Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многозначные слова и их антонимы




Примечание. В таблице даны только те лексические значения слова СВЕЖИЙ, у которых есть антонимы.

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа

— Запишите в свой словарик слова, подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки:

лапоть, аптека, карась, галька, галка, Галина, аптечный, аптекарь.

Как надо произносить в слове аптека звук [т] —твёрдо или мягко?

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы.

Например: заяц, дождь, настроение.

Найди ошибку. Определи лишнее слово. Кукла, дом, море, летает, дверь. Нож, ветер, холодный, мороз, парта. Стужа, вьюга, метель, жара, теплей. Легко, весна, солнце, капель, вишня. Слон, бегемот, быстрая, мышка, жираф.

Запишите в словарик:

Москва, овощи, одежда, октябрь, пальто, пенал, петух,, посуда.

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

Работа над упражнением 17 пункт 2. Одновременно обсуждается домашнее задание, поощряют старательных, ободряют отстающих.

— Прочитайте текст. Подчеркните подлежащие одной чертой, а сказуемые — двумя.

Оказывается, все современные названия месяцев пришли в русский язык из латинского или греческого языка.

В древнем русском языке были разные образные названия месяцев. Об этом рассказывают нам старинные книги, пословицы и поговорки.

Открываем календарь, Начинается январь. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом.

(С. Маршак)

Просинь — примесь синего, синевы. В январе день прибавляется, небо очищается от облаков.

Январь — году начало, зиме серёдка. Месяц январь — зимы государь. Январь — весне дедушка.

— Объясните, почему «весне дедушка». Выпишите в словарик старинные слова.

VII. Итог урока

Домашнее задание: упражнение 18.


Урок 9

Тема урока: связь между словами в предложении; практические навыки.

Цель урока: продолжать развивать у детей орфографическую зоркость, отрабатывать на практике умение применять полученные знания.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

Обсуждение домашнего задания; поощрение успевающих, ободрение отстающих.

Плавный переход к «выдумыванию» слов с противоположным значением и слов, близких по значению. Учитель задаёт тему, половина учеников подыскивает антонимы, а другая половина — синонимы.

III. Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина. Объясните расстановку знаков препинания, выделите подлежащие и сказуемые. Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нём отозвалось.

— Запишите и произнесите предложение «Коля пошёл домой(?.!>> с разными интонациями, используя разные знаки препинания.

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа

— Запишите поговорки правильно, разъясните их. Р(и,я,е)ка(В,в)олга — всем рекам ма(ть,т). Любил шути(т,ть) (над)(ф,Ф)омой, так люби и (над)собой.

Прочитайте скороговорку. Поставьте вопросы ко всем членам предложения.

Приучить сороку — одна морока. А сорок сорок — сорок морок.

— Запись слов в словарик:

космос, Красная площадь, Кремль, лопата, машина.

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

Коллективная работа над упражнениями 17 и 18. В упр. 18 дети выписывают антонимы в два столбика.

VII. Итог урока

Домашнее задание: упражнение 19.

 

 

Слово. Звуки и буквы

Важное место отводится лексической работе, многозначности слова, употреблению слов в переносном значении. Следует вспомнить, что в языке есть много слов, имеющих два и более значений, что слова многозначны. Прямое значение слова — основное, исходное (острая игла). Другие значения — переносные (острый ум, глаз, запах). Переносное значение слова используется как изобразительное средство языка.
Урок 10 Тема урока: звуки и буквы.

Цель урока: разнообразие звуков и букв; различие между звуком и его написанием буквой.

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

§ 2. Слово. Звуки и буквы

Коллективная проверка домашнего задания (девочки — у мальчиков). Решение упражнения на доске (цепочкой). По теме упражнения уже есть переход к согласному звуку и ударному слогу, поэтому стоит обсудить решения и поговорить на эту тему.

III. Работа по теме урока

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква эл обозначат звук [л] и т.д.

В некоторых словах все звуки обозначаются «своей» буквой, например:

[с] [т] [о] [л] — стол,

[ш] [к] [а] [ф] — шкаф,

[с] [к] [а] [з] [а] [л] — сказал.

Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква мо­жет обозначать разные звуки, например, в словах дом — д [о]м, дома — д[а]ма (мн.ч.). Буква о обозначает звук [о] и [а].

Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносится один звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.

Нужно различать звуковой и буквенный составы слов.

Так, звуковой и буквенный составы слов дом соответствуют друг другу, а в форме дом а есть несоответствие: пишем букву о — произносим звук [а]; в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е — произносим почти одинаковый звук [и].

Количество букв и звуков в словах иногда не совпадают, например, в слове честный пишется 7 букв, а произносится 6 зуков. Буква т не обозна­чает звука (непроизносимая согласная).

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласны­ми, нужно подобрать проверочное слово, в котором эти согласные отчет­ливо слышны: здравствуйте — здравие (здоровье), сердце — сердечный, солнце — солнышко, участник — участие.

В сяовахлестница, чувство, чувствовать, праздник, сверстник есть неп­роизносимые согласные.

В словах вкусный, чудесный, опасный, ровесник, участвовать непроизносимых согласных нет.

Фонетический разбор слова

Компьютер — 9 звуков, 9 букв, 3 слога

К [к] согласный, твёрдый, парный глухой

О [а] гласный, безударный

М [м] согласный, твёрдый, непарный звонкий

П [п] согласный, мягкий, парный глухой

Ь [ ]

Ю [йу] гласный, ударный

Т [т] согласный, твёрдый, парный глухой

Е [э] гласный, безударный

Р [р] согласный, твёрдый, непарный звонкий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...