Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями




Зооательньим реЯсдением

О.И.ДАВЫДОВА Л.Г.БОГОСЛАВЕЦ АЛ. МАЙЕР

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

В ДЕТСКОМ САДУ

Этнопедагогический подход

Творческий Ч

Москва 2005

УДК 373 ББК 74.100 Д13

Рецензенты:

Ромашина С.Я., д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой раннего обучения иностранным языкам, декан педагогического факультета Барнаульского государственного педагогического уни­верситета;

Демина Л.Д., д-р социолог, наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Алтайского государственного университета.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А.

Д13 Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

ISBN 5-89144-557-3

В книге содержатся теоретико-прикладные материалы по орга­низации работы с родителями в детских садах, отражающие пози­ции этнопедагогического подхода. Авторы показывают значение про­ведения работы с родителями с учетом этнопедагогической среды, этносоциальной принадлежности родителей, затрагивают пути пре­одоления национализма как социального явления. Также рассмат­риваются инновационные формы работы с семьей в условиях от­крытости дошкольного учреждения и новой философии.

Издание адресовано студентам педагогических колледжей и вузов, специалистам дошкольных учреждений, родителям дошкольников.

ББК 74.100

Давыдова Ольга Ивановна Богославец Лариса Геннадьевна Майер Алексей Александрович

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Этнопедагогический подход

Редактор И. С. Шиловских

Художник Е.В. Кустарова

Корректоры Л.Г. Новожилова, Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера» Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.WS-.2005 г.

Подписано в печать 30.03.05. Формат 60x90'/i6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 9,0.

Тираж 15 000 экз. Заказ № 53658

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 107-59-15. 656-75-05

Отпечатано в типографии ОАО «Молодая гвардия»

127994, г. Москва, ул. Сущевская, 21.

ISBN 5-89144-557-3 © ООО «ТЦ Сфера», 2005

Предисловие

На современном этапе реформирования образования дошколь­ное образовательное учреждение (ДОУ) представляет собой комп­лексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внутренним и внешним факторам, обеспечивающим ус­пешное воспитание подрастающего поколения. Основой такого вза­имодействия в данном пособии рассматриваются этнопедагогика и позиции народной педагогики.

Основы народной педагогики первичны для каждого из нас. Любая семья, даже при отсутствии необходимых навыков, вполне способ­на выходить и вырастить ребенка. В этом случае она будет интуитив­но опираться на вековые традиции народной педагогической куль­туры. Особенно многогранен опыт народной педагогики в дошколь­ном воспитании, как общественном, так и семейном [19]*.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру [110]. Принадлежность семьи к тому или иному этносу — существенный фактор, оказывающий влияние на личностное раз­витие ребенка. И чем непонятней предстает перед ним социум, тем значительней становится роль семьи. В семье ребенок получает пер­вичные навыки в восприятии действительности, приучается осоз­навать себя полноправным представителем общества. Именно к это­му подводит нас «новая философия» работы с семьей: за воспита­ние детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) при­званы этому содействовать [54].

Нелегко ломать стереотипы, в том числе при организации рабо­ты ДОУ с родителями. К сожалению, многие педагоги исходят из того, что именно они должны «разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, подчас избирая для этого менторский тон нравоучений и, как это частенько случается, получая не менее гру­бую отповедь: «Вы педагоги, вы и воспитывайте!»

* Здесь и далее в квадратных скобках указаны номера изданий из списка использованной литературы.

Организация работы с позиций этнопедагогического подхода позволяет нам избежать болезненного перехода от старых (традици­онных) форм взаимодействия с семьей к методологии новой фило­софии. И роль ДОУ в этом едва ли не первостепенна. Семья и до­школьное учреждение — два важных института социализации ре­бенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития.

Среди функций семьи наибольший интерес представляют те, что связаны с воспитанием и развитием детей: эмоционально-пси­хотерапевтическая, рекреативная, восстановительно-оздоровитель­ная, статусно-позиционная. С опорой на данные функции, их спе­цифику и разнообразие ДОУ должно строить свою работу с семьей. Помимо этого необходимо оказывать помощь и соблюдать преем­ственность в достижении целей и задач, касающихся:

• поддержки природно-естественных сил, сохранения и укрепле­ния здоровья ребенка;

• заботы о самореализации природно-энергетического потенциа­ла, задатков и способностей детей;

• помощи ребенку в комфортной социализации;

• заботы о социальном статусе, образовании и нравственном до­стоинстве ребенка;

• соблюдения гражданских прав и обязанностей;

• формирования опыта эмоционально-нравственных отношений, добросердечности, отзывчивости, ответственности;

• трудового воспитания детей, помощи в выборе профессии, развития трудолюбия, способов самостоятельного и ответственного труда;

• заботы об общекультурном и информационном развитии, обес­печении общей жизненной грамотности, социальной компетентно­сти ребенка;

• полового воспитания, подготовки детей к самостоятельной се­мейной жизни.

За рубежом, как известно, на обучение педагогов работе с роди­телями отводится 140 часов учебного времени, а в наших учебных программах подготовки специалистов-дошкольников — всего 10 часов. Более того, все рекомендации по организации работы с семьей рассчитаны на социально и этнически однородный состав родите­лей. При этом отсутствуют программы развития ДОУ, которые бы ориентировали педагогов планировать работу с родителями в новых социально-экономических условиях с учетом этнопедагогического подхода.

В книге рассматривается работа с семьей в ДОУ с точки зрения этнопедагогического подхода, позволяющего учитывать при взаи­модействии с родителями этническую, социальную и культурную принадлежность семьи.

Материалы акцентированы на городском детском саду, посколь­ку условия города обостряют и без того видимые противоречия в функционировании семьи, в первую очередь в деле воспитания детей.

В работе освещена специфика взаимодействия ДОУ и семьи в условиях малого города*.

Понятие «малый город» нами применяется условно. Основными признаками малого города считаются количество жителей до 50 ты­сяч, социально-психологический климат. Почти все центры культу­ры и отдыха малого города расположены недалеко от ДОУ и состав­ляют его содержательный социум. Как показывает опыт, взаимо­действие ДОУ с семьей в малых городах становится мощным социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной, анимационной и рекре­ационной сфер организации детской жизни.

Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи также определяется ре­шением группы задач по:

• психолого-педагогическому просвещению родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

• оптимизации стиля семейного воспитания; это реализуется в двух основных направлениях работы: информативном — ознаком­ление родителей с особенностями детей, привлечение внимания родителей к оздоровительным мероприятиям; обучающего харак­тера — формирование у родителей опыта руководства детской де­ятельностью и общением;

• гуманизации детско-родительских отношений;

• включению семьи в содержательную деятельность в системе «родители—ребенок—воспитатели». Решение задачи осуществля­ется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка (анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, создание педагогических ситуаций, анализ детских рисунков, рассказов на заданную тему, запись вопросов родителей для организации кон­сультаций, собраний, сочинение родителей на тему «Описании своего ребенка»).

* Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. Барнаул, 2003.

Книга структурирована в соответствии с логикой развертыва­ния содержательного взаимодействия ДОУ и семьи: в первой ча­сти показаны философия, основные подходы и направления ра­боты детского сада с семьями воспитанников, во второй — опи­сана технология организации взаимодействия с семьей в условиях современного города.

Приложение содержит богатый материал для выступлений на родительских собраниях, проведении консультаций (приложения 1 и 2), образец договора о взаимных обязательствах и ДОУ и родите­лей воспитанников (приложение 3), карту обследования жизненно­го пространства ребенка (приложение 4), алгоритм составления пси­холого-педагогической характеристики семьи (приложение 5).

В приложении представлен материал для создания в дошколь­ном учреждении этнопедагогической развивающей среды (прило­жение 6), даны анкеты и рекомендации для оформления роди­тельских уголков и другие материалы (приложения 7—12), инст­рументарий для изучения семьи и мониторинга развития субъектов взаимодействия в системе «ДОУ—семья» в условиях городского детского сада, а также конспекты досуговых мероприятий по ра­боте с семьей (приложение 13).

Авторы выражают благодарность студентам педагогического факультета БГПУ (специальности: «Дошкольная педагогика и психология», «Коррекционная педагогика и психология (до­школьная)», «Психология»), а также заведующим, методистам и воспитателям дошкольных учреждений Алтайского края, пре­доставившим возможность собрать и апробировать часть матери­алов в рамках учебных курсов, практических семинаров в не­посредственной каждодневной работе детских садов Алтайского края и г. Барнаула.

Надеемся, что эта книга поможет в работе начинающим специа­листам, вызовет интерес у более опытных и послужит поводом для написания статей в журнал «Управление ДОУ», всем, кто заинтере­сован в развитии отечественного дошкольного образования.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Этнопедагогический подход

в работе дошкольного образовательного учреждения

Большинство педагогов, выстраивая работу с родителями в ДОУ, не берут во внимание не только разницу социокультурной среды семьи, в которой вырос ребенок, но и разницу среды этнической. Это приводит к тому, что изначально педагог отрывает ребенка от родных корней, отказывает ему в духовной близости со своим ро­дом, семьей и только с годами начинает «приобщать» и «знако­мить» ребенка с национальной культурой.

Прошлое сохраняет себя в отношениях детей с родителями, наци­ональных традициях, первично мотивирующих семейных отношени­ях. Любая национальная культура — это прежде всего культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры. С молоком матери ребенок впитал в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социо­культурной среды, в которой он родился. При этом совершенно не имеет значения, пела ему мама или бабушка традиционные народные песенки или она ласково «мурлыкала» ему современный песенный репертуар. Но если мама никогда не пела ребенку колыбельной пес­ни, то задача педагога убедить ее в необходимости этого исполнения. Г.Н. Волков приводит данные о том, что родной язык является пред­посылкой к идентификации личности; уже в утробе матери — под влиянием ее колыбельных напевов — у ребенка формируется про­цесс самопознания [19]. Родной язык несет в себе генетическую про­грамму тысячелетней этнической культуры народов. Игнорирование этого языка разрушает эту программу, приводит к параличу интел­лекта, человеческой и этнической неполноценности. Можно привес­ти пример ситуации, возникшей на педагогическом совещании с руководителями дошкольных учреждений одного из районов г. Бар­наула. Там возникла полемика по поводу исполнения колыбельных песен детям после трех лет. При этом большинство заведующих ДОУ доказывали, что колыбельные песни следует прекращать исполнять

сразу после года-полутора, потом они, по их мнению, уже не нужны и не востребованы не только матерью, но и ребенком. Тем более, категорично утверждали руководители ДОУ, использование их в до­школьном учреждении лишено основания. Думается, наши коллеги показали при этом не только недостаточную профессиональную гра­мотность (в частности, незнание всех функций колыбельных песен, особенностей речевого и эмоционального развития ребенка раннего возраста), но и вопиющее равнодушие к сохранению традиций род­ной культуры.

Анализ развития детей в иных культурах показывает ряд отли­чий периодизации онтогенеза. Об этом справедливо заявляла М. Мид еще в 60-е годы XX века и продолжают утверждать Г.Н. Волков, В.К. Шабельников [18, с. 66—71].

В традиционной мусульманской семье, где ребенок с младенче­ства растет на руках старших сестер или братьев, трудно говорить об эмоциональной близости общения матери и ребенка, выделяемой в европейской периодизации онтогенеза. Вместо близкого взрослого здесь часто функционирует группа сестер и братьев, именно между ними и младенцем устанавливаются наиболее близкие отношения, которые в нашей культуре возникают между ребенком и матерью. Именно в этих отношениях и нужно искать источник плодотворной работы с мусульманской семьей. Человек жесткой родовой системы не отрывается от нее, не может строить индивидуальную жизнь в отрыве от семьи, поэтому мнение старшего поколения в такой се­мье наиболее авторитетно [19].

Особое значение для воспитания ребенка имеют первые годы жизни. В этот период начинают развиваться черты характера, кото­рые незримо связывают его со своей семьей и своей культурой, что в значительной мере определяет последующий путь в жизни. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в его обычаях, песнях, музыке, наконец, в первых, едва сформировав­шихся впечатлениях. Учитывая это, работу с родителями в ДОУ необходимо проводить не только с учетом традиционной культуры воспитанников, но с учетом всех национальных культур детей, по­сещающих ДОУ.

Многими современными программами не учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, разного уровня развития. Дети из семей с другими национальными и куль­турными традициями остаются обычно вне рамок современных мо­делей образования и сопутствующих научных исследований.

Многие территориальные округа России пошли по пути объ­единения детей, принадлежащих к одной национальной и культур­ной группе, в специально созданные для них дошкольные учрежде­ния, работающие по особой программе. Существующие программы,

преследуя гуманные цели (сохранение языка и культуры малых на­родов), подчас лишь усиливают сегрегацию, обособление детей рам­ками той или иной национальной традиции. Даже осуществляемая с позитивными намерениями сегрегация может уже в дошкольном воз­расте значительно сузить перспективы развития и образования ре­бенка, а в дальнейшем ограничить его в выборе профессии.

Выстраивая цели реализации этнопедагогического подхода в ра­боте дошкольного образовательного учреждения, следует:

— дать возможность каждому ребенку выработать чувство уве­ренности в себе, основанное на знаниях;

— развить комфортные взаимоотношения с социальным окру­жением, учитывая этнопедагогическую среду;

— сформировать критическое мышление и способность защи­щать себя и других перед лицом несправедливости.

Задачи, требующие реализации этих целей, варьируются в зави­симости от этнопедагогической среды образовательного учрежде­ния, и предполагают:

— развитие у детей со смуглым цветом кожи чувства уверенно­сти в себе и гордости за принадлежность к своей расово-этнической

группе;

— развитие у детей с белым цветом кожи чувства собственного достоинства без ощущения расового превосходства.

Большинство межнациональных конфликтов происходит в пер­вую очередь потому, что система семейного и общественного вос­питания не формирует полноценно у подрастающего поколения:

— понимание принадлежности к определенной социальной груп­пе, где в качестве идентификации с этносом выступают язык, тра­диционная народная культура;

— восприятие нравственных ценностей как своего народа, так и народов других культур;

— интерес к прошлому своей семьи, чувство «духовной оседло­сти», привязанность к родным местам.

Незнание и непонимание этнических особенностей, в том числе своего народа, несут в себе отрицание или даже стойкую негативную оценку культурных традиций разных народов. В свое время КД. Ушин-ский отмечал, что «опыт других народов есть драгоценное наследие для всех, но каждый народ в этом отношении должен питать соб­ственные силы» [98, с. 286].

Родная культура входит в сознание ребенка прежде всего как культура семьи. С традициями же других народов, равно как и с мировой культурой в целом, человек вступает в диалог с позиций уже «присвоенной культуры». Этому в полной мере способствует этнопедагогика как способ вхождения в культуру своего народа, как живое знание, которое ребенок не усваивает, но выстраивает каж­дый день вместе с родителями и педагогом.

Этнопедагогика как способ вхождения в культуру своего народа

Этнопедагогика (Antropology of edication) — междисциплинарная отрасль знания на стыке этнографии, социологии и педагогики, за­нимающаяся сравнительным изучением традиционной народной пе­дагогики, методология воспитания детей путем непосредственного вхождения в мир детства. Этнопедагогика выступает как «живое зна­ние народа», как средство передачи культуры одного поколения дру­гому. При этом этнопедагогика легко адаптируется в других социаль­но-экономических отношениях, насыщаясь новым содержанием, в то время как научная педагогика сдает свои позиции. Г.Н. Волков, еще в 1997 году оценивая современную систему образования в стра­не, говорил о необходимости ее этнопедагогизации и даже ввел по­нятие этнопедагогическая система образования, подразумевая под этим суверенизацию воспитания гражданина, связанную с национальной государственностью [18, с. 66—71].

В обоснование идеи этнопедагогизации образования положена ин­формационная концепция этноса С.А. Арутюнова и Н.Н. Чебоксаро-ва [6]. Согласно этой концепции основная функция этноса состоит в «информационной защите» его членов от жизненной нестабиль­ности. Человек не может быстро реагировать на изменения социаль­ной, природной культурной среды. Он нуждается в своеобразном «информационном фильтре», каким является этнос, и только осво­ив язык и культуру своего народа, ребенок сможет на равных всту­пать в диалог с представителями иной национальной традиции. Не случайно правительство Республики Алтай приняло специальное по­становление (сентябрь 2002 г.), в котором рекомендует городским и районным администрациям обеспечить необходимые условия для изучения алтайского языка детьми других национальностей. В рес­публиканских газетах открываются рубрики «Алтайская речь», а на телевидении и радио должны начаться трансляции спектаклей на алтайском языке.

Рассматривая этнопедагогику как определенную систему знаний, нельзя обойти этнокультурные традиции, сформировавшие народ­ную педагогическую культуру. Именно она является объектом при­стального внимания этнопедагогики как науки.

Народная педагогика — это совокупность знаний и навыков вос­питания, сохранившихся в этнических традициях, народном по­этическом и художественном творчестве, в устойчивых формах вза­имодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Народная педагогика (в первую очередь педагогика семьи) пред­полагает передачу социального опыта, общественных традиций, четко

выработанной идеологии. Существуя со времени возникновения об­щества, она впитала в себя вековые обычаи и требования к воспи­танию детей.

Источниками изучения народной педагогики являются фоль­клор, этнографические и антропологические материалы, археоло­гические находки, мемуарная литература. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного на­родного творчества.

С народной педагогикой мы встречаемся каждый день: это и ласковое прозвище, с которым обращается мать к ребенку (напри­мер, в русской культуре — «зайка», «рыбка», в немецкой — «со­кровище», «драгоценность», в английской — «кошечка», «крош­ка», в японской — «змейка», «карп»); и таинство брака, и особен­ности бытового уклада, и искусство. Во всех случаях, когда знания или опыт передаются по примеру или посредством устной речи, мы имеем возможность наблюдать народную педагогику в дей­ствии. И это лишь доказывает, что народная педагогика:

— старше педагогической науки, образовательных учреждений и первоначально существовала независимо от них;

— располагается в сфере искусства, а не научной системы, хотя является предметом науки.

Одним из определяющих компонентов воспитания в народной педагогике выступает передача традиций в процессе взаимодействия поколений внутри семьи. Особенно плодотворны идеи и опыт на­родной педагогики в дошкольном воспитании, как общественном, так и семейном. И это отчетливо прослеживается в трех главных принципах этнопедагогики.

Культ матери (начало рода). Первым и главным лицом в тради­ционном воспитании первоначально была мать. На протяжении дли­тельного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значе­ние в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В одной из своих моногра­фий Г.Н. Волков отразил этот процесс весьма образно: «Всё, что есть лучшего в мужчине, появилось совсем недавно — пять-шесть тысяч лет тому назад, когда женщина <...> надумала сделать ему великое, даже спасительное, быть может, одолжение — взять его себе в мужья» [19].

Культ ребенка (продолжение рода). Традиционные представления о ребенке как объекте и субъекте воспитания реализуются в народ­ной педагогике в особом внимании и заботливом отношении к де­тям, в том числе сироте, приемышу, падчерице, пасынку, товари­щу по играм, соседским детям и т.д. «Золото не золото — дитя золото», «Ребенок — семейный 6od> — гласит народная мудрость.

Культ предков (продолжение традиций). У каждого человека не­зависимо от культурной традиции, которую он впитал, есть по­требность ощущать себя представителем определенного сообщества, чьи знаки отличия он будет носить с тщеславием и с убежденно­стью защищать. Речь идет о принадлежности к конкретным родо­вым традициям, об осознании себя не просто наследником конк­ретных людей, но потомком и продолжателем дел огромного числа поколений.

Упомянутые нами принципы этнопедагогики целесообразно про­иллюстрировать на примерах из устного народного творчества, что опять же поможет глубже понять идеи народной педагогики.

Любой человек ощущает опасность, исходящую извне. Незнако­мый мир пробуждает в нем чувство тревоги, и чтобы органично влиться в него, человек должен определить конкретные источники внешней опасности. Если окружающую действительность не рацио­нализировать, то в ней невозможно осмысленно существовать. За счет этой рационализации человек добивается того, что ощущение тревожности трансформируется в определенные образы, которые концентрируют в себе враждебность. Одновременно вырабатывают­ся представления об образе действия человека в мире, который был бы направлен на избежание и преодоление опасности.

В качестве специфического механизма этнической защиты мы рассматриваем колыбельную песню. Этот фольклорный жанр пред­стает как средство воспитания этнопедагогики, как одна из важ­нейших форм детского фольклора. Колыбельные песни являются теми моделирующими текстами, в которых ребенку в образной и доступной форме дается смысловая схема пространства мира. Обра­тимся к литературной обработке народного жанра и приведем ана­лиз колыбельной песни, предложенный С. Лурье [61].

По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал.

Но отец твой — старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Общая тревожность.

Опасность называется, конкре­тизируется.

Указывается средство защиты от опасности.

Опасность снимается психологи­чески.

Стереотипы закрепляются, зада­ется алгоритм собственного дей­ствия.

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

М.Ю. Лермонтов. Казачья колыбельная песня

Выявляя значимость колыбельной песни в современной педагоги­ческой культуре, нами был проведен опрос родителей ДОУ № 217 г. Барнаула. На вопрос: «Используют ли они колыбельные песни в повседневной жизни? И какие?» — 91% родителей ответили утвер­дительно. Одну третью часть всех названных песен составили народ­ные, чаще всего упоминалась песня «Баю-баюшки, баю, не ложись на краю, придет серенький волчок и укусит за бочок». В приведенных родителями текстах, как правило, отсутствует психологическое сня­тие опасности. Опасность называлась, конкретизировалась (напри­мер, «придет серенький волчок и укусит за бочок»), но средства защиты ребенка от этой конкретизированной опасности не указыва­лись. Это связано с тем, что родители воспроизводили неполный текст, вернее — неточный текст данной колыбельной песни.

Полученные данные опроса родителей ДОУ № 217 были сопо­ставлены с результатами опроса родителей 65 дошкольных учрежде­ний Алтайского края. Анализ показал, что ответы родителей ДОУ № 217 полностью совпали с ответами родителей других дошколь­ных учреждений края. Из 220 опрошенных лишь немногие смогли воспроизвести полный текст старинной колыбельной песни, кото­рая заканчивается словами: «А я волка догоню и Ванюшку заберу, спать с собою положу». Другими словами, большинство родителей запускали очень сложный древний механизм этнической защиты, не доводя его до логического завершения.

Текст колыбельной песни, обращенный к ребенку, должен быть предельно приближен к народному варианту, поскольку любая со­временная интерпретация убирает из колыбельных песен главную их функцию: защиту ребенка от опасностей внешнего мира. Колы­бельные песни насчитывают не один век, и их зарождение совпада­ет с моментом формирования этнического самосознания русского народа. Это сжатая до текстовой основы народная мудрость. Каждое слово, каждый внутренний жест колыбельный песни вбирают в себя народную мудрость предшествующих поколений.

Затронутые нами аспекты делают народную педагогику аналити­ческой, в результате чего этнопедагогика становится научным ме­тодом, отраслью науки. И мы рассматриваем народную педагогику как часть этнопедагогики.

Этнопедагогика является наукой, которая изучает эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнических воззрений на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации, т.е. этнической общности в целом [20].

В составе любой этнической общности имеются группы, сохранив­шие свои отличия от основного этнического массива. Такие группы получили название субэтносов. Они представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраняют неко­торые особенности, и нередко образуются при ассимиляции народно­стью или нацией другой инонациональной группы.

Говоря о своеобразии нашего региона, следует отметить наличие на Алтае разных национальных групп, которые в результате взаи­модействия образовали субэтнос — сибиряков. Всего на территории Алтая около 80 национальностей, что позволяет отнести край к одному из полиэтнических регионов России.

Возрождение и обновление народно-педагогических традиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое нацио­нальное самосознание. Одной из форм возрождения духовности яв­ляется этнопедагогизация, пронизывающая всю систему образова­ния и воспитания.

Этнопедагогизация в целостной учебно-воспитательной работе в ДОУ и семье представляет собой целостный процесс системного исследования, изучения, усвоения, освоения и применения бога­тейшего этнопедагогического наследия народов и стран.

Основные принципы этнопедагогизации современного образо­вания были сформулированы Г.Н. Волковым [19].

1. Природосообразность означает соответствие природе, согласие с нею. Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой. В фольклорных текстах различных народов имеет­ся много метафор, передающих конкретные педагогические пред­ставления о воспитании ребенка: «цветок», «отросток», «побег», «по­росль», «семя». Под «воспитанием» подразумеваются навыки поведе­ния, привитые семьей, социальной средой. Слова с частичкой «вое-», встречающиеся в нашем языке: восход, воспламенить, воспрянуть, воспылать, восславить, воскреснуть — традиционно означают воз­вышение, возвеличивание чего-либо; «питание» — энергия, необхо­димая для жизнедеятельности. Таким образом, слово «воспитание» наполняется несколько иным смыслом. Это повышение энергии, не­обходимой для духовного роста личности; ребенок, как цветок, дол­жен питаться ею, чтобы зацвести и дать семя.

2. Общечеловеческое начало во всем многообразии педагогиче­ских традиций. Общечеловеческие духовные ценности создаются общими усилиями всех народов. Постоянно происходит не только взаимодействие культур, но и адаптация одной национальной куль­туры к другой. В народной педагогике, как и в подлинной культу­ре, нет конфликтного фонда, даже самого тонкого слоя. Юкагиры упражняют своих детей в стрельбе по комарам из очень маленьких луков. Тем не менее меткость — все-таки не национальная черта

юкагиров. У коряков и ительменов есть утренние колыбельные песни, рассчитанные на то, чтобы ребенок встретил день в хоро­шем настроении. Но стремление к хорошему настроению не нацио­нально. Чукчи до сих пор не могут и не умеют обманывать и воровать. Подозрение в бесчестности для чукчи может закончиться трагически: он утопится, повесится или застрелится. Но разве чест­ность — национальная черта?

3. Естественность процесса воспитания. Слабым и беспомощ­ным приходит ребенок в этот мир. Мать — естественный, приро­дой данный источник удовлетворения потребностей ребенка. Забо­та о нем также естественна, как потребность любить и быть люби­мым.

4. Раннее начало воспитания. «Трехдневный ребенок согрешил, укусив грудь матери». По мнению народа, трехдневный ребенок должен подвергаться воспитательному воздействию. На раннее на­чало умственного, трудового, художественного воспитания кресть­ян, охотников, оленеводов давно обратили внимание русские ис­следователи. Десятилетний сельский узбек — это уже почти взро­слый мужчина, еще быстрее взрослеют в домашних трудах и заботах девочки. Десятилетняя девочка-тувинка в состоянии вести все до­машнее хозяйство на уровне матери.

5. Народная педагогика в контексте общей культуры. Народная педагогика впитала все особенности народной культуры: не только богатство народного творчества, но и предрассудки, суеверия, жест­кие методы воспитания, включая физические наказания детей. Имен­но такие негативные (непрогрессивные) проявления народной пе­дагогической культуры вызывают рассогласованность в использо­вании идей народной педагогики, желание что-то изменить, от чего-то отказаться. Постижение механизмов воздействия народной педагогической культуры на формирование личности ребенка дол­жно быть положено в условия реализации идей этнопедагогики на практике.

Мы выдвигаем следующие условия реализации этнопедагогиче­ского подхода при организации работы с семьей:

• рассматривать народную педагогическую культуру как недели­мый компонент целостной культуры мира;

• исключать декларативность и декоративность этнопедагогиче-ских суждений;

• реализовывать дидактические возможности педагогической куль­туры для работы с детьми в образовательных учреждениях;

• активно использовать материнский фольклор и субкультуру детства;

• сохранять естественные формы взаимодействия с детьми и их родителями в образовательном процессе.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЯМИ

В УСЛОВИЯХ

ЭТНОПВДАГОГИЧЕСКОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Этнопедагогическая среда

Прежде чем приступить к конкретному анализу этнопедагоги-ческой образовательной среды дошкольного учреждения, необхо­димо четко обозначить это понятие. В психолого-педагогическом сло­варе дается такое определение среды: это совокупность условий, ок­ружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью'.

Среда, формирующая ребенка, есть прежде всего среда соци­альная, представляющая конкретное проявление общественных от­ношений, в которых развивается личность. Задача педагога заклю­чается в переводе социальной среды в среду педагогическую и осу­ществляется на трех уровнях: ситуативном, факторном и системном [51].

Ситуативный уровень определяет взаимодействие воспитателя, родителей и ребенка в ситуациях, постоянно возникающих в вос­питательном процессе, т.е. повседневная работа с родителями и детьми в условиях дошкольного учреждения (содержание и формы этой работы подробно изложены в следующем разделе нашего по­собия).

Процесс на факторном уровне более длителен и сложен. Ури Бронфенбренер в «Экологии человеческого развития» рассматри­вает его как взаимную аккомодацию между формированием личнос­ти и внешней средой, в которой она развивается. Развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия среды на личность или наоборот, а в результате их постоянного взаимодей­ствия [52, с. 100—105]. На факторном уровне социальная среда предстает в виде взаимодействия концентрических структур мик­ро-, мезо-, экзо- и макросистем.

* Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеоб­разовательных учреждений. Ростов-н/Д., 1998. С. 420.

Микросистема — это структура деятельности, ролей и межлич­ностных отношений, переживаемых ребенком в конкретном окру­жении (семья, двор, дошкольное учреждение), с характерными эт­ническими и материальными свойствами.

Роль имеет большое значение в процессе человеческого развития. Окружение реб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...