Ход занятия. II. Основная часть
Ход занятия 1. Оргмомент 1. Развитие зрительного восприятия и внимания (задание 4. с. 12). Логопед: Вставьте в слова Ь. Сравните пары слов. Сделайте вывод о месте и роли Ь в каждом слове. КОН_ - КОН_КИ УГОЛ_- УГОЛ_КИ ПЕН_- ПЕН_КИ ДЕН_- ДЕН_КИ КУЛ_- КУЛ_КИ ОГОН_- ОГОН_КИ 2. Сформулировать тети занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Закрепление темы занятия и знакомство с существительными с мягким знаком в середине слова. Логопед: У нашей знакомой белочки есть детеныши -бельчата. Эти малыши очень любят играть со словами. Первый бельчонок (выставляет на доску картинку с изображением бельчонка, в лапах которого Ь) любил вставлять мягкий знак в конце слова, а второй все норовил запрятать ого в самую середину слова. Давайте поможем второму бельчонку. Образуйте слова по схемам и прочтите их. (Ельник, кульки, пеньки, огоньки, зверьки, кильки. ) соотнесение слов со схемой слова. Логопед: Начертите под каждым словом его схему. Схемы слов (на доске) 3. Работа со словами-омофонами. Логопед: Послушайте стихотворение о девочке, которая все забывала. Вот что из этого получилось: Маша баньку истопила Мягкий знак позвать забыла. Сразу банька банкой стала. Вот как Маша сплоховала. 4. Развитие зрительного восприятия и логического мышления. Логопед: Подберите пару к каждой картинке, сравните слова по написанию, значению и по звучанию. Картинки: банка, галка, пенки, галька, банька, угольки, полка, уголки, полька, пеньки. 5. Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте загадки и запишите отгадки. Отметьте Ь в середине слов. Уж очень вид у них чудной: Я живу под самой крышей,
У папы локоны волной, Даже страшно глянуть вниз. А мама ходит стриженной. Я могла бы жить и выше, На что она обижена? Если б крыши там нашлись. (Львица) (Сосулька) Крыльями машет, а улететь не может. (Мельница) Вкусны - оближешь пальчики - В степь пришла весна. Оранжевые мячики. Степь красна, желта, Но только я в них не играю, А цветник у меня А неизменно их съедаю. Запылал весь от огня. (Апельсины) (Тюльпаны) 6. Дифференииаиия слов с Ь на коние и в середине слова. Логопед: Маша предлагает вам интересное задание. Посмотрите на схемы для слов с мягким знаком (задание 2, с. 12). Распределите слова в два столбика и укажите место и роль мягкого знака. Слова: фонарь, больно, тишь, будильник, день, ночь, беленький, больше, скажешь, кольцо, меньше. Логопед: В каких словах есть орфограммы, где правописание мягкого знака не связано с мягкостью предыдущего согласного? (Скажешь. ) Найдите слова с противоположным значением? (Больше - меньше, день - ночь. ) 7. Развитие фонематического восприятия на уровне словосочетания. Логопед: Составьте и запишите словосочетания, используя слова на карточках (данную работу можно провести индивидуально). Образец: сильная метель.
III. Итог занятия Логопед: Припомните тему занятия и назовите слова с мягким знаком в конце слова, а потом в середине слова. ЗАНЯТИЕ 13
Тема: Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов. 11, ели и задачи: закреплять знания о смягчении согласных при помощи мягкого знака, о разделительном мягком знаке; закреплять знания норм орфографии, навыки соотнесения слов со схемами; учить дифференцировать слова с мягким знаком на конце и слова с мягким знаком в середине; учить дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения; развивать логическое мышление, фонематическое восприятие. Оборудование: изображение мамы белки и бельчонка; буква Ь (запись на доске); текст стихотворения; предметные картинки; схемы для обозначения слов с мягким знаком (на каждого ребенка); демонстрационная схема слов с разделительным мягким знаком; карточки со словами-паронимами; карточки с предложениями; ребусы. Ход занятия I. Оргмомент 1. Закрепление пройденного материала. Логопед показывает детям картинку, дети поднимают схему, соответствующую слову-названию данной картинки. Картинки: желудь, портфель, осень, фасоль, будильник, мальчик, пеньки, шинель, ель, альбом, рельсы, коньки. Схемы: II. Основная часть 1. Знакомство с темой занятия. Логопед: Послушайте стихотворение и отгадайте имя третьего бельчонка. Перед Е, Ё, И, Ю, Я В корне я стою, друзья Воробьи, семья, жильё - Перед Я, Ю, И, Е, Ё Воробьи, жильё, ручьи, Листья, крылья, перья, чьи, Колья, звенья и семья, Вьюга, осенью, друзья. Логопед: Во всех словах пишется разделительный мягкий знак. Он разделяет твердый или мягкий согласный и гласную в корне. 2. Сформулировать и записать на доске тему занятия. 3 Знакомство со схемой слов с разделительным мягким знаком (задание 5. с. 13). Логопед: Припомните из стихотворения слова, в которых пишется разделительный мягкий знак, и назовите их. Логопед уточняет, что в данных словах гласная, стоящая после мягкого знака, обозначает один (И) или два звука (ЙО, ЙЭ, ЙА, ЙУ). Затем предлагает детям рассмотреть схему слов с разделительным мягким знаком, обсуждает ее вместе с детьми. 4. Работа со словами-паронимами. Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел бельчонок и принес мягкий знак. Но этот мягкий знак выполняет уже в словах другую работу - он разделяет согласные и гласные. Пельчонок приготовил много интересных заданий. Вот одно из них.
По дороге сюда бельчонок повстречал своего друга -мальчика Колю - и отдал ему все буквы Ь, а теперь не может прочесть слова. Давайте попробуем прочесть то, что получилось, а затем вернем словам Ь. семя - семья колья - Коля Дети читают слова и сравнивают пары по звучанию, написанию и значению. 6. Работа с кроссвордом. Развитие логического мышления. Логопед: Отгадайте кроссворд, спишите слова и укажите и них место и роль мягкого знака. I. Снежная буря (вьюга). 2. Домики для пчел (ульи). 3. Мама, папа, я —... (семья). 4 Животное, которое имеет восемь ног (осьминог). 5. Ягоды, сваренные с сахаром (варенье). 6. Работа с ребусами. Логопед: Отгадайте ребусы и назовите гласные и согласные, которые разделяются мягким знаком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|