Возвращение к Великой Мечте
Итак, люди-клетки должны быть сыты, непритязательны и покорны. Они должны слепо подчиняться начальнику и в самых незначительных мелочах руководствоваться его указаниями. Если же по воле природы человек обладает инициативой, энергией и умом, то его место в нервной системе Левиафана. Он может сдать экзамены и стать начальником над людьми-клетками. В этом проявляется принцип равенства, завещанный Великой Революцией: возможности людей равны и определяются лишь их способностями. Но способности людей различны, и отсюда вытекает реальное неравенство начальника и подчиненного, сословий чиновников и простолюдинов. «Одни напрягают ум, другие напрягают мускулы, — писал Мэн-цзы, — тот, кто напрягает свой ум, управляет людьми, а те, кто напрягает свои __________ *Шан цзюнь шу [29, с. 144]. мускулы, управляются другими людьми... Таков всеобщий закон Поднебесной». Неравенство сословий не противоречило Великой Мечте и вере в идеальное государство: лозунгом веры было не равенство как таковое, а социальная справедливость. Великая Мечта была воспоминанием о древнем мире охотников, но в этом мире равенство было лишь относительным, и пища распределялась не поровну, а «по справедливости». Политические деятели послереволюционной эпохи, Шан Ян и Хань Фэй, предпочитали не говорить о равенстве, они говорили о социальной справедливости, о взаимных обязанностях начальников и подчиненных, о коллективизме. Социальная справедливость, разделение обязанностей и коллективизм — таковы были великие принципы государства-Левиафана. Эти принципы были воплощением Великой Мечты, они составляли существо мировых религий, лежали в основе идеологии и морали, полностью определяли поведение человека. Более того, можно сказать, что эти принципы были заложены в человеке всегда.
Человека создал добрый бог, сказал Зороастр. Древним охотникам были свойственны коллективизм и чувство социальной справедливости. Древний охотник знал и разделение обязанностей: мужчины специализировались на охоте, а женщины — на собирательстве и выкармливании детей. Все это было следствием группового образа жизни, и Род древних людей был маленьким прообразом будущего Идеального Государства. Но родами жили не только люди, родами и стадами жили и древнейшие предки человека, и за миллион лет законы рода превратились в могущественные инстинкты. Эти инстинкты были порождены образом жизни, экологическими условиями, и когда в IX тысячелетии человек изменил образ жизни, настало время грехопадения. Одомашнивание зерновых в IX тысячелетий было мутацией, изменившей экологическую нишу человека: человек вошел в симбиоз с растениями и его жизнь резко переменилась. Люди-клетки внезапно мутировали, и состоявший из этих клеток Род не перенес этой мутации — он умер. В Эпоху Сжатия единый квазиорганизм Рода распался на клетки и эти клетки стали жить так, как живут все нестадные животные — по правилам, именуемым в биологии правилами территориальности. Мышь-полевка бросается на каждого пришельца, зашедшего на ее участок, кусает и прогоняет его. Территориальные животные охраняют свою территорию, обеспечивающую им пропитание и жизнь. Участок — это их частная собственность, а законы их жизни — это законы Всеобщей Борьбы, когда сильные ежеминутно убивают слабых. Территориализм Эпохи Всеобщей Борьбы был продуктом распада старой родовой организации, — тем исходным этапом, с которого начинается развитие нового. Индивидуализм, частная собственность и конкуренция на короткое время вторглись в мир людей. Порвались связи, некогда скреплявшие Род, исчезли мужские союзы с их братством мужчин и общностью жен. Во всю силу заявил о себе индивидуальный половой отбор, тесно связанный с частной собственностью, род распался на семьи, а семьи отгородились друг от друга суровой моралью «Домостроя».
Все это было результатом Сжатия, но Сжатие было лишь мимолетным видением человеческой истории. Высшие существа никогда не живут по законам территориальности; хорошо известный биологам Принцип Шмальгаузена гласит, что биологические системы стремятся к усилению своей интегрированности. В процессе биологического развития на смену изолированному индивидууму приходит семья, а на смену семье — группа, Род или Стая. Группа становится все сплоченнее, а отдельные ее члены — все более специализированными, и в результате возникают общества-квазиорганизмы, подобные обществам пчел или муравьев. На смену индивидуальному естественному отбору с течением времени приходит групповой отбор, по отношению к которому общество-организм выступает как одно целое. Биологические виды с достаточным жизненным опытом неизбежно приходят к этому итогу, — в этом заключается один из законов внутривидовой эволюции. Внезапная мутация, порождающая новый вид, может прервать это эволюционное развитие, отбросить его к исходной точке, но со временем тенденция к сплочению быстро берет свое. Эпоха Сжатия промелькнула в истории человечества напоминанием о самых первых этапах биологической эволюции, а затем восторжествовала инерция прогрессивного развития—унаследованные от Людей Камня принципы коллективизма. Сжатие закончилось установлением экологического и социального равновесия, призрак Всеобщей Борьбы ушел в прошлое, и мир приобрел предопределенные ему очертания, кажущиеся фантастическим миражом. Это созданное Новым Человеком новое общество — не общество людей и родов, это мир гигантов, перед которыми падают ниц маленькие роды Людей Камня. Это мир Империй- Левиафанов — народов, воздвигающих пирамиды и копошащихся в бездне Шисанлина. Обладая здоровой наследственностью, человек породил достойное себя творение — и остановился в растерянности. Отчего оно получилось столь огромным? Ответ прост: эти великие перемены объясняются величием сделанного человеком открытия, доместикации растений. Плотность населения увеличилась в тысячи раз и, проживая на той же территории, род, превратившийся теперь в номовую общину, насчитывал десятки тысяч членов. Египетская империя объединяла всего лишь около сорока таких разросшихся «родов»-номов; этого было достаточно, чтобы возвести пирамиды.
Очертания нового мира зависят не только от наследия прошлого, но и от новой экологической ниши. Преимущества коллективизма сохраняются в любых экологических условиях, но в разной степени, и земледельцы ощущают их слабее, чем охотники. При примитивном земледелии индивидуальный труд более производителен, чем коллективный, поэтому он сохраняется и после революции. Как следствие индивидуального труда сохранилась семья и, в ограниченных размерах, частная собственность. Коллективизм Левиафана сказался в другом — в создании общественных продовольственных запасов, строительстве ирригационных сооружений, в обороне от внешних врагов. И самое главное, он был жизненно необходим для борьбы с социальным паразитизмом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|