Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с семьей в условиях города




Формы работы с семьей внутри детского сада

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каж­дого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, оку­листом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой про­ведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то но­вое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем вос­питания детей в семье на основе учета их индивидуальных потреб­ностей.

Ход педсовета

1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждае­мой проблеме.

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соот­ветствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обрат­ную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полез­ным для обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать лю­бые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия се­мейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны вос­питателем; знакомство с положительным опытом семейного воспи­тания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводи­мое обычно с участием общественности (членами актива родите­лей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По резуль­татам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точ­ки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планиру­ет тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее под­ходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем пе­реходить непосредственно к главным темам.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квали­фицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индиви­дуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду системати­чески: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые воз­никают нередко во время общения педагогов и родителей по ини­циативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педа­гогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкально­го работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семей­ного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 группо­вых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочеред­но. Продолжительность — 1,5 часа.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспита­телем и, может быть, высказывают претензии.

«Круглый стол» с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспи­тания.

На заседание «круглого стола» приглашаются родители, пись­менно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проиг­рывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и уста­навливать доверительные отношения с педагогами и специалиста­ми.

Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».

1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведе­ния матери в различных ситуациях.

I

Пример 2. Конференция для пап «Самый дорогой мой чело­век».

1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после всту­пительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситу­ациях. Например: «Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет... Не ложиться же спать без сказки?» Расскажите ребенку сказ­ку «Колобок» или «Репка».

4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

1. Эстетическое воспитание дошкольников.

2. Растим будущих мам и пап.

3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

4. «Школьное завтра» наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы со­вместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна лич­ная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателя­ми. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за дея­тельностью воспитателя группы, отношениями между сверстника­ми, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошколь­ников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, кото-

рые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность ро­дителей включает наблюдение за проведением занятий, играми де­тей, режимными моментами. После просмотра проводится неболь­шая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впе­чатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специ­ально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с деть­ми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлече­ний.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может ус­танавливаться по усмотрению руководства детского сада и роди­тельского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагоги­ческий процесс. Свои соображения или замечания они могут выска­зать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть при-групповой стенд (уголок для родителей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...