Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Основная часть. ЗАНЯТИЕ 11. Ход занятия. 1.  Оргмомент




II. Основная часть

  I. Работа по развитию фонематического восприятия

и слухового внимания.

Логопед: Послушайте слова и зашифруйте их по образцу. Образец: совы -ы, кино - и.

Слова: такси, павлин, плитка, вилы, цыпочки, весы, ви­сит, тигры, звери.

Логопед: Припомните и назовите слова, написание которых подчинено какому-либо правилу. (Цыпочки, весы. )

2   Работа по дифференииаиии согласных перед буквами И - Ы на уровне словосочетания.

Логопед: Мишка и мышка писали в лесной школе сочинение. Каждый из них старался написать как можно больше своих любимых гласных Вот что из этого получилось I (запись на доске):

БЕЛИЕ ПУШЫНКЫ ДУШИСТИЕ ЛАНДИШИ 1

ОСТРИЕ  КЛИКИ ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

ДРУЖНИЕ  МАЛИШИ  ВЕСЕЛИЕ КАНЫКУЛИ

Логопед: Исправьте ошибки. Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило и проверьте написание всех слов с этими согласными (ЖИ - ШИ - пиши с гласной И).

3.   Развитие слухового внимания.

Логопед: Вставьте буквы И - Ы и прочитайте стихотворение, записанное на доске. Отгадайте, о чем идет речь в этом стихотворении?

М_ не овц_ и не св_нк_

 Хоть м_ все имеем сп_нк_.

 М_ не кон, хоть на нас

 В_ сад_л_сь много раз.

4. Физминутка (см. занятие 8).

5. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Задание для учащихся 1-го класса: списать текст и отметить мягкость и твердость согласных перед гласными И - Ы. II

В огороде.

В огороде на грядках растут овощи: огурцы, помидоры и  лук. Нина собрала помидоры в корзину, а лук и огурцы - в ящик. Потом отнесла овощи на хранение в подвал.

Задание для учащихся 2-го класса: составить описание  по предметной картинке «Щенок» с опорой на вопросы.

 Вопросы: У кого был щенок? Как его звали? Какая у него шерсть? Какой у него характер? Что он любит есть? Во что он любит играть? Кто и как ухаживает за щенком?

III. Итог занятия (задание 3, с. 11)

  Логопед: Назовите предметы и «расселите» их по домикам. Запишите слова под каждым домиком. Скажите, с какими согласными «дружит» гласная И, а с какими - Ы. Приведите примеры из текста.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова; работать над ошибок фонематического анализа и синтеза; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; учить соотносить букву с символом для ее обозначения; обогащать словарь детей.

Оборудование: разрезные буквы и квадраты трех цветов на каждого ребенка; буква Ь (запись на доске); изображение мягкого знака; текст стихотворения; карточки со словами; предметные картинки с изображением Мальвины и Буратино.

Ход занятия

1.  Оргмомент

1. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Логопед раздает детям буквы и квадраты трех цветов.

Логопед: Составьте слово и выложите его звуковую схему.

Буквы: Б, О, Л, Е, К, Ч, А. (Белочка. )

Логопед напоминает детям о правиле написания слов с суффиксами -ЧН-, -ЧК-.

II. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия (логопед выставляет на доску изображение белочки). А теперь послушайте стихотворение об этом зверьке.

Белка хвостик изогнула,

 у пенечка отдохнула

 распушила хвост, да так

-стала словно мягкий знак!

Рядом с изображением белки логопед выставляет стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки.

 2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке

Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и сло­ги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?! » - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать! » -кричали другие.

Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука!

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных! » - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь! » - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, себе избушку и стали жить в одиночестве.

Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И - получилось... ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.

И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.

С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!

Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных.

3. Закрепление знаний о мягком знаке

при смягчении согласных на конце слов.

Логопед: Рассмотрите веселое пособие «Мягкий знак» и припомните правило: «Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных».

 

4. Развитие фонематического восприятия (задание 1. с. 12).

 Логопед: Рассмотрите картинку и помогите ёжику собрать грибы - придумайте слова, в которых для смягчения согласных пишется Ь.

5. Закрепление норм орфографии. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой (задание 2. с. 12). Логопед: Запишите слова из предыдущего задания по памяти и укажите смягчение согласных на конце слова Ь.

6. Работа со словами-омофонами (запись на карточках). Логопед: Мальвина учила Буратино - она знакомила его с Ь. Девочка попросила его переписать слова с мягким знаком, но негодный мальчишка не хочет учиться - он стер своим длинным носом во всех словах мягкий знак. Посмотрите, что получилось!

Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино.

уголь - угол мель - мел

ель - ел сталь - стал

брать - брат шесть - шест

тушь - туш   конь - кон

Логопед просит детей объяснить значение слов: тушь, туш, сталь, кон, шест, мель, уголь. Это задание можно выполнять как на доске, так и с использованием индивидуальных карточек со словами.

Можно составлять пары из слов, записанных на отдельных карточках, как самостоятельно, так и с опорой на предметные картинки.

III. Итог занятия (задание 3, с. 12)

 Логопед: Припомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их. Укажите роль мягкого знака.

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова).

Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака; закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова; формировать навыки фонематического анализа и синтеза; устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; учить соотнесению буквы и символа; обогащать словарь детей; развивать логическое мышление; учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

Оборудование: индивидуальные карточки; картинки; тексты загадок; индивидуальные карточки для работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...