Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа




— Запишите поговорки.

Ла(д,т) избу ширит.

В поле — по хле(б,п), в ле(с,з) — по др(а,о)ва.

С медовых ус(д,т) иногда и я(д,т) стекает.

Работа по вариантам.

— Спишите сначала проверочное слово, а потом слова с безударной гласной. Безударную гласную подчеркните.

— На доске слова:

гр...за, кон..., т...та, зна..., ван...а.

Какие орфограммы пропущены? Обоснуйте свой ответ.

— Запишите правильно.

пря(д,т)ь ужа(с,з) д(е,и,я)ржать верш(и,ы)на мане(ж,ш) де(нь,н) р(а,о)дня д(а,о)ма

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

Коллективно-индивидуальная работа над упражнениями 217, 218, 219.

VII. Итог урока

Домашнее задание: упражнения 220, 221.

Урок 94

Упражнения № 214, 223, 226 решаются на доске коллективно.

Подобные упражнения очень полезны. Существительные даны вперемешку с глаголами и прилагательными, с которыми ученикам еще предстоит познакомиться. Термины «глагол» и «прилагательное» пока не нужно употреблять, а важно только оттенить существительное как часть речи с предметным значением.

При выполнении упражнений следует по возможности привлекать ранее изученные знания. Так, в упражнении 223 можно провести наблюдение за произношением сргласных перед разделитетельным ь и этих же согласных без него. В чем различие?

Тема урока: закрепление пройденной темы.

Цель урока: работа над упражнениями для закрепления полученных знаний.

Ход урока I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих.

Основной способ работы с существительными в этих упражнениях —постановка вопросов: что? кто?, а также выяснение семантики по группам существительных. Существительные семантически разнообразны: конкретные предметы (тетрадь, стол), живые существа (девочка, еж, моряк), явления природы (мороз, град, буря), события (матч, концерт, праздник), качества (голубизна, доброта, смелость), действия (бег, ходьба, переправа), состояния (радость, бодрость, болезнь) и т. п. Для полноценного формирования понятия в учебный материал включен разнообразный по семантике спектр значений предметности — от конкретных до отвлеченных,абстрактных значений. При характеристике имен существительных рекомендуйте детям указывать, какова именно семантика данного слова (в каком значении выступает предмет).

III. Работа по теме урока

— Чтение стихов.

Лебеди лениво Плещутся в пруду. Тихо и красиво Осенью в саду.

— Индивидуальная работа над упражнением 224 с использованием помощи на странице 211.

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа

— Отгадайте загадку.

Есть, ребята, у меня Два загадочных коня, Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?

(Коньки)

Учитель даёт детям прочитать следующий текст:

Металлические коньки впервые появились почти триста лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал дли себя железные коньки. Их назвали «скороходами». Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки».

— Дети заносят слово в словарик.

— Разгадайте ребусы:

— Какая буква во всех словах является орфограммой? Обоснуйте свой ответ, (во всех словах орфограмма -— безударная гласная о: сова — пропущена буква о, проверочное слово — совы и т. д.)

V. Физкультурная разминка

VI. Работа с учебником

— Разбор упражнения 224 на доске; дети сами оценивают уровень решения этого упражнения и сами проставляют себе оценки.

— Коллективно-индивидуальная работа над упражнениями 222, 223.

VII. Итог урока

Домашнее задание: упражнение 225.

Число имён существительных

Урок 95

Тема урока: число имён существительных. Цель урока: показать, как имена существительные изменяются по числам.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

II. Разбор домашнего задания

Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих.

III. Работа по теме урока

— Чтение стихов.

Пустеет воздух,

Птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Вы знаете, о чем пойдёт речь на этом уроке? Но, чтобы напомнить, а также дополнить знания, я обращусь к помощи В. Бурмако.

— Кто за это предложение, прошу поднять руку,— сказал председатель.— Существительное, подсчитайте количест­во голосов. — Много! — моментально отвечало оно.

— Вы же не считали,— укоризненно покачал головой председатель.

— Много! — тут же повторило Существительное.

— Вы не хотите считать?

— Товарищ председатель, — вступился Глагол, — Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное — со значением неопределенного множества.

— И кто же подсчитает нам голоса?

— Числительное! — хором выдохнул зал...

А вот раньше, в древнерусскую эпоху, существительные выступали не только в единственном и множественном, но и в двойственном числе. Для этого были особые формы, они пригодны только для пары (двух или обоих) предметов. Сегодня от этих форм мало что сохранилось. Если захочешь, найдешь их в словах двудольный, двурушник, двоюродный, троюродный, глаза, бока, берега.

Есть слова, не изменяющиеся по числам: они имеют только одну форму — либо единственного, либо множественного числа.

Вы уже догадались, о каких группах существительных идет речь. Они вещественные и отвлеченные. А еще имена собственные, ввиду их уникальности, единственности, иногда не могут иметь формымножественного числа, если они, конечно, изначально не во множестве: газету «Известия» не сделаешь просто известием, Карпаты не назовешь Карпатой. Но и Кавказ, Урал, «Крокодил» не удвоишь, не умножишь. Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

— Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, крестьянство, листва, сту­денчество, сырьё, ельник, человечество.

Названия предметов с вещественным значением: асфальт, бензин, железо, земляника, керосин, каучук, мёд, молоко, свекла, силос, сталь, рожь, хлопок, цемент, фарфор, щавель.

— Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, моло­дость, свежесть, синева, темнота, чернота.

Собственные имена в качестве наименований единичных предме­тов: Москва, Санкт-Петербург, Волга.

Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, побои, переговоры, нападки, дебаты, заморозки, всходы, ходьба, чтение, су­мерки.

Слова: бремя, вымя, пламя, темя.

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

— Названия составных и парных предметов: брюки, весы, ворота, граб­ли, вилы, качели, клещи, кусачки, ножницы, носилки, очки, перила, плоскогубцы, счеты, салазки, тиски, часы, шорты, щипцы.

Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, духи, консервы, макароны, обои, опилки, отруби, очистки, сласти, сливки, сухофрукты, тефтели, хлопья, чернила.

Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, будни, шах­маты, жмурки.

Некоторые географические названия: Карпаты, Сокольники, Жигу­ли, Горки, Афины, Альпы, Холмогоры, Фили.

Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, удив­ление, изумление, внушение, горение, плавание.

Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли?

Чего только не было в магазине! И сахары, и чернило, и моло­ки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и саня, и цементы, и пшены, и вермишели, и ветчины, и дрожжа... Всего не перечислишь!

Упражнение 226, коллективное решение на доске несколькими учениками по очереди. •

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...