Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное положение Яковитской Церкви




 

Сегодня, согласно относительным подсчетам, число яковитов дости­гает во всем мире 950000, включая и Малабар. Они рассеяны по Си­рии, Ливану, Ираку, Восточной Турции и Америке[74]. Из них 55000 вхо­дят в три епископии Сирии, 20000 в три епископии Ирака, Иордании и Ливана (Багдадскую, Мосульскую и Мар-Маттайскую), 35000 в три епископии Южной Турции (Тур-Абдинскую в Мидьяте, Мардинскую и Диарбекирскую). В январе 1953 г. в Детройте (США) была создана от­дельная епархия, а в июле 1967 г. в этом городе был заложен новый со­бор. Число яковитов здесь около 20000. В бразильском штате Мату-Гросе в 1958 г. была образована епископия из 3000 яковитов с центром в Кампу-Гранди. В ноябре 1958 г. Церковь пополнилась 15000 асси­рийцев, которые вошли в юрисдикцию митрополита Мосульского. В августе 1967 г. в Константинополе яковитской общине была передана пустовавшая церковь.

В 1962 г. в монастыре святого Гавриила (близ Картамина) была от­крыта семинария для 20 воспитанников. В том же году Мосульская се­минария была перенесена в Захле (Ливан).

Главой рассеянных по всему миру яковитов является яковитский "Патриарх града Антиохии и всея земли, святому престолу подлежа­щей", кафедра которого находится в Дамаске и который с 1292 г. при­соединяет к своему имени имя "Игнатий" в честь священномученика Игнатия Антиохийского[75].

Преемником Игнатия XXXVIII Ефрема Вар-Саума, выдающегося историка своей Церкви, с 1957 г. стал патриарх Игнатий XXXIX Иаков III Севир, бывший епископ Бейрутский, которому пришлось выдержать упорную борьбу за патриарший престол с епископом Дхазирским Зиряком. Кафедра патриарха менялась в соответствии с историческими обстоятельствами. Она была в Амиде (теперешнем Диарбекире), Дайр-Джеферанском монастыре (к северу от Мардина), в Тур-Абдине, в Мардине, в Хомсе, а сегодня она в Дамаске. Патриарх, которому под­чиняется и Сирийская Малабарская Церковь, избирается яковитскими епископами под председательством мафриана, который с 649 г. являет­ся первым по чину в Яковитской Церкви после патриарха, викарным патриаршим епископом с титулом "Митрополит Иерусалимский, мафриан и католикос Востока". Будучи советником и ближайшим помощ­ником патриарха, он в большинстве случаев наследовал патриарший престол. Сам мафриан управляет Иерусалимской кафедрой через своего викария, который является его представителем во Святом Граде.

Епископы обычно избираются из монахов и рукополагаются патри­архом. Митрополиты главнейших кафедр в большинстве случаев полу­чают новое имя. Так, митрополит Мосульский переименовывается в Василия, а Иорданский — в Афанасия.

Как и у православных, для остальных степеней священства (иерея и диакона) допускается брак.

 

Догматическое учение

Яковиты являются умеренными монофизитами школы Севира Антиохийского[76]. Сирийцы всегда были менее враждебно настроены к ви­зантийской вере, чем копты. Они принимают исхождение Святаго Духа только от Отца. Как и православные, они придерживаются Никео-Цареградского Символа Веры безо всякого изменения, признают семь таинств. Обрезания не имеют. Как и православные, считают, что пре­существление Святых Даров за литургией происходит во время призы­вания Святого Духа (эпиклезы). Они признают молитвы святых и мо­литвы за усопших. Относительно совершения таинства покаяния име­ются каноны, составленные Дионисием Мар-Салиби.

IV Вселенский собор они отвергают главным образом по причинам историческим. Они придерживаются монофизитской формулировки, что Христос один "из двух природ (cpwm;), которые стали одной приро­дой". Поскольку яковиты отождествляют природу и лицо, то говорят, что Христос является одним Лицом, происшедшим из двух Лиц, анафематствуя при этом Евтихия, который учил о предсуществовании двух природ Христа, слившихся затем в одну, согласно ипостасному соеди­нению.

 

Каноническое право

 

Каноническое право Яковитской Церкви зиждется на Номоканоне Вар-Гебреуса. На латинском языке он содержится у Ассемани в Scriptorum veterum collectio ("Новое собрание древних писателей"), ко­торое было издано в Риме в 1831 г. На сирийском языке "Номоканон" был издан П. Бедьеном в Париже (1898)

 

Канон Священного Писания

 

С IV в. Пешито — перевод Священного Писания на эдесский диа­лект сирийского языка, сделанный христианами и для христиан, — яв­ляется каноническим текстом для сирийских яковитов.

14. Богослужение

 

Кроме первого часа, которого не бывает, чинопоследования суточ­ного круга богослужения те же самые, что и у православных (полунощница, утреня, третий, шестой, девятый час, литургия, вечерня и повечерие, введенное гораздо позже).

Устав сирийских яковитов носит название западно-сирийского, в отличие от несторианского (восточно-сирийского). Сирийский язык является церковным языком не только яковитов, но и несториан и маронитов.

Божественная литургия яковитов — это первобытный литургийный антиохийский тип, с некоторыми видоизменениями применявшийся в Иерусалиме и потом вытеснивший первоначальный, от которого про­изошел раньше. Эта литургия известна под названием литургии апо­стола Иакова. На сирийский язык с греческого она была переведена еще до раскола, после которого яковиты применяли только сирийский текст, весьма сходный с "Апостольскими постановлениями". Несмотря на это, в сирийском тексте сохранились греческие слова и выражения, такие как Кирие элейсон, София, просхомен, стомен калос (соотв. Госпо­ди, помилуй; Премудрость; прокимен; станем добре) и другие.

В числе редакторов этой литургии наиболее известными считаются Эдесский Иаков (f708) и Дионисий Вар-Салиби (1171), которые внес­ли известный вклад в развитие яковитского богослужения. Сейчас имеется шестнадцать сирийских анафор, из которых наиболее употре­бительны анафора "святого евангелиста Иоанна", "Двенадцати Апо­столов", "Святого Евстафия Антиохийского", "Святого Василия Кесарийского" и "Святого Кирилла Иерусалимского".

Хлеб для приготовления честных Даров берется квасный, смешан­ный с солью и елеем.

После входных молитв перед алтарем и испрашивания прощения у народа священник целует иконы, входит в алтарь, омывает руки, обла­чается, снимает покровы с сосудов и, взяв в руки просфору, произно­сит "Яко овча...". Затем он вливает в потир вино и воду, покрывает чашу и дискос покровом и совершает каждение с чтением "Отче наш" и "Верую". Завеса поднимается, совершается каждение с чтением "Единородный Сыне", после которого "Трисвятое" с добавлением "распныйся за ны", Деяния Святых Апостолов, Послания и Евангелие. Чтец, диакон и священник читают соответствующие зачала, стоя на амвоне лицом к народу. После чтений — "Херувимская песнь", Сим­вол веры, "целование мира", которое передается от священника в алта­ре через диакона всему народу. В этот момент священник в алтаре ко­леблет покровом над Святыми Дарами со словами "Ты еси камень, источивый двенадцать источников водных для двенадцати колен Израилевых. Ты еси камень, приваленный ко гробу Спасителя". Диакон: "Станем добре", а народ: "Милость мира". Священник, благословляя народ, произносит: "Благодать Господа...". Народ: "И со духом твоим". Священник: "Идеже есть Христос, седя одесную Бога Отца, туда возне­сем в час сей ум, сердца и помышления наша". Народ: "Имамы ко Господу". Священник: "Достойно и праведно есть исповедатися Твор­цу всяческих, поклонятися Ему и славити Его". Народ: "Достойно и праведно есть". В это время священник с воздетыми руками тайно мо­лится, а народ поет "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...". Затем свя­щенник, взяв просфору в левую руку, возглашает: "Грядый на вольные страсти, Он, взем хлеб в Свои пречистые руки и благословив (дважды благословляет просфору), освятив (благословляет еще раз), преломив (преломляет вдоль), даде Своим учеником рек: Приимите ядите... (преломляет поперек) и даемое во оставление грехов и в жизнь веч­ную". Народ отвечает: "Аминь". Взяв чашу, священник возглашает: "И прием чашу, благослови (благословляет дважды), освяти (благословляет еще раз), даде учеником глаголя: Пиите от нея вси... и за многия изли­ваема (слегка наклоняет чашу) во оставление грехов". Народ: "Аминь". Священник продолжает: "Сие творите в Мое воспоминание", а народ: "Помилуй нас, Боже, Отче Вседержителю. Тебе поем...". В это время священник тайно молится о ниспослании Духа Святаго на предлежа­щие Дары. Затем священник трижды произносит: "Вонми, Господи, умилосердися и помилуй ны". Воздевая руки кверху, взывает: "Уготови и сотвори хлеб сей Животворящее Тело (благословляет), Тело спасения (опять благословляет), Тело Христа Бога нашего" (благословляет). Диа­кон и народ: "Аминь". Затем священник произносит: "Чашу же сию сотвори Кровь Нового Завета (благословляет), Кровь спасения (благословляет), Кровь Христа Бога нашего" (благословляет). После ек­тений, молитв о живых и усопших закрывается завеса, Агнец раздроб­ляется на семь частей и полагается на дискосе в виде креста. Вслед за этим одной частицей, омоченной в святой Крови, священник напояет остальные частицы. Поднимается завеса, читается "Отче наш". Свя­щенник поднимает сначала дискос со словами "Святая Святым и чис­тым", потом потир, а потом дискос и потир вместе при пении антифо­нов в честь Богородицы и святых. Испросив прощения, священнослу­жители причащаются в алтаре, а затем, открыв завесу, выносят Святые Дары народу со словами: "От жертвенника да снидет прощение" и причащает верующих под обоими видами[77].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...