Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условные обозначения, используемые в конспектах занятий




УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ

 

Символ Обозначение
СЮ Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука
(X) Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)
& Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука
Ф Зеленый звонок — символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный кружок
(з) (з) Зеленые наушники — символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме — зеленый закрашенный кружок
© Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного
® Звонок синего цвета — символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок
а Наушники синего цвета — символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок

 


 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я,

Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закреплять знания о гласных; учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: таблица букв; пособие «Парашютисты»; мо дели слов*.

Ход занятия

1. Оргмомент

1. Припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных. Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми. |

 

А Е Ю э Ы О
Я Э У Е И Ё

II. Основная часть

1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.

* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие Е. В. Мазановой «Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников» (М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006).

Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА! » Прислушались звуки и услышали «Я - Я - Я! » (логопед предлагает детям про­петь песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я. )

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО — ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ-ЙУ-ЙУ = Ю    ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ = Е

ЙО-ЙО - ЙО = Ё   ЙА - ЙА - ЙА = Я

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё! »

2. Знакомство с гласной буквой Я (задание 1. с. 3)*

Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Игра: «Скажи наоборот».

Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с глас­ной Я, а дети - с гласной А.

ма - мя       та - та ар -...     ла -...

ня -... яч -... фа -... ам -...

Отмечают гласные А и Я соответствующим символом.

Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую глас­ную выберем после твердого согласного? А после мягкого?

 

 

Руку протяни, яблоко сорви. Стал ветер яблоню качать, Трудно яблоко сорвать. Подпрыгну, руку протяну — Быстро яблоко сорву. дети декламируют стихи и выполняют движения по тексту.

6.   Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов:

Р-Д М-Л   ЗАВ-Л

7.   Развитие зрительного внимания и звукового анализазадание 2, с. 3).

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.

ШЛ_ПА    Л_ПК_      Т_ПКА  Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬ   М_ТА      Т_ЩИТ К_ША

Т НЕТ        КР СИТЬ  ГЛ 3      СТ РЫЙ

 

 Итог занятия

Логопед: Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда - два? Припомните слова, где пишется гласная буква Я, гласная буква А.

ЗАНЯТИЕ 2

Тома: Дифференциация гласных А - Я.

Цели и задачи: закреплять знания о гласных А - Я; учить детей дифференцировать гласные А - Я в словах; развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическое восприятие; закреплять знания о звуковом составе слова; развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: мяч; буквы А - Я (запись на доске); карточки с буквами А - Я на каждого ребенка; таблица для буквы Я (запись на доске).

Ход занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...