Открытость дошкольного учреждения
Реализовать открытость ДОУ «внутрь» — это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать следующие условия: — личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства; — вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье). Дети готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сестрами, приносят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сладостями, показывают домашних животных. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательной или музыкальной школой, спортивным комплексом, библиотекой, картинной галереей, педагогическим университетом и т.д. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности. 1. Психологии доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребенок», подчеркивая отстраненность от проблем воспитания [54]. 2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».
3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию. Следует также создать резерв для обмена информации между группами. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили, и т.д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким-нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно, кулинарным рецептом). 4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении. 5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания. 6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания). Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон. 7. Линия воздействия на семью через ребенка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями. Прежде чем начинать взаимоотношения друг с другом, воспитателям следует провести детальный опрос родителей. Несколько видов анкет представлены в приложении, там же предлагается и пример анализа некоторых анкет. Вы можете составить свою анкету исходя из потребностей ДОУ.
При анкетировании родителей на вопрос: «Каким формам взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаете предпочтение?» — были предложены следующие варианты ответов (при выборке в 100 семей) (Т.Н. Доронова): — посещение семьи на дому — 8%; — общее родительское собрание — 17%; — групповые родительские собрания с воспитателями — 30%; — групповое родительское собрание с приглашением специалистов — 58%; — клубы — 74%; — совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) — 86%; — лекционная форма — 15%; — индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами — 72%; — родительские собрания с включением открытых мероприятий — 67%. По полученным результатам можно сделать вывод, что наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и соревновательные. Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимается. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами. Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее. • Тип семьи: многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников); I нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей, без старшего поколения); неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др.); полная (наличие обоих родителей); псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе). • Сущностные характеристики: проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются; зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения: уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;
традиционная или современная (функции традиционной и современной семьи см. выше). Образ жизни — совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д. При этом необходимо учитывать: — кому принадлежит доминирующая роль в семье (мать или отец, бабушка со стороны матери, дедушка со стороны отца и т.д.); здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи; — характер и стиль семейных отношений (некоторые характеристики стиля семейных отношений представлены в предыдущем разделе). По нашему мнению, учет перечисленных особенностей необходим для полноценной реализации новой философии работы с родителями. При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования: — педагоги должны четко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только ее. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОУ и т.д. Нарушение педагогом данного положения ведет к результату, обратному ожидаемому; — каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую персональную пользу он получит от этой работы, поскольку при личной заинтересованности в конечном результате деятельность человека целиком и полностью направлена только на достижение данного результата; — обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет. В работе с родителями можно выделить следующие группы задач: психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы: задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа); задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом). При этом необходимо четко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели при решении данных задач используются методы: — индивидуальное или групповое консультирование; — просмотр родителями занятий и режимных моментов; — привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности. Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский). 1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». 2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» — каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется. 3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора — двух месяцев [97]. Для решения второй группы задач используются следующие методы: — анкетирование; — опрос; — беседы с членами семьи; — наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное); — метод создания педагогических ситуаций; — анализ детских рисунков; — анализ рассказов на заданную тему; — запись вопросов родителей; — сочинение родителей на тему «Мой ребенок»; — фиксация дня ребенка; — дневник адаптации ребенка к ДОУ. Данные методы направлены на изучение семьи и установление контактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями. Функции работы образовательного учреждения с семьей Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли [59]. 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. 4. Помощь отдельным семьям в воспитании. 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей. Первая функция должна реализовываться еще до поступления ребенка в ДОУ. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители ищут среди большого количества детских садов тот, который им подходит. Со своей стороны, ДОУ, также заинтересованные в наполняемости групп, должны установить контакты с семьями задолго до официального дня прибытия ребенка. С этой целью могут организовываться следующие дополнительные услуги: — группы почасового посещения; — группы подготовки детей к школе; — физиокабинеты на базе детского сада; — группы аэробики; — группы лечебной гимнастики; — занятия студии изобразительной деятельности. Этими услугами могут воспользоваться не только дети, посещающие данный детский сад, но и приходящие, что положительно характеризует ДОУ в условиях современной конкуренции. С этой же целью можно рассылать красочные приглашения родителям микрорайона посетить ДОУ при проведении мероприятий. Актуальны также буклеты с информацией об услугах детского сада, которые можно рассылать родителям, имеющим детей дошкольного возраста. Можно представить информацию о ДОУ в поликлинике во время проведения «Дня здорового ребенка», в женской консультации (готовится в виде ширмы-передвижки «Наша жизнь», «Так мы живем» и т.д.), подготовить рекламный ролик на телевидении. Кроме того, необходимо ознакомить родителей с письменной информацией о ДОУ, которая включает в себя: — программу развития ДОУ; — работу и график клубов, платные услуги, которые предлагает ДОУ; — сообщения о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ: диплом об основном образовании, стаж работы, квалификация, категория, наличие сертификата о курсах повышения квалификации, узкой специализации, дипломы дополнительного образования; — информацию о том, что педагоги ДОУ являются членами профессиональной организации, посещают собрания и знакомы с текущими научными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, имеют научные публикации; — сведения о работе профильных специалистов (логопеда, психолога, научного консультанта и др.) с указанием их квалификации, категории, ученой степени, звания. Для желающих в будущем отдать детей в данный детский сад стоит устроить предварительную ознакомительную встречу. Эту встречу должен проводить заведующий ДОУ. В беседе обращается внимание на то, что ребенку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения; что родители — всегда желанные гости, к их пожеланиям охотно прислушаются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему. Затем родителей следует познакомить с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок. Воспитатель или заведующий показывает прихожую, спальню, игровую комнату, туалетную комнату, рассказывает о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждается адаптационный период к детскому саду. В разговоре с родителями желательно выяснить как можно больше об особенностях поведения ребенка и его привычках: — в каких условиях живет ребенок (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и т.д.); — какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.; — как называют ребенка дома и как его нужно называть в детском саду; — чем больше всего любит заниматься ребенок; — какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей. * Т.Н. Доронова предлагает в общении с родителями придержи-1 ваться следующих правил [36, с. 87—90]: — в любое время родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным; ' — родители могут приводить и забирать ребенка в любое удобное для них время; — воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребенка; — все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей. Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно, вызовут доверие родителей к ДОУ и воспитателям. Решению второй функции — психолого-педагогического просвещения — в традиционных формах работы с семьей отводится достаточно внимания. В рамках нового подхода следует лишь изменить отношение к их реализации — информация должна быть актуальной для родителей и не являться формальностью. О.Л. Зверева предлагает использовать открытые занятия с детьми ДОУ для родителей; видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучиваются специалистами и продаются родителям, по ее мнению, это хорошая память, получение информации о работе ДОУ, информирование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка. Для повышения эффективности воспитания детей, в частности повышения педагогической культуры родителей, воспитатели Москвы предлагают следующие меры: издание литературы по заказу родителей, доступной для их понимания; издание небольших книжек типа «народной библиотеки» для родителей с рассмотрением конкретных ситуаций по воспитанию детей; создание телепередач и фильмов про ДОУ для трансляции по кабельному телевидению; организацию педагогических курсов для молодых родителей при ДОУ. Т.Н. Доронова предлагает в качестве просвещения родителей использовать лекции, записанные на аудиокассеты, их можно транслировать для всех групп в ДОУ (при наличии селекторной связи) или через магнитофоны в приемных во время вечерних и утренних посещений родителей. Для реализации третьей функции — вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность — можно предложить следующие формы: — участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ремонте и благоустройстве ДОУ; — дежурства родителей в группах; — проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, об охране здоровья и т.п.); — участие в работе родительского комитета; — оказание материальной помощи и многие другие формы. Стимулирование воспитывающей деятельности детей и родителей в домашних условиях осуществляется через совместные обучающие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на родительских собраниях и т.д. В настоящее время выпускается немало научно-популярной литературы для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели. Четвертая функция — помощь отдельным семьям в воспитании — осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту, например психологу. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению возможностей родителей. Педагог должен выступить в роли собеседника, и главная его задача — проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему. Пятая функция (взаимодействие с общественными организациями родителей): попечительским советом, родительским комитетом, комиссиями комитета. В состав комитета должно входить по два-три человека от каждой группы, заведующий, методист и врач. Во главе — председатель, выбранный из членов комитета. Человек, претендующий на эту должность, должен обладать администраторскими и экономическими задатками, не обязательно по специальности. В комитете выделяется пять комиссий: — педагогическая; — общественного контроля; — хозяйственная; — связи с шефствующей организацией; — стенной печати. Каждая комиссия выполняет функцию, одноименную с названием комиссии. В обязанности комитета входит: — создание лекторских групп на базе родителей-специалистов; — привлечение родительского комитета к первому знакомству с родителями поступивших детей; — обращение в органы социального обеспечения и защиты с просьбой выделить материальную помощь нуждающейся семье (имеет право председатель), для защиты прав и интересов ребенка; — проведение межгрупповых конкурсов родителей; — организация дежурств родителей в группе; — наблюдение за выполнением режимных моментов в группе; — инициатива накопления и систематизации положительного педагогического опыта семей; — проведение экскурсий; — организация для родителей общественных мероприятий, не касающихся педагогической работы (поездка за город, развлекательные мероприятия). Свои замечания комитет должен вносить в специальный журнал, на базе которого по итогам работы комитета один раз в квартал издается газета. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. В-четвертых, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день. В-пятых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. В-шестых, это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Основные принципы при организации работы с семьями в рамках новой философии: — открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); — сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; — создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; — диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|