II. Основная часть. ЗАНЯТИЕ 11. Ход занятия. 1. Оргмомент
II. Основная часть I. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания. Логопед: Послушайте слова и зашифруйте их по образцу. Образец: совы -ы, кино - и. Слова: такси, павлин, плитка, вилы, цыпочки, весы, висит, тигры, звери. Логопед: Припомните и назовите слова, написание которых подчинено какому-либо правилу. (Цыпочки, весы. ) 2 Работа по дифференииаиии согласных перед буквами И - Ы на уровне словосочетания. Логопед: Мишка и мышка писали в лесной школе сочинение. Каждый из них старался написать как можно больше своих любимых гласных Вот что из этого получилось I (запись на доске): БЕЛИЕ ПУШЫНКЫ ДУШИСТИЕ ЛАНДИШИ 1 ОСТРИЕ КЛИКИ ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ ДРУЖНИЕ МАЛИШИ ВЕСЕЛИЕ КАНЫКУЛИ Логопед: Исправьте ошибки. Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило и проверьте написание всех слов с этими согласными (ЖИ - ШИ - пиши с гласной И). 3. Развитие слухового внимания. Логопед: Вставьте буквы И - Ы и прочитайте стихотворение, записанное на доске. Отгадайте, о чем идет речь в этом стихотворении? М_ не овц_ и не св_нк_ Хоть м_ все имеем сп_нк_. М_ не кон, хоть на нас В_ сад_л_сь много раз. 4. Физминутка (см. занятие 8). 5. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Задание для учащихся 1-го класса: списать текст и отметить мягкость и твердость согласных перед гласными И - Ы. II В огороде. В огороде на грядках растут овощи: огурцы, помидоры и лук. Нина собрала помидоры в корзину, а лук и огурцы - в ящик. Потом отнесла овощи на хранение в подвал. Задание для учащихся 2-го класса: составить описание по предметной картинке «Щенок» с опорой на вопросы. Вопросы: У кого был щенок? Как его звали? Какая у него шерсть? Какой у него характер? Что он любит есть? Во что он любит играть? Кто и как ухаживает за щенком?
III. Итог занятия (задание 3, с. 11) Логопед: Назовите предметы и «расселите» их по домикам. Запишите слова под каждым домиком. Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими - Ы. Приведите примеры из текста. ЗАНЯТИЕ 11 Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова; работать над ошибок фонематического анализа и синтеза; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; учить соотносить букву с символом для ее обозначения; обогащать словарь детей. Оборудование: разрезные буквы и квадраты трех цветов на каждого ребенка; буква Ь (запись на доске); изображение мягкого знака; текст стихотворения; карточки со словами; предметные картинки с изображением Мальвины и Буратино. Ход занятия 1. Оргмомент 1. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Логопед раздает детям буквы и квадраты трех цветов. Логопед: Составьте слово и выложите его звуковую схему. Буквы: Б, О, Л, Е, К, Ч, А. (Белочка. ) Логопед напоминает детям о правиле написания слов с суффиксами -ЧН-, -ЧК-. II. Основная часть 1. Знакомство с темой занятия. Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия (логопед выставляет на доску изображение белочки). А теперь послушайте стихотворение об этом зверьке. Белка хвостик изогнула, у пенечка отдохнула распушила хвост, да так -стала словно мягкий знак! Рядом с изображением белки логопед выставляет стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки.
2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных. Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак? Сказка о мягком знаке Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали. «Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?! » - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать! » -кричали другие. Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука! «Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных! » - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь! » - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И - получилось... ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке. И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились! Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных. 3. Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слов. Логопед: Рассмотрите веселое пособие «Мягкий знак» и припомните правило: «Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных».
4. Развитие фонематического восприятия (задание 1. с. 12). Логопед: Рассмотрите картинку и помогите ёжику собрать грибы - придумайте слова, в которых для смягчения согласных пишется Ь. 5. Закрепление норм орфографии. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой (задание 2. с. 12). Логопед: Запишите слова из предыдущего задания по памяти и укажите смягчение согласных на конце слова Ь. 6. Работа со словами-омофонами (запись на карточках). Логопед: Мальвина учила Буратино - она знакомила его с Ь. Девочка попросила его переписать слова с мягким знаком, но негодный мальчишка не хочет учиться - он стер своим длинным носом во всех словах мягкий знак. Посмотрите, что получилось! Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино. уголь - угол мель - мел ель - ел сталь - стал брать - брат шесть - шест тушь - туш конь - кон Логопед просит детей объяснить значение слов: тушь, туш, сталь, кон, шест, мель, уголь. Это задание можно выполнять как на доске, так и с использованием индивидуальных карточек со словами. Можно составлять пары из слов, записанных на отдельных карточках, как самостоятельно, так и с опорой на предметные картинки. III. Итог занятия (задание 3, с. 12) Логопед: Припомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их. Укажите роль мягкого знака. ЗАНЯТИЕ 12 Тема: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова). Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака; закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова; формировать навыки фонематического анализа и синтеза; устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; учить соотнесению буквы и символа; обогащать словарь детей; развивать логическое мышление; учить соотносить слова с мягким знаком со схемой. Оборудование: индивидуальные карточки; картинки; тексты загадок; индивидуальные карточки для работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|