Проблемы современной демократии
Стр 1 из 32Следующая ⇒ М.Я.Острогорский О 78 Демократия и политические партии. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. — 640 с. Классический труд Острогорского впервые раскрыл механизм власти и управления в современном обществе, показав противоречие принципов демократии и реального функционирования политических партий. Быстрый переход от традиционного общества к демократии, превративший массы в реальный фактор политического процесса, создал возможность нового авторитаризма — демократического цезаризма, использующего демократические формы для утверждения антиправового режима, обоснования власти меньшинства партийной олигархии над большинством. Острогорский первым установил связь таких параметров современного развития как переход к массовому обществу и возможность манипуляции волей избирателей, взаимоотношение масс и политических партий, бюрократизация и формализация самих этих партий в условиях жесткой конкуренции в ходе борьбы за власть. Все эти тенденции эволюции партий выражаются в возникновении Кокуса — особой политической машины, позволяющей лидерам сосредоточить власть над партийными структурами. Пророчески указывая на чрезвычайную опасность этих негативных тенденций современной демократии, Острогорский в то же время наметил пути их преодоления. Книга Острогорского принадлежит к классике политической науки, она заложила основы современной политической социологии и оказала существенное влияние на мировую политическую мысль XX в.
ББК 66.6 © «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 © А.Н.Медушевский. Вступительная статья, комментарии, 1997
А.Н. Медушевский Проблемы современной демократии ……5
КНИГА ПЕРВАЯ Глава I. Полное единство …………….. …………………..45 Глава II. Разложение старого общества..................... 50 Глава 111. Попытки контрреволюции............................. 60 Глава IV. Окончательное торжество нового порядка.. 64 КНИГА ВТОРАЯ Глава I Происхождение политических ассоциаций. 78 Глава П. Начало партийных организаций................. 81 Глава III. Возникновение Кокуса................................... 91 Глава IV. Развитие Кокуса............................................ 99 Глава V. Кокус у власти.................................................. 107 Глава VI. Кокус у власти (окончание)........................... 113 Глава VII. Организация консерваторов............................. 122 Глава VIII. Организация консерваторов (окончание).. 132 Глайа IX. Кризис 1886 года............................................. 137 Глава X. Упадок партий................................................... 144 КНИГА ТРЕТЬЯ Глава 1. Механизм Кокуса.............................................. 168 Глава П. Деятельность Кокуса........................................ 181 Глава III. Деятельность Кокуса (окончание).................... 197 Глава IV. Кандидаты и избирательная кампания.......... 203 Глава V. Центральные организации.............................. 230 Глава VI. Вспомогательные организации......................... 242 Глава VII. Рабочие и социалистические организации. 253 Глава VIII. Выводы....................................................... 262 КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ Глава /. Первые партийные организации в Соединенных штатах............................................. 297 Глава II. Возникновение системы конвентов........................ 305 Глава III. Эволюция системы конвентов............................... 319 Глава IV. Эволюция системы конвентов (продолжение)....... 328 Глава V. Эволюция системы конвентов (окончание)................ 340 КНИГА ПЯТАЯ Глава /. Местные организации.......................................... 361 Глава II. Конвенты........................................................... 368 Глава III. Национальный конвент..................................... 377 Глава IV. Избирательная кампания................................ 393
Глава V. Избирательная кампания (окончание)............ 413 Глава VI. Политика и машина..................................... 428 Глава VII. Политика и машина (окончание).................. 442 Глава VIII Внеконституционное правительство в законодательном собрании…………………. 460 Глава IX. Борьба за эмансипацию................................. 466 Глава X. Борьба за эмансипацию (окончание).............. 482 Глава XI. Выводы....:................................................. 506 КНИГА ШЕСТАЯ Заключение....................................................................... 540 Послесловие...................................................................... 618 Комментарии................................................................. 629
А. Н. Медушевский Проблемы современной демократии
Переход от авторитаризма к демократии стал доминирующей тенденцией мирового развития на исходе XX в. В последнее десятилетие мы имели уникальную возможность видеть быстрое крушение наиболее амбициозных авторитарных режимов в истории человечества, поиск иных путей социально-политического развития, которые были найдены в идеологии демократии, парламентаризма и многопартийности. При этом выяснилось, что быстрый переход к демократии в мало подготовленных для этого обществах не только не означает решения всех социальных проблем, но создает новые, подчас не менее трудные. Это, с одной стороны — навязывание воли большинства меньшинству общества (что является угрозой правам индивида), с другой — возможность качественно нового демократического цезаризма, использующего демократические принципы и формы социальной организации для утверждения антиправовой власти. Главной из этих опасностей, на которую указывали еще древние мыслители, начиная с Аристотеля, является постоянная тенденция новой тирании, возникающей благодаря манипуляции волей и сознанием избирателей, монополизации (с помощью новых коммуникаций, особенно средств массовой информации) их волеизъявления политическими партиями и партийными демагогами. Осознание этого принципиального факта в новое время такими крупнейшими европейскими мыслителями как Монтескье, Токвиль, Вебер создало совершенно новую перспективу развития общественных наук. Переломным этапом в интерпретации феномена современной демократии стало появление концепции М.Я.Острогорского, впервые связавшего воедино такие вопросы как переход от традиционного общества к демократии, значение всеобщих выборов для политической мобилизации населения, механизм взаимоотношения масс и политических партий, наконец, процесс бюрократизации самих этих партий, находящий выражение в создании особой политической машины — кокуса1. Очевидно, что все эти проблемы чрезвычайно актуальны сегодня в условиях перехода к демократии. Главный вопрос, на который следует дать ответ, состоит в следующем: возможна ли вообще демократия как реальный организационный принцип, или это миф, иллюзия, в очередной раз сменившая длинную вереницу предшествующих утопий, служащих простой легитимации новой властвующей элиты? Для ответа на эти вопросы целесообразно сегодня обращение к творчеству Острогорского, который стоял у истоков современной демократии и одним из первых показал ее сложность на рубеже двух веков.
Конец XIX—начало XX вв. представляют собой важный качественно новый этап в истории человечества. Его отличительными чертами стали: резко возросшее участие масс населения в политической жизни; преобразование механизма политической жизни, которая не может существовать, не учитывая этот принципиальный теперь фактор политического процесса; небывалые технические средства, создающие качественно иную ситуацию во взаимоотношениях масс и власти. Эти тенденции, набирающие силу на протяжении всего XX века, ведут к ряду важных следствий. Прежде всего возникает необходимость новых способов легитимации власти, которая апеллирует теперь не к божественному освящению или наследственным привилегиям, а к волеизъявлению масс. Во-вторых, появляются специфические организационные приемы завоевания и удержания политической власти, следствием чего становится создание массовых партий, борющихся за влияние на избирателей. В-третьих, возникают предпосылки для чрезвычайно эффективного воздействия власти на общественное сознание в политических целях.
Уже в конце XIX в. многие социальные мыслители констатировали неэффективность существующих теорий для объяснения новой политической реальности. С другой стороны, в их трудах были сделаны попытки понять эту новую реальность или, во всяком случае, обратить внимание на те тенденции развития, которые вызывали у них наибольшую тревогу. Часто поражает, как верно были угаданы многие черты политической действительности, нашедшие свое достаточно полное выражение значительно позднее. На исходе XX столетия очевидной оказывается их глубокая правота в самой постановке проблемы отношения демократии и тирании как главного вопроса нашего времени. Каким образом демократические преобразования, часто предпринимавшиеся с самыми лучшими намерениями, оказывались источником более авторитарного правления, нежели то, с которым они боролись? Каким образом реализация идеалов гуманистической мысли прошлого имела своим результатом разрушение самих этих идеалов? Ответ на эти вопросы состоит в анализе социального механизма перехода демократических институтов и процедур управления в свою противоположность2. Для проведения таких исследований, в свою очередь, важно переосмыслить идеи тех ученых, которые ставили эти проблемы и пытались их решить. В исследовании социальной реальности новейшего времени особая роль принадлежит представителям русской социологии. Движение России по пути модернизации ставило перед общественной мыслью проблему определения перспектив развития мировой системы отношений, выбора перспективных путей ускоренного догоняющего развития, анализа специфики перехода от традиционных отношений к рациональным. Путь реформ и рево-дюций, соотношение центра и периферии, движение по пути правового государства и развитие прав личности — все эти проблемы имели не чисто теоретическое, но и актуальное политическое значение, вплоть до проблемы выбора личной позиции. Русская социология, выступая как часть мировой науки, в то же время была поставлена перед необходимостью осмысления той проблемы, которая для западного конституционализма определилась на более раннем этапе и по существу была уже решена самой жизнью. Это был вопрос о том, как происходит переход старого порядка абсолютистского режима к современным формам демократии. «Как историку для более точного уяснения вопроса, так и политику, чтобы полнее его охватить, — пишет М.Я.Острогорский, — нужно, прежде всего, отдать себе точный отчет во всех данных проблемы в ее последовательном развитии». Какой же видит проблему один из выдающихся социологов новейшего времени, русский ученый М.Я.Острогорский? В центре его внимания, как он сам объясняет, не случайно оказывается ситуация социального конфликта современной ему Британской империи. Это проблема перехода от старого порядка к правовому государству, от феодального общества к гражданскому. В этом отношении, объясняет он, современная Англия представляет несомненные преимущества. Еще два поколения назад она была аристократической и феодальной: «Непрерываемая в своем течении, происшедшем на коротком протяжении, демократическая эволюция в Англии развертывается перед зрителем как последовательный логический процесс с его предпосылками и вытекающими из него следствиями». Сформулированная таким образом, мысль ученого обращает нас к центральной идее политической философии русского конституционализма. Именно для России конца XIX— начала XX вв. был характерен поиск модели политических форм в рамках права. Русские конституционалисты клали в основу своих политических решений сравнительный анализ русского абсолютизма с его естественными связями, политической системой и исторически сложившейся ролью государства3.
Как удалось показать в настоящее время, политическая философия русского конституционализма выступает как философско-политическая парадигма, интерпретирующая отношения общества и государства вообще и в России — особенно. Речь шла об обосновании возможности выхода из фундаментального социального конфликта не путем революции, а радикальных социально-экономических и политических реформ, целенаправленно осуществляемых государством. В центре внимания теоретической мысли находилась модель перехода от авторитарного правления к современной плюралистической демократии при сохранении преемственности власти и легитимности правления, установление специфики теоретических оснований, стратегии и тактики конституционализма в условиях ускоренной политической модернизации. В построении данной теоретической модели М.Я.Острогорский занимает свое особое место. Оно может быть понято лишь в общем контексте развития русской социологии предреволюционного периода. Цельная философская и социологическая концепция русского исторического процесса была дана юридической школой (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский). В юридической мысли это нашло выражение в новой концепции социологической школы права (В.И.Сергеевич, С.А.Муромцев, Н.М.Коркунов). Сравнительный анализ западного конституционализма и русской политической практики был основан М.М.Ковалевским, выдающимся знатоком западноевропейского конституционализма. Сравнительно-исторический метод для анализа общих закономерностей и специфики русского и западноевропейского исторического процесса в эпоху перехода от абсолютизма к обществу нового времени занимает видное место в трудах Н.И.Кареева, Н.П.Павлова-Сильванского, В.О.Ключевского, П.Г.Виноградова. В это время были заложены основы русской социологии4. В этой перспективе развития магистральной линии русской и европейской мысли следует рассматривать труды Острогорского. Мыслители России, внесшие существенный вклад в современную политическую теорию, выступали и как философы, и как специалисты в области правовой науки, и как политики. Каждая из сторон их деятельности обогащала другие, создавая особый синтез. В деятельности Острогорского эти типологические черты находят вполне конкретное биографическое выражение, М.Я.Острогорский (1854—1919) окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В течение ряда лет он работал в Министерстве Юстиции. Он окончил Свободную школу политических наук в Париже, где написал диссертацию на тему «О происхождении всеобщего равенства». Основной предмет исследований этого времени — распространение принципов равноправия на различные категории общества. В связи с этим обращает на себя внимание интерес к проблеме женского равноправия. Однако магистральной темой творчества Острогорского оказались проблемы западной демократии, к изучению которой он подошел с точки зрения механизма ее функционирования, прежде всего — политических партий, которым посвящена уже одна из первых работ5. Именно это направление исследований, связывающее воедино философию, право, социологию и политику ведущих западных демократий, позволило Острогорскому сделать принципиально новый шаг в науках об обществе. На рубеже двух веков он заложил основы политической социологии как самостоятельной научной дисциплины, сформулировав выводы, получившие в науке характер парадигмы. Это стало возможным благодаря чрезвычайно широко му охвату проблемы, изучавшейся в значительной степени путем личных наблюдений. Острогорский изучал политические науки не только в России, но и в ряде стран Запада, особенно во Франции, получив европейское образование. В ходе своих многочисленных поездок в Соединенные Штаты и Великобританию он изучал механизм функционирования политических систем западной демократии и особенно — роль политических партий и их лидеров, фундаментальный труд Острогорского —«Демократия и политические партии») был впервые издан в Париже в 1898 г. на французском языке6. Уже с рукописи он параллельно переводился на английский язык для одновременного издания в Лондоне и Нью-Йорке. Выход этой книги в свет вызвал большой интерес и полемику в западной научной прессе. Ученый вскоре получил предложение о занятии кафедры в Кливлендском университете США, однако, это предложение не было им принято, поскольку именно в это время он был избран депутатом Первой Государственной думы (1906), Таким образом, теоретический интерес к западной демократии сочетался с практической деятельностью по ее созданию в России. В дальнейшем труд Острогорского прочно вошел в классику политической науки, выдержал ряд изданий на основных европейских языках и по сей день пользуется заслуженной популярностью. Для характеристики общего мировоззрения ученого важно отметить его вклад в русскую науку права и историографию. Пристальный интерес к русской истории в сравнительном освещении не оставлял Острогорского на всем протяжении его творчества. Он подготовил и издал особый труд для средних учебных заведений — сравнительные хронологические таблицы всеобщей и русской истории, которые выдержали не менее 18-ти изданий (1878—1903)7. М.Я.Острогорский является автором систематического курса русской истории, выдержавшего также много изданий8, В этой перспективе сравнительного исследования выдержаны его курсы хронологии всеобщей и русской истории эпохи средневековья и нового времени9. Важно отметить вклад ученого в исследование русского права. Он был одним из крупных знатоков русской юридической практики, издавшим систематические справочники для правоведов и юристов-практиков10. Для этих трудов Острогорского характерно рассмотрение России в контексте мирового и, прежде всего, европейского исторического и политического процесса нового времени. Несомненна связь этих его работ с общей теоретической парадигмой всего творчества — становлением гражданского общества и правового государства, поиском оптимального пути трансформации традиционалистских структур в условиях распространения демократии. В отличие от других крупных русских социологов, таких, как М.М.Ковалевский, он не был создателем особой научной школы, не был он и крупным политическим деятелем, как П.Н.Милюков. Его вклад в науку носит, главным образом, теоретический характер. Сам Острогорский, по-видимому, не предполагал, что совершил крупнейшее научное открытие, значение которого станет ясно лишь значительно позднее. Вернувшись в Россию, он принимал участие в конституционном движении, занимался депутатской работой в первой Думе от партии кадетов и умер вскоре после революции 1917 г. В отечественной науке творчество Острогорского долгое время было мало известно. Основной его труд был переведен на русский язык достаточно поздно. Правда, его книга была переведена на русский язык и издана в конце двадцатых годов, однако, воспринималась она не столько как труд по политической социологии, сколько как, более или менее, удачная критика буржуазной демократии. Книга Острогорского была замечена как сочинение, дающее острую критику буржуазной демократической системы, что позволило осуществить ее публикацию в условиях консолидации однопартийного режима. Книга вышла под грифом — «Коммунистическая Академия. Секция права и государства» и даже была допущена «Научно-политической секцией Государственного Ученого совета в качестве учебного пособия для высших учебных заведений». Автор предисловия, известный советский правовед — Е.Б.Пашуканис (1891 —1937) писал, что издаваемая книга «ценна богатейшим конкретным материалом и своей критикой буржуазной демократии, критикой, которая до сих пор сохраняет полное значение и силу»11. Трудно, однако, отрешиться от мысли, что в условиях становления сталинского режима, борьбы с внутрипартийными оппозициями и чисток, книга воспринималась исключительно как назидательная критика недостатков западной демократии. Ее разделы о манипулировании массами, превращении партий в машины по фабрикации готовых решений, монополизации власти партийной бюрократией, несомненно, содержали для мыслящих читателей неконтролируемый подтекст, с которым трудно было совладать в условиях острой внутрипартийной борьбы, дискуссий о термидорианском перерождении партии, появлении особого слоя партийного жречества. Серая тень Кокуса надолго заслонила от общества выводы мыслителя, однако не сделала их менее убедительными. Разумеется, в последующее время книга Острогорского не только не стала учебным пособием, но была тщательно изъята из научного оборота. Сами упоминания о ее существовании становятся крайне редки. На Западе, напротив, новизна и оригинальность теории Острогорского были отмечены сразу по выходе книги. Наряду с М.Вебером и Р.Михельсом, он признан одним из основателей политической социологии, прежде всего такой ее специфической области как учение о политических партиях. В чем же причина такого необычного успеха? Ответ заключается, вероятно, в том, что Острогорский первым увидел проблему там, где другие считали все решенным. «Он, — пишет современный французский исследователь его творчества и издатель П.Розанваллон, — показал, что демократия — это скорее проблема, чем решение»12. Демократия не есть для Острогорского статическое состояние общества, но его развитие, выражающееся в непрерывном столкновении противоположных интересов, социальных слоев, групп, наконец, партий. Эти последние представляют собой формальные организации, имеющие свои особые законы возникновения, развития и функционирования. Поэтому понять всякую демократию оказывается возможным лишь путем анализа политического поведения масс и индивидов, представляющих их формальных политических институтов, находящихся за пределами правительственной сферы, т.е. различных общественных организаций или, собственно, политических партий, борющихся за власть13. Эти новые образования стали возможны лишь в условиях развития демократических процессов нового времени, всеобщего равенства, необходимости мобилизации и организации масс на решение стоящих перед обществом проблем. В этом смысле политические партии стали новой реальностью общественной жизни конца XIX — начала XX вв., отразив выход на историческую арену широких народных масс, их неоднородность, рост социальных противоречий, раскол общества на слои с различными, а то и противоположными интересами, которые нуждались в особом представительстве. Конечно, неоднородность общества, наличие в нем различных тенденций, а также партийных организаций имело место и ранее, например, в виде политических клубов, групп и т.п. В современном смысле, однако, партии как постоянные массовые организации, предназначенные для борьбы в условиях парламентской демократии, оформились лишь в XIX в. Именно поэтому в сочинениях Монтескье, Токвиля, Милля мы находим лишь весьма общее представление о данной проблематике. Рассматривая специально историю учения о политических партиях в новое и новейшее время, известный французский политолог М.Дюверже выделяет в ней несколько основных этапов. Во второй половине XIX в. партии, считает он, рассматривались еще скорее как идеологические течения. Под влиянием Маркса и Ленина их стали рассматривать преимущественно с точки зрения их социального фундамента — как выражения определенных социальных классов. Острогорский и Михельс, а также ряд их последователей, внесли принципиальный вклад в данную проблему, раскрыв механизм образования и деятельности партий. Наконец, после второй мировой войны начинается новый (современный) этап в изучении партий, когда предметом анализа становится уже не столько проблема того, что есть политические партии, сколько вопрос об их месте и функционировании в обществе, а также характере их восприятия сторонниками и противниками14. Таким образом, Острогорский оказывается важнейшим связующим звеном классических политических доктрин прошлого и политической социологии XX века в лице Вебера, Михельса и современных запад ных политологов, на которых он оказал значительное влияние. Тот факт, что идеи Острогорского сформировались и нашли развитие преимущественно на Западе, не должен ставить под сомнение влияние на него всей предшествующей русской либеральной традиции, а также той политической практики, которую сделала возможной эпоха революций и войн. Более того, на наш взгляд, есть все основания заключить, что теория Острогорского, разработанная исключительно на западном материале, представляет собой в то же время тонкий синтез как западной, так и русской политической практики. Она может быть поэтому интерпретирована как своеобразная попытка путем анализа европейских политических партий найти ответы на те вопросы, которые поставила русская политическая жизнь с ее традициями народнических и марксистских подпольных революционных организаций, феномен которых получил впоследствии характерное название партии нового типа. В этом отношении Острогорский лишь более последовательно формулировал те идеи, которые в той или иной форме можно найти у других ведущих представителей либерального движения России, таких, как, например, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, М.М.Ковалевский, С.А.Муромцев, П.Н.Милюков, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев и другие лидеры конституционализма, политические единомышленники ученого15. Подход Острогорского отличался, собственно, большей социологично-стью, четкостью постановки проблемы, а также использованием сравнительно-исторического метода для ее решения. Хотя Острогорский, как отмечает американский политолог и исследователь его творчества С.М.Липсет, не был социологом в современном смысле слова, он подошел к существу проблемы гораздо ближе, чем многие последующие политические аналитики1". Его вклад в политологию объясняется во многом именно тем обстоятельством, что он подошел к изучению в сравнительной перспективе. Острогорский не спрашивал, что представляют из себя американские партии или как работает английская политическая система. Эти вопросы ставились и до него, например, в классических трудах об американской и английской политических системах Ток-виля, Брайса, Вильсона, Дайси, Ковалевского и т.д.17. Его интересовал скорее вопрос о том, каковы общие характеристики политических партий в условиях демократии и политического равенства. Он стремился, следовательно, сформулировать систематическую теорию партийной организации. В этом состоял основной вклад Острогорского в политическую социологию и этим объясняется современный интерес к его идеям. В новое время в социальных отношениях происходят качественные изменения, связанные с переходом от традиционной (феодальной) его организации, к новой, более рациональной, воплощенной в институтах гражданского общества и правового государства. Этот процесс последовательно охватывает духовную, социальную и экономическую жизнь, радикально изменяя условия существования людей. Важнейшими его проявлениями в политической сфере становится утверждение демократических институтов власти и политических свобод. Вследствие этого, широкие массы населения, ранее являвшиеся лишь объектом политики, становятся ее субъектом. Впервые в истории они получают в таком масштабе возможность непосредственно влиять (через систему выборов) на политический процесс и даже принятие политических решений. В эпоху борьбы с абсолютистскими монархиями и вообще всей системой старого порядка в различных странах Европы, демократы могли лишь мечтать о достижении этой цели. Однако, когда она в отдельных государствах Западной Европы и США стала реальностью, с введением всеобщих выборов к концу XIX в.18 стало ясно, что решив одну проблему, человечество столкнулось с другой, возможно более трудной. Она состояла в растущем противоречии между огромным влиянием масс на политический процесс, с одной стороны, и низким уровнем их общей и, особенно, политической культуры — с другой. Следствием этого стала угроза разрушения самой демократической политической системы, установление новой тирании, более жестокой, чем прежняя. Особую актуальность эта проблема приобрела, однако, не в странах с развитыми демократическими традициями и институтами, а в тех регионах мира, которые не имели их вовсе или развили в недостаточной степени, но в то же время, в силу специфики своего исторического развития оказывались перед необходимостью быстрых социальных изменений. Не случайно большой вклад в ее рассмотрение внесли ученые как раз тех стран — России, Германии, Италии и Испании, которые в XX веке шли по пути ускоренного догоняющего развития — модернизации. Осознание и научное объяснение указанной закономерности в странах Западной Европы происходит позже. Одним из первых в социологическом плане интерпретировал этот феномен Х.Орте-га-и-Гассет в знаменитой книге «Восстание масс», где он констатирует как непреложный факт, что «вся власть в обществе перешла к массам», и указывает на негативные следствия этого факта — падение культурного уровня и нравственности населения, следствием чего является эрозия либеральных установлений и принципов19). Отметим, однако, что Ортега-и-Гассет пришел к этому выводу в начале 30-х гг., в преддверии наступления фашизма и мировой войны. Некоторые мыслители, как, например, Х.Арендт, справедливо указывали на связь движения масс в отсталых странах с установлением тоталитарных государств20. По ее мнению, тоталитарное государство отличается от обычного авторитарного или тиранического правления именно тем, что его господство в обществе осуществляется не извне, а изнутри, Структура власти напоминает не пирамиду, а луковицу, в центре которой находятся вожди. Все окружающие структуры, проводящие их волю (различные массовые организации, профсоюзы, члены партии и даже партийная бюрократия и элитные формирования) соотносятся между собой таким образом, что каждая составляет фасад в одном направлении и центр в другом. Данная система основана на подразделении общества на жестко разграниченные слои, различающиеся степенью удаления от власти, своей психологией, выполняемыми функциями. Эта луковичная структура, таким образом, дает уникальные возможности манипулирования массами, использования их энергии в интересах данной политической системы, делает ее необычайно цельной и устойчивой по отношению к различным деструктивным воздействиям внешнего мира. Весьма характерно, что в России негативные явления массовой культуры были замечены значительно раньше, еще на рубеже веков, что объясняется, вероятно, остротой социальных противоречий кануна революции. В этом отношении особый интерес представляет, в частности, развернувшаяся в России дискуссия о соотношении нравственности и права, в ходе которой были высказаны взаимоисключающие суждения на этот счет. Установившейся традиции правового нигилизма, выразившейся наиболее полно в учении Толстого, отрицавшего право с позиции нравственного идеала, была противопоставлена теория возрождения естественного права и, в частности, доктрина Л.И.Петражицкого, отстаивавшего приоритет права над нравственностью, что практически означало возможность проведения социальных реформ только при условии соблюдения незыблемых правовых гарантий и свобод индивида2'. В защиту права выступили и другие видные юристы, такие, как, например, П.И.Новгородцев, С.И.Гессен, а также Б.А.Кистяковский, написавший об этом специальную статью в сборнике «Вехи»22, Эти взгляды могут быть поняты лишь в контексте русского политического процесса, поскольку объективно они представляли собой либеральную критику как крайне правых неославянофильских, так и крайне левых — социалистических и анархистских течений, отрицавших право во имя либо христианских добродетелей, либо классовой борьбы и проповедовавших популистские лозунги массового действия, решительных насильственных перемен, слепого повиновения властям или анархического бунта23. М.Я.Острогорский оказался в этой перспективе первым мыслителем, сумевшим осознать масштаб проблемы, поставленной торжеством демократии, и увидеть грозящую обществу опасность коллективизма — тирании большинства. Рассматривая распад традиционного общества в новое время, Острогорский видит его важнейшее следствие в нивелировании общества, разрушении старых сословных перегородок, изменении положения групп и индивидов по отношению к власти. Это социальное движение проявлялось в двух направлениях — разрушая прежние рамки, оно освобождало индивида, освобождая, оно его изолировало. Данное противоречие служит отправной точкой последующих изменений. Острогорский констатирует расширение общественного горизонта, выражавшееся в более абстрактном восприятии общества, унификации институтов, лиц и правил поведения. Мы, вслед за Вебером, могли бы определить данную тенденцию более точно как рационализацию, с ростом капитализма, социальных отношений, институтов и процедур, выражающуюся в отчуждении, дегуманизации и деперсонификации общества. Процесс сопровождался формализацией как самих элементов общества, так и психологии индивидов. Трансформация социальной системы, имевшая своим основным результатом наступление эпохи политического равенства и избирательного права, не могла не повлиять на организацию всей политической структуры общества и ее основных компонентов. Острогорский показал, как с расширением избирательного корпуса в ходе парламентских реформ в Великобритании 1832, 1867 и 1884 гг. происходила эволюция всей политической системы. Важнейшим результатом этого процесса было появление и быстрое развитие особых политических ассоциаций — партий, которым суждено было приобрести решающую роль в политической системе. В отличие от Великобритании, где расширение избирательных прав населения шло постепенно, путем ряда реформ, в Соединенных Штатах всеобщее равенство представляло собой исходное условие американской политической системы, своего рода ее конституирующий элемент. Однако, несмотря на специфику национальных условий, формирование политических партий проходило здесь сходным образом. Возникнув как временные организации, имеющие целью мобилизацию масс для проведения выборов, партии приобрели затем устойчивый характер, став постоянным и неотъемлемым компонентом политической системы. Смысл исследования Острогорского состоял в том, что он сделал этот новый механизм власти и управления обществом предметом специального анализа и открыл общие тенденции и даже перспективы его развития. Прослеживая вместе с ученым основные этапы формирования современных партий, мы видим, что его основное внимание привлекает проблема политических сил и их постепенной институционализации в новейшее время. Рост социальной дифференциации, сопровождающийся усилением социальных противоречий, находил выражение в стремлении различных групп к усилению своего влияния в обществе. Средством для этого становилась мобилизация сторонников путем целенаправленных усилий. С расширением избирательных прав населения и включением в политическую жизнь новых слоев, эта практика приобретает систематический характер, становится постоянной. Возникает необходимость в ее рационализации, унификации и институционализации, что приводит к созданию специальных центров по проведению предвыборной кампании в интересах той или иной партии. Так возникает кокус — первоначальная организационная ячейка партии нового типа, обеспечивающая связь центра (или политического руководства) с массами. Сам факт образования такого центра, именуемого главным кокусом, выступает в концепции Острогорского как решающая стадия консолидации партии, начало ее бюрократизации и централизации власти в ней. Большую роль играет в данной концепции сравнение партии современного типа с машиной. Эти идеи Острогорского имеет смысл ра
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|