Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа




Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Работа по теме урока

Первый урок должен быть таким, чтоб не отбить у детей приязнь к предмету на год вперёд. Возможно, следует начать так:

 

Здравствуй, друг! Мы не виделись с тобой все лето... Тебя просто не узнать! Разве можно так быстро расти? Если дело так пойдет, в классе скоро будут сплошные дяди и тети Степы! Представляем, как тебе хотелось вновь встретиться с одноклассниками, себя показать и на них посмотреть... Мы тоже по тебе очень соскучились! Давай сделаем все возможное, чтобы на уроках было интересно!

Знаешь, какую задачу мы будем решать весь учебный год? Будем стараться наблюдать везде, где возможно, за нашим главным героем — СЛОВОМ!

Жизнь слова. Первое официальное знакомство (то есть с соблюдением всех правил, деловое)

У слова обнаружены три документа — паспорт, служебное удостоверение и медицинская карта.

Паспорт:

1. Страна: язык.

2. Область: речь (устная или письменная).

3. Город: текст (указать стиль, жанр, вид).

4. Кем (какой частью речи) является: существительное (при­лагательное, глагол, местоимение, наречие, служебная часть речи).

5. Происхождение: русский язык (древнерусский, старославянский, древнегреческий, латинский, немецкий, французский, английский, тюркские языки, другой язык...).

6. Родственники: однокоренные слова.

Служебное удостоверение:

1. Место работы: предложение.

2. Кем работает (должность): подлежащее (сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение).

1. Предложение

Медицинская карта:

1. Состав: из каких частей состоит (приставка, корень, суффикс, окончание).

2. Состав: звуко-буквенный (количество и качество звуков и букв).

3. Особенности формы: (для существительных: род, число, падеж, склонение; для прилагательных...; для глаголов...).

— Как ты считаешь: можно ли на каждое встретившееся слово заполнить три этих документа? Какие пункты документов кажутся тебе сложными для заполнения? Каких знаний тебе пока не хватает? В каком случае ты не обойдешься без словарей?

— Чем жизнь слова отличается от жизни предмета, который это слово обозначает?

Предмет разрушается. Слово — нет. Оно удивительно живучее. Слово могут забыть с течением времени. Но оно живет вечно — пока живет человечество... Оно живет и способно все время рождать другие слова. Поэтому и медицинская карта у слова особенная. Она показывает лишь как слово устроено (из каких частей и частичек состоит) и какие формы может принимать. Но ничего не говорит о болезнях: слова всегда здоровы, даже если очень стары и уже не ходят на службу.

Не будем от тебя скрывать: медицинскую карту в течение года будем заполнять постоянно! Будем брать у слова разные анализы! И если возле слова тебе встретятся значки: очки, лупа, микроскоп — ты, конечно, будешь знать, что делать!

Придется все время выписывать словам служебные удостоверения! И если ты встретишь рядом с предложением значок лампа, знай: надо точно указать, кем работают слова в данном предложении!

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа

На протяжении всего учебного года необходимо постоянно вести словарную работу, разъяснять детям слова, значение которых им непо­нятно. Очень важно, чтобы сами учащиеся обращали внимание на нез­накомые слова. Выяснение смысла слов проводится в форме беседы, в конце которой учитель уточняет ответы детей. Помощь в этой работе могут оказать различные словари (толковый, этимологический), поль­зоваться которыми необходимо постепенно приучать детей.

Последовательность упражнений внутри тем определяется посте­пенным усложнением материала. Упражнения по развитию речи вы­полняются параллельно с изучением грамматических сведений.

— Необходимо записать предложенные слова, используя буквы-подсказки.

пять шу(б,п) ст(о,а)ит л(е,и,я)зал

клу(б,п) каза(к,г)

р(е,и,я)дел р(я,е,и)вел

мы(ж,ш)ь

Учитель объясняет, как составить новый словарик. Вкратце рассказывает о великом разнообразии словарей: «...У нас же будет универсальный словарь, где будут не только слова, трудные для написания или с непроверяемыми орфограммами, но и старинные слова, поговорки и пословицы, имена и названия».

Абзац, алфавит, асфальт.

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

Знакомство с учебником тоже стоит провести в игровой манере. Немного поговорить в форме вопросов-ответов-советов с ребятами об условных обозначениях, обсудить рассказ Кривина о кубиках (упр.2).

— Необходимо списать второе и третье предложение из рассказа Кривина. Следует поставить вопросы: о ком, о чём говорится? что говорится о... в каждом предложении.

— В тексте надо найти незаконченное предложение, разобрать его, попытаться продолжить.

— Дети записывают в тетрадь:

Предложениеэто несколько слов (или одно слово), кото­рые выражают законченную мысль.

Теперь темой дискуссии является необходимость составить предложения из одного или двух слов.

VII. Итог урока

Учитель подводит итог урока, формулирует выводы. В некоторых случаях в плане будут даны дополнительные рекомендации по этому пункту.

Домашнее задание: упражнение 3.


Урок 2

Тема урока: слово и предложение.

Цель урока: продолжать знакомиться с предметом и учебником; добивать­ся у ребят понимания связи между словом и предложением, пунктуации; основа предложения.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

Коллективная проверка домашнего задания (девочки — у мальчиков). Решение упражнения на доске (цепочкой).

III. Работа по теме урока

Дети читают текст упражнения 2, пункт 2, про пунктуацию. После этого происходит коллективное выяснение: какие знаки препинания стоят в конце предложений рассказа, как называются предложения со знакам восклицания, вопроса, просто с точкой.

Дети придумывают предложения, произносят их, выделяя интонацией, с тем, чтобы использовать все знаки пунктуации.

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа

Сразу учите детей писать быстро, при этом каллиграфия не страда­ет, т.к. ежедневно используется письмо под счет, калькирование, штриховка, разноцветное письмо. Это дает хорошие результаты, дети ко второму полугодию пишут под диктовку красиво, аккуратно и почти все в одном темпе.

Быстрое письмо — один из резервов времени. Ребята участвуют в ведении урока, это и поощрение, и активная работа, и дружеское взаимообщение в классе. Ученик ведет урок, подражая своему учителю, старается говорить громко, четко, понятно. Это вырабатывает у ребят хорошую дикцию, правильную речь. Весь класс слушает ученика в роли учителя гораздо внимательнее и придирчивее, чем учителя, в любой момент готов его поправить, это активизирует внимание учащихся на уроке.

— Дети записывают слова, вспоминая правописание глухих и звонких согласных, проговаривают их вслух, используя проверочные слова.

синя(г,к), выв(я,е,и)л, огоро(д,т), свеж(и,ы)й, сто(п,б), л(я,е,и)док, чертё(ж,ш), кр(о,а)сив

 

— Рассказ учителя о скороговорках. Чтение и запись скороговорок.

Перешит колпак,

Да не по-колпаковски,

Кто бы тот колпак

Переколпаковал?

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

Совместное решение на доске упражнения из домашнего задания (3). Если учитель успел проверить несколько тетрадей, то комментарии по поводу работы детей дома.

— Работа над упражнением 5.

— Формулирование правила главных членов предложения, которое желательно «составить» совместно с детьми, по методу наводящих вопросов.

VII. Итог урока

Тут следует поговорит о домашних заданиях, об ответственности при работе над ними (вне зависимости оттого, где их выполняют дети: в группе продлённого дня или дома). Не помешает дать детям практические советы о том, как быстро, но качественно работать одному.

Домашнее задание: упражнение 4.

 

 

Урок 3

Упражнения 5-19 направлены на общее ознакомление с членами предложения: главные члены предложения — подлежащее и сказуе­мое — основа предложения; второстепенные члены предложения (термин); связь слов в предложении по вопросам.

При проверке выполнения упражнений 1-19 ученики должны объ­яснять, по каким признакам они находят предложение. Следует доби­ваться:

— понимания того, каковы признаки предложения;

— знания способа определения границ предложения (по вопро­сам: о чем говорится? Что говорится?).

Почти во всех упражнениях этой группы устный анализ сочетается с письмом, что важно как в учебных целях (формирование навыков пись­ма), так и в целях смены вида деятельности.

Тема урока: слово и предложение.

Цель урока: добиться у ребят понимания разницы между словом и предложением. Следует рассмотреть слова-предложения. Смысловую законченность словам-предложениям придает интонация сообщения и контекст. Представление о предложении дополняется выводом о словах-предложениях.

Ход урока

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...