Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения с прочими монофизитами




 

После отделения от Православной Церкви яковиты продолжали и продолжают придерживаться установленного на первых трех Вселен­ских соборах порядка старшинства патриарших кафедр. Если не счи­тать некоторых неудачных попыток к воссоединению в X и XII вв., от­ношения с Православной Церковью были прерваны. Однако Алексан­дрия в лице Коптского патриарха продолжала оставаться для сирийцев-яковитов авторитетом. Яковиты всегда смотрели на коптов как на предводителей своего вероисповедания, потому что те были многочис­леннее и богаче и потому, что, согласно канонам, Александрия выше Антиохии. Их объединяет одно и то же догматическое учение, канони­ческое право и общение в таинствах. Каждый новый патриарх с той и другой стороны сообщал другому синодальным посланием о своем воз­ведении на престол, испрашивая молитв. Этот обычай ведет свое нача­ло с Анастасия Александрийского (603—616) и Афанасия Антиохийского (596-630).

Несмотря на это, между ними все же были противоречия и распри. Так, в конце VI столетия между яковитами и коптами произошел рас­кол. Коптский патриарх Дамиан (570—593) обвинялся в требожии, по­тому что ипостасные свойства Святой Троицы называл лицами (кнуме), в то время как Яковитский патриарх Петр был осужден за то, что раз­делял нераздельную Троицу. Афанасию Антиохийскому удалось восста­новить отношения с Коптской Церковью[68].

Расколы возникали и позднее. При Антиохийском патриархе Кириаке (793—817), когда большая часть яковитов избрала антипатриарха Авраама, отношения с коптами были прерваны до 825 года. В XIII веке имело место большое волнение, которое едва не привело к расколу. Коптский патриарх Кирилл III (1235-1243) назначил в Иерусалим коптского митрополита, в то время как там был еще и яковитский митрополит (с 1140 г.), поставленный для защиты от католического влияния. Тогда Игнатий-Давид II (1222-1237) рукоположил епископа для Эфиопии, находившейся под непосредственной юрисдикцией Коптского патриарха Александрийского. В конце концов копты обеща­ли, что юрисдикция коптского епископа Иерусалима не будет прости­раться по ту сторону египетской границы, доходившей до Газы, и что кафедра коптского митрополита будет в Иоппии.

В Верхнем Египте яковиты имели большую обитель в честь Божией Матери (в Нитрии) и множество храмов по всему Египту.

Армянской Церкви в VIII—IX веках удалось установить контакт с западно-сирийской монофизитской Церковью, и в результате продол­жительных дискуссий достичь некоторого соглашения по основным вопросам. Отношения поддерживались и позднее. Армянский католи­кос Григорий IV (1173—1193) направил исповедание веры яковитскому патриарху. Создание в Иерусалиме (1311) Армянского Патриархата также содействовало сближению этих двух Церквей[69].

С Малабарской Церковью яковиты поддерживали постоянные кано­нические связи, потому что Яковитский Антиохийский Патриарх всегда назначал в Индию католикоса для христиан Церкви апостола Фомы[70].

 

Яковитская Церковь и Рим

 

В эпоху крестовых походов Римская Церковь предпринимала неод­нократные попытки присоединить к себе яковитов, тем более, что ис­торические предпосылки этому благоприятствовали. Однако католиче­ского влияния на Востоке боялись не меньше, чем византийского. В 1140 г. яковиты поставили своего митрополита в Иерусалиме, боясь прозелитизма со стороны латинян. Яковитские богословы в своих со­чинениях выступают против латинян. В 1169 г. Дионисий Map Салиби прислал яковитам толкование сирийской литургии, чтобы использовать ее древность в борьбе против католиков. В этот период расцвета Яковитской Церкви влияние католиков в Сирии было незначительным.

Последующий период, который характерен усилением мусульман, ознаменовался активной миссионерской деятельностью доминиканцев и францисканцев, пытавшихся присоединить яковитов к Риму. Однако те не торопились с унией. Доминиканский монах в Палестине Филипп писал в 1237 г. папе Григорию IX (1227—1241), что яковитский патри­арх Игнатий-Давид Хайсуми вместе с несколькими епископами и мо­нахами прибыл в Иерусалим, обещая подчиниться папе. Однако такое решение, вызванное тюркским нашествием, впоследствии было пере­смотрено и аннулировано.

В 1247 г. патриарх Игнатий[71] соглашался на унию при примате папы Римского, однако при следующих условиях, изложенных в письме к Иннокентию IV (1243—1254): 1) патриарх должен избираться на свою кафедру и не подчиняться латинскому патриарху Константинополь­скому, 2) яковиты не должны платить налогов, 3) вступающий в латин­скую церковь яковит не должен помазываться миром. Разумеется, эти условия были отвергнуты, и уния не состоялась. Падение Латинской империи (1261) еще более уронило авторитет католиков в глазах сирий­ских яковитов.

Однако латиняне не теряли надежд на союз с Яковитской Церко­вью. С этой целью 4 февраля 1441 г. был издан томос "Кантате Доми­но", в котором сирийцам разъяснялась христология Римо-Католичес­кой Церкви. Через три года патриарх Игнатий VI послал в Рим архи­епископа Эдесского Абдуллаха в качестве своего представителя. Здесь

комиссия из кардиналов и богословов пришла к выводу, что разногла­сия с Яковитской Церковью сводятся к трем основным пунктам: к не­признанию "Филиокве", учения о двух природах во Христе и двух Его волях. В 1444 г. специальный "декретум про сирис" провозглашал союз яковитов с Римо-Католической Церковью. Однако это решение не нашло практического применения.

В XVI и особенно в XVII вв. католики усиливают свое влияние на Востоке. В 1560 г. яковитский епископ Иоанн Куа-ха по поручению патриарха Наамат Алла отправился в Рим, чтобы осуществить унию. Однако паства, недовольная действиями патриарха, объявила ему ре­шительную борьбу. В конце концов он был изгнан турецкими властя­ми, бежал в Рим и, подчинившись папе, умер в лоне Римо-Католической Церкви. Незадолго до своей смерти он посоветовал папе Григо­рию XII (1572—1585) направить апостольского легата в Алеппо, где бы­ла кафедра патриарха Давида, его брата и преемника, в надежде на успех унии. Однако эта миссия потерпела неудачу, хотя уготовала путь для проникновения в Сирию капуцинов и иезуитов, которые начали активную прозелитскую деятельность в стране. Им удалось отколоть от Церкви значительное число яковитов, а в 1656 г. маронитский патриарх рукоположил первого сирийского униатского епископа с кафедрой в Алеппо. Андрей Акиян учился в римском колледже "Пропаганда Веры" и через шесть лет после своей епископской хиротонии стал сирийский униатским патриархом (1662—1677). Так был основан Сирийский Като­лический Патриархат[72].

Однако яковиты, возмущенные действиями католиков, прибегли к турецким властям, добившись возвращения Церкви в Алеппо. Стараясь опередить католиков, они поспешили избрать патриархом Абдул Месьяха, прежде чем прибудет преемник Андрея, бывший яковитский митрополит Иерусалимский Петр. Последний все же добился своего признания со стороны Высокой Порты и, рукоположив затем двух епи­скопов, обеспечил тем самым себе преемство. Яковиты и потом дважды изгоняли Петра, так что он вынужден был отправиться в Рим за по­мощью. Даже заключенный в 1700 г. договор между германским импера­тором и турками не остановил реакцию. Спустя несколько месяцев пат­риарх Стефан вместе с прочими клириками Сиро-католического патри­архата был заключен в тюрьму в Адене. В 1704 г. священники были от­пущены на свободу, а он с епископами скончался в тюрьме (1706).

С 1783 г. сиро-католический патриарх уже носит титул Антиохийского (вместо Алеппского). Это случилось так. Яковитский патриарх Антиохийский Григорий III перед своей смертью (1783) назначил сво­им преемником архиепископа Алеппского Михаила Гарвея, который, однако, тайком принял католичество. Он поспешил в Мардин, рези­денцию яковитского патриарха, и при поддержке четырех епископов добился патриаршего титула. Вслед за этим он обратился за официаль­ным признанием к папе. Яковиты уже знали о его униатской политике и всячески стремились помешать ему в осуществлении его планов1. Воспользовавшись опозданием берата о признании его Высокой Портой, они избрали в патриархи епископа Мосульского Матфея, который, отправившись в Константинополь, получил признание турецких вла­стей. Патриарх Михаил вынужден был бежать сначала в Багдад, потом в Ливан, в маронитский монастырь в Шарфее, откуда руководил своею Церковью до самой смерти (1801). С большим трудом ему удалось охранить вверенные ему церковные общины от влияния яковитов. Он считается первым Сиро-католическим Антиохийским патриархом.

В 1830 году сиро-католики получили наконец фирман от турецкого правительства[73], обеспечив тем самым себе полную независимость от яковитов в политических вопросах, а с 1843 года римо-католический патриарх стал уже официальной гражданской властью для своей паст­вы. Кафедра патриарха неоднократно переносилась с одного места на другое. Так, патриарх Петр Гарвей (1820-1853), племянник Михаила, перенес свою резиденцию в 1831 году из Шарфея в Алеппо, а оттуда его преемник Григорий Гарвей перенес ее в 1854 г. в Мардин, центр яковитских христиан, дабы эффективнее вести прозелитскую деятель­ность. В результате большинство яковитов Дамаска и Южного Ливана присоединилось к Риму. Патриарх Map Игнатий Ефрем II Рахмани (1898—1929), известный литургист, в годы первой мировой войны, ког­да Мардин был взят турками, перенес свою кафедру в Бейрут, где до сих пор и находится Сиро-католический Антиохийский патриарх. Его преемник Гавриил Таппуни (1929-1968) в 1935 г. был возведен в кар­диналы.

С марта 1968 г. главой Сиро-католической Церкви является патри­арх Антоний-Игнатий (Хайек), бывший епископ Алеппский. Его ка­федра, как уже было упомянуто, в Бейруте. Сиро-католический патри­арх Антиохийский избирается епископами своей Церкви, а избрание его утверждается Святым Престолом, который посылает новоиз­бранному паллиум — знак его признания патриархом.

Как и Яковитский патриарх, он вместе во своим именем носит имя Игнатий в память священномученика Игнатия Богоносца. Его юрис­дикция простирается на сиро-католиков старой Турецкой империи и Египта.

Согласно статистике 1932 г., число сиро-католических епископов достигает восьми (пять правящих и три титулярных), священников — 164. Епархии таковы: Мардинская и Амидская, управляемая патриар­шим викарием, Багдадская, Мосульская, Алеппская и Дамаскская, ко­торые являются митрополиями. Хомская, Бейрутская и Каирская епар­хии являются епископиями. В Палестине, Джизре, Египте и Ливане епископии являются патриаршими викариатствами. Позднее правящих митрополитов стало шесть, а викарных четыре. Все архиереи непосред­ственно подчиняются патриарху.

После собора в Шарфее (1888) сиро-католическим клирикам вменяет­ся в обязанность всеобщее безбрачие, однако иногда делается исключе­ние, особенно когда речь идет о яковитских клириках-прозелитах.

В 1801 г. в Шарфее была основана патриаршая семинария, которая с 1929 г. находится в ведении бенедиктинских монахов и готовит кли­риков для этой Церкви. Другие студенты получают образование в сиро-халдейском доминиканском колледже в Мосуле или в иезуитской се­минарии в Бейруте.

Существующие ныне сиро-католические монастыри немногочислен­ны. Недалеко от Мосула имеется обитель Мар-Бехнан, в которой разме­щается и семинария, в Шарфее — бенедиктинский монастырь, приспо­собленный к сирийскому обряду. Основанное в 1857 г. сестричество Свя­того Сердца Иисуса и Марии функционирует в Сирии и Ливане.

Протестанты

 

В конце XVIII столетия англичане захватили Южную Индию, хрис­тиане которой постоянно поддерживали отношения с сирийскими христианами. В 1842 г. англиканский священник Георгий Перси Баджер, прибывший из Индии, вошел в контакт с местными сирийскими христианами, написав о них интересный труд. В 1892 г. О. Г. Парри нанес визит Яковитскому Патриарху, пытаясь через него оказать влия­ние на верующих. Постепенно по всей Месопотамии были учреждены миссионерские центры через различные организации, школы, благо­творительные заведения и социальное обеспечение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...