Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
Стр 1 из 35Следующая ⇒ Мазанова Е. В. нятий для логопедов / Е. В. Мазанова. — 2-е изд., испр. ■ — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 184 с. ISBN 978-5-296-00682-0 Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований. Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов. Введение Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков, И. Н. Садовникова, И. Н. Ефи-менкова, Г. Г. Мисаренко, А. Н. Корнев и др. ), предлагают различные методики коррекционной работы. Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам пособия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой. Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме: - звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж - Ш); - лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю); - соноры (Л, М, Н, Р, Й); - свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ); - аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие. 1. Развитие фонематического восприятия. 2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. 3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. 4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. 5. Определение положения звука по отношению к другим. К концу коррекционного обучения дети должны знать: - термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т. д.; - все буквы и звуки родного языка; , - отличительные признаки гласных и согласных звуков; - гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме; - пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости - глухости; К концу обучения дети должны уметь: узнавать и различать гласные и согласные звуки; -обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; -использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; -производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов; -записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ; -подбирать слова на заданный звук; -сравнивать слова со сходными звуками; -строить звуковые схемы слогов и слов; -составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; - самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков. Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К. В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие. Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуальных занятиях по устранению акустической дисграфии. В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физ-минутки, содержание которых связано с темой занятия. Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделяется припоминанию литературных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это помогает параллельно вести работу по развитию связной речи. Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач. 1. Обогащение зрительных представлений. 2. Развитие зрительно-двигательной координации. 3. Стимуляция познавательной активности. 4. Включение мыслительных операций. 5. Развитие неречевых процессов. Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа. I. Подготовительный. II. Основной. III. Заключительный. Основные задачи и направления работы подготовительного этапа. 1. Развитие слухового и зрительного внимания. 2. Развитие слуховых дифференцировок. 3. Развитие фонематического восприятия. 4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения. Основные задачи и направления работы основного этапа . 1. Развитие слухового и зрительного внимания. 2. Развитие фонематического анализа и синтеза. 3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|