих членов сообщества. Быстро пересмотрев неудачное решение, компания предоставила крайне эффективное место встречи для своего децентрализованного культа и в процессе этого завоевала уважение сообщества. Хрупкие отношения между компанией и сообществом брэнда были восстановлены, когда компания показала, что ее главная роль состоит в поддержке, а не в контроле. Время от времени в руки менеджеров брэндов попадают неожиданные подарки. Иногда сообщества принимают брэнд, который компания не пытается продвигать. В этом случае не нужно вмешиваться. Не поддавайтесь искушению контролировать события и позвольте сообществу стать брэнд-менеджером. Один из таких брэндов — «Тимберленд». Он больше всего известен своими туристскими ботинками, а его средства коммуникации рисуют потребителю подлинную картину компании, выпускающей походное снаряжение. Ее магазины оформлены в стиле бревенчатых хижин, а веб-сайт заполнен фотографиями нетронутых природных красот. В заявлении о намерениях компания утверждает, что является «глобальным лидером в дизайне одежды и принадлежностей для потребителей, ценящих природу и проводящих много времени на открытом воздухе». Тем не менее ботинки «Тимберленд» пользуются огромной популярностью в городских сообществах «хип-хоп». Один рэпер и продюсер даже назвал себя Тимберленд, а в 2001 году именем компании назвали шестерых новорожденных мальчиков. Доходы компании возросли до 1,2 миллиарда долларов. Алекс Уипперфурт написал отличную книгу под названием «Угон брэнда», в которой тщательно исследует этот феномен. В частности, он приводит пример популярного сорта пива «Пабст блю риббон». В 1970-х годах это было одним из самых популярных сортов пива в Америке, но с тех пор его рыночная доля неуклонно сокращалась. Виной тому было многофакторов, в том числе неоднократная смена владельцев, каждый из которых смирялся с падением популярности брэнда. В индустрии, где ежегодно на рекламу расходуется 1 миллиард долларов, «Пабст» за многие годы не выпустил ни одного телевизионного ролика. В 2001 году компания, которой сейчас владеет южноафриканский капитал со штаб-квартирой в Сан-Антонио, продала менее миллиона баррелей. Это был самый низкий показатель за несколько десятилетий — на 90 процентов ниже пика продаж в 1975 году. Но к середине 2002 года положение радикально изменилось. «Пабст блю риббон» чудесным образом стал самым быстрорастущим брэндом среди национальных марок пива, добившись двузначных цифр роста в индустрии, в которой наблюдается спад. Что явилось причиной таких перемен? Одно процветающее сообщество приняло «Пабст блю риббон» в.качестве брэнда — выразителя своих идеалов. Все началось на Западе, когда сообщество местных курьеров в Портленде стало считать пиво «Пабст» своим. Им понравилось в нем не только то, что его цена, как правило, не превышала одного доллара. Курьерам понравилось то, что они ни разу не видели его рекламу, и это был шаг назад в идеалах американской глубинки и «синих воротничков». Это было пиво, не имеющее имиджа. Парадоксально, но благодаря принятию брэнда сообществом курьеров «Пабст» быстро получил свой имидж. Это сообщество произвело революцию, и «Пабст блю риббон» стал символом объединения хипстеров. В «Руководстве хипстера» говорится, что это «лучшее национальное пиво. Очень популярное у парней и девчонок в рабочих рубашках. Единственное пиво, которое приятно пить из банки». Поездка в Уильямс-берг в Бруклине (наверное, это центр вселенной хипстеров) показывает, где прячутся корни вернувшейся популярности «Пабст блю риббон». Молодые представители контркультуры с немытыми волосами и порванными джинсами с гордостью носят фирменные майки и бейсболки «Пабст». Это пиво продается почти в каждом баре, оно стало официальной маркой в семи картинных галереях. Впечатление производитто, что маркетологи компании избежали искушения вмешаться. Они поняли, что напиток получил популярность потому, что его никто никому не навязывал. Нил Стюарт, региональный менеджер по маркетингу, постоянно использует такие еретические фразы, как «пусть потребитель сам ведет брэнд вперед». Когда лагерь «Кид рок» предложил сделку по передаче прав, «Пабст» отказался. Когда ему предложили возможность спонсировать крупные соревнования по сноубордингу или экстремальным видам спорта, он также отказался. Компания понимает, что ей нужно обеспечить абсолютную свободу сообществу, если она и дальше хочет получать поддержку хипстеров. Если «Пабст» попытается продвигать свой брэнд, то обидит сообщество и потеряет единственную клиентуру, если не считать стареющих заводских рабочих. Предоставить свободу — нелегкая задача для большинства менеджеров. Их стремление вмешаться можно понять, если учитывать должностные инструкции менеджеров брэндов, в которых обычно требуются навыки активного командования и контроля. Я это знаю. Я тоже находился среди этих брэнд-менеджеров в организационных диаграммах «Проктор энд Гэмбл», чья культура требовала прямого действия и реакции потребителей. Тем не менее распределение чувства собственности жизненно важно для долговечности и жизнеспособности культа. А способность к быстрому реагированию в роли менеджера культа критична, поскольку само сообщество испытывает потребность более глубокого участия в своей судьбе. Типичный образ лидера тоталитарного культа или брэнд-менеджера с имперскими замашками изживает себя. На смену ему приходит баланс власти.
Заключение Никогда еще возможность создания культового брэнда не была такой благоприятной. Но в то же время необходимость в этом никогда не была такой острой. Слишком многие маркетологи занимают оборонительную позицию в то время, когда находятся на пороге создания теснейших связей между своими брэндами и клиентами. Самые здравомыслящие из них давно знали, что решения в пользу или против брэндов принимаются далеко не на рациональном уровне. А самые умные инстинктивно понимали то, что сейчас доказывают неврологи, - на рациональном уровне не принимается целиком и полностью ни одно решение. Все они затрагивают эмоциональные участки мозга. Самые умные маркетологи понимают, что эмоциональное отношение к собственному брэнду дает преимущество, даже когда их продукт обладает меньшей функциональностью или большей ценой, чем продукт конкурента. Нерациональные отношения формируют самые крепкие связи. Единственный реальный выбор маркетологов заключается в том, чтобы задействовать эмоциональную зависимость, иначе придется смириться со все более снижающимися прибылями. По мере того как увеличивается число рынков, характеризующихся небольшим материальным отличием, брэндам приходится сосредоточиваться на удовлетворении эмоциональных потребностей. Вряд ли существует много эмоций, сравнимых с необходимостью принадлежать и иметь значимость. А брэнды готовы удовлетворить эту необходимость. Как мы убедились, брэнды имеют потенциал для того, чтобы становиться новыми центрами сообществ. Они родственны новым типам сообществ, сменившим старые, географически привязанные общины. Хорошо спланированный и финансируемый, поддерживаемый средствами массовой информации, характеризующийся достаточной коммуникативностью и мобильностью (именно эти факторы разрушали традиционные сообщества), брэнд может стать фиксирующей точкой для сообщества людей, объединенных общими ценностями и интересами. Очень немногие маркетологи (в том числе те, которых мы изучали) осмысленно или интуитивно пользуются этой возможностью. Другие (их большинство) ничего не делают и ничего не получают. А третьи пожинают плоды сильного сообщества, несмотря на бездеятельность (а в некоторых случаях благодаря ей — например, «Пабст» и «Тимберленд»), потому что за них все сделали потребители. Я изучал культы, потому что они являются крайним проявлением общности, и мне хотелось понять, каким образом вокруг брэндов можно сформировать преданные сообщества. Некоторые брэнды, которые мы рассматривали, уже пользуются приверженностью своих сторонников. Если кто-то со всей серьезностью говорит: «Я думаю, что есть люди, которые слышали о «Маках», но не работали на них, это те люди, до которых нужно достучаться, их нужно спасать», то это означает, что у некоторых брэндов есть способность вырабатывать фанатизм, подобный культовому. Цель этой книги - усилить эту способность и распространить ее на другие брэнды. Некоторые люди, с которыми я разговаривал на эту тему (в том числе маркетологи), были огорчены такой перспективой. Суть их жалоб заключалась в следующем: «Неужели потребительство действительно настолько глубоко проникнет в нашу жизнь, что грязный бизнес заменит традиционные способы общения?» Другие скептически относятся к тому, что брэнд сможет удовлетворить такие сложные потребности. Третьи указывают на рост альтернативных форм духовности (йога, каббала, буддизм и т.д.) как на признак того, что повышается разочарованность в материалистической Американской Мечте. Эти жалобы и скептицизм можно понять. Но на основе моих и других исследований, нравятся ли они нам или нет, брэнды используются как заслуживающие доверия источники общения и значимости. И по-моему, существует важная причина того, что они заняли эту роль. Мы живем в духовной экономике. Есть рынки не только товаров и услуг, но и мировоззрений и сообществ. Имеются как потребители, так и производители систем убеждений и сообществ. А законы предложения и спроса в такой же степени применимы к духовному обмену, как и к экономическому. Однако экономические и духовные рынки отличаются в первую очередь тем, что на экономическом рынке спрос может падать и расти. На духовном рынке спрос остается более или менее постоянным. Всегда существует необходимость принадлежать и иметь значимость. В конце концов, это неотъемлемые составляющие человеческой природы. Предложение, с другой стороны, может быть достаточным, обильным или отсутствовать вовсе. Если предложение удовлетворяется, например, энергичными, организованными церквями с широкой конгрегацией, новым религиям очень тяжело пробиться на рынок. В противном случае возникают многочисленные культы. Например, население штатов Тихоокеанского побережья такое же религиозное, как в остальной части страны, но люди реже посещают церковные службы, потому что там меньше представлены мировые религии. Традиционные формы поклонения еще не укрепились вследствие относительно недавнего заселения этих штатов и часто мигрирующего населения. Скрытый спрос готовы удовлетворить альтернативные предложения (отсюда репутация Калифорнии как источника эксцентричных культов). Не исключено, что в настоящий момент мы находимся в поворотной точке уравнения предложение/спрос. Тот факт, что многие рассматривают культ брэндов в качестве суррогата функций, которые обычно выполняют социальные, религиозные и политические институты, объясняется тем, что такие институты не удовлетворяют их потребностей. Все основное население ставит под сомнение и пересматривает релевантность традиционных и установившихся религиозных и светских институтов. Мы достигли уникальной точки пересечения в обществе, которая благоволит маркетологам. С одной стороны, установившиеся институты все более доказывают свою неадекватность как источники значимости и коммуникации. С другой стороны, наблюдается рост очень сложного типа потребительства. Маркетинг достигает зрелости с точки зрения проницательности и ухищрений. На удовлетворение потребностей разборчивой аудитории тратятся миллиарды долларов в виде сложных и тонко созданных брэндов. Слияние этих тенденций ведет к тому, что эти коммерческие творения принимаются населением, разочарованным деятельностью менее эффективных и не вызывающих доверие организаций. Вместе с альтернативными религиями брэнды являются сейчас серьезными претендентами на лидерство в системе убеждений и коммуникации. Поэтому, пока традиционные институты не оправдывают надежд, а маркетологи работают с прежней эффективностью, брэнды будут надежными источниками общения и значимости.
* * * Это является серьезным перераспределением роли брэндов. А если вы считаете, что в результате перед вами не открываются новые возможности, потому что ваш продукт не попадает в категории, вызывающие интерес (например, вы продаете фасованные товары, а не мотоциклы), что он не слишком конкурентоспособен или не имеетхороших эксплуатационных характеристик, помните, что эмоциональная привязанность сильнее рациональных рассуждений. В конце концов, компьютер «Эппл» — это просто ящик, набитый электроникой. В то время как «Харлей» имеет лидирующую долю рынка в 40 процентов, с технической точки зрения его продукт весьма плохой (в автосалонах под этими мотоциклами натекает масло). Мы видели потребителей, которые были горячими сторонниками и создавали сложные формулы идентичности с газированной водой — фасованным товаром, поглощающимся за несколько минут. «Сатурн» выпускает исключительные автомобили, продукты «Мэри Кей» качественные, но не революционные, а Международный фонд любителей диких животных абсурден. Если вы решили создать культовый брэнд, то прочитайте эти важнейшие принципы формирования культа. Сделайте свой культ достаточно отличным и достаточно идентичным. В мире культовых брэндов люди покупают людей, а не только продукты или идеи. Сохраняйте достаточное напряжение с нормами. Создайте систему значимости и интегрированную систему символизма, который ее передает. Вкладывайте в культ по крайней мере столько же, сколько вкладывают его члены с точки зрения эмоциональной и финансовой приверженности, энергии и креативности. Никогда не лгите. Еще раз обдумайте свою роль. Она должна сводиться не к командованию сообществом, а к его воспитанию, то есть быть более скромной. Следующий культовый брэнд может быть каким угодно. Следующий культовый брэнд может стать вашим.
По вопросам оптовой покупки книг издательства ACT обращаться по адресу: Звездный бульвар, дом 21, 7-й этаж Тел. 215-43-38,215-01-01,215-55-13 Книги издательства ACT можно заказать по адресу: 107140, Москва, а/я 140f ACT — «Книги по почте» Исключительные права на публикацию книги на русском языке принадлежат издательству ACT. Любое использование материала данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается. Научно-популярное издание Аткин Дуглас Культ брэндов: как сделать покупателя единомышленником Ответственный редактор Т.В. Бронзова Художественный редактор О.Н. Адаскина Компьютерная верстка: Р.В. Рыдалин Технический редактор Т.В. Сафаришвили Младший редактор Е.А. Лазарева Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953004 — научная и производственная литература Санитарно-эпидемиологическое заключение №77.99.02.953.Д.001056.03.05 от 10.03.05 г. ООО «Издательство ACT» 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 93 Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru ООО «ACT МОСКВА» 129085, г. Москва, Звездный б-р, д. 21, стр. 1 ООО «Транзиткиига» 143900, Московская область, г. Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 7/1 Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУПП ордена Трудового Красного Знамени «Детская книга» МПТР РФ. 127018, Москва, Сущевский вал,49.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|