Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Молоточек И оса». Упражнение «Посидим тихо». артикуляционного праксиса. Упражнение «Непослушный язычок». Упражнение «Язычок отдыхает»




Упражнение «Молоточек И оса»


Был тёплый летний день.
Молоточек строил домик и напе-
вал свою песенку: «Т, Т, Т».

Он так усердно трудился, что
ему стало жарко. «Как жаль, что
сегодня ветерок отдыхает и не мо-
жет помочь мне строить домик»,
— подумал молоточек. А в это вре-
мя около домика летела оса и пела
свою песенку: «С, С, С», обдувая
молоточек холодным ветерком.

«Это ты дуешь на меня холод-
ным ветерком? », — спросил мо-
лоточек осу. «Да, я всегда дую хо-
лодным ветерком, когда пою свою песенку», — ответила оса.

«Пожалуйста, подуй на меня, тогда я быстрее закончу строить до-
мик», — попросил ветерок.

«Я всегда рада помочь тебе», — ответила оса. Они вместе стали стро-
ить домик и напевать свои песенки: «ТС, ТС, ТС».

Так в дружбе молоточка и осы появилась новая, их общая песенка
«Ц».

-50-


Методические указания

Следить за тем, чтобы звуки песенок произносились медленно, слитно, на одном выдохе. Это необходимо
для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы «Ц».

Упражнение «Посидим тихо»


Будем тихо мы сидеть
«Тс» тихонько будем петь.


Методические указания

Педагог и дети, произнося слитное зву-
чание взрывного и фрикативного ком-
понентов фонемы «Ц», подносят ука-
зательный палец к губам. Следить за
правильным артикуляционным укладом.
Контроль выдыхаемой ротовой воздуш-
ной струи производится с помощью
тактильного ощущения на палец.


-51 -


Репина З. А., Доросинская А. В.


 

 

Формирование и развитие

артикуляционного праксиса

звука

ш


Упражнение «Непослушный язычок»

(см. звук С)

Упражнение «Язычок отдыхает»

(см. звук С)

Упражнение «Язычок играет»


Язычок пошёл гулять.
Стал он весело играть...

(широкий передний край языка лежит
на нижней губе)

Лёг, спокойно отдыхает,
Никуда не убегает.

Кверху хвостик поднимает
И в свой домик забегает...

(язык широкий «чашечкой» приближен
к альвеолам)

Методические указания

Вырабатывается умение удерживать приподнятый язык в форме «чашечки». Язык «чашечкой» заводится
в ротовую полость, кончик языка свободен и не прикасается к твердому небу. Края языка плотно
прижимаются к верхним коренным зубам.

-52-


Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Фокус»


 

Будем мы сейчас играть,
Надо фокус показать.

Ватка на носу у нас.

Сдуем мы её сейчас...

(дети укладывают ватку на кончик носа)
Будем воздух выдыхать,
И начнёт она летать!


Методические указания

Дети должны улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу и сдуть ватку.
Следить за тем, чтобы боковые края языка были прижаты к зубам, а посередине языка был желобок.
Воздух должен идти посередине языка, чтобы ватка полетела вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть
была неподвижна.

Упражнение «Дарим звуки»

Педагог:

Будем звуки говорить
И друг другу их дарить!
Помнить правило легко —
Протяни звук далеко,
Струйку воздуха не рви,
Звук до друга донеси!

(дети «дарят» друг другу звуки «С» и «О»).

Методические указания

С помощью упражнения проводится развитие длительной, непрерывной воздушной струи, перенос навыков,
выработанных на группе свистящих звуков на группу шипящих звуков, подготовка артикуляционного
уклада губ для произношения шипящих звуков.

Упражнение «Улыбаемся, удивляемся»


 

Мы умеем улыбаться.
Мы умеем удивляться.


Методические указания

Упражнение способствует подго-
товке артикуляционного уклада губ
для шипящих звуков. Сначала губы
растягиваются в улыбке и под счёт
удерживаются в данной позе, за-
тем вырабатывается движение губ
вперёд и удержание их под счёт.


- 53 -


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...