Спелеология» рынка с упором на перепозиционирование продукта и расширение сегмента существующего рынка.
География - регион, область, место рождения, плотность населения, климат. Демография - пол, возраст, размер семьи, «семейное гнездо», доходы, профессия, образование, национальность, политические симпатии. Психография – общественный класс, темперамент – характер, тип личности. Тип личности зиждется на отличительных психологических характеристиках человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Совокупность следующих присущих индивиду характеристик составляет тип личности: • уверенность в себе • влиятельность • независимость • непостоянство • почтительность • властолюбие • общительность • настороженность • привязанность • агрессивность • выдержанность • стремление к успеху • любовь к порядку • приспособляемость Источник: Norton R.L. Some Relationships Between Personality and Consumer Decision-Making. Journal of Marketing Research. 1970. May. Pp. 244-245.
Брэндинг (brand) – деятельность по созданию долгосрочного предпочтения по отношению к товару, фирме, которая базируется на взаимоусиливающемся воздействии на потребителя рекламных элементов: упаковки, товарного знака, рекламных обращений, материалов сейлз промоушн, паблик рилейшнз, объединенных общим рекламным стержнем, выделить фирму, товар среди конкурентов и создающих их образ (brand image). Западные специалисты считают, что нет больше в современном мире конкуренции товаров: конкурируют «брэнды». В бизнесе брэндинг – это внедрение в сознание потребителя персонализированного брэнд-имиджа с помощью оперирования образами и символами: «семья, любовь, мы», «счастливый семейный дом», «я, ты и фирма» и т. д.
В целом рынок российских потребителей состоит из двух основных сегментов: первый ориентирован на приобретение качественного продукта по максимально низкой цене (их идеал – «удачная покупка»), второй – потребители с высоким доходом, заботящиеся о статусе и, как следствие, стремящиеся окружить себя практичными вещами с целью убедить свое социальное окружение в своем полном процветании. Для них также характерны проблемы эмоционального характера, поиски психологической компенсации и желание двигаться далее вверх по «пирамиде А. Маслоу». Примечательно, что ориентированные «на статус» потребители с удовольствием платят за так называемый «статус-сервис».
Осознание этой реалии диктует правительству России двойственный подход к удовлетворению потребностей россиян и в статусе, и в сервисе. Одним из первых существенных изменений в стратегии продвижения продукта на рынке недвижимости стало предложение для двух различных рынков: квартиры со скидками в новых районах позиционируются на клиентов, стремящихся сэкономить, двухуровневое жилье в обжитых городских районах предлагается людям с достатком. Поведенческий принцип – повод для совершения покупки, практические выгоды, статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности данной марке, степень готовности к покупке («рекламные ступени»), отношение к товару. В зависимости от степени сконцентрированности рекламы на конкретном сегменте целевой аудитории реклама разделяется на: • избирательную (сегментированную), которая адресуется именно этому сегменту рынка; • направленную на широкий сегмент рынка или массовую рекламу. Практика показывает, что реклама преследует различные тактические цели: • позиционирует или перепозиционирует товар, идею, услугу, имидж; • формирует спрос; • стимулирует сбыт. Многообразие рекламы проявляется в способе и характере воздействия на аудиторию:
• зрительно-слуховая (имеющая как высокий, так и низкий информационный порог; телереклама, видеореклама и т.д.); • слуховая (являющаяся наилучшим началом для продвижения идей, связанных с чем-то сокровенным, например: радиореклама, телефонные рекламные обращения); • визуальная (световая, печатная и т. д.); • зрительно-обонятельная (реклама духов, запах которых нанесен на пробники-листовки и т. д.).
Реклама, агрессивно подталкивающая покупателя к совершению сделки, называется жесткой (нередко используется в симбиозе с сейлз промоушн: призыв «Кто не знает, тот отдыхает!» в сочетании со скидками). Специалисты в области рекламы советуют использовать в рекламном обращении фразы, которые «помогут» установить маркетинговый диалог: «Не посылайте денег» «Ваше совершенно бесплатно» «Никаких обязательств» «Вам не будут звонить продавцы» «Попробуйте это в течение 10 дней бесплатно» «Мы вышлем Вам счет позже» «Деньги возвращаются, если Вы не будете удовлетворены»
Практика показывает, что правильное сегментирование рынка и позиционирование товара способствуют узнаванию товаров. Примечательно, что из 30 лидирующих брэндов в различных товарных категориях 27 были безусловными лидерами в 1930 г.: мыло Ivory, суп Campbel's и др. Брэнд-лидеры приносят в своих категориях на 50% большую прибыль, чем ближайшие конкурирующие товары. По мнению 3000 опрошенных в Европе, США и Японии, список брэндов с наиболее устойчивой репутацией выглядит следующим образом. Наиболее устойчивые брэнды:
Если торговая марка – это название, символика, изображение, упаковка, ориентированные на определенную целевую аудиторию, то брэнд представляет собой комплекс ожиданий, которые получит потребитель, используя торговую марку. Таким образом, брэнд представляется в виде определенного ассоциативного ряда, который возникает у потребителя при упоминании названия: справедливо утверждение - «Брэнд есть продажа регулярно выполняемых обещаний». Под суббрэндом понимается некое дополнение к брэнду («зонтичный брэнд»), что позволяет существенно снизить расходы на «раскрутку», но в то же время любые недостатки в имидже основного брэнда могут повлиять на уровень продаж (ситуация с «Довганем»). Выведение компанией целого ряда брэндов помогает избежать такой ситуации, однако требует больших затрат (Procter & Gamble наряду с порошком Tide выпускает шампунь Head & Shoulders и чипсы).
По наблюдениям издания «Наружная реклама России», зарубежные компании успешно использовали раскрученность многих отечественных марок либо создали им абсолютно российскую внешность: «Петр I» – владелец R.J. Reynolds, «Золотая Ява» - British American Tobacco, шоколад фабрики «Россия» – Nestle, «Миф-Универсал» – Procter & Gamble, «Момент» – Henkel. В начале 90-х годов марка Marlboro являлась наиболее дорогим брэндом и оценивалась в 31,2 млрд долл., что, по мнению исследователей, равноценно двухлетнему объему продаж сигарет, замаркированных этим знаком.
Источник: Wall Street Journal. 1989. October 19. P. 132. Причины несостоявшегося маркетингового диалога (почему уходит покупатель): • Плохое качество товара. • Отсутствие корпоративного благопристойного имиджа. • Нарушение «обратной связи». • Нежелание признавать свои ошибки. • Неправильное позиционирование товара. • Слабая забота о сотрудниках компании; как следствие, их месть клиенту. Составление плана работы над рекламным текстом поможет сконцентрироваться на основных моментах, требующих особых физических и моральных затрат: - Подберите заголовок, содержащий УТП (уникальное торговое предложение). - Составьте первый параграф, способный заинтересовать читателя. - Изложите достоинства, которые отвечали бы заявленным ранее качествам товара. - Обозначьте моменты, побуждающие клиента к немедленному действию. - Сообщите читателю, что ему необходимо сделать, чтобы приобрести товар. - Покупательное поведение семьи во многом зиждется на цикличности, субкультуре семьи и помогает правильному позиционированию продукта (на примере покупательского поведения американской семьи).
Источник: Crispel L.D. Where Generation Divide: A Guide. American Demografics. 1993. May. Pp. 9-10.
Правильно сегментировать рынок и позиционировать продукт - выработать УТП (уникальное торговое предложение) - позволяют исследования в так называемых фокус-группах. Этот метод позволяет выявить мотивацию каждого и группы в целом; определить ценностные ориентации и групповые цели и, наконец, выявить групповую динамику. Как правило, фокус-группа характеризуется наличием определенной структуры, периодом существования и осознанием индивидами групповой принадлежности, т. е. все члены группы, побывав в определенной ситуации, способны продуцировать в ходе групповой дискуссии качественные данные, которые позволяют проверить выдвинутые ранее гипотезы и выдвинуть новые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|