Твёрдые и мягкие согласные звуки
Упражнения 107—146. Способствуют систематизации знаний о буквах, обозначающих мягкость согласных звуков (е, ё, и, ю, я, ь). Случаи обозначения двух звуков, сопровождаемые выводом с транскрипцией (звуковое значение йотированных букв), рассматриваются в упражнениях 124,127, 131. Кроме того, внимание учеников обращается на случаи мягкости согласных без обозначения мягким знаком (№ 121). Этот материал имеет значение для предупреждения орфографических ошибок. Слова типа здесь, стена, винтик, кончик, гонщик и т п. следует включать в различные диктанты при изучении правописания мягких согласных. В число различных упражнений по рассматриваемой теме входит несколько упражнений на группировку (упражнения со звездочкой). Они важны как для развития мышления учащихся, так и для усвоения знаний и навыков. При подведении итогов изучения данной темы выполнение заданий на группировку поможет систематизации материала, выявлению уровня усвоенности, покажет диагностические возможности группировки в оценке индивидуального продвижения в усвоении и развитии школьников. Урок 62 Тема урока: твёрдые и мягкие согласные звуки. Цель урока: Главное внимание следует сосредоточить на различении твердых и мягких согласных звуков. Наряду с этим ознакомить учащихся с функциями йотированных гласных (обозначают мягкость согласных, могут обозначать два звука). Ход урока I. Сообщение темы и целей урока П. Разбор домашнего задания Решение на доске упражнения 107, которое переходит в рассказ по теме параграфа. III. Работа по теме урока Упражнение 108, а после того, как загадка разгадана — правило, заучивание букв Е, Ё, И, Ю, Я, Ь - букв, обозначающих мягкость согласных.
— Чтение поговорок с выделением интонацией мягких согласных. Дядя (Ф,ф)илат подарил пару утят: вон, говорит, л{и,е)тят. В (М,м)оскве зв(о,а)нили, а в (в,В)ологдезвон слышали. IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа — Запишите правильно, подчеркните твёрдые и мягкие согласные звуки. к(о,а)злы ст(о,а)лы мар(ш,ж) д(о,а)рить сей(ф,в) ни(з,с) ч(о,а)сы рощ(я,а) — Запись старинных слов в словарик: Крынка — глиняный удлинённый горшок для молока. Кубра — шалун, шутник, проказник. Кудель — волокнистая часть льна, пеньки. Проговори скороговорку, акцентируя внимания на звуке [ф] (акцентирует учитель). — Клюв у китов? — Не у китов. — Клюв у котов? — Не у котов. — Клюв у орлов? — Клюв у орлов. Из книг И. Сухина V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником Коллективно-индивидуальная работа над упражнением 109. VII. Итог урока Домашнее задание: упражнение 112. Урок 63 Тема урока: закрепление пройденного материала. цель урока: мягкий знак в конце слова, сравнение произношения согласных с мягким знаком и без него. Ход урока I. Сообщение темы и целей урока II. Разбор домашнего задания Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих. III. Работа по теме урока Работа над упражнением НО цепочкой (дети поочерёдно выходят к цоске, остальные пишут в тетрадях) IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа — Подчеркните мягкие согласные, объясните, что определяет их мягкость. Проговори поговорку. Любил шути(т,ть) (над)(ф,Ф)омой, так люби и (над)собой. Галдели, да (н,Н)овгород прогл(е,и,я)дели. — Запись слов в словарик: Лол — драгоценный камень (рубин, яхонт). Лыко — волокнистое, неокрепшее подкорье деревьев. Матица — центр, середина; средняя балка, на которой держится потолок Опара — тесто в квашне, заправленное закваской, дрожжами. Пимы — в Сибири: меховые сапоги, а также валенки. Плетень — изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.
— Запишите, правильно выбирая букву согласно правилу. заря(д,т) го(д,т) но(ш,ж) отло(в,ф) гри(б,п) V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником Коллективно-индивидуальная работа над упражнением 113. V. Итог урока Домашнее задание: упражнение 111.
Урок 64 Тема урока: диктант. Цель урока: выработка практических навыков грамотного письма слов с мягкими и твёрдыми согласными. Ход урока I. Проверка домашнего задания Коллективный разбор домашнего упражнения, исправление типичных ошибок. П. Зрительный диктант Галка клюет крошки хлеба. Зяблик ест ягоды рябины. Снегирь сидит на ели и достает из шишек семена. III. Физкультурная разминка IV. Слуховой диктант Клетка, мяч, котенок, яма, ежик, ясли, пламя, брюки, перо, цапля, тюбик, жеребенок, сюда, растет. V. Итог урока Урок 65 Тема урока: работа над ошибками диктанта. Цель урока: научить детей самоанализу и критическому отношению к своим работам. Ход урока I. Работа по теме урока Запись слов, в написании которых дети допустили наибольшее число ошибок. Индивидуально-коллективный (на доске и в тетрадях) разбор наиболее типичных ошибок. Упражнения по сходным темам. II. Чистописание. Словарно-орфографическая работа Орфографический анализ слов, в которых дети допустили ошибки. III. Физкультурная разминка IV. Работа по теме урока Запись слов, в написании которых дети допустили наибольшее число ошибок. Индивидуально-коллективный (на доске и в тетрадях) разбор наиболее типичных ошибок. Упражнения по сходным темам. V. Итог урока Домашнее задание: упражнение 117. Урок 66 Тема урока: мягкий знак в середине слова. Цель урока: закрепление правил написания мягкого знака в середине слова. Ход урока I. Сообщение темы и целей урока II. Разбор домашнего задания Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих. III. Работа по теме урока Коллективно-индивидуальное решение упражнения 116. Дети определяют роль мягкого знака в разных словах. IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа
— Правильная запись слов с использованием вариантов букв. р(я,е,и)ка (в)ст(я,е,и)пи (om)(e,B)umu Кие(ф,в) убо(рыц,рщ)ик пощ(у,ю)пать футбо(ль,л)нып. гр(я,е,и)знить — Запись слов в словарик: Полтина — старинная монета достоинством в пятьдесят копеек. Полушка — старинная монета достоинством в четверть копейки. Пономарь — церковнослужитель, который зажигает свечи, готовит кадило, звонит в колокол, вообще прислуживает в церкви. Прогалинок — место, не заполненное талой снеговой водой. V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником Коллективно-индивидуальная работа над упражнениями 118, 120. VII. Итог урока Домашнее задание: упражнение 119.
Урок 67 Тема урока: мягкий знак. Цель урока: освоение произношения мягкого согласного, который не обозначен мягким знаком. Ход урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|