Условные обозначения, используемые в конспектах занятий
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я, Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание. Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; мо дели слов*. Ход занятия 1. Оргмомент 1. Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных. Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |
II. Основная часть 1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки. Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы. «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся. * Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие Е. В. Мазановой «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников» (М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006). Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА! » Прислушались звуки и услышали «Я - Я - Я! » (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я. ) Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось: ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё! » 2. Знакомство с гласной буквой Я (задание 1. с. 3)* Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два. 3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот». Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А. ма - мя та - та ар -... ла -... ня -... яч -... фа -... ам -... Отмечают гласные А и Я соответствующим символом. Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого?
Руку протяни, яблоко сорви. Стал ветер яблоню качать, Трудно яблоко сорвать. Подпрыгну, руку протяну — Быстро яблоко сорву. дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту. 6. Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза. Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению. Модели слов: Р-Д М-Л ЗАВ-Л 7. Развитие зрительного внимания и звукового анализазадание 2, с. 3). Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных. ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ К_МЕНЬ М_ТА Т_ЩИТ К_ША Т НЕТ КР СИТЬ ГЛ 3 СТ РЫЙ
Итог занятия Логопед: Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда - два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А. ЗАНЯТИЕ 2 Тома: Дифференциация гласных А - Я. Цели и задачи: закреплять знания о гласных А - Я; учить детей дифференцировать гласные А - Я в словах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова; развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание. Оборудование: мяч; буквы А - Я (запись на доске); карточки с буквами А - Я на каждого ребенка; таблица для буквы Я (запись на доске). Ход занятия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|