Представления школьника о моральных нормах
Т. П. Авдулова Благодаря исследованиям, проведенным швейцарским психологом Жаном Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Ж. Пиаже, – это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутонов в нравственных оценках. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений. Ребенок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому. Старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма (относительности и сравнительности), полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима и учатся различать эгоистическую и альтруистическую ложь. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.
Моральные суждения школьника приобретают черты взрослых суждений, ориентированных на сотрудничество, в отличие от детских суждений, строящихся на послушании. Одновременно ход рассуждений и его обоснование как бы сворачивается, становится внутренним процессом, скрытым от внешнего наблюдателя. Ребенок раздумывает и обращается к присвоенным ранее правилам поведения, чтобы принять решение о поступке в той или иной ситуации. В младшем школьном возрасте развивается общее «чувство справедливости» как способность мысленно соотнести ситуацию с представлениями о должном, дать ситуации моральную оценку и солидаризироваться с этой оценкой. Общее представление младших школьников о справедливости формируется как чувство равновесия социальных отношений, понимание и принятие равенства между людьми. Принципиальным отличием моральной позиции младшего школьника является изменение отношений со взрослым. Если для дошкольника главным основанием морального поступка является авторитет взрослого или те потенциальные санкции, которые стоят за фигурой взрослого, а для начала младшего школьного возраста принципиально быть хорошим в глазах взрослого, то к концу периода детства, к 10–12 годам, ребенок оказывается способен противостоять статусу взрослого и чувство справедливости может доминировать над авторитетом взрослого. Отказ от ориентации на послушание ведет к тому, что для ребенка мотивом соблюдения моральных норм становится не страх болезненного наказания, а понимание вины (ее переживание) в случае провинности. Начинает действовать «механизм» совести.
Наиболее чувствительным наказанием для школьника становится социальное отвержение, разрыв отношений доверия как реакция сверстников на несоблюдение ребенком некоторых правил взаимодействия и общения, нарушение норм сотрудничества. Кроме того, интенсивное включение в общение со сверстниками ведет к появлению нового типа морального конфликта – конфликта влияния взрослого и дружбы со сверстником. Важным является и развитие в младшем школьном возрасте способности принимать на себя ответственность за решения, поступки, в том числе, принятие коллективной ответственности (защищающей группу). Например, готовность не выдавать проступки одноклассников, а солидаризироваться с ними перед лицом угрозы со стороны взрослого. В этой ситуации ребенок может и сам осуждать поступок сверстников, но чувство справедливости восстает против наказаний как формы восстановления баланса. Л. Кольберг расширил и углубил идеи Пиаже. Он установил, что на доконвенциональном уровне развития морали дети действительно чаще дают оценки поведению только по его следствиям, а не на основе анализа мотивов и содержания поступков человека. Сначала, на первой стадии этого уровня развития ребенок полагает, что человек должен подчиняться правилам для того, чтобы избежать наказания за их нарушения. На второй стадии возникает мысль о полезности нравственных действий, сопровождающихся поощрениями. В это время нравственным считается любое поведение, за которое можно получить поощрение, или такое, которое, удовлетворяя личные потребности данного человека, не мешает удовлетворять свои другому человеку. На уровне конвенциональной морали важное значение вначале придается тому, чтобы быть «хорошим человеком». Затем на первый план выступает идея общественного порядка или пользы для людей. На высшем уровне постконвенциональной морали люди оценивают поведение, исходя из абстрактных представлений о нравственности, а затем на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей. Актуальность проблемы морального развития школьников нацеливает нас на создание комплексной программы развития моральной компетентности младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|