Закон, вера, король.. Мир чиновников
Закон, вера, король... Социальными инженерами руководила вера в будущее, и они старались передать окружающим эту веру. Учитель Мо говорил людям о воле Неба, апостолы — о царствии Божием, кадии — о заповедях Аллаха. Моизм, христианство или ислам были лишь различными воплощениями Великой Мечты, веры в будущее. Вера в будущее сливалась с верой в пророков, предсказавших это будущее, и с верой в богов, охранявших его. Воодушевленные верой люди были готовы к подвигам и к мученичеству, тысячи и тысячи верующих могли взяться за руки и перед лицом врага запеть: «Господь — наша сила», — как французские гугеноты в битве при Кутра. Вера объединяла народ вокруг идеи совершенного государства, и единый народ был воистину непобедим. Единство — это было главное. «Один король, один закон, одна вера», — таков был лозунг французской монархии. Закон, вера, король... — в этой формуле слились воедино три начала Империи-Левиафана. Закон отождествляли с разумной системой государственного регулирования и с социальной справедливостью. Вера объединяла народ и обеспечивала его покорность закону. Король был живым символом веры и закона, «живым законом». Государь и стоявшие вокруг него министры были призваны следить за правильным функционированием всех органов-сословий Левиафана, поддерживать государственную дисциплину и устранять появляющиеся неполадки. Государь стоял высоко над классами, сословиями и кастами, он был верховным арбитром, регулировавшим их взаимодействие посредством законов. От монарха зависела жизнь и смерть огромного организма, поэтому он не был связан в своих действиях ничем, кроме веры. Глава Левиафана был абсолютным монархом, высочайшим императором и Земным Богом — «Хуанди». Китайское божество земли называлось «Дихуан»; «Хуанди» получалось отсюда простой перестановкой
иероглифов. Цзы Чань превратился в Земного Бога, в высочайшего императора Цинь Ши-хуанди. Цинь Ши-хуанди мог все. По существу, он не был уже человеком: он был богом. Все люди были действительно равны перед ним, как перед богом: одинаково равны и одинаково ничтожны. Начиная с Цинь Ши-хуанди, Земной Бог стал отождествляться с Левиафаном; безликий колосс приобрел лицо человека-бога. Что бы ни скрывалось за этим лицом, с этой поры император стал символом Китая. Его считали одновременно отцом и матерью нации и по годам его правления вели летоисчисление. Императорские указы заканчивались формулой: «Всяк да повинуется со страхом и трепетом! » — и действительно, повиновение подданных было безусловным и абсолютным. В обмен на это повиновение теоретики Левиафана требовали отправителя лишь одного — мудрости. «Только совершенномудрый, управляя государством, способен сосредоточить в своих руках всю силу народа и способен в то же время обуздать ее», — писал Шан Ян. «Если он будет подбирать себе в помощники людей глупее его, то он погибнет», — говорил Ли Куй. Все, чьи слова мы цитируем — Шан Ян, Ли Куй, У Ци, Хань Фэй, — все они были именно такими «мудрыми министрами», помощниками талантливых и честолюбивых правителей. Они и создали теорию Левиафана, в основе которой лежал принцип разделения обязанностей. Правитель государства должен знать эту теорию так же, как человек — свое тело. Он должен быть знаком с функционированием каждого органа-сословия, понимать их взаимосвязи и потребности. Два знаменитых трактата «Шан цзюнь шу» и «Хань Фэй-цзы» служили наиболее популярными руководствами для императоров всех времен, начиная от Цинь Ши-хуана и кончая Мао Цзэ-дуном. Так же, как и книга Сюнь-цзы, эти трактаты уделяли особое внимание двум основным сословиям Империи: чиновникам и крестьянам.
Мир чиновников «В спокойствии и молчании держись позади, никогда не ставь себя в роль исполнителя, — советовал Земному Богу его слуга Хань Фэй-цзы. — Беда для государя, если он занят тем же, что и чиновники. Когда государь доверяет чиновникам, но их дела не смешиваются, народ следует за ним как один человек... » Прежде всего государю необходимо было наладить работу чиновничества — этой нервной системы Левиафана; мозг должен был видеть, слышать и отдавать приказы другим органам. Эту систему впервые создал Цзы Чань в Чжэн: он разделил княжество на уезды и назначил в них уже известных нам Уездных Начальников. Он впервые создал государственное чиновничество и выделил его из народа, одев в специальную форменную одежду. Чиновники — это и были «полководцы» Сюнь-цзы и «стражи» Платона, они должны были следить за народом и поднимать его на выполнение повинностей, но не более. Для того, чтобы чиновничество исправно выполняло свои функции и не злоупотребляло своим положением, его нужно было постоянно контролировать и воспитывать. Инспекции и проверки дополнялись «сигналами снизу» — жалобами и доносами на нерадивых чиновников. Рассмотрению таких жалоб легисты уделяли особое внимание. Замещение чиновничьих должностей, по теории легистов, должно было производиться исключительно «по заслугам». Знатность происхождения и богатство демонстративно игнорировались, более того, отцы легизма с откровенной враждебностью относились к «знатным и благородным». Мы помним, что говорил Шан Ян: «Сильных надо сломить, красноречивых—заставить прикусить языки... » Земному Богу не нужны были заносчивые аристократы, он нуждался в верных, послушных, непритязательных исполнителях, поэтому он открывал преданным простолюдинам путь наверх. Чиновники-простолюдины с готовностью служили тому, кто снизошел до них и выдвинул из толпы крестьян. Однако и среди них встречались люди, зараженные бациллой Всеобщей Борьбы, поэтому необходим был строгий отбор. Нужно было проверить, крепки ли будущие чиновники в вере, хорошо ли они понимают государственную идеологию и достаточно ли они грамотны. Поэтому, начиная с середины II века до н. э., в уездных городах ежегодно проводились экзамены на ученые степени. Только ученый-«шеньши» со степенью мог занять чиновничью должность, но стать ученым в теории мог всякий: для этого нужно было лишь свидетельство о благонадежности и хорошее знание предмета.
На уездных экзаменах, сохранившихся почти без изменений вплоть до XX века, требовалось сочинить стихотворение в 60 слов, написать сочинение на историческую тему и философский трактат с использованием цитат из классиков. Темы заранее не были известны, а пользование пособиями запрещалось, поэтому уездные экзамены были весьма серьезным испытанием. Выдержавшие эти испытания могли попытать счастье на провинциальных и столичных конкурсах: удача открывала им путь на самые высокие должности, победители могли стать министрами и зятьями императоров. Эта возможность приблизиться к самым ногам Земного Бога породила целый культ экзаменов и ученых-чиновников, мудрых, добродетельных и неподкупных. Конечно, нельзя сказать, что все они были такими, но многие из них, действительно, были мудрыми и честными. Песня Мо Ди и Христа от бесконечного повторения входила в их плоть и кровь, а столетия отбора и воспитания сделали свое дело. На глазах историков постепенно вырастало ученое сословие, каста с характерными идеологическими, психологическими и даже физическими признаками. Образованность и интеллект зачастую передавались от отца к сыну вместе с близорукостью и характерным для ученых хрупким телосложением. На страницах литературных антологий мы и сейчас можем почти воочию увидеть этих китайских ученых, пишущих стихи — и подчас прекрасные стихи! — в перерывах между церемониями или перед началом сражения. Гуманитарное образование этих «шеньши» было подчинено бюрократическим нуждам, но даже побочные продукты этой образованности заставляют нас преклонить голову перед памятью миллионов ученых, составлявших нервную систему Левиафана. Ибо этими побочными следствиями были замечательная китайская историография и Великая Китайская Литература, богатейшая и изысканнейшая литература мира. Десятки огромных антологий и по сей день доносят до нас чарующие голоса многих тысяч поэтов, творивших в период, названный в Европе «темным средневековьем». Среди них встречаются знаменитые полководцы, министры, императоры; и странная мысль приходит в голову историку, перелистывающему этот каталог драгоценностей. Ведь все это было лишь побочным продуктом колоссальной административной машины; так каковы же были ее действительные возможности? В своих случайных поисках эти историки и филологи изобрели бумагу и порох, но кто знает, каковы были их возможности в целенаправленном техническом исследовании? Что произошло бы, если бы в программу экзаменов были включены естественные дисциплины? Не превратило бы это Империю в могучую научно-техническую державу?
Мы не знаем ответа на этот вопрос. Очевидно лишь то, что Левиафан может быть устроен по-разному и что именно от этого зависит его жизнеспособность. Очевидно также и то, что строение нервной системы играет во всем этом определяющую роль. Сословие китайских ученых-чиновников стояло высоко над народом, и даже тот, кто не смог пройти по конкурсу, но упорно сдавал экзамены, пользовался в народе большим уважением. Ученые-«шеньши» выделялись из народа своей внешностью, расшитыми шелковыми халатами, атласными сапогами на толстой белой подошве, хрустальными очками в черепаховой оправе. Роскошная вышивка на халате указывала на ранг чиновника: журавль или мифический цилинь — первый ранг, фазан или лев — второй... Простые люди кланялись разукрашенным паланкинам «шеньши», даже не зная, кто в них сидит: только число ударов гонга говорило о знатности обладателя паланкина. Образ жизни шеньши» соответствовал их внешности: большие оклады, служебные виллы, роскошь кабинетов и домашней обстановки, — все должно было подчеркивать ранг, высокое положение, полученное благодаря уму и заслугам. Создатели Левиафана понимали важность нервной системы и помещали ее в максимально благоприятные условия. Но они и требовали многого: нерадивость, коррупция, злоупотребления пресекались самым решительным образом. «Чиновник, видевший или знавший о преступлении, но не сообщивший об этом властям, подвергается такому же наказанию, как преступник», — гласил закон Империи Цинь. Начальников над провинившимися чиновниками наказывали и в тех случаях, когда они ничего не знали, ибо они должны были знать. В своде законов Цинь имелось даже специальное наказание для «обладателей паланкинов» — ссылка рядовым в пограничные зоны.
Сын Неба и Земной Бог требовал от своих ученых-чиновников честности, мудрых дел и мудрых советов. Каждый ученый-«шеньши» обладал правом доклада непосредственно императору — более того, он был обязан доложить Сыну Неба о деле, которое считал важным. Нервная система должна сигнализировать обо всем, и никакой дельный совет не должен пропасть зря. Если же Сын Неба по какому-то случаю недостаточно вник в дело, то ему должны были подсказать мудрейшие из мудрейших — цензоры и члены Академии «Хайлинь». Земной Бог был настоящим богом лишь во времена революций и смут — в те моменты, когда «один плохой генерал лучше, чем два хороших»; а во времена мира и покоя рядом с ним стояли цензорат и министры, которые и были настоящими хранителями духа Империи, веры в Идеальное Государство. Во имя этой веры чиновники в лицо говорили Сыну Неба о его ошибках, а когда говорившему отрубали голову, его речь тут же продолжал другой. Пока чиновничество хранило в себе этот дух, Империей мог управлять и ребенок. Но если в среду его проникали корыстолюбие и эгоистические помыслы, тогда принципы идеального государства теряли свой смысл. Реальность зачастую очень далеко отстоит от идеала, и самые прекрасные проекты быстро блекнут в столкновении с неумолимой жизнью. Школа легистов придавала особое значение поддержанию государственной дисциплины, регулярной проверке деятельности чиновников, выдвижению способных и отстранению корыстных и нерадивых. В периоды легистского управления бюрократия знала свое место и не смела злоупотреблять своим положением. Место чиновника было почетным, но чиновники не купались в роскоши; низшие чины жили ненамного богаче крестьян, и даже начальники уездов имели оклады, лишь в 3—5 раз превышающие крестьянский доход. В этом относительном равенстве, в выдвижении «по заслугам» проявлялись принципы, завещанные Великой Революцией. Но помимо революционной традиции существовала и другая, пережившая все бури, древняя традиция аристократизма — конфуцианство. Некогда конфуцианцы пытались бороться с поднимающейся Империей — теперь они смирились и выработали новую линию поведения. Устами своего апостола Сюнь-цзы новое конфуцианство признало принцип выдвижения по заслугам и роль законов, но оно сохранило в себе роковую заповедь о неравенстве «благородных» и «простолюдинов». Старая аристократия баронов погибла, поэтому конфуцианцы пытались найти новое сословие благородных внутри Левиафана — и они нашли эту новую аристократию в лице сословия ученых-чиновников. Понятие «ши», рыцарь, парадоксальным образом изменило свой смысл и стало означать «ученый». Благородным ученым-чиновникам приписывались привилегии рыцарей, право владеть поместьями-кормлениями и собирать в свою пользу государственные подати: в новой реальности это рассматривалось как плата за службу. О дружинах и старом самоуправстве теперь, конечно, не могло быть и речи, более того, кормления назначались только высшим чиновникам и не передавались по наследству. Но принцип социальной справедливости был непоправимо нарушен: чиновникам обещали дворцы и богатства, а простолюдинам — бедность и тяжкий труд. Конфуцианство принесло в среду чиновничества «шесть паразитов»: стремление к роскоши, стяжательство, пренебрежение своими обязанностями, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, бесхозяйственность. Кормления и поместья превратились в святая-святых бюрократии, в конечную цель карьеры и жизни. Внутри чиновничьего сословия шла непрерывная борьба: унаследованные от прошлого инстинкты стяжательства и паразитизма боролись с принципами нового порядка. Основная идея Империи — ограничение эксплуатации с помощью центральной власти — незаметно подменялась идеей эксплуатации народа представителями этой власти — тем, что обычно называют государственным феодализмом. Конфуцианство было ядом, разлагавшим нервную систему Левиафана, болезнью, глубоко поразившей внутренние органы. «Если в стране распространятся «шесть паразитов», шесть видов распущенности, то государство ослабеет», — предупреждал Шан Ян. Легистские императоры боролись с «шестью паразитами» самыми жестокими методами: разносчиков болезни, конфуцианцев, живьем закапывали в землю, а их книги сжигали в кострах. Болезнь то отступала, то снова обострялась; могучий организм энергично боролся за жизнь, и от исхода этой борьбы зависела жизнь миллионов людей-клеток, составляющих огромное тело Левиафана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|