2.2 Графический план рейса. 2.3 Подбор навигационных карт и пособий на переход
2. 2 Графический план рейса Графический план рейса – это графическое изображение пути судна на генеральной карте (склейки ксерокопий генеральных карт) с необходимыми пояснениями, касающимися режима плавания. Выбор пути судна выполняется на основании полного анализа условий плавания с учетом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований. Выбранный путь должен быть наиболее экономичным, обеспечивать безопасность плавания и удовлетворять правовым ограничениям. Исходя из этих расчетов, судно должно быть обеспечено необходимым количеством топлива, продовольствия и воды на планируемый переход. Важным при составлении графического плана рейса является: 1. Определение даты/времени захода/выхода из порта, время прохода контрольных точек, опасных районов и пр.; 2. Определение генеральной скорости перехода и скорость на отдельных участках; 3. Определение участков пути, проходимых в дневное/ночное время; 4. Выработка рекомендаций по проходу опасных участков на пути следования судна; 5. Указываются места якорных стоянок и укрытий; 6. Разрабатываются меры по обеспечению безопасности мореплавания. На графическом плане перехода указываются: 1. Оформленные (подписанные) линии курса судна (ИК должен быть кратным 1°); 2. Точки начала каждых суток плавания (00ч00м); 3. Судовое (оперативное) время начала каждого нового курса; 4. Участки пути, проходимые в светлое/темное время суток; 5. Общая таблица плавания судна. После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка, которая включает в себя работу с детальным расчетом плавания судна по его времени и месту, а так же его графическое отображение на генеральных, путевых, частных картах и планах. Одновременно с предварительной прокладкой, должны проверяться и готовиться штурманские инструменты и приборы: компасы, лаги, секстаны, радиолокаторы и пр.
Точки поворотов, по возможности, намечаются на траверзе маяков или других надежно опознаваемых ориентиров. Особенно тщательно предварительная прокладка должна выполняться при планировании захода/выхода из портов и плавания в стесненных условиях. Также при выполнении перехода возможны отклонения от первоначального курса, однако, по возможности необходимо придерживаться именно первоначально намеченного курса. Чем тщательнее проведена работа штурмана с предварительным расчетом и составлением графического плана на переход, тем выше навигационная безопасность самого плавания. Графический план перехода представлен в Приложении 2. На электронную карту нанесены рекомендованные (предварительные) линии пути судна, контрольные точки поворотов с указанием расчетного времени прихода судна в каждую точку на пути следования судна. У каждого нового участка пути указано значение ИК, плавание этим курсом (мили), дистанция до порта прихода и рекомендуемая скорость. Прокладка выполнена с учетом рекомендаций к плаванию, описанных в пособии: «Лоция Балтийского моря. Часть 1. Адм. № 1202» 2. 3 Подбор навигационных карт и пособий на переход Для обеспечения безопасного плавания в соответствии с рейсом, одной из важнейших задач является подбор необходимых карт, руководств и пособий на переход. Основными документами для подбора карт являются: каталоги карт и книг. Номера карт, границы, нарезки которых пересекаются с линией пути, выписываются последовательно, начиная от порта отхода. Карты заносятся в список по порядку выбора из каталога: генеральные, путевые, частные, планы, специальные. После того как необходимые карты выбраны, производится тщательная проверка состояния их корректуры и, если это необходимо, приведение корректуры к дате плавания.
В зависимости от масштабов и назначения карты делятся на: 1. Генеральные (1: 5 000 000 – 1: 500 000) – предназначены для общего изучения условий плавания, предварительной прокладке маршрута и общих навигационных расчетов. На генеральных картах нанесены важнейшие маяки, навигационные опасности, плавучие средства навигационного ограждения; 2. Путевые (1: 500 000 – 1: 100 000) – предназначены для обеспечения плавания вдоль побережий, а также для обеспечения подхода судна к берегу. На путевых картах нанесены маяки, огни и знаки, все навигационные опасности; 3. Частные (1: 75 000 – 1: 25 000) – предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов, стесненных навигационных условиях. На частных картах нанесены маяки, огни и знаки, все навигационные опасности, а также малые банки и камни; 4. Планы (1: 25 000 – 1: 500) – необходимы для обеспечения входа в порты, гавани, бухты и для ориентирования при движении в их пределах; 5. Специальные карты предназначены для удовлетворения специальных навигационных требований, чаще всего на них наносится более полная дополнительная информация. Подобранные на переход МНК, укладываются в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх, в последовательном порядке их использования во время плавания. Далее составляется список необходимых руководств и пособий не переход: лоции, огни и знаки, таблицы приливов, атлас течений, морской астрономический ежегодник, мореходные таблицы, извещения мореплавателям и пр. Таблица 6 Список отечественных карт на переход по маршруту
Таблица 7 Список отечественных руководств и пособий на переход по маршруту
На судах, в зависимости от флага, под которым оно работает, и от экипажа, работающего на данном судне, могут использоваться как российские (УНИО МО), так и зарубежные (Admiralty) МНК и справочные пособия.
Списки Адмиралтейских морских карт и пособий составлены с помощью NP 131 «Admiralty Maritime Products & Services Catalogue» 2016 Edition. Таблица 8 Список Адмиралтейских карт на переход по маршруту
Таблица 9 Список Адмиралтейских руководств и пособий на переход по маршруту
Помимо перечисленных выше пособий, на судах имеется множество другой вспомогательной справочной литературы, касающейся содержания международных конвенций, правил мореплавания и безопасной эксплуатации судов. Комплексное использование судовой литературы при планировании и выполнении перехода судна является показателем хорошей морской практики, позволяющей обеспечить безопасность плавания на должном уровне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|