Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытость дошкольного учреждения




Реализовать открытость ДОУ «внутрь» — это означает сделать учеб­ный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гу­манизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Для этого нужно создать следующие условия:

— личностную готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства;

— вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия (бабушка вяжет куклам, папа делает фотоснимки, мама беседует о здоровье). Дети

готовятся к ним вместе с родителями, братьями и сестрами, прино­сят фотографии и поделки в детский сад, угощают любимыми сла­достями, показывают домашних животных.

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад от­крыт влиянию микросоциума, готов сотрудничать с расположенны­ми на его территории социальными институтами: общеобразователь­ной или музыкальной школой, спортивным комплексом, библиоте­кой, картинной галереей, педагогическим университетом и т.д.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.

1. Психологии доверия. Родители, должны быть уверены в хоро­шем отношении к своему ребенку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребенок», подчер­кивая отстраненность от проблем воспитания [54].

2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные спо­собы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеев­на, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».

3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При офор­млении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвиж­ках должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 — иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.

Следует также создать резерв для обмена информации между группами. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбира­ли на занятии, текста песенки, которую выучили, и т.д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким-нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно, кулинар­ным рецептом).

4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом они не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении.

5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается не­изменной. Родители и педагоги должны иметь возможность выска­зать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспи­тания.

6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе ро­дителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания). Напри­мер, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон.

7. Линия воздействия на семью через ребенка. Если жизнь в груп­пе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Прежде чем начинать взаимоотношения друг с другом, воспита­телям следует провести детальный опрос родителей. Несколько ви­дов анкет представлены в приложении, там же предлагается и при­мер анализа некоторых анкет. Вы можете составить свою анкету исходя из потребностей ДОУ.

При анкетировании родителей на вопрос: «Каким формам взаи­модействия ДОУ с семьей вы отдаете предпочтение?» — были пред­ложены следующие варианты ответов (при выборке в 100 семей) (Т.Н. Доронова):

— посещение семьи на дому — 8%;

— общее родительское собрание — 17%;

— групповые родительские собрания с воспитателями — 30%;

— групповое родительское собрание с приглашением специали­стов — 58%;

— клубы — 74%;

— совместные мероприятия (в игровых и соревновательных фор­мах) — 86%;

— лекционная форма — 15%;

— индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, спе­циалистами — 72%;

— родительские собрания с включением открытых мероприятий — 67%.

По полученным результатам можно сделать вывод, что наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и соревновательные. Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимается. В связи с экономи­ческой нестабильностью большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.

Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках «новой философии» работы с семьей

При выборе форм работы с родителями рекомендуется учиты­вать следующее.

• Тип семьи:

многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников);

I

нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей, без старшего поколения);

неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др.);

полная (наличие обоих родителей);

псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).

• Сущностные характеристики:

проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низ­кая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопре­деленное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчи­тывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются;

зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, оп­ределенное, способствующее росту; стиль общения: уравновешен­ный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;

традиционная или современная (функции традиционной и совре­менной семьи см. выше).

Образ жизни — совокупность способов и форм жизнедеятельно­сти, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, ак­тивным и т.д. При этом необходимо учитывать:

— кому принадлежит доминирующая роль в семье (мать или отец, бабушка со стороны матери, дедушка со стороны отца и т.д.); здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлеж­ность семьи;

— характер и стиль семейных отношений (некоторые характери­стики стиля семейных отношений представлены в предыдущем раз­деле).

По нашему мнению, учет перечисленных особенностей необхо­дим для полноценной реализации новой философии работы с роди­телями.

При организации взаимодействия с семьями целесообразно ис­пользовать следующие фазы планирования:

— педагоги должны четко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только ее. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллек­тива ДОУ и т.д. Нарушение педагогом данного положения ведет к результату, обратному ожидаемому;

— каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую персональную пользу он получит от этой работы, поскольку при

личной заинтересованности в конечном результате деятельность че­ловека целиком и полностью направлена только на достижение дан­ного результата;

— обязательно учитывать при планировании работы государствен­ный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предпола­гающие эффект через несколько лет.

В работе с родителями можно выделить следующие группы за­дач:

психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повы­шения педагогического образования;

изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы:

задачи информативного плана (например, познакомить родите­лей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);

задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).

При этом необходимо четко соблюдать целевую установку. В зави­симости от цели при решении данных задач используются методы:

— индивидуальное или групповое консультирование;

— просмотр родителями занятий и режимных моментов;

— привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без зна­ния того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим обра­зом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитате­ля к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, при­влекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминоло­гией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия». Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, зна­ниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на дове­рии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может орга­низовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Пет­ровский).

1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ре­бенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом: «Ваш ребе­нок лучше всех».

2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успе­хах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» — каждую поделку представляют родителям как ис­ключительную, даже если им самим так не кажется.

3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оце­ночных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие роди­телей при успешном проведении предыдущих этапов, может начи­нать осторожно давать советы родителям.

Общая продолжительность всех этапов занимает около полутора — двух месяцев [97].

Для решения второй группы задач используются следующие ме­тоды:

— анкетирование;

— опрос;

— беседы с членами семьи;

— наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);

— метод создания педагогических ситуаций;

— анализ детских рисунков;

— анализ рассказов на заданную тему;

— запись вопросов родителей;

— сочинение родителей на тему «Мой ребенок»;

— фиксация дня ребенка;

— дневник адаптации ребенка к ДОУ.

Данные методы направлены на изучение семьи и установление кон­тактов с ее членами. Они как нельзя лучше подходят для реализации положений новой философии взаимодействия педагогов с родителями.

Функции работы образовательного учреждения с семьей

Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей, выделенные Д. Лешли [59].

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

4. Помощь отдельным семьям в воспитании.

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей. Первая функция должна реализовываться еще до поступления

ребенка в ДОУ. Заинтересованные в развитии своего ребенка роди­тели ищут среди большого количества детских садов тот, который им подходит. Со своей стороны, ДОУ, также заинтересованные в наполняемости групп, должны установить контакты с семьями за­долго до официального дня прибытия ребенка. С этой целью могут организовываться следующие дополнительные услуги:

— группы почасового посещения;

— группы подготовки детей к школе;

— физиокабинеты на базе детского сада;

— группы аэробики;

— группы лечебной гимнастики;

— занятия студии изобразительной деятельности.

Этими услугами могут воспользоваться не только дети, посеща­ющие данный детский сад, но и приходящие, что положительно характеризует ДОУ в условиях современной конкуренции. С этой же целью можно рассылать красочные приглашения родителям микро­района посетить ДОУ при проведении мероприятий. Актуальны так­же буклеты с информацией об услугах детского сада, которые мож­но рассылать родителям, имеющим детей дошкольного возраста. Можно представить информацию о ДОУ в поликлинике во время проведения «Дня здорового ребенка», в женской консультации (го­товится в виде ширмы-передвижки «Наша жизнь», «Так мы жи­вем» и т.д.), подготовить рекламный ролик на телевидении.

Кроме того, необходимо ознакомить родителей с письменной ин­формацией о ДОУ, которая включает в себя:

— программу развития ДОУ;

— работу и график клубов, платные услуги, которые предлагает ДОУ;

— сообщения о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ: диплом об основном образовании, стаж работы, квалификация, ка­тегория, наличие сертификата о курсах повышения квалификации, узкой специализации, дипломы дополнительного образования;

— информацию о том, что педагоги ДОУ являются членами профессиональной организации, посещают собрания и знакомы с текущими научными исследованиями в области дошкольной педа­гогики и психологии, имеют научные публикации;

— сведения о работе профильных специалистов (логопеда, пси­холога, научного консультанта и др.) с указанием их квалифика­ции, категории, ученой степени, звания.

Для желающих в будущем отдать детей в данный детский сад стоит устроить предварительную ознакомительную встречу. Эту встре­чу должен проводить заведующий ДОУ. В беседе обращается внима­ние на то, что ребенку будет хорошо в стенах дошкольного учреж­дения; что родители — всегда желанные гости, к их пожеланиям охотно прислушаются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребенке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Затем родителей следует познакомить с воспитателями и груп­пой, которую будет посещать ребенок. Воспитатель или заведующий показывает прихожую, спальню, игровую комнату, туалетную ком­нату, рассказывает о режиме дня в детском саду. Вместе обсуждается адаптационный период к детскому саду.

В разговоре с родителями желательно выяснить как можно боль­ше об особенностях поведения ребенка и его привычках:

— в каких условиях живет ребенок (сколько человек в семье, есть ли другие дети, живут ли вместе с ними бабушка и дедушка и

т.д.);

— какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания,

пользования туалетом и т.п.;

— как называют ребенка дома и как его нужно называть в дет­ском саду;

— чем больше всего любит заниматься ребенок;

— какие особенности в поведении радуют, а какие насторажива­ют родителей. *

Т.Н. Доронова предлагает в общении с родителями придержи-1 ваться следующих правил [36, с. 87—90]:

— в любое время родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным; '

— родители могут приводить и забирать ребенка в любое удоб­ное для них время;

— воспитатель должен выполнять просьбы родителей относи­тельно сна, питания, одежды ребенка;

— все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несом­ненно, вызовут доверие родителей к ДОУ и воспитателям.

Решению второй функции — психолого-педагогического просве­щения — в традиционных формах работы с семьей отводится доста­точно внимания. В рамках нового подхода следует лишь изменить

отношение к их реализации — информация должна быть актуаль­ной для родителей и не являться формальностью. О.Л. Зверева пред­лагает использовать открытые занятия с детьми ДОУ для родите­лей; видеозаписи занятий, прогулок, игр детей, которые озвучива­ются специалистами и продаются родителям, по ее мнению, это хорошая память, получение информации о работе ДОУ, информи­рование о деятельности педагога и особенностях поведения своего ребенка. Для повышения эффективности воспитания детей, в част­ности повышения педагогической культуры родителей, воспитате­ли Москвы предлагают следующие меры: издание литературы по заказу родителей, доступной для их понимания; издание небольших книжек типа «народной библиотеки» для родителей с рассмотрени­ем конкретных ситуаций по воспитанию детей; создание телепере­дач и фильмов про ДОУ для трансляции по кабельному телевиде­нию; организацию педагогических курсов для молодых родителей при ДОУ. Т.Н. Доронова предлагает в качестве просвещения родите­лей использовать лекции, записанные на аудиокассеты, их можно транслировать для всех групп в ДОУ (при наличии селекторной связи) или через магнитофоны в приемных во время вечерних и утренних посещений родителей.

Для реализации третьей функции — вовлечение родителей в со­вместную с детьми и педагогами деятельность — можно предло­жить следующие формы:

— участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, ре­монте и благоустройстве ДОУ;

— дежурства родителей в группах;

— проведение бесед с детьми на разные темы (о профессиях, об охране здоровья и т.п.);

— участие в работе родительского комитета;

— оказание материальной помощи и многие другие формы.

Стимулирование воспитывающей деятельности детей и родите­лей в домашних условиях осуществляется через совместные обучаю­щие занятия в ДОУ, пропаганду различных игр и занятий на роди­тельских собраниях и т.д. В настоящее время выпускается немало научно-популярной литературы для детей и родителей, которую можно с успехом использовать для этой цели.

Четвертая функция — помощь отдельным семьям в воспита­нии — осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в разви­тии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту, например психологу. Очень важна здесь позиция,

которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения, ведущие к принижению воз­можностей родителей. Педагог должен выступить в роли собесед­ника, и главная его задача — проникнуться тревогами и сомне­ниями человека, обратившегося к нему.

Пятая функция (взаимодействие с общественными организаци­ями родителей): попечительским советом, родительским комите­том, комиссиями комитета. В состав комитета должно входить по два-три человека от каждой группы, заведующий, методист и врач. Во главе — председатель, выбранный из членов комитета. Чело­век, претендующий на эту должность, должен обладать админист­раторскими и экономическими задатками, не обязательно по спе­циальности. В комитете выделяется пять комиссий:

— педагогическая;

— общественного контроля;

— хозяйственная;

— связи с шефствующей организацией;

— стенной печати.

Каждая комиссия выполняет функцию, одноименную с назва­нием комиссии. В обязанности комитета входит:

— создание лекторских групп на базе родителей-специалистов;

— привлечение родительского комитета к первому знакомству с родителями поступивших детей;

— обращение в органы социального обеспечения и защиты с просьбой выделить материальную помощь нуждающейся семье (имеет право председатель), для защиты прав и интересов ребенка;

— проведение межгрупповых конкурсов родителей;

— организация дежурств родителей в группе;

— наблюдение за выполнением режимных моментов в группе;

— инициатива накопления и систематизации положительного педагогического опыта семей;

— проведение экскурсий;

— организация для родителей общественных мероприятий, не касающихся педагогической работы (поездка за город, развлека­тельные мероприятия).

Свои замечания комитет должен вносить в специальный жур­нал, на базе которого по итогам работы комитета один раз в квар­тал издается газета.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой пе­дагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении

педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодей­ствию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пони­манием со стороны родителей в решении проблем (от материаль­ных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, по­стоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, при­вычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогическо­го процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формиро­вать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и вос­питании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это укрепление внутрисемейных связей, что так­же, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-пятых, это возможность реализации единой программы вос­питания и развития ребенка в ДОУ и семье.

В-шестых, это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работы с родителями. Педагог, определив тип семьи воспи­танника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей уда­ется избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Основные принципы при организации работы с семьями в рам­ках новой философии:

— открытость детского сада для семьи (каждому родителю обес­печивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

— сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

— создание активной развивающей среды, обеспечивающей еди­ные подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

— диагностика общих и частных проблем в воспитании и разви­тии ребенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...