IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа
⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 — Запишите поговорки. Ла(д,т) избу ширит. В поле — по хле(б,п), в ле(с,з) — по др(а,о)ва. С медовых ус(д,т) иногда и я(д,т) стекает. — Работа по вариантам. — Спишите сначала проверочное слово, а потом слова с безударной гласной. Безударную гласную подчеркните. — На доске слова: гр...за, кон..., т...та, зна..., ван...а. — Какие орфограммы пропущены? Обоснуйте свой ответ. — Запишите правильно. пря(д,т)ь ужа(с,з) д(е,и,я)ржать верш(и,ы)на мане(ж,ш) де(нь,н) р(а,о)дня д(а,о)ма V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником Коллективно-индивидуальная работа над упражнениями 217, 218, 219. VII. Итог урока Домашнее задание: упражнения 220, 221. Урок 94 Упражнения № 214, 223, 226 решаются на доске коллективно. Подобные упражнения очень полезны. Существительные даны вперемешку с глаголами и прилагательными, с которыми ученикам еще предстоит познакомиться. Термины «глагол» и «прилагательное» пока не нужно употреблять, а важно только оттенить существительное как часть речи с предметным значением. При выполнении упражнений следует по возможности привлекать ранее изученные знания. Так, в упражнении 223 можно провести наблюдение за произношением сргласных перед разделитетельным ь и этих же согласных без него. В чем различие? Тема урока: закрепление пройденной темы. Цель урока: работа над упражнениями для закрепления полученных знаний. Ход урока I. Сообщение темы и целей урока II. Разбор домашнего задания Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих. Основной способ работы с существительными в этих упражнениях —постановка вопросов: что? кто?, а также выяснение семантики по группам существительных. Существительные семантически разнообразны: конкретные предметы (тетрадь, стол), живые существа (девочка, еж, моряк), явления природы (мороз, град, буря), события (матч, концерт, праздник), качества (голубизна, доброта, смелость), действия (бег, ходьба, переправа), состояния (радость, бодрость, болезнь) и т. п. Для полноценного формирования понятия в учебный материал включен разнообразный по семантике спектр значений предметности — от конкретных до отвлеченных,абстрактных значений. При характеристике имен существительных рекомендуйте детям указывать, какова именно семантика данного слова (в каком значении выступает предмет).
III. Работа по теме урока — Чтение стихов. Лебеди лениво Плещутся в пруду. Тихо и красиво Осенью в саду. — Индивидуальная работа над упражнением 224 с использованием помощи на странице 211. IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа — Отгадайте загадку. Есть, ребята, у меня Два загадочных коня, Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки) — Учитель даёт детям прочитать следующий текст: Металлические коньки впервые появились почти триста лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал дли себя железные коньки. Их назвали «скороходами». Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки». — Дети заносят слово в словарик. — Разгадайте ребусы: — Какая буква во всех словах является орфограммой? Обоснуйте свой ответ, (во всех словах орфограмма -— безударная гласная о: сова — пропущена буква о, проверочное слово — совы и т. д.) V. Физкультурная разминка VI. Работа с учебником — Разбор упражнения 224 на доске; дети сами оценивают уровень решения этого упражнения и сами проставляют себе оценки. — Коллективно-индивидуальная работа над упражнениями 222, 223. VII. Итог урока Домашнее задание: упражнение 225.
Число имён существительных Урок 95 Тема урока: число имён существительных. Цель урока: показать, как имена существительные изменяются по числам. Ход урока I. Сообщение темы и целей урока II. Разбор домашнего задания Обсуждение проблем, возникших во время домашней работы. Поощрение успевающих, ободрение отстающих. III. Работа по теме урока — Чтение стихов. Пустеет воздух, Птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Вы знаете, о чем пойдёт речь на этом уроке? Но, чтобы напомнить, а также дополнить знания, я обращусь к помощи В. Бурмако. — Кто за это предложение, прошу поднять руку,— сказал председатель.— Существительное, подсчитайте количество голосов. — Много! — моментально отвечало оно. — Вы же не считали,— укоризненно покачал головой председатель. — Много! — тут же повторило Существительное. — Вы не хотите считать? — Товарищ председатель, — вступился Глагол, — Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное — со значением неопределенного множества. — И кто же подсчитает нам голоса? — Числительное! — хором выдохнул зал... А вот раньше, в древнерусскую эпоху, существительные выступали не только в единственном и множественном, но и в двойственном числе. Для этого были особые формы, они пригодны только для пары (двух или обоих) предметов. Сегодня от этих форм мало что сохранилось. Если захочешь, найдешь их в словах двудольный, двурушник, двоюродный, троюродный, глаза, бока, берега. Есть слова, не изменяющиеся по числам: они имеют только одну форму — либо единственного, либо множественного числа. Вы уже догадались, о каких группах существительных идет речь. Они вещественные и отвлеченные. А еще имена собственные, ввиду их уникальности, единственности, иногда не могут иметь формымножественного числа, если они, конечно, изначально не во множестве: газету «Известия» не сделаешь просто известием, Карпаты не назовешь Карпатой. Но и Кавказ, Урал, «Крокодил» не удвоишь, не умножишь. Существительные, которые имеют только форму единственного числа: — Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, крестьянство, листва, студенчество, сырьё, ельник, человечество.
— Названия предметов с вещественным значением: асфальт, бензин, железо, земляника, керосин, каучук, мёд, молоко, свекла, силос, сталь, рожь, хлопок, цемент, фарфор, щавель. — Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота. — Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Санкт-Петербург, Волга. — Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, побои, переговоры, нападки, дебаты, заморозки, всходы, ходьба, чтение, сумерки. — Слова: бремя, вымя, пламя, темя. Существительные, которые имеют только форму множественного числа: — Названия составных и парных предметов: брюки, весы, ворота, грабли, вилы, качели, клещи, кусачки, ножницы, носилки, очки, перила, плоскогубцы, счеты, салазки, тиски, часы, шорты, щипцы. — Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, духи, консервы, макароны, обои, опилки, отруби, очистки, сласти, сливки, сухофрукты, тефтели, хлопья, чернила. — Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, будни, шахматы, жмурки. — Некоторые географические названия: Карпаты, Сокольники, Жигули, Горки, Афины, Альпы, Холмогоры, Фили. — Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, удивление, изумление, внушение, горение, плавание. — Исправьте ошибки. Как вы думаете, почему они произошли? Чего только не было в магазине! И сахары, и чернило, и молоки, и металлы, и сметаны, и бензины, и ножница, и брюка, и очка, и саня, и цементы, и пшены, и вермишели, и ветчины, и дрожжа... Всего не перечислишь! — Упражнение 226, коллективное решение на доске несколькими учениками по очереди. •
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|