Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рождение Левиафана. Анатомия Левиафана




Рождение Левиафана

Итак, Земной Бог принес с собой Законы и Воспитание, чтобы приучить людей к коллективизму и всеобщей любви — к тому, что на языке биологов называется групповым поведением. Старая китайская легенда рассказывает о Глупом Деде, Юй Гуне, который подговорил свою общину перенести две горы, стоявшие возле их деревни. Общин­ники приняли его предложение и принялись за работу. «Одни копали, другие таскали в корзинах глину, а большие комья и камни перетаски­вали за тысячу ли к заливу Бохай. У соседки Юй Гуна был маленький мальчик, у него только-только начали расти настоящие зубы, увидел он, что все трудятся с таким усердием и вприпрыжку тоже побе­жал помогать... » И вот бог, случайно увидевший все это, испугался, что они действительно сроют горы, и отодвинул их подальше от деревни Юй Гуна...

Если община, объединенная групповым поведением, может срыть гору, то каковы же возможности объединенного народа? Если силы, растрачиваемые веками на Всеобщую Борьбу, объединить и напра­вить на одну цель, то разве можно не добиться успеха? И как на­звать ту огромную силу, которая рождается от объединения мил­лионов в одно целое? Что это — государство, сверхгосударство или новый биологический организм?

Томас Гоббс назвал это существо Левиафаном. Левиафан умел думать и умел вести себя. Групповое поведение было, в действитель­ности, поведением Левиафана, а коллективная религия — сознанием Левиафана. Левиафан был могуществен, и его нечеловеческие тво­рения вызывали восхищение, смешанное с суеверным ужасом. «Пи­рамиды близ Мемфиса, — писал Филон Византийский, — это построй­ки, возведение которых свыше сил человеческих, а их описанию отказываешься верить. Это горы камней на горах камней, и ум не способен понять, каким образом эти огромные плиты были подняты на такую высоту и какими средствами возведены эти гигантские творе­ния... » Долгое время ходили легенды, что это дело рук богов или ги­гантов, которые жили до Потопа. «Многие не понимали, — говорил Ибн Халдун, — что только благодаря высшей общественной органи­зации и ремесленной сноровке построены эти гигантские памятники и поэтому приписывали их создание силе... которую люди древности черпали из мощи своих тел... »

В действительности все это было творением Левиафана. Египет­ские пирамиды, Великая Стена, Ангкор-Ват, — все это было создано Левиафаном, огромный призрак которого и сейчас возвышается над древними развалинами. «Зачем он создавал это? » — спрашивают туристы у подножия пирамид. Они стоят и всматриваются в огромный призрак, но призрак не отвечает, лишь чешуя его медленно перели­вается на солнце. Каждая чешуйка — это человек, и эти чешуйки так плотно пригнаны друг к другу, что составляют одно тело: руки, ноги и голову, над которой, подобно ореолу, сияет солнце.

«Это Левиафан, — шепчут люди вслед за старым проповед­ником Гоббсом. — Это он».

Анатомия Левиафана

Томас Гоббс посвятил изучению Левиафана всю свою жизнь. Как и любое существо, писал он, Левиафан имеет конечности, туловище и голову. Как и в любом организме, разные органы выполняют разные функции, а общее управление телом принадлежит голове. Все выгля­дит просто и понятно, если забыть об одной особенности, — о том, что Левиафан состоит из множества индивидуумов, и каждый че­ловек, являясь его частицей, выполняет строго определенные функции. Обратимся за разъяснением к китайским источникам.

«Люди не могут не жить сообща, — пишет знаменитый философ Сюнь-цзы. — Если же они живут сообща и среди них нет разделения обязанностей, то это приводит к раздорам, раздоры же вызывают беспорядок, беспорядок ведет к нищете. Отсюда можно видеть, что отсутствие разделения обязанностей — это великое бедствие для лю­дей! Когда же обязанности разделены — это источник великой поль­зы для Поднебесной. Правитель — Главный управляющий разделе­нием обязанностей! »

«Путь к обеспечению достатка в Поднебесной состоит в понима­нии необходимости разделения обязанностей. Содержать в порядке гряды на полях, уничтожать дикие травы, больше удобрять ноля навозом, чтобы сделать их плодоносными, — таковы обязанности простого народа! В соответствии со временем года заставлять народ трудиться, умиротворять людей и наводить среди них порядок — таковы обязанности полководцев! Что же касается того, чтобы покро­вительствовать народу, охранять его, управлять им... то это сос­тавляет обязанность совершенномудрых правителей и талантливых министров... »

Итак, тело Левиафана состоит из трех частей, выполняющих раз­ные функции: простонародья, «полководцев» и «министров». Простой народ должен старательно трудиться там, где ему прикажут. «Полководцы», или, по Платону, «стражи», обязаны следить за тем, чтобы простолюдины работали добросовестно и не ссорились между собой. «Министры» должны управлять теми и другими в интересах общего блага. Таким образом, говорит Сюнь-цзы, общество идеального го­сударства состоит из сословий, выполняющих различные функции.

Реальная жизнь бесконечно разнообразнее теории: Земледель­цы и чиновники («полководцы») были основными сословиями-орга­нами Левиафана, но помимо этих сословий существовали также военные поселенцы, купцы, государственные и частные рабочие, рабы и т. д. В Китае допускался переход из одного сословия в другое, но в других странах: в Древнем Египте, в Римской империи, в Индии — смена сословия была невозможна, более того, сословия распадались на замкнутые профессиональные касты, где профессия передавалась по наследству. Принцип разделения обязанностей был проведен здесь во всей полноте и в конечном счете привел к тому, что государство приняло вид сложного организма.

Странная судьба иногда выпадает великим идеям: они господству­ют в мире и как будто известны всем — всем вместе и никому в част­ности. Время от времени гениальные ученые произносят вещие слова, но эти слова воспринимаются как банальность, как общие фразы ни о чем. А потом, когда до людей начинает доходить смысл сказанного, они мучительно стараются вспомнить, где же они впервые слышали это... Стараясь освободиться от ощущения чего-то мис­тического; они начинают выделять и подчеркивать эти слова, но мистическое не исчезает.

«Разделение труда, впервые указанное экономистами как обще­ственное явление, — писал Герберт Спенсер 2000 лет спустя, — и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими Физиологическим Разделением Труда, есть именно та особенность как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым! ».

Итак, вот оно, мистическое «живое целое» — Левиафан... Но кто же были эти «экономисты»: неужели Сюнь-цзы, Мо Ди и Шан Ян?! Или, может быть, эта теория была создана писцами фараонов в момент рождения того, первого, египетского Левиафана? Сколько раз забывалась эта истина и сколько раз ее открывали заново... или вспоминали? Уже в XIX веке эта теория была открыта в послед­ний раз Блюнчли, Контом и Спенсером, она была изложена в десятках научных трактатов и на долгое время завладела умами всего чело­вечества. Органическая теория государства представляла общество в виде сложного организма, состоящего из множества специали­зированных органов, желез, систем. Классики органической теории проводили многочисленные аналогии между государством и организ­мом: транспортные артерии они отождествляли с кровеносной системой, полицию — с лейкоцитами, сельское хозяйство — с пищева­рительной системой. Государственная организация в целом сопостав­лялась с нервной системой, и, подобно нервной системе, ее роль заключалась в упорядочении деятельности различных органов, объединении их в одно целое. Государственное регулирование — вот то великое следствие, которое вытекало из Принципа Раз­деления Обязанностей.

«Правитель — главный управляющий разделением обязаннос­тей», — писал Сюнь-цзы две тысячи лет назад.

Итак, разделение обязанностей, государственное регулирование, социальная справедливость и коллективизм — таковы были великие принципы государства-Левиафана. Созданный в соответствии с этими принципами колосс должен был стать господином Вселенной, хозяином этого мира, воплощением Великой Мечты. Могущество этого колосса вселяло восторг и трепет в сердца конструировавших его социальных инженеров. Это был воистину Великий Замысел: прекратить Всеобщую Борьбу, соединить миллионы индивидуумов в единый слаженный организм, указать каждому его место в со­ответствии с его способностями и вознаградить каждого по справед­ливости.

В предопределенный историей срок давление достигло предела, и Революция породила на свет Империю-Левиафана. Империи поднимались на ноги по всему миру — на Востоке и на Западе. Они были порождением Великой Мечты, но не были похожи на Мечту так же, как жизнь не похожа на идеал. Многие из империй имели «конструктивные недостатки», другие были созданы «с от­ступлением от проекта», третьи были порождением стихии и интуиции.

Естественный отбор должен был выявить лучшую модель, но это — дело рук будущего, а сейчас, после Революции, основным стимулом истории была Вера. Вера в то, что Государство-Левиафан будет воплощением Мечты, что Великий Замысел, несмотря ни на что, можно претворить в жизнь и что именно это зарождающееся государ­ство станет в будущем Идеальным Государством.

«Если следовать воле неба, — говорил в упоении Учитель Мо, — то в правлении страной будет порядок, весь народ будет жить в сог­ласии, в стране будет изобилие... все будут иметь одежду и пищу, люди будут жить в покое и без горестей... ».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...