2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Представленное перспективное планирование и конспекты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.
Конспекты фронтальных логопедических занятий базируются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:
- тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;
- занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;
- на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;
- проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;
- происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. * Параллельно ведется работа по обогащению словаря и
развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.
В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учитель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обследования устной и письменной речи младших школьников.
В данном пособии не представлены конспекты по некоторым обобщающим темам, например: «Звонкие и глухие согласные», «Дифференциация свистящих и шипящих звуков», а также редко встречающиеся виды нарушений «Буквы Э - Е», «Звуки «ТС - Ц» и т. д. При необходимости логопеды могут восполнить этот пробел самостоятельными наработками.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
№
Тема занятия
Содержание работы
Кол-во часов
1 /. Подготовительный этап работы |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления
6-8
Звуки
Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков
1-2
Гласные и согласные звуки
Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме
1-2
//. Основной этап работы
Дифференциация гласных А — Я, У - Ю, 0 - Ё, Ы - И, Э - Е
Гласные буквы Я, Ю, Б, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме
1-2
Дифференциация гласных А — Я
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте
Дифференциация гласных У — Ю
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У — Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
№
Тема занятия
Содержание работы
Кол-во часов
1
Дифференциация гласных 0 — Ё
Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация гласных Ы — И
Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
Дифференциация гласных Э — Е
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э — Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
i
Мягкий знак
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения
i
Звонкие и глухие согласные
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
i
М
Звуки Б — Б', П — П'
Звуки Б — Б', П — ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со
i
№
Тема занятия
Содержание работы
Кол-во часов J
словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки В — В', Ф — Ф'
Звуки В — В', Ф - Ф'. Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Г Г, К К', X - X'
Звуки Г Г, К К'. Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
1Ь
Звуки Д - Д', 1 -Г
Звуки Д — Д', Т — " 1'. Дифференциация звуков Д — Д', Т — V изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
3'
1Ь
Звуки 3 — 3', С — С
Звуки 3 ~ 3', С — С. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
I №
Тема занятия
Содержание работы
Кол-во часов
М
Звуки Ж - Ш
Звуки Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
S
Лабиализованые гласнье. Звуки 0 — У
Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и кооординации движений
1-2
rra~
Лабиализованые гласные. Буквы Ё — Ю
Буквы Ё — Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё — Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза
1-2
Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л'
Звуки Р — Р', Л — Л'. Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
3-4
Звуки Л - Л' - Й
Звуки Й, Л — Л'. Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
3-4
№
Тема занятия
Содержание работы
Кол-во часов
п
Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме
2-6
Звуки С — С, Ш
Звуки С — С, Ш. Дифференциация звуков С — С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
2Ь
Звуки 3 — 3', Ж
Звуки 3 — 3', Ж. Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
2Ь
Звуки С — С, Ц
Звуки С — С, Ц. Дифференциация звуков С — С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
5
21
Звуки ТС — Ц (на усмотрение логопеда)
Знакомство со звуками ТС— Ц. Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на
5
№
Тема занятия
Содержание работы
Кол-воI часов j
письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза
М
Звуки Ч - Щ
Звуки Ч — Щ. Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза
Звуки Ч — ТЬ
Звуки t b — Ч. Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Звуки Ч - Ш
Звуки Ч — Ш. Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок
Звуки Ч — Ц (на усмотрение логопеда)
Звуки Ч — Ц. Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков
///. Заключительный этап
~W
Развитие связной I В коррёкционной работе использу-речи ются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, | изложение, сочинение..!