Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях




Распределение сфер ответственности

в работе с родителями между воспитателем,

методистом и заведующим

Педагоги г. Новгорода во главе с Лидией Свирской [84, 5] пред­ложили распределение ответственности за работу с родителями по следующим направлениям деятельности заведующего и воспитате­лей (табл. 2).

На основе вышеперечисленных разработок О.В. Саюн (в диплом­ной работе, выполненной на кафедре дошкольного образования БГПУ под руководством О.И. Давыдовой) выделила направления деятель­ности методиста (табл. 3).

Подобное распределение направлений деятельности педагогического коллектива детского учреждения, на наш взгляд, будет способствовать лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов, так как заняты в этом будут не только воспитатели, которые зачастую чув­ствуют себя «оставленными» один на один с родителями.

В условиях современной коммерционализации, новгородские пе­дагоги предлагают ввести новые штатные единицы, необходимые для выполнения функций менеджера по организации платных ус­луг. В их обязанности входят:

— разработка стратегии и тактики организации работы с кли­ентами;

— ведение конструктивных бесед с членами семей вновь посту­пающих детей (об актуальном состоянии и оценке родителями пер­спектив развития ребенка, ценностях и традициях, интересах и по­требностях семьи, в том числе воспитательно-образовательных);

— передача воспитателям полученной информации, согласова­ние перспектив работы с данной семьей и ребенком;

— постоянное «вникание» в динамику развития каждого ребенка;

— ведение постоянного нерегламентированного и неформально­го диалога с членами семей об эффективности совместных дей­ствий детского сада и семьи;

— разработка стратегии привлечения новых клиентов;

— участие в групповых родительских собраниях.

Таблица 2

Направления деятельности заведующего Периодичность
Формирование контингента детей Единовременно
Заключение договоров Единовременно
Формирование групп Единовременно
Организация работы родительского комитета 4 заседания в год
Организация и проведение общих родительских собраний 1—2 раза в год
Привлечение стартовой благотворительной помощи от родителей Единовременно
Определение структуры подразделений по запросам и потребностям родителей 1 раз в год
Решение проблемных ситуаций По мере возникновения
Направления деятельности воспитателя
Прием ребенка в группу, знакомство с родителями, установление и поддержание контакта Постоянно
Информирование родителей о состоянии, развитии ребенка Постоянно
Организация и проведение родительских собраний 4 раза в год
Консультирование родителей Постоянно
Посещение на дому Поквартально
Подготовка наглядной информации для родителей Поквартально
Отслеживание оплаты услуг детского сада Постоянно
Информирование родителей по организационным вопросам, культурно-досуговые мероприятия, до­полнительные образовательные услуги Постоянно
Обращение к родителям за благотворительной по­мощью По мере возникновения потребности, но весьма часто
Привлечение родителей к участию в мероприятиях (праздники, работа в группе) Поквартально
Обеспечение сохранности имущества ребенка Постоянно
Решение проблемных ситуаций Постоянно

Таблица 3

Направления деятельности методиста Периодичность
Накопление педагогического опыта Постоянно
Информирование воспитателей о новинках в сфере взаимодействия с семьей Постоянно
Консультирование воспитателей По мере возникно­вения потребности
Организация и проведение общих родительских собра­ний 1—2 раза в год
Рекомендации воспитателям по подготовке наглядной информации для родителей По мере возникно­вения потребностей
Контроль за ведением воспитательной работы с семьей Постоянно
Оформление выставок, стендов для родителей 1 раз в месяц
Ведение планирования работы с семьей 1 раз в год
Проведение культурно-досуговых мероприятий Единовременно
Предоставление дополнительных образовательных услуг Единовременно
Работа с родительским комитетом По мере возникно­вения необходимо­сти
Решение проблемных ситуаций По мере возникно­вения необходимо­сти

Однако есть проблема, которая неизбежно возникает при орга­низации работы с родителями, и заключается в ложном пред­ставлении, что профильные специалисты, работающие в ДОУ (инструктор по физкультуре, руководитель студии изобразитель­ной деятельности, логопед и т.д.), никакой работы с родителями не проводят. Иначе говоря, речь идет как бы только о монопеда­гогическом варианте взаимодействия воспитатель—ребенок и со­ответственно воспитатель—родители. Но в детском саду реально осуществляется полипедагогическое взаимодействие. В группе ра­ботают как минимум два воспитателя и няня (помощник воспи­тателя), есть специалист по изобразительной деятельности, инст­руктор по физической культуре, музыкальный работник, психо­лог, логопед, медицинский работник, хореограф и т.д.

К сожалению, воспитатели группы не отчетливо осознают отли­чие полипедагогического взаимодействия от монопедагогического. И для этого есть основания: воспитатель проводит с детьми гораздо

больше времени, нежели профильные работники. И зачастую вос­питатель ведет себя так, будто до и после него с детьми никто не работал. Он не учитывает, что для детей и родителей он «вписан» в особую общность педагогов, работающих с детьми данной группы.

Педагогическая деятельность, которая осуществляется и вос­принимается воспитателем как монопедагогическое взаимодействие (индивидуальный труд), на самом деле есть деятельность совмест­ная. И чтобы правильно выстроить сотрудничество педагогов, ра­ботающих в одной группе, необходимо сформировать единую «пе­дагогическую команду», которая будет придерживаться общей цели и работать согласованно.

«Педагогическая команда» [80] (А.А. Реан) — это группа педаго­гов, работающих с конкретной группой детского сада, тогда как педа­гогический коллектив — это фактически система «педагогических ко­манд». Формирование таких команд и организация их взаимодействия с родителями — одна из существенных задач руководителей ДОУ (схе­ма 1). При этом необходимо учитывать не только психологическую, но и психолого-педагогическую совместимость в команде.

ДО

Воспитатель—> второй воспитатель—) няня —> музыкальный работник —> инструктор по физической культуре и т.д.

ПОСЛЕ

Педагогическая команда (система «педагог—педагоп»)

воспитатель -> воспитатель -» няня —> музыкальный

работник -> инструктор по физической культуре и т.д.

Группа детского сада (система «педагог—дети»)

Схема 1. Педагогическое взаимодействие до и после создания педагогической команды

Работу по внедрению нового подхода в дошкольные учреждения нужно вести с учетом заинтересованности педагогов. В зависимости от этого выделяются два направления воздействия на ДОУ.

1. Ознакомление с сущностью нового подхода. Это направление предназначено для работы с теми педагогами, которые не знако­мы с новым подходом либо не заинтересованы в его реализации. Необходимо показать все преимущества предлагаемого взаимодей­ствия с родителями и главным образом разъяснить, какую пользу получают от этого сами педагоги. Наиболее действенно здесь при­ведение ярких, конкретных примеров, а также результатов, кото­рых можно достичь при полноценном взаимодействии с семьей.

2. Помощь в реализации нового подхода. Работа проводится с целью осуществления новой философии взаимодействия с семьей на практике и заключается в обеспечении информацией, знаком­стве с новыми положениями, решении спорных вопросов, реко­мендациях по практической деятельности. Данное пособие ставит своей целью именно оказание такой помощи педагогам.

Добиться правильных взаимоотношений с родителями можно при условии, если целенаправленно строить общение, каждодневно ре­шая каждый раз определенную коммуникативную задачу.

Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Д.Б. Филонова

К профессиональным коммуникативным педагогическим уме­ниям можно отнести пошаговую технологию продвижения к кон­такту и взаимопониманию. Она позволяет преодолеть начальную настороженность родителей (нормальную реакцию взрослого че­ловека при вступлении в контакт), подвести к адекватному об­щению, при котором слова воспитателя начинают вызывать нуж­ную реакцию у родителей. Это методика контактного взаимодей­ствия, предложенная Д.Б. Филоновым. Суть ее заключается в следующем [42]:

— доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;

— процесс контактирования проходит в своем развитии опреде­ленные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;

— процесс взаимодействия должен развиваться последователь­но, а переход в другую стадию возможен только при наличии опре­деленных промежуточных результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...