Рождение Левиафана. Анатомия Левиафана
Рождение Левиафана Итак, Земной Бог принес с собой Законы и Воспитание, чтобы приучить людей к коллективизму и всеобщей любви — к тому, что на языке биологов называется групповым поведением. Старая китайская легенда рассказывает о Глупом Деде, Юй Гуне, который подговорил свою общину перенести две горы, стоявшие возле их деревни. Общинники приняли его предложение и принялись за работу. «Одни копали, другие таскали в корзинах глину, а большие комья и камни перетаскивали за тысячу ли к заливу Бохай. У соседки Юй Гуна был маленький мальчик, у него только-только начали расти настоящие зубы, увидел он, что все трудятся с таким усердием и вприпрыжку тоже побежал помогать... » И вот бог, случайно увидевший все это, испугался, что они действительно сроют горы, и отодвинул их подальше от деревни Юй Гуна... Если община, объединенная групповым поведением, может срыть гору, то каковы же возможности объединенного народа? Если силы, растрачиваемые веками на Всеобщую Борьбу, объединить и направить на одну цель, то разве можно не добиться успеха? И как назвать ту огромную силу, которая рождается от объединения миллионов в одно целое? Что это — государство, сверхгосударство или новый биологический организм? Томас Гоббс назвал это существо Левиафаном. Левиафан умел думать и умел вести себя. Групповое поведение было, в действительности, поведением Левиафана, а коллективная религия — сознанием Левиафана. Левиафан был могуществен, и его нечеловеческие творения вызывали восхищение, смешанное с суеверным ужасом. «Пирамиды близ Мемфиса, — писал Филон Византийский, — это постройки, возведение которых свыше сил человеческих, а их описанию отказываешься верить. Это горы камней на горах камней, и ум не способен понять, каким образом эти огромные плиты были подняты на такую высоту и какими средствами возведены эти гигантские творения... » Долгое время ходили легенды, что это дело рук богов или гигантов, которые жили до Потопа. «Многие не понимали, — говорил Ибн Халдун, — что только благодаря высшей общественной организации и ремесленной сноровке построены эти гигантские памятники и поэтому приписывали их создание силе... которую люди древности черпали из мощи своих тел... »
В действительности все это было творением Левиафана. Египетские пирамиды, Великая Стена, Ангкор-Ват, — все это было создано Левиафаном, огромный призрак которого и сейчас возвышается над древними развалинами. «Зачем он создавал это? » — спрашивают туристы у подножия пирамид. Они стоят и всматриваются в огромный призрак, но призрак не отвечает, лишь чешуя его медленно переливается на солнце. Каждая чешуйка — это человек, и эти чешуйки так плотно пригнаны друг к другу, что составляют одно тело: руки, ноги и голову, над которой, подобно ореолу, сияет солнце. «Это Левиафан, — шепчут люди вслед за старым проповедником Гоббсом. — Это он». Анатомия Левиафана Томас Гоббс посвятил изучению Левиафана всю свою жизнь. Как и любое существо, писал он, Левиафан имеет конечности, туловище и голову. Как и в любом организме, разные органы выполняют разные функции, а общее управление телом принадлежит голове. Все выглядит просто и понятно, если забыть об одной особенности, — о том, что Левиафан состоит из множества индивидуумов, и каждый человек, являясь его частицей, выполняет строго определенные функции. Обратимся за разъяснением к китайским источникам. «Люди не могут не жить сообща, — пишет знаменитый философ Сюнь-цзы. — Если же они живут сообща и среди них нет разделения обязанностей, то это приводит к раздорам, раздоры же вызывают беспорядок, беспорядок ведет к нищете. Отсюда можно видеть, что отсутствие разделения обязанностей — это великое бедствие для людей! Когда же обязанности разделены — это источник великой пользы для Поднебесной. Правитель — Главный управляющий разделением обязанностей! »
«Путь к обеспечению достатка в Поднебесной состоит в понимании необходимости разделения обязанностей. Содержать в порядке гряды на полях, уничтожать дикие травы, больше удобрять ноля навозом, чтобы сделать их плодоносными, — таковы обязанности простого народа! В соответствии со временем года заставлять народ трудиться, умиротворять людей и наводить среди них порядок — таковы обязанности полководцев! Что же касается того, чтобы покровительствовать народу, охранять его, управлять им... то это составляет обязанность совершенномудрых правителей и талантливых министров... » Итак, тело Левиафана состоит из трех частей, выполняющих разные функции: простонародья, «полководцев» и «министров». Простой народ должен старательно трудиться там, где ему прикажут. «Полководцы», или, по Платону, «стражи», обязаны следить за тем, чтобы простолюдины работали добросовестно и не ссорились между собой. «Министры» должны управлять теми и другими в интересах общего блага. Таким образом, говорит Сюнь-цзы, общество идеального государства состоит из сословий, выполняющих различные функции. Реальная жизнь бесконечно разнообразнее теории: Земледельцы и чиновники («полководцы») были основными сословиями-органами Левиафана, но помимо этих сословий существовали также военные поселенцы, купцы, государственные и частные рабочие, рабы и т. д. В Китае допускался переход из одного сословия в другое, но в других странах: в Древнем Египте, в Римской империи, в Индии — смена сословия была невозможна, более того, сословия распадались на замкнутые профессиональные касты, где профессия передавалась по наследству. Принцип разделения обязанностей был проведен здесь во всей полноте и в конечном счете привел к тому, что государство приняло вид сложного организма. Странная судьба иногда выпадает великим идеям: они господствуют в мире и как будто известны всем — всем вместе и никому в частности. Время от времени гениальные ученые произносят вещие слова, но эти слова воспринимаются как банальность, как общие фразы ни о чем. А потом, когда до людей начинает доходить смысл сказанного, они мучительно стараются вспомнить, где же они впервые слышали это... Стараясь освободиться от ощущения чего-то мистического; они начинают выделять и подчеркивать эти слова, но мистическое не исчезает.
«Разделение труда, впервые указанное экономистами как общественное явление, — писал Герберт Спенсер 2000 лет спустя, — и вслед за тем признанное биологами за явление органической жизни и названное ими Физиологическим Разделением Труда, есть именно та особенность как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым! ». Итак, вот оно, мистическое «живое целое» — Левиафан... Но кто же были эти «экономисты»: неужели Сюнь-цзы, Мо Ди и Шан Ян?! Или, может быть, эта теория была создана писцами фараонов в момент рождения того, первого, египетского Левиафана? Сколько раз забывалась эта истина и сколько раз ее открывали заново... или вспоминали? Уже в XIX веке эта теория была открыта в последний раз Блюнчли, Контом и Спенсером, она была изложена в десятках научных трактатов и на долгое время завладела умами всего человечества. Органическая теория государства представляла общество в виде сложного организма, состоящего из множества специализированных органов, желез, систем. Классики органической теории проводили многочисленные аналогии между государством и организмом: транспортные артерии они отождествляли с кровеносной системой, полицию — с лейкоцитами, сельское хозяйство — с пищеварительной системой. Государственная организация в целом сопоставлялась с нервной системой, и, подобно нервной системе, ее роль заключалась в упорядочении деятельности различных органов, объединении их в одно целое. Государственное регулирование — вот то великое следствие, которое вытекало из Принципа Разделения Обязанностей.
«Правитель — главный управляющий разделением обязанностей», — писал Сюнь-цзы две тысячи лет назад. Итак, разделение обязанностей, государственное регулирование, социальная справедливость и коллективизм — таковы были великие принципы государства-Левиафана. Созданный в соответствии с этими принципами колосс должен был стать господином Вселенной, хозяином этого мира, воплощением Великой Мечты. Могущество этого колосса вселяло восторг и трепет в сердца конструировавших его социальных инженеров. Это был воистину Великий Замысел: прекратить Всеобщую Борьбу, соединить миллионы индивидуумов в единый слаженный организм, указать каждому его место в соответствии с его способностями и вознаградить каждого по справедливости. В предопределенный историей срок давление достигло предела, и Революция породила на свет Империю-Левиафана. Империи поднимались на ноги по всему миру — на Востоке и на Западе. Они были порождением Великой Мечты, но не были похожи на Мечту так же, как жизнь не похожа на идеал. Многие из империй имели «конструктивные недостатки», другие были созданы «с отступлением от проекта», третьи были порождением стихии и интуиции. Естественный отбор должен был выявить лучшую модель, но это — дело рук будущего, а сейчас, после Революции, основным стимулом истории была Вера. Вера в то, что Государство-Левиафан будет воплощением Мечты, что Великий Замысел, несмотря ни на что, можно претворить в жизнь и что именно это зарождающееся государство станет в будущем Идеальным Государством. «Если следовать воле неба, — говорил в упоении Учитель Мо, — то в правлении страной будет порядок, весь народ будет жить в согласии, в стране будет изобилие... все будут иметь одежду и пищу, люди будут жить в покое и без горестей... ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|