Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедическая зарядка. в коррекционно- воспитательной работе. с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи. Екатеринбург 1992




Главное управление народного образования


Свердловской области


Свердловская специальная школа-интернат N 58


для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

 

Логопедическая зарядка

 

в коррекционно- воспитательной работе

 

с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи

 

Методическое руководство

для проведения логопедических зарядок

 

Екатеринбург 1992

 

 

Составители: Т. В. Киселёва, А. И. Останина

Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи: Метод. руководство для проведения логопедических зарядок/ГлавУНО. Екатеринбург, 1992. 150с.

 

 

Методическое руководство составлено педагогами-методистами специальной школы – интерната №58 для детей с тяжелыми нарушениями речи и предназначено для логопедов, дефектологов, фонопедов, воспитателей специализированных детских учреждений речевого профиля.

 

 

Рецензент З. А. Репина, канд. пед. наук, доцент кафедры психопатологии Свердловского государственного педагогического института.

 

© Киселёва Т. В., Останина А. И.

 

Введение

Одним из главных моментов в преемственности работы логопе-
дов, дефектологов и воспитателей является проведение логопедиче-
ской зарядки. Основная ее задача: закрепить полученные на
логопедических занятиях речевые навыки.

Логопедическая зарядка преследует следующие цели:

1. Развитие общей моторики и артикуляционного праксиса.
2. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.
3. Дифференциация ротового и носового дыхания.
4, Активизация работы мышц мягкого неба и задней стенки глотки.
5. Работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка.

6. Уточнение артикуляции подготовленных звуков.
7, Закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах.

8. Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.
9. Уточнение и обогащение словаря.
10. Формирование лексико-грамматического строя речи.

           Вместе с этими целями зарядка должна развивать память, воcприятие, мышление и воображение детей.

Логопедическая зарядка должна проводиться в виде занятия во
второй половине дня. Продолжительность ее варьируется в группах ран-
него дошкольного возраста от 7 до 15 минут, в старших группах до 35
минут, Отдельные моменты зарядки могут быть включены в режимные
моменты дня (перед занятием, на прогулке, во время умывания и т. д. ).

В раннем возрасте логопедические занятияпроводятся поподгруп-
пам, в старшем дошкольном возрасте со всей группой одновременно.

Особый эмоциональный настрой создают в логопедической за-
рядке наглядные пособия и атрибуты. Например: " листочки, снежин-
ки" для поддувания, для упражнений по развитию подвижности мышц
мягкого неба и задней стенки глотки можно использовать " шапочки
медведей" и др.

 

 

Зарядку составляет логопед-дефектолог. Он определяет форму
и срок ее проведения, учитывая при этом возраст детей, их умственные
способности и тематику прохождения материала.

Запись логопедической зарядки ведется в тетради взаимосвязи
логопеда, дефектолога с воспитателями.

Данное пособие рекомендуется для логопедов, дефектологов,
фонопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими врожден-
ную челюстно-лицевую патологию.

В пособии даны примерные разработки логопедических зарядок
для детей раннего и старшего дошкольного возраста.

 

                                                                                                             От 2
до 4 лет

Логопедическая зарядка на звук " А"

 

1. Упражнение для общего расслабления:

Ножками затопали,

Зашагали по полу.
Там, там, там

Тихо сели по местам.:
2. Массаж лица:

а) поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам (расходящиеся движения);

б) поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
в) поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
г) поглаживание носа от кончика к переносице;
д) поглаживание от средней линии губы к уху;
е) " пальцевый душ" (постукивание двумя или четырьмя пальцами).

 

2. Массаж лица.

Массаж может проводиться под чтение стихотворения:

 

Водичка-водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,


Чтобы щечки краснели,


Чтоб смеялся роток,


Чтоб кусался зубок.

 

3. Миогимнастика:

Мы умеем улыбаться.
Мы умеем удивляться.
Мы умеем сердиться и т. д.

 

 

4. Упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого неба:

Захотели спать - начали зевать (широко разевая рот).
Легли спать - захрапели (хр, хр).

 

5. Постановка нижнедиафрагмального дыхания:

Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул - выдыхаем.
Наши мышцы расслабляем.

 

6. Упражнения для развития воздушной струи:

" погрели ладошки" (открыть рот, сделать выдох на руки, артикуляция гласного звука " а", воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов).

 

7. Артикуляционная гимнастика:


для губ

- растянуть губы в улыбку,

- широко открыть рот " пещеркой" и закрыть;


для языка

- положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

- " почистить зубки" (круговые движения языка).


     8. Физпауза - " Хоровод":

Наша Аня мала.

 

Аня маму звала:

Маа-маа, маа-мааа.

 

Мама дома была,

 

Аня маму нашла.

 

Маа-маа, маа-мааа.

 

9. Речевой материал:

 

А-а-а - заплакала Аленка.
Нааа - сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.


К нам пришла собачка.
Умная, большая.
С детками играет.
Как собачка лает? Аф-аф-аф.


Скок-скок на лошадке.
У меня звезда на шапке,
За плечами автомат...

Потому что я солдат.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...