Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пробуждение Юга




В то время, как на берегах Желтой Реки армии устилали телами поля сражений, в то время, как ученые переписывали планы реформ, а инженеры отдавали приказы на краю котлована, — на юге, за­паде и востоке текла своя, не потревоженная цивилизацией жизнь.

«Живущие на востоке называются «и», — говорится в трактате «Лицзы», — они не расчесывают волос и разрисовывают тело, не­которые из них не употребляют огня для приготовления пищи.

Живущие на юге называются «мань», они делают надрезы во лбу и сидят, скрестив ноги, некоторые из них не пользуются ог­нем для приготовления пищи.

Живущие на западе называются «жуны», они ходят с распущен­ными волосами и одеваются в шкуры, некоторые из них не упот­ребляют в пищу хлебных злаков.

Народы пяти стран говорят на разных языках и имеют различные наклонности».

Мы оставили юг в далекие времена Золотого Века, когда вождь маней Чи-ю воевал с Желтым Императором Хуанди. По легенде, Чи-ю пришел с юга, может быть с моря, он научил маней охоте на слонов, письменности и обращению с новым оружием: луками и тре­зубцами. Потерпев неудачу в войне с Хуанди, мани отступили за Жел­тую Реку, но при переправе они потеряли свои священные книги: от древней письменности остались лишь загадочные иероглифы, выши­тые на женских одеждах.

После поражения мани возвратились на свою прежнюю родину, в долину Голубой Реки. Еще два тысячелетия над их маленькими де­ревнями простирал свои крылья Золотой Век, тихо колосились поля и бесшумно несла свои воды к морю Великая Река. В те времена маней посетил вождь северян Шунь; майской ночью под звуки волынки-луншен он танцевал любовный танец с предводительницей маней Юмяо. «У мяо есть обычай: каждый год весной мужчины и женщины, нарядно одетые, вместе танцуют при луне... Вечером каждый уходит с тем, кого любит, они дразнят друг друга, смеются, поют и рас­ходятся только с рассветом... » Потом все изменилось. Иньские колес­ницы стали прорываться в набегах вплоть до берегов Голубой Реки, и рабы мань-и наполнили поместья «ста родов». На рубеже I тысячелетия из Великой Степи накатилась Вторая Волна; в то самое время, когда «собачьи жуны» громили Небесный Город Шан, дикие племена «ба» ворвались в долину Голубой Реки. Снова, как и много веков назад, сошлись в битве две половины человечества: Народ Змеи и Народ Птицы. Символом победы степняков стало изображение на их боевых топорах: лохматый воин, схвативший за горло двух змей — покровительниц маней.

Новое арийское государство в долине Голубой Реки называлось царством Чу. Завоеватели, предки современных гуцзя, ассимили­ровали часть туземцев и передали им свой язык. Остальные ту­земцы, мяо, по-прежнему жили общинами, «делали надрезы на лбу и сидели, скрестив ноги». Их отношения с правителем своди­лись к уплате дани и поставке воинов в ополчение, в остальном они были самостоятельны, и аристократам приходилось считаться с их силой, старейшины этих общин вместе с баронами принимали участие в выборах князей.

Потомки степняков не утратили своей воинственности: Чу посто­янно воевало с северными княжествами. «Мы — мань-и, и не можем называться одним именем со Срединным государством», — говорил основатель чуской династии Сюнь Цюй. Пользуясь анархией, ца­рившей на Великой Равнине в период Сжатия, чусцы иногда одер­живали большие победы. После одной из таких побед, в битве при Би, северяне решили восстановить против Чу его восточных соседей, племена «и». «И» были потомками индонезийцев, они жили на

побережье в устьях рек, строили дома на сваях, татуировали тело и сра­жались на воде. В 584 году чжоусцы послали в царство У к «и» Воен­ного советника У Ченя с отрядом боевых колесниц. У Чень обучил этих «варваров с птичьим языком» методам борьбы с колесницами, но он никак не мог ожидать, что через какие-нибудь 100 лет эти «варвары» станут угрожать Срединным царствам.

Эпоха больших колесниц подходила к концу, и повсюду мед­ленно проступали контуры нового. Новые армии и новое оружие шли на смену некогда страшным «танкам» медного века. Рыцари-«ши» валились со своих колесниц, пронзенные стрелами с железными наконечниками. Арбалет мощностью в 100 даней пробивал доспехи насквозь с расстояния в сотню шагов. Появившись впервые на юге, новое оружие обеспечило победу революций в Срединных царствах и одновременно даровало могущество «жалким варварам» из восточ­ных болот.

На рубеже VI—V веков восточные «и» перешли в наступление с целью вернуть некогда отнятые у них обширные прибрежные земли. Огромные флотилии каноэ под грохот сигнальных барабанов поднимались вверх по рекам, тысячи лучников в кожаных панцирях опустошали берега и осаждали крепости. В 506 году было разгромле­но Чу, в 484 году под Айлином потерпело поражение Ци. Вождь «и» Фу Ча прорыл канал, соединивший Голубую Реку с реками Великой Равнины — боевые каноэ проникали все дальше на север.

Успехи восточных «и» были прерваны внутренними усобицами. Два их племенных союза, У и Юэ, обратились друг против друга. Эго дало передышку Срединным царствам, период смут и революций закончился, и к концу V века молодые империи сумели остановить и отбросить варваров. Юг остался в стороне от революционных бурь, и вожди варварских племен не понимали сути происходивших на севере событий. Долина Голубой Реки была областью низкого де­мографического давления: земель там хватало для всех, городов поч­ти не было, как не было и умирающих на дорогах «иньминь». Поэтому, когда с севера на юг устремились толпы беженцев от революций и смут, они без труда нашли там место для поселения. Беженцы приносили с собой дыхание Революции, дыхание нового, и это новое будоражило воображение местных правителей.

В 382 году на юг бежал оклеветанный придворными знаменитый генерал и философ У Ци. Назначенный министром при чуском Дао-ване, У Ци предложил правителю преобразовать свое арийское государство по образцу Срединных царств. Дао-ван соблазнился, перспективой неограниченной власти и одобрил программу реформ. За один год У Ци превратил страну в потревоженный улей. «Он при­казал знатным отправиться на поселение на обширные пустующие земли, и они сильно горевали по этому поводу»*. Он разделил между

________

* Люйши Чуньцю. Цит. по: [12, с. 466].

крестьянами баронские земли, ввел систему военных поселений и создал дисциплинированную армию из «пятерок» и «десяток». Эти реформы были равносильны революции, намного опередившей свое время и поэтому несвоевременной и ненужной. У Ци не нашел поддержки у народа, и когда в 381 году неожиданно скончался Дао-ван, взбунтовавшиеся бароны забросали министра копьями прямо у гроба его повелителя.

Наследник Су-ван подавил мятеж и, согласно арийским законам, вырезал до третьего поколения свыше семидесяти аристократических семейств. Однако баронские поместья все же уцелели и существовали в Чу еще несколько веков — до того времени, когда наступившее Сжатие привело к неизбежной революции. Попрежнему сохранялись и сильные туземные общины, правда, в дальнейшем они сильно китаизировались, и на севере Чу различия между мяо-мань и ки­тайцами постепенно исчезло. Конечным результатом реформ У Ци оказалось не уничтожение поместий, а усиление чуской монархии и армии. Чу остановило продвижение «восточных и» и само перешло в наступление. В 334 году Вэй-ван разгромил царство Юэ и сбросил в море еще сопротивлявшихся варваров. Не желая покоряться, «вос­точные и» уходили на своих каноэ в океан — к далеким островам, в теплые моря, бывшие их второй родиной. Как и четыре тысячи лет назад, снова гремели над океаном их барабаны и снова ритмичная песня подталкивала руки гребцов — но теперь они уходили прочь от этой земли.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...