3. Практические действия и сравнение предметов учащимися IV и VI классов
В данном параграфе мы рассмотрим, как сравнивали предметы учащиеся IV классов в условиях 2-й и 4-й экспериментальных серий и специально остановимся на том, как изменялся процесс сравнения, когда взрослый оказывал испытуемым активную помощь. С учениками VI класса проводилась только 2-я серия опытов, так как не было необходимости облегчать школьникам задачу, с которой они и без того справлялись достаточно успешно. Общее направление сравнения Все ученики IV класса, действуя в условиях 2-й серии, отмечали у сравниваемых пузырька и кружки 20
сходных и 65 различных особенностей, т. с. указывали свойства, их различающие, примерно в три раза чаще, чем черты сходства. Эти данные говорят об определенно выраженной односторонности сравнения. Вместе с тем они свидетельствуют и о возросшем умении школьников сопоставлять предметы. Напомним, что второклассники в аналогичных условиях отмечали сходство этих же объектов лишь в единичных случаях. Соотношение между указанными чертами сходства и различия пузырька и кружки было у учеников II класса 1: 16, у четвероклассников — 1: 3. У учащихся VI класса, принимавших участие во 2-й экспериментальной серии, односторонность сравнения была еще более сглажена. Шестиклассники выделили у пузырька и кружки 60 сходных и 80 различающих их друг от друга черт, т. е. соотношение между чертами сходства и различия может быть представлено, как 3: 4. Следовательно, умственно отсталые школьники за шесть лет обучения во вспомогательной школе в значительной мере овладевают умением сравнивать предметы. Выполняемый ими соотносительный анализ предметов постепенно теряет резко выраженную односторонность. Это служит показателем более глубокого и объективно правильного понимания школьниками отношений между предметами.
Учащиеся IV класса, действовавшие в условиях 4-й серии экспериментов, т. е. в таких условиях, когда они с помощью взрослого вербализовали свой практический опыт и соотносили полученные результаты со сравниваемыми предметами, отметили у пузырька и кружки 45 черт сходства и 86 черт различия. Они более полно, чем в опытах 1-й серии, указывали свойства объектов, выделяли большее количество свойств, как объединяющих эти предметы, так и отличающих их друг от друга. Увеличение числа выделяемых свойств почти в равной мере распространялось на черты различия и сходства. В результате их общее соотношение изменилось и стало равно 2: 1. Вспомним, что условия 4-й экспериментальной серии не оказали сколько-нибудь заметного положительного влияния на сравнение предметов умственно отсталыми учениками II класса, не способствовали сглаживанию 140 его односторонности. Они отмечали у пузырька и кружки во 2-й серии 4 сходных свойства и 62 -- различных, в 4-й — 3 сходных свойства и 66 — различных. Очевидно, что одна и та же помощь была недостаточной для второклассников, не принималась ими и оказалась целесообразной и полезной для учащихся IV класса. Следует заметить, что, хотя у четвероклассников, сопоставлявших предметы в условиях активной помощи со стороны взрослого, наблюдалось несомненное сглаживание односторонности сравнения, они все же не достигли результатов, которые были получены учащимися VI класса, выполнявшими то же самое задание в значительно более сложных условиях 2-й экспериментальной серии. Для того чтобы более отчетливо представить себе развитие у умственно отсталых детей умения самостоятельно выделять у сравниваемых предметов черты различия и сходства, сопоставим данные, полученные от учащихся различных классов в условиях 2-й серии опытов. Соответствующие материалы отражены в таблице 8.
Таблица 8
Таблица показывает, что от II к VI классу количество указывавшихся испытуемыми свойств, отличающих объекты друг от друга, увеличивается постепенно. В то же время у учеников гораздо интенсивнее возрастает возможность замечать у сравниваемых предметов сходные черты. Такая неравномерность в развитии умения видеть в сопоставляемых предметах черты сходства и различия обусловливает постепенное сглаживание односторонности, характерной для сравнения, осуществляемого учениками младших классов.
Использование испытуемыми результатов практических действий при сравнении предметов Устанавливая сходство между предметами, учащиеся IV класса, действовавшие в условиях 2-й экспериментальной серии, называли только такие особенности этих предметов, выделению которых способствовали практические действия. Так, дети утверждали, что у обоих предметов гладкие стенки или что в них можно наливать воду. Напомним, что второклассники в аналогичных условиях не выходили за рамки данных своего зрительного восприятия и совершенно не вовлекали в сравнение результатов выполнявшихся действий. При характеристике различий учащиеся IV класса опирались также преимущественно на свой практический опыт. Так, они говорили о том, что пузырек можно заткнуть пробкой, потому что у него «здесь узко» (узкое горлышко), а кружку нельзя потому, что она «вся широкая» и т. п. Лишь в 10 случаях (15%) из 65 школьники указывали свойства предметов, обнаруженные только с помощью зрения. Так, они отмечали, что на кружке нарисованы цветы, которых нет на пузырьке, или что у кружки есть золотая полосочка, отсутствующая у пузырька. Напомним, что второклассники, действовавшие в тех же условиях, характеризуя различия предметов, гораздо реже использовали результаты осуществлявшихся действий. Они говорили о различиях, выявляемых только зрительным путем, в 70% случаев.
Следовательно, ученики IV класса, по сравнению со второклассниками, заметно продвинулись в умении познавать особенности предметов, выполняя с ними простые практические действия, и самостоятельно применять полученные таким образом знания при выполнении сравнения. Условия 4-й экспериментальной серии позволили учащимся IV класса более подробно охарактеризовать сопоставляемые объекты, широко привлекая при этом свой практический опыт. Говоря о сходстве предметов и различиях между ними, испытуемые в основном отмечали такие их особенности, которые устанавливали в ходе выполнения действий. Таких, высказываний было при утверждении сходства 38, а при выявлении различий — 72. Если вспомнить, что второклассники, действуя в аналогичных условиях, характеризовали сходство объектов, основываясь только на данных своего зрительного восприятия, а говоря о различиях, использовали результаты практических действий лишь в 28% случаев, то успехи учеников IV класса очевидны. Учащиеся VI класса, сравнивая те же предметы в условиях 2-й экспериментальной серии, в основном говорили о таких свойствах, которые они выявляли действенным путем. Однако шестиклассники все же несколько чаще, чем ученики IV класса, вовлекали в сравнение свойства, устанавливаемые не действиями, а непосредственным восприятием объектов или известные испытуемым из жизненного опыта. Так, говоря о сходстве между пузырьком и кружкой школьники утверждали: «Они бьются». Характеризуя различия, указывали, что «на кружке цветы, а на этом нет, на пузырьке». Такие высказывания имели место при установлении сходства в 10 случаях (17%), при определении различия в. 15 (19%). У учащихся VI класса, по сравнению с учениками IV, а тем более II класса, возросло умение, опираясь на выполненные практические действия, самостоятельно обнаруживать у сравниваемых предметов черты сходства и различия. Однако успехи шестиклассников в известной мере носили ограниченный характер. Различные действия из числа выполнявшихся в ходе практического анализа имели для них неодинаковую познавательную ценность. Испытуемые достигали высоких показателей лишь в тех случаях, где объективные условия способствовали выделению у объектов того или иного свойства. Например, почти все шестиклассники устанавливали, что у обоих сравниваемых предметов форма дна круглая. Вместе с тем учащиеся VI класса оказывались на одном уровне с четвероклассниками, когда выявление особенностей предметов требовало опосредствованных рассуждений (выявление твердости предметов или непрозрачности стенок кружки).
Использование результатов выполнявшихся действий при осуществлении сравнения умственно отсталыми уче-
пиками различных классов обобщенно представлено в приведенной ниже таблице 9. В ней показано, в каком количестве случаев испытуемые обращались к своему практическому опыту при выявлении сходства предметов и различий между ними. Таблица 9
пары. Еще успешнее устанавливали испытуемые различия между предметами. Четырнадцать из них отметили 1 и более свойств, отличающих объекты друг от друга. В 4-й серии опытов все без исключения учащиеся IV класса выделяли от \ до 3 свойств, общих для сопоставляемых пузырька и кружки, и от 3 до 4 черт различия. Значит, помощь, оказываемая испытуемым, принималась ими и повышала их возможности выполнять сложную мыслительную деятельность. При этом результаты, полученные от испытуемых, характеризовались определенной однородностью, что говорит о том, что задача была посильна всем учащимся и решалась ими примерно на равных уровнях. Относительная трудность поставленной перед испытуемыми задачи сравнения двух предметов в условиях 2-й экспериментальной серии позволила с достаточной отчетливостью выявить различия, существующие между учащимися IV класса. Известно, что установление сходства между мало сходными предметами осуществляется умственно отсталыми школьниками менее успешно, чем выделение различий этих предметов. Соответственно с усложнением той мыслительной деятельности, которую должны были выполнять испытуемые на разных этапах опыта, имеющиеся между ними различия обнаруживались более резко. Все без исключения учащиеся IV класса выделяли свойства, отличающие предметы друг от друга, хотя и делали это не с одинаковым успехом. Они указывали от 1 до 5 черт различия между пузырьком и кружкой. Но не в-се четвероклассники могли указать, чем похожи друг на друга сравниваемые объекты. Из 20 учащихся только шестеро называли по 2—3 особенности, общие для сопоставляемых предметов, пятеро указали на одну черту их сходства, 9 человек вообще не говорили о сходстве объектов.
У учащихся VI класса задача сравнить предметы не вызывала больших затруднений. Не оказалось ни одного шестиклассника, который бы выделил у пузырька и кружки менее двух сходных черт. Большинство (15) называло по три свойства, общих для обоих членов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|