Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа




— «Расшифруйте» слова. Замените их одним словом. 18, 16, 9, 1 (роза); 1, 19,20, 18, 1 (астра); 20, 32, 13, 30, 17, 1, 15 (тюльпан); 4, 13, 1, 5, 10, 16, 13, 21, 19 (гладиолус).

На доске запись:

к..тенок, л., сок, зв..рек, ст..ловая, р..гатый, дождливый, цв..тет, скр.мит.

Спишите. Перед каждым словом напишите проверочное. Подчеркните пропущенные орфограммы.

— Поставьте слова в алфавитном порядке.

Зима, снег, мороз, вьюга, холод, лыжи, коньки, лёд, стужа, позёмка.

V. Физкультурная разминкаVI. Работа по теме урока

Познакомимся с существительными поближе. Что же их объединяет? На какие группы они делятся?

КОНКРЕТНЫЕ — называют предметы окружающего мира: кот, пёс, учебник, листик, дерево.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ — называют вещества: соль, сахар, вода, воздух.

ОТВЛЕЧЕННЫЕ — те, которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях: коварство, злость, любовь, доброта.

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ — те, которые как бы объединяют воедино от­дельные предметы: юношество, студенчество.

Все имена существительные делятся на 3 большие группы — 3 рода (мужской, женский и средний). Слова, как и люди, родились, имея тот или иной род, и, как правило, не изменяют ему.

Они способны жить и поодиночке, и множеством. То есть большинство существительных изменяется по числам.

— Коллективно-индивидуальная работа над упражнением 210.

VII. Итог урока

Домашнее задание: упражнения 211,212.

Урок 92

Тема урока: имя существительное; имена собственные, одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Цель урока: показать детям всё многообразие существительных, научить определять их.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих. Особое внимание обратить на решение упр. 212, где в каждую группу слов следовало написать ещё по два слова.

III. Работа по теме урока

— Чтение стихов.

Тонны две китенок весил. Был малыш игрив и весел, Забавляясь день-деньской С океанскою волной.

Чтобы из всей группы 'однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, ее назвали Дон. Самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга. Каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются ИМЕНАМИ СОБСТВЕННЫМИ: Москва, Волга, Мария, Андрей, Каштанка и т. п.

Имена собственные могут состоять из одного слова (Таганрог, Дон, Сергеи) или из нескольких слов (Алексей Максимович Горький, Нижний Новгород). В предложении такие сочетания выступают как один член предложения.

Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор (географические названия), названия книг, картин, кинофильмов, спектаклей, названия кораблей, поездов, различных организаций, исторических событий и т. д.

Имена собственные пишутся с большой буквы: Москва, Азовское море, Антон Павлович Чехов.

Названия (заглавия) книг, газет, журналов, кинофильмов, кораблей, поездов и т. п., кроме того, выделяются кавычками: свежий номер газеты «Известия», поезд «Дружба», кинофильм «Судьба человека», рассказ А. П. Чехова «Каштанка».

Прочитайте текст Л. Успенского, перескажите его.

«...Да, запутаешься! Мне понятно, что петух — он,

курица — она, волк — он, а волчица — она, кот — он, а

кошка — она. А что делать с носорогом, белкой,

кукушкой, мышью, ястребом? Они что, не имеют

представителей противоположного пола?

Вы снова путаете разные вещи: пол и род. Да, эти слова

представлены таким образом: есть бегемот — и все особи

так названы. Есть кукушка — и все тут, есть ястреб — и

никакой ястребихи в языке нет. В языке!

А если непонятно, если слово — иностранное? Шимпанзе,

фламинго? '

Это обычно слова мужского рода, если из текста не следует

обратное.

Маленькая кенгуру поскакала в лес.

А так — яркий фламинго, ловкий шимпанзе,

симпатичный кенгуру».

VI. Работа с учебником

— Коллективно-индивидуальная работа над упражнением 213. IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа

— На доске запись:

п...так, в...да, дл...на, м...сной, н...га, с...стра, кр...чать, зм..я, л...ства, тр...па, стр...жи.

Напишите слова в три столбика, подчеркните орфограммы.

— На доске слова:

л...сной, л...чение, м...чи, ст...кляшка, бр...вно

Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово мячи, пропущена безударная буква я, проверочное слово мяч. Во всех осталь­ных словах пропущена буква е: лесной — безударная гласная е, провероч-

ное слово — лес; лечение — безударная гласная е, проверочное слово лечит и т. д.)

Отгадайте загадку, запишите отгадку в словарик.Белокрылая птица Над морем летает. Рыбу увидит — Сразу хватает.

(Чайка)

Вариант I   Вариант II  
Варка, варенье, варить, повар.   Бегун, беговая, беготня, бег.  

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

Коллективно-индивидуальная работа над упражнением 214.

VII. Итог урока

Домашнее задание: упражнения 215, 216.

Урок 93

Тема урока: практические занятия.

Цель урока: отработка практических навыков в написании и определении существительных.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих. Беседа по рисунку (из упр. 216) с перечислением существительных.

III. Работа по теме урока

— Чтение стихов.

Тонкие осинки В лужицы глядят, На ветвях дождинки Бусами висят.

— На доске запись:

Наша деревня стоит на высоком месте.

Прочитайте предложение, найдите подлежащее.

— Что такое деревня? (7. Крестьянское селение. Идут от деревни в раз­ные стороны дорожки. 2. Сельская местность. Мы живём в деревне. 3. Сельские жители. Деревня по ту сторону пруда уже спала.)

Какая может быть деревня? (большая, дальняя, русская, родная, олим­пийская,...)

— Как вы понимаете пословицу: Что в деревне ни родится, то в городе пригодится!

Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...