Многозначные слова и их антонимы
Примечание. В таблице даны только те лексические значения слова СВЕЖИЙ, у которых есть антонимы. IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа — Запишите в свой словарик слова, подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки: лапоть, аптека, карась, галька, галка, Галина, аптечный, аптекарь. — Как надо произносить в слове аптека звук [т] —твёрдо или мягко? Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы. Например: заяц, дождь, настроение. — Найди ошибку. Определи лишнее слово. Кукла, дом, море, летает, дверь. Нож, ветер, холодный, мороз, парта. Стужа, вьюга, метель, жара, теплей. Легко, весна, солнце, капель, вишня. Слон, бегемот, быстрая, мышка, жираф. — Запишите в словарик: Москва, овощи, одежда, октябрь, пальто, пенал, петух,, посуда. V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником Работа над упражнением 17 пункт 2. Одновременно обсуждается домашнее задание, поощряют старательных, ободряют отстающих. — Прочитайте текст. Подчеркните подлежащие одной чертой, а сказуемые — двумя. Оказывается, все современные названия месяцев пришли в русский язык из латинского или греческого языка. В древнем русском языке были разные образные названия месяцев. Об этом рассказывают нам старинные книги, пословицы и поговорки. Открываем календарь, Начинается январь. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом. (С. Маршак) Просинь — примесь синего, синевы. В январе день прибавляется, небо очищается от облаков. Январь — году начало, зиме серёдка. Месяц январь — зимы государь. Январь — весне дедушка. — Объясните, почему «весне дедушка». Выпишите в словарик старинные слова. VII. Итог урока
Домашнее задание: упражнение 18. Урок 9 Тема урока: связь между словами в предложении; практические навыки. Цель урока: продолжать развивать у детей орфографическую зоркость, отрабатывать на практике умение применять полученные знания. Ход урока I. Сообщение темы и целей урока II. Разбор домашнего задания Обсуждение домашнего задания; поощрение успевающих, ободрение отстающих. Плавный переход к «выдумыванию» слов с противоположным значением и слов, близких по значению. Учитель задаёт тему, половина учеников подыскивает антонимы, а другая половина — синонимы. III. Работа по теме урока — Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина. Объясните расстановку знаков препинания, выделите подлежащие и сказуемые. Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нём отозвалось. — Запишите и произнесите предложение «Коля пошёл домой(?.!>> с разными интонациями, используя разные знаки препинания. IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа — Запишите поговорки правильно, разъясните их. Р(и,я,е)ка(В,в)олга — всем рекам ма(ть,т). Любил шути(т,ть) (над)(ф,Ф)омой, так люби и (над)собой. — Прочитайте скороговорку. Поставьте вопросы ко всем членам предложения. Приучить сороку — одна морока. А сорок сорок — сорок морок. — Запись слов в словарик: космос, Красная площадь, Кремль, лопата, машина. V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником Коллективная работа над упражнениями 17 и 18. В упр. 18 дети выписывают антонимы в два столбика. VII. Итог урока Домашнее задание: упражнение 19.
Слово. Звуки и буквы Важное место отводится лексической работе, многозначности слова, употреблению слов в переносном значении. Следует вспомнить, что в языке есть много слов, имеющих два и более значений, что слова многозначны. Прямое значение слова — основное, исходное (острая игла). Другие значения — переносные (острый ум, глаз, запах). Переносное значение слова используется как изобразительное средство языка.
Цель урока: разнообразие звуков и букв; различие между звуком и его написанием буквой. I. Сообщение темы и целей урока II. Разбор домашнего задания § 2. Слово. Звуки и буквы Коллективная проверка домашнего задания (девочки — у мальчиков). Решение упражнения на доске (цепочкой). По теме упражнения уже есть переход к согласному звуку и ударному слогу, поэтому стоит обсудить решения и поговорить на эту тему. III. Работа по теме урока Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква эл обозначат звук [л] и т.д. В некоторых словах все звуки обозначаются «своей» буквой, например: [с] [т] [о] [л] — стол, [ш] [к] [а] [ф] — шкаф, [с] [к] [а] [з] [а] [л] — сказал. Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом — д [о]м, дома — д[а]ма (мн.ч.). Буква о обозначает звук [о] и [а]. Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносится один звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т. Нужно различать звуковой и буквенный составы слов. Так, звуковой и буквенный составы слов дом соответствуют друг другу, а в форме дом а есть несоответствие: пишем букву о — произносим звук [а]; в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е — произносим почти одинаковый звук [и]. Количество букв и звуков в словах иногда не совпадают, например, в слове честный пишется 7 букв, а произносится 6 зуков. Буква т не обозначает звука (непроизносимая согласная). Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, нужно подобрать проверочное слово, в котором эти согласные отчетливо слышны: здравствуйте — здравие (здоровье), сердце — сердечный, солнце — солнышко, участник — участие. В сяовахлестница, чувство, чувствовать, праздник, сверстник есть непроизносимые согласные. В словах вкусный, чудесный, опасный, ровесник, участвовать непроизносимых согласных нет.
Фонетический разбор слова Компьютер — 9 звуков, 9 букв, 3 слога К [к] согласный, твёрдый, парный глухой О [а] гласный, безударный М [м] согласный, твёрдый, непарный звонкий П [п] согласный, мягкий, парный глухой Ь [ ] Ю [йу] гласный, ударный Т [т] согласный, твёрдый, парный глухой Е [э] гласный, безударный Р [р] согласный, твёрдый, непарный звонкий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|