Ценностные ориентиры образования в начальной школе
Т. П. Авдулова Формирование моральной компетентности личности, по сути, представляет собой процесс становления личности, ориентированной на свою жизнь и жизнь других людей, личности, способной осознанно утверждать и позитивно принимать жизнь других людей. Личность человека развивается через меняющееся отношение к другим людям и, чем больше растет ценность других людей как уникальных субъектов общения, тем более зрелым становится сам человек. Авторы концепции развития универсальных учебных действий и компетентностного подхода выделяют несколько ценностных ориентиров образования в младшем школьном возрасте[1 - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе // Под ред. А. Г. Асмолова. М., 2011.]. Формирование основ гражданской идентичности личности на базе: • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе: • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказания помощи тем, кто в ней нуждается; • уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников; Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
• ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; • формирования эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой; Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке); Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения их адекватно оценивать; • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма и готовности к преодолению трудностей; • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Воздействие взрослого на формирование моральной компетентности состоит, прежде всего, в приобщении детей к жизни, где поступки взрослого и ребенка разворачиваются в пространстве человеческих отношений, где этика становится условием жизни. Не столь важны образцы поведения, соотносимые с моделью менторства, сколько реальная оценка поведения по шкале – «Ценность другого человека». Мораль формируется в таком отношении взрослого к жизни, когда за каждым поступком стоит другой человек, которого можно поддержать или обидеть, обрадовать или оскорбить.
Формирование компетентности в сфере нравственности неизбежно строится на реальном поведении и должно быть максимально связано с конкретными поступками. «Познание моральной истины осуществляется как включенное в жизнь, идущее из нее, ею обусловленное»[2 - Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 2012.]. Направлениями психолого-педагогического воздействия становятся специальное воздействие, формирующее условия для возникновения морального действия, и общее воздействие собственным поведением как поведением, целью которого является другой человек. Именно эту нравственную идею сформулировал в одной из своих притч Н. С. Лесков: «Какой час важнее? – теперешний; какой человек важнее? – с которым сейчас имеешь дело; какое дело дороже всех? – то добро, которое сейчас поспеешь этому человеку сделать»[3 - Лесков Н. С. Христианские предания и сказки. М., 2004. С. 194.]. Соответственно задачами морального развития являются: • выделение условий формирования отношения к человеку, соответствующего смысловому содержанию самой личности; • выделение, соотнесение и применение отдельных принципов отношения к окружающим людям в различных конкретных ситуациях; • создание внешних условий социального взаимодействия, регулирующих отношения между людьми, определяющих нормы поведения; • развитие внутренней позиции личности как комплексного когнитивно-аффективного распознавания и решения ситуаций социального взаимодействия через призму индивидуальных ценностей. Одним из направлений формирования моральной компетентности школьников является акцент на искренности и убежденности реализации своих принципов и принятии ценностных убеждений как внутренних ориентиров поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|