§ 2 практические действия и анализ предмета
§ 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА УЧЕНИКАМИ IV КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ 3-й ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЕРИИ Рассматривая полученные результаты, мы не будем останавливаться ни на поведении испытуемых во время эксперимента, ни на особенностях первоначального анализа объекта, так как они существенно не отличались от тех данных, которые обнаружились в 1-й серии опытов. Речь учащихся при выполнении практического анализа объекта У учеников IV класса, участвовавших в 3-й серии опытов, было отмечено 9 ошибочных (6%) и 151 правильный ответ (94%). Из общего числа правильных ответов правильных и точных было 81 (50%), правильных, но неточных — 70 (44%). Если сопоставить эти результаты с теми данными, которые были получены от учащихся II класса в условиях той же экспериментальной серии, то легко заметить, что четвероклассники сильно продвинулись в умении отражать в речи свой практический опыт. Успехи учеников IV класса, по сравнению со второклассниками, проявились в том, что они дали меньше ошибочных ответов. Кроме того, у учащихся II класса правильно и точно сформулированные ответы составляли значительно меньшую часть всех правильных ответов, у четвероклассников — большую. Среди правильно и точно сформулированных ответов учащихся IV класса были такие, каких совершенно не наблюдалось у учеников II класса. Так, четвероклассники правильно характеризовали не только особенности поверхности грибка или его содержимое, но и говорили о том, что шляпка грибка отвинчивается, а не просто снимается. Они указывали не только результаты измерения, но и отмечали, что они показывают высоту предмета. Это свидетельствует о расширении, обогащении и
уточнении словаря учащихся, о возросшем умении формулировать результаты собственных действий и соотносить их с рассматриваемым предметом. Правильные, но неточные ответы учеников IV класса приближенно выражали результаты выполненного практического анализа. В этом отношении они были близки к соответствующим высказываниям второклассников. Например, измерив грибок, не все учащиеся IV класса говорили, что они определили высоту грибка. Часть из них ограничивались утверждением «Он - 3 сантиметра». Чаще всего ученики и IV и II классов давали ошибочные ответы, когда их спрашивали что они узнали, показывая уровень соли в ножке грибка. Обычно испытуемые утверждали, что -таким образом они определили содержимое предмета. Однако по сравнению со второклассниками и в этой достаточно сложной для понимания и вербализации части опыта учащиеся IV класса вели себя правильнее. Четверо испытуемых решительно отказались от выполнения предлагавшегося действия, заявив, что не могу г показать того, чего не видят. Отвечая затем на вопрос о том, что они узнали о грибке, и не имея в своем активном словаре терминов прозрачный -- непрозрачный, ученики приближенно выражали соответствующее свойство предмета. Они говорили: «У него такое мутное стекло», «Загорожено пластмассой», «Здесь темно». Из ответов второклассников, дававшихся в аналогичной ситуации, становилось совершенно очевидным, что дети совершенно не понимали ни цели, ни результата своего действия. Поэтому неточные формулировки учеников IV класса могут быть расценены как определенный успех в использовании действий для познания особенностей предмета. Подводя общий итог, можно сказать, что возможности испытуемых, отвечая на соответствующие вопросы вербализовать результаты всех действий, значительно повысились от II к IV классу.
Остановимся на том, как ученики IV класса при повторном анализе объекта использовали свои суждения о нем, высказывавшиеся во время исполнения практических действий. Материалы показывают, что испытуемые обращались к этим суждениям в 86% случаев. В анало-136 гичных условиях второклассники при вторичном анализе предмета повторили только 52% своих высказываний. Эти цифры говорят о несомненном продвижении учащихся IV класса в умении пользоваться своим опытом для решения мыслительной задачи, а также о некотором изменении той функции, которую выполняет речь, сопровождающая практическую деятельность детей. Анализ предмета учениками IV класса до и после выполнения действия Сопоставим данные первоначального и повторного анализа предмета, выполнявшегося испытуемыми в условиях 3-й серии экспериментов. Рассмотрим таблицу 7. Таблица "
Выполнявшиеся действия, сопровождавшиеся целенаправленной беседой со взрослым, помогли учащимся IV класса значительно расширить характеристику рассматриваемого объекта. В среднем каждый испытуемый выделил у грибка и его части пять новых особенностей и свойств. Наблюдаемый сдвиг был несколько большим, чем тогда, когда школьники действовали в условиях 1-й серии опытов, однако резких количественных различий не наблюдалось. Участвуя в 1-й экспериментальной серии, испытуемые отметили у предмета при первоначальном анализе 66 особенностей, при повторном - - 163.
В более легких условиях, когда взрослый оказывал школьникам активную помощь, число выделенных у гриба свойств соответственно изменилось от 70 до 175. Помощь взрослого слабо сказывалась па количественной стороне повторного анализа предмета, осуществлявшегося учащимися IV класса, однако влияние оказанной помощи можно обнаружить достаточно отчетливо. Оно проявилось в изменении характера анализа в направлении большей дифференцированности, детализации. Внимание испытуемых стал привлекать не столько сам предмет в целом, сколько своеобразие его частей. Именно этим повторный анализ, выполнявшийся учениками IV класса в условиях 3-й серии опытов, существенно отличается от их повторного анализа, осуществляющегося в условиях 1-й серии экспериментов.
Помощь взрослого, организующая и. направляющая мыслительную деятельность четвероклассников, оказывала большое положительное влияние. Она давала возможность испытуемым выполнить предлагавшееся задание на более высоком уровне. Другими словами, учащиеся IV класса, участвуя в 3-й экспериментальной серии, справлялись с решением мыслительной задачи примерно так же, как это делали шестиклассники без помощи взрослого. Следует подчеркнуть, что 86% высказываний, отмечавшихся при повторном анализе предмета, отражали практические действия, выполнявшиеся испытуемыми в ходе эксперимента. Соотношение между такими высказываниями и суждениями, не связанными осуществлявшимися действиями, выражается как 1: 6. Напомним, что у учеников IV класса, находившихся в условиях 1-й серии опытов, это соотношение было 1: 2. Приведенные цифры с большой убедительностью говорят о том, что педагогическое воздействие, организующее познавательную деятельность четвероклассников и побуждающее их к вербализации своего практического опыта, значительно повышает возможность школьников производить затем мыслительный анализ объекта. Рассмотрим, как изменился повторный анализ предмета у различных учеников IV класса в условиях 3-й серии опытов. Материалы показывают, что у каждого из них появилось от 4 до 8 высказываний, отражающих выпол-138 нявшисся действия. Распределились они таким образом. У меньшей части испытуемых (5 человек) можно было отметить от 4 до 5 высказываний такого содержания, у большинства (15 человек) -- 6 и более. Условия 3-й экспериментальной серии благоприятно влияли на познавательную деятельность всех без исключения испытуемых. Если сравнить приведенные выше данные с тем, как расширялся анализ объекта у отдельных учащихся IV класса, участвовавших в 1-й серии опытов, то можно увидеть, что помощь взрослого облегчила школьникам выполнение задания. Тринадцать четвероклассников, не получивших помощи от экспериментатора, при повторном анализе предмета добавили лишь от 1 до 4 высказываний. И только у семерых анализ расширился более значительно.
Сопоставляя результаты, полученные от учащихся IV и II классов, действовавших в идентичных условиях 3-й экспериментальной серии, отметим заметное преимущество четвероклассников, которые шире привлекали к повторному анализу объекта результаты практических действий, обнаруживая при этом большую однородность. А это свидетельствует о том, что предлагавшееся задание было легким для всех учеников IV и затруднительным для некоторых из учащихся II класса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|