Контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях
Распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом и заведующим Педагоги г. Новгорода во главе с Лидией Свирской [84, 5] предложили распределение ответственности за работу с родителями по следующим направлениям деятельности заведующего и воспитателей (табл. 2). На основе вышеперечисленных разработок О.В. Саюн (в дипломной работе, выполненной на кафедре дошкольного образования БГПУ под руководством О.И. Давыдовой) выделила направления деятельности методиста (табл. 3). Подобное распределение направлений деятельности педагогического коллектива детского учреждения, на наш взгляд, будет способствовать лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов, так как заняты в этом будут не только воспитатели, которые зачастую чувствуют себя «оставленными» один на один с родителями. В условиях современной коммерционализации, новгородские педагоги предлагают ввести новые штатные единицы, необходимые для выполнения функций менеджера по организации платных услуг. В их обязанности входят: — разработка стратегии и тактики организации работы с клиентами; — ведение конструктивных бесед с членами семей вновь поступающих детей (об актуальном состоянии и оценке родителями перспектив развития ребенка, ценностях и традициях, интересах и потребностях семьи, в том числе воспитательно-образовательных); — передача воспитателям полученной информации, согласование перспектив работы с данной семьей и ребенком; — постоянное «вникание» в динамику развития каждого ребенка; — ведение постоянного нерегламентированного и неформального диалога с членами семей об эффективности совместных действий детского сада и семьи;
— разработка стратегии привлечения новых клиентов; — участие в групповых родительских собраниях. Таблица 2
Таблица 3
Однако есть проблема, которая неизбежно возникает при организации работы с родителями, и заключается в ложном представлении, что профильные специалисты, работающие в ДОУ (инструктор по физкультуре, руководитель студии изобразительной деятельности, логопед и т.д.), никакой работы с родителями не проводят. Иначе говоря, речь идет как бы только о монопедагогическом варианте взаимодействия воспитатель—ребенок и соответственно воспитатель—родители. Но в детском саду реально осуществляется полипедагогическое взаимодействие. В группе работают как минимум два воспитателя и няня (помощник воспитателя), есть специалист по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, музыкальный работник, психолог, логопед, медицинский работник, хореограф и т.д.
К сожалению, воспитатели группы не отчетливо осознают отличие полипедагогического взаимодействия от монопедагогического. И для этого есть основания: воспитатель проводит с детьми гораздо больше времени, нежели профильные работники. И зачастую воспитатель ведет себя так, будто до и после него с детьми никто не работал. Он не учитывает, что для детей и родителей он «вписан» в особую общность педагогов, работающих с детьми данной группы. Педагогическая деятельность, которая осуществляется и воспринимается воспитателем как монопедагогическое взаимодействие (индивидуальный труд), на самом деле есть деятельность совместная. И чтобы правильно выстроить сотрудничество педагогов, работающих в одной группе, необходимо сформировать единую «педагогическую команду», которая будет придерживаться общей цели и работать согласованно.
«Педагогическая команда» [80] (А.А. Реан) — это группа педагогов, работающих с конкретной группой детского сада, тогда как педагогический коллектив — это фактически система «педагогических команд». Формирование таких команд и организация их взаимодействия с родителями — одна из существенных задач руководителей ДОУ (схема 1). При этом необходимо учитывать не только психологическую, но и психолого-педагогическую совместимость в команде. ДО Воспитатель—> второй воспитатель—) няня —> музыкальный работник —> инструктор по физической культуре и т.д. ПОСЛЕ Педагогическая команда (система «педагог—педагоп») воспитатель -> воспитатель -» няня —> музыкальный работник -> инструктор по физической культуре и т.д. Группа детского сада (система «педагог—дети») Схема 1. Педагогическое взаимодействие до и после создания педагогической команды Работу по внедрению нового подхода в дошкольные учреждения нужно вести с учетом заинтересованности педагогов. В зависимости от этого выделяются два направления воздействия на ДОУ. 1. Ознакомление с сущностью нового подхода. Это направление предназначено для работы с теми педагогами, которые не знакомы с новым подходом либо не заинтересованы в его реализации. Необходимо показать все преимущества предлагаемого взаимодействия с родителями и главным образом разъяснить, какую пользу получают от этого сами педагоги. Наиболее действенно здесь приведение ярких, конкретных примеров, а также результатов, которых можно достичь при полноценном взаимодействии с семьей. 2. Помощь в реализации нового подхода. Работа проводится с целью осуществления новой философии взаимодействия с семьей на практике и заключается в обеспечении информацией, знакомстве с новыми положениями, решении спорных вопросов, рекомендациях по практической деятельности. Данное пособие ставит своей целью именно оказание такой помощи педагогам.
Добиться правильных взаимоотношений с родителями можно при условии, если целенаправленно строить общение, каждодневно решая каждый раз определенную коммуникативную задачу. Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Д.Б. Филонова К профессиональным коммуникативным педагогическим умениям можно отнести пошаговую технологию продвижения к контакту и взаимопониманию. Она позволяет преодолеть начальную настороженность родителей (нормальную реакцию взрослого человека при вступлении в контакт), подвести к адекватному общению, при котором слова воспитателя начинают вызывать нужную реакцию у родителей. Это методика контактного взаимодействия, предложенная Д.Б. Филоновым. Суть ее заключается в следующем [42]: — доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны; — процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы (стадии). Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие; — процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|