Начало партийных организаций 4 глава
С тех пор как с выступлением в 1868 году широких масс на политическую арену обе стороны теснее сомкнули свои ряды, положение независимого депутата стала трудным. Образовались две сильные армии с двумя могущественными вождями: Гладстоном и Дизраэли, борьба между которыми приняла характер дуэли, эпического сражения. И все-таки неужели яркая личность, которая заняла бы особое положение в парламентской среде, не могла бы сохранить его, опираясь на доверие своих сограждан, заслуженное подлинной преданностью народному делу, опираясь именно на массы, поставляющие пушечное мясо, и апеллируя, так сказать, от слабости демократии к ее силе? Поведение Коуэна ставило этот вопрос. Ответ был дан отрицательный,.. III Ньюкаслская секция Кокуса начала с Коуэном беспощадную борьбу. Коуэн без удовольствия встретил возникновение Кокуса, у которого не было твердых убеждений, отчетливых принципов, который требовал только «присоединения к организации». А Коуэн игнорировал Кокус. Возможно, что сознание услуг, оказанных им Ньюкаслу, внушило Коуэну преувеличенное представление о его праве на руководство политической жизнью Ньюкасла. Но Кокус поспешил полностью оправдать недоверие Коуэна. Объявив себя с первой минуты хранителем ортодоксального либерализма, Кокус был шокирован поведением Коуэна в восточном вопросе. Тем не менее, зная его огромное влияние в области Тайна, Кокус не решился вступить в борьбу с ним на выборах 1880 г. Но когда в новом парламенте Коуэн показал, что он намерен, при либеральном правительстве, остаться таким же независимым, как при правительстве Дизраэли, тогда вспыхнул гнев, который таили в своих сердцах руководители ньюкаслского Кокуса. Им удалось почти добросовестно уговорить себя, что главным, единственным стремлением Дизраэли было ставить палки в колеса либерального правительства. И ввиду этого ньюкасл-ский Кокус превратился в своего рода святую инквизицию, которая следила за каждым словом Коуэна и доискивалась его мотивов, и неизменно его старались выставить перед избирателями в весьма невыгодном для него свете. Старые граждане Ньюкасла, свидетели всей жизни Коуэна и почти участники его дела, знали, следует думать, но молодое поколение или пришельцы, те, кто что не знал прошлого Коуэна, более благосклонно прислушивались к инсинуациям Кокуса. Претензии к Коуэну были многочисленны: он не был предан (либеральной партии, в отношениния с избирателями он не признавал авторитета местной представительной организации либералов, он не считался с ней при голосовании в Палате, и, наконец, он отвергал всякое участие Кокуса в политическом руководстве журналом, который он выпускал в Ньюкасле.
Кокус считал, что ему в качестве признанного представителя местного либерализма принадлежит высшее руководство всеми политическими выступлениями либеральных депутатов округа как на трибуне, так и в прессе. На выборах 1885 года Кокус, внешне держась на совершенно нейтральной в отношении Коуэна позиции, предпринял решительное выступление против него. Приверженцы Кокуса подняли на ноги весь город, взывали ко всем предрассудкам, к ненависти, к уязвленному чувству самолюбия. На предвыборные собрания они явились с сотнями заранее приготовленных вопросов, на которые Коуэну предлагали отвечать немедленно в надежде на то, что под градом вопросов он потеряет почву под ногами и обличит сам себя. Он отвечал спокойно, с достоинством. Избегая всякой полемики с ньюкаслским Кокусом, он подчеркивал все принципиальные вопросы, которые скрывались в разыгравшемся конфликте, - - об отношениях депутата к избирателям, об обязанностях партии, о политических организациях. Намекая на самого себя, он говорил: «Я резюмирую наши разногласия в одной или двух фразах: я ставлю на первое место либеральные принципы, они либеральную партию; для меня важны мероприятия, для них личности. В этом весь спор». «Партия есть лишь средство для достижения цели, но не цель. Лидеры хороши на своем месте, но никто из них не может быть признан непогрешимым, и высказывать вместо меня суждения по принципиальным вопросам я не поручу никому - - ни одному человеку, как бы он ни был влиятелен, ни одной группе людей, как бы она ни была многочисленна».
Организации Кокуса во всей северной области со страхом ожидали исхода борьбы, начатой в Ньюкасле. Каждая из них считала Коуэна своим личным врагом. Они оказывали ньюкаслскому Кокусу моральную поддержку, и не только моральную. Для того чтобы помочь делу возбуждения избирателей, Кокус города Сандерленда послал в Ньюкасл группу людей, энергичных и Достаточно грубых, которые обострили на свой лад ход избирательной кампании. Дело дошло до того, что на Коуэна напали на улице забросали грязью и камнями. Узнав об этом нападении, руководитель Кокуса, человек очень почтенный, был взволнован и опечален. Он и его соратники, по крайней мере, наиболее близкие, могли очень далеки от того, чтобы вызывать не только физические насилия, но и словесные эксцессы, жертвой которых был Коуэн но они разнуздали в массах партийный фанатизм, довели его своей организацией до степени бешенства, и в конце концов он захлестывал их. На выборах Коуэн прошел первым по списку, но число избирателей, отказавших ему в своем голосе, было огромно. Не было более никаких сомнений в том, что Коуэн в значительной степени потерял почву под ногами. Он почувствовал удар и, благодаря своих избирателей за возобновление его полномочий, он заявил, что никогда больше не выставит своей кандидатуры в Ньюкасле, В самом деле, когда парламент, избранный в 1885 г., был распущен (в 1886 г.), Коуэн не выставил своей кандидатуры. В ответ на предложения выставить свою кандидатуру на выборах он объяснил, что считает невозможным согласиться на то положение, в которое Кокус ставит депутата. «Кокусу нужны политические машины. Я не машина, а человек». Джозеф Коуэн покинул политическую арену. Кокус победил.
IV Поражение, нанесенное Кокусом Коуэну, было более чем личным поражением, оно ярко знаменовало упадок политической доктрины, представляемой Коуэном, — старого радикализма, который не знал другого орудия политической борьбы, кроме принципов, для которого личное мнение было не только правом, но и обязанностью, в глазах которого всякое подчинение, всякая зависимость как от сильных мира сего, так и от масс одинаково заслуживали презрения и который, не соблазняясь властью, слишком верил в могущество планомерно распространенных идей, чтобы эксплуатировать материальную силу масс, и был слишком полон интеллектуальной и моральной гордости, чтобы увлекать массы лестью и ухаживанием. Представители старого радикализма, уцелевшие после возвышения Кокуса, чувствовали и ясно видели, что Кокус рассеивает на все четыре стороны их идеал, их политические и моральные концепции, и они предупреждали об опасности всех, желавших услышать их. Указание на то, что Кокус работает на пользу либерализма, не уменьшали опасений даже тех из этих радикалов, кто был тесно связан с официальным либерализмом. Так, звание члена министерства Гладстона не удержало Леонарда Куртней (вскоре лорда Куртней) от того, чтобы предостеречь демократию против новых тенденций. Говоря перед своими избирателями по поводу открытия одной политической ассоциации рабочих, он указывал, что первой задачей подобных союзов является научить своих членов мыслить. Предостерегая своих слушателей против тех, кто сказал бы, что дело рабочих ассоциаций — не воспитание, а использование сил, которыми располагают рабочие, приведение их в такое движение, при котором они будут не растрачены впустую, а использованы с наибольшим результатом, Куртней обращал внимание на то, что механизм бесполезен, если у него нет движущей силы, что организация тщетна, если она не поддерживает и не развивает индивидуальных сил; что она может даже стать опасной, если превра-Т0т людей в автоматов. «Вы спросите, может быть, — прибавлял Куртней, — почему я предлагаю все эти вопросы на ваше обсуждение и грозит ли нам опасность, чтобы ассоциация, которую мы сегодня открываем, или другие, только что возникшие во всей стране, вступили на этот путь? Да, я думаю, такая опасность существует. Я думаю, в нашей стране наблюдается тенденция индивидуальность заменить механизмом, а также тенденция одной части населения довериться механизму вместо того, чтобы продолжать умственную работу».
Призывы этого рода не встречали в стране ни громкого отзвука, ни большого числа людей, которые были бы готовы их повторить. Те, кто обращался с такими призывами, те, кто еще исповедовал и проповедовал веру старого радикализма, с каждым днем все больше представлялись остатками исчезнувшей расы. Меланхолически констатируя это, Коуэн говорил: «Радикализм, как его излагали учителя веры, — теперь только традиция. То здесь, то там можно еще встретить радикала старого типа, но он живет среди людей, которые его не понимают. Эти люди считают всякую независимую мысль ересью, всякое великодушие к противнику как бы слабостью, и они удивлены и опечалены, когда похвалы и осуждения раздаются с разбором, когда убеждения человека не меняются со временами года и сообразно погоде, когда больше значения придается делу, чем лицам, когда истина ценится выше победы», Классический радикализм дышал уже на ладан, когда появился Кокус, и Кокус оказался подлинным его могильщиком. Не так обстояло дело с умеренным либерализмом, который Кокус застал еще на ногах и с которым он повел особенно упорную борьбу, Вылитый из менее чистого металла, чем классический радикализм, он был устойчивее его. Он был еще жив при втором министерстве Гладстона (1880—1885 гг.), но и он был глубоко поражен и к тому же в том, что в нем было лучшего. Представителями старого либерализма были не только аристократические виги : Реакционными тенденциями и плутократы, выдвинутые торжествующей буржуазией. Он насчитывал немало приверженцев, Равда, не достигающих моральной красоты классических ради-калов, души которых были закалены, как сталь, которые являлись Устными индивидуальностями, питали искренние симпатии к народу и глубокую веру в человека и свободу и соединяли му-'ственную независимость с мудрой умеренностью. Они представляли не столько касту или класс, как подлинный политический темперамент, умеренный в лучшем, т.е. в подлинном значении этого слова. Случай с Форстером доказал, что и им нет по-щады со стороны нового радикализма, и притом не вследствие недостатков аристократически-плутократического вигизма, от которых они были более или менее свободны, а по причине их твердой и обдуманной умеренности и умственной независимости, —- черт, особенно ненавистных новому радикализму.
Равновесие умеренного и радикального элементов, которое вначале с грехом пополам поддерживалось в «сотнях», было нарушено после 1888 года50. Воодушевленные победой на выборах и решительным направлением политики министерства Глад-стона, которое указывало, казалось им, на усиление шансов воинствующих элементов, передовые элементы «сотен» стали теснить умеренных. В то же время их наступательные силы заметно возросли благодаря факту, незначительному с виду, который произошел во внешней жизни ассоциаций. Этим фактом было упразднение обязательных членских взносов. Ассоциации были тотчас же наводнены членами, которые ничего не платили, но много говорили. Члены из числа старых политических деятелей были оттеснены, Кокус, или, что безразлично, воинствующие элементы, превратившие Кокус в свою крепость, говорили от имени партии с видимостью права на это, видимостью, которую особенно подкрепляло то обстоятельство, что Кокус неизменно защищал политику великого вождя партии Гладстона, пред которым склонялись все либералы. Потому они и шли в большей или меньшей степени за застрельщиками. Робкие и нерешительные брюзжали, но все-таки шли по одному пути со своими представителями в Палате. Другие, и таких было очень много, отдавались течению с закрытыми глазами, сильные своей верюй в Гладстона. Наконец, третьи, с более критическим и смелым умом, хотели бы устоять, но как это сделать? У них не было своей организации. Затем, какое они могли водрузить знамя? Объявить себя единственными подлинными хранителями начал исторического либерализма? Что это именно так и было, может быть, могли бы доказать ученые историки, но массы шли на вывеску, а вывеска над дверьми Кокуса, сверкая новенькими огненными буквами, гласила: «Либеральный совет пятисот», или шестисот, или восьмисот, и все «выборные», «строго выборные» органы либеральной партии. Правда, у умеренных все еще оставалось средство, очень могущественное в английском политическом мире средство, состоящее в денежной поддержке и социальных связях. Но этим можно было пользоваться лишь в редких случаях, ибо собственные аристократические родственники умеренных, следуя своим аристократическим склонностям, пошли за новой вывеской, чтобы иметь двоякий шанс, как на бегах, когда ставят для большей верности выигрыша одновременно на двух соперничающих лошадей. Значит, раз умеренные не желали плыть по течению, они должны были стушеваться. Тем или иным способом организации Кокуса, потому что они были организациями либеральной партии, возглавляемой Гладстоном, выводили их из строя, поскольку они были либералами, Но если вы хотите сохранить благосклонность современного государства, - - говорили им тори, — идите к нам. С тех пор как министерство Гладстона51 (в 1880 г.) приступило к работе и, со времени аграрной реформы в Ирландии, вступило на путь радикальных реформ, тори не переставали предостерегать вигов, указывать им глубокую пропасть, в которую их влекли их радикальные союзники, увлекаемые демоном разрушения. «Перережьте кабель». Такой совет легко дать, гораздо труднее ему последовать. Пусть настроение сближает с консерваторами, но насколько отдаляет от них воспоминание о долгих борьбе и соперничестве, о злобе, передававшейся и переходившей по наследству, насколько отдаляло от них самолюбие собственника, которому легче расстаться с жизнью, чем на старости лет перейти из своего дома на жительство в чужой. Потому-то виги, хотя и очень нерешительные и деморализованные потоком радикализма, уносившего их почтенные принципы и навыки, отвечали, не отвергая редко делавшихся им предложений, что час еще не настал и, может быть, никогда не настанет, что виги и радикалы могут еще долгие годы бороться бок о бок. А если товарищи разойдутся, — спрашивали они сами себя, — что станется тогда с фирмой? Авторитет товарищей вигов сильно умален в предприятии и даже вовсе не признается многими из клиентов, но все же они сохраняют право подписи от имени фирмы; благодаря деликатному вниманию Гладстона они имеют численное превосходство в кабинете. Эта противоречивая позиция руководителей вигов заставляла их загонять на дно души опасения и тревоги, вызывавшиеся радикализмом, и даже побуждала их подавлять попытки сопротивления со стороны -своих сторонников. Такие попытки были сделаны в нескольких местах в провинции. Искренние либералы, но глубоко умеренного темперамента, пришли к выводу, что игра не может больше продолжаться, и хотели явно порвать с Кокусом, противополагая ему умеренную организацию. Вожди вигизма в Лондоне, которым был сообщен этот план, ответили, что они полностью разделяют чувства своих Умеренных друзей, но в конце концов рекомендовали не образовывать новой организации, чтобы не разрушать единства либеральной партии. Это была все та же забота о фирме. Удержанные таким образом, несмотря на интимные свои чувства, в рамках официального либерализма, умеренные отнюдь не были успокоены, и вскоре, когда накануне выборов (1885 г.) главный представитель нового радикализма и создатель Кокуса Чемберлэн огсил свою «неутвержденную программу», в рядах либералов произошла паника. Теперь уже не милосердные тори, а голоса из своей среды говорили, что час пробил, что остается только одно: 1ерейти в лагерь консерваторов. Но надежен ли будет там при ют? Что скрывается за дверью, в которую постучатся беглецы? Это-то мы и рассмотрим сейчас, вернувшись к организациям консервативной партии, с которой расстались в момент, когда должна была произойти великая демократическая реформа 1867 года52.
Глава седьмая ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСЕРВАТОРОВ I Расширение избирательного права на городское население, согласно акту 1867 г., являлось для консервативной партии весьма угрожающим. Города, всегда бывшие цитаделями либерализма, должны были решительно отодвинуть деревни в политическом отношении на задний план. Тори, в частности Дизраэли, совершая или, вернее, уже совершив «скачок в темноту», понадеялись на то, что городские массы могли бы для них послужить поддержкой на выборах, что не смогут они остаться нечувствительными к влиянию и принципам тори. Был ли этот расчет химерой или нет, ясно было, что будущее консервативной партии отныне зависело от городских избирателей. Сейчас же консерваторы обдумали, как наложить на них руку. Они стали поспешно организовываться для вербовки новых избирателей. В нескольких промышленных городах были призваны к жизни прежние «конституционные общества» или были ббразованы новые. Это движение, являвшееся в некотором роде новым, дополненным изданием течения, возникшего еще тридцать лет назад, вследствие восклицания сэра Роберта Пиля: «Кед181ег, Кед1з1ег, Кед181ег», было, однако, отмечено новым и весьма значительным фактом: разбросанные по всей стране ассоциации были объединены в одну конференцию под именем «Национальный Союз консервативных и конституционных ассоциаций», представленную собранием делегатов, избираемых ежегодно. В систему организации консервативной партии была, таким образом, введена, наряду с назначаемым парламентским лидером партии, новая центральная власть, наделенная избирательным мандатом, представляющая, правда, косвенно и неполно, консервативное мнение в стране. В данный момент это не имело значения. Власть новой организации могла бы стать реальной только при условии, если бы консервативное мнение вылилось в какую-нибудь независимую форму. Ядро же консервативной партии, представлявшее все, что сохранилось от прежнего распавшегося общества, как-то: традиции, интересы, предрассудки, — все скрепленное нитями социального подчинения, — продолжало, как и раньше, ждать приказов сверху, приказов верховных лидеров партии, и следовать им, так что кнуту и его сотрудникам, управляющим избирательными партийными делами, не было оснований опасаться Союза, учрежденного в конце 1867 г. Они не без снисходительности рассматривали его как вспомогательное учреждение, способное им при случае оказать услугу. Формирование местных ассоциаций сначала шло очень медленно, и только с 1870 г., когда Дизраэли поручил организацию молодому адвокату, ставшему впоследствии одним из наиболее видных государственных деятелей тори, Джону Горсту (.1оЬп Согз1), оно пошло быстрым темпом. Приложены были все усилия для привлечения масс в эти организации. Партийные деятели признавали, что после 1832 г. кончилось время господства знатных фамилий, так же как и последовавшая за этим с 1832 г, власть среднего класса в городах; что наступил день, когда настала пора обратиться к народу в форме более прямой, ясной и определенной, чем это делалось до сих пор. И наконец, не были ли проложены тропинки к новому пути великим партийным вождем Дизраэли? Не он ли, и уже давно, водрузил знамя народного торизма? II И действительно, народный торизм был тем мостом, который Дизраэли построил для себя в начале своей карьеры, когда он переходил от радикализма к консерватизму. Соединив свои судьбы с консерватизмом, он постарался, в своих собственных интересах, снять с торизма лежавшую на нем печать реакционной партии. Его тонкая диалектика, подкрепленная могучим воображением, помогла ему понять, что в исторической перспективе враждебность прогрессу, гражданской и религиозной свободе была следствием торизма, выродившегося и деморализованного длительной властью в исключительных обстоятельствах; что прежний торизм начала восемнадцатого столетия, не будучи вовсе какой-либо исключительной партией, стремился охватить всю нацию во всем разнообразии ее составных элементов, начиная с трона и кончая наиболее глубокими слоями народа; что именно вигизм захватил власть для аристократической олигархии. Романтизм эпохи если не внушал, то, во всяком случае, санкционировал теорию примитивного торизма. Подкрепленная чувством негодования, вызванным в чувствительных душах торжеством либеральной буржуазии в государстве и индустриализмом в экономической области, эта теория упрочилась и нашла свое выражение в Движении Молодой Англии. Сентиментальный аромат, распространяемый Молодой Англией, быстро улетучился, но Дизраэли сохранил свою концепцию народного торизма. Это было его девизом до конца его жизни, хотя он его никогда и не применял. Наряду с романтиком, одаренным живым воображением, в нем жил также политический борец, умевший сражаться в жизни. Изолированный гладиатор в течение долгих лет, потом, после бесчисленных испытаний, главарь банды, наконец, великий кондотьер, он знал только одно правило поведения - - то, которое вело к победе. Увлекая за собой партию, постепенно, шаг за шагом, он привел ее к демократии. Но, желая оправдать свой оппортунизм, Дизраэли проводил эту эволюцию под эгидой старой аристократически-народной веры. По его мнению, предпринятые им внешне рискованные мероприятия были в полном соответствии с почтенными учреждениями Англии и концепциями примитивного торизма, воплощавшими старый национальный дух. Принципы, защитниками которых являются тори, потому что только принципы свободы, порядка, законности и религии могут обеспечить безопасность Англии, не могут быть доверены ни индивидуальному суждению, ни капризам или страстям большинства. «Свобода Англии покоится на том, что в ней имеется класс, равно не приемлющий деспотов и толпы, вокруг которого народ всегда может объединиться», — заявлял он, забывая, что автор акта о реформе 1867 г. сам способствовал тому, чтобы выдернуть почву из-под ног этих «естественных вождей народа». Таким образом, «народный торизм» Дизраэли, как честная и последовательная доктрина, не содержал в себе ничего истинно демократического, и, когда в его политике это проявлялось, он это отрицал. «Народный торизм» был, по существу, только наименованием, Правда, в политике наименование часто важнее содержания, и «народный торизм» был призван представить новое доказательство этой истины. III Насколько смысл слова «народный торизм» был неясен и неуловим, настолько было ясно объяснение, даваемое ему организаторами партии. Народный торизм означал для них просто изыскание среди народных избирателей голосов за партию тори; обратиться к народу означало для них вербовать непосредственно из избирательной армии в партию тори. В то время, когда избирательное право было ограничено, накануне выборов образовывались, по мере надобности, комитеты из местных нотаблей, в которые, для привлечения народного избирателя, включали одного или двух ремесленников или даже учреждали специальный «комитет рабочих», не предоставляя ему, впрочем, ни малейшего влияния ни на выбор кандидатов, ни на направление избирательной кампании. Эта традиция снова ожила, причем временная организация была заменена постоянной, в которую набирали возможно боль щее количество рабочих, и не только отдельных лиц, на началах представительства. Образовывающиеся таким образом ассоциации представляли часто если не по наименованию, то фактически клубы, политический характер которых состоял в том, что их члены обязывались голосовать на выборах за кандидата тори. Нравы английского общества, в частности фракции тори, не соответствовали установлению равенства в обращении лиц разных классов между собой, так что народный элемент в клубах был предоставлен самому себе. Довольно часто, впрочем, организации партии консерваторов придерживались исключительного положения, установленного официальным уставом, согласно которому рабочие формировали отдельные ассоциации или клубы — «Консервативные рабочие ассоциации или клубы». Это образование избирательных отрядов, составленных исключительно из рабочих, людей из народа, не вполне отвечало прекрасной теории Дизраэли, согласно которой партия тори являлась национальной партией, как бы органически включающей в себя все общественные элементы со всем разнообразием их различных положений и стремлений, так что Дизраэли при первом же случае в 1873 г. в Глазго не мог удержаться от отказа в применении «народного торизма», которое практиковалось партией. Тем не менее, консервативные рабочие ассоциации продолжали существовать, и были даже основаны новые. Организаторы, понятно, думали, что теория — одно, а практика - - другое, что лучшим способом придать внутреннюю связь избирательным массам было установить тот же порядок среди избирательных масс в партии, как и в обыденной жизни. А там классы были определенно разделены. Однако весьма настойчиво организаторы утверждали, что между различными слоями общества наблюдается солидарность интересов и даже политических чувств. Это был весьма важный аргумент, выдвинутый Дизраэли, которым устанавливалось, что реформа 1867 г., автором которой он был, совершилась при убеждении, что большинство нации, и в частности рабочие, были консерваторами. Он не уставал повторять, что рабочие были безусловно консерваторами, что они поняли, «что величие и могущество Англии обязано старинным учреждениям страны». Либералы отнеслись к этим утверждениям с веселым скептицизмом. Ассоциации, основанные тори с 1868 г., сумели, однако, завербовать многих ремесленников, принявших горячее участие в избирательной кампании 1874 г., где консерваторы одержали блестящую победу. К великой радости тори и глубокому изумлению либералов, казалось установленным, что консерватор-рабочий не был мифом53. Торжество консерваторов, естественно, сказалось на местных партийных организациях и ускорило организацию ассоциации и клубов в местностях, где их еще не было. Но деятельность I влияние организаций не увеличились с их ростом, а скорее Уменьшились. Они представляли собой избирательную машину, лишенную самопроизвольной собственной жизни, и после того, как победа отняла у них побудительный стимул к деятельности, они начали чахнуть. «Национальный Союз конституционных и консервативных ассоциаций» не отличался большой жизненностью: его ежегодные собрания были тусклыми и незначительными. Вслед за первыми, полными покоя, годами правления тори возник восточный вопрос, который держал всю страну в напряженном ожидании поступков и выступлений Дизраэли (ставшего лордом Биконсфильдом). Он сам, поглощенный высокой политикой, потерял из виду местную партийную жизнь и ассоциации. Он вспомнил об этом только при своем триумфальном возвращении с Берлинского конгресса, когда больше пятнадцати тысяч делегатов «конституционных и консервативных ассоциаций» и «рабочих-консерваторов» приехали в Лондон, чтобы принести ему свои почтительные поздравления. Тот язык, которым он говорил с ними, ярко осветил представление главарей партии о функциях ассоциаций, призванных представлять свободное мнение английского консерватизма, в котором правительство надеялось почерпнуть вдохновение. Речь лорда Биконсфильда могла быть резюмирована в одной фразе; «Ваша задача — доставлять нам избирательное пушечное мясо, постарайтесь этого не забывать». Выражения, которыми он пользовался, не отличались особенной мягкостью, «Только придерживаясь старой дисциплины, вы сможете удержаться у власти, которую вы завоевали», — утверждал он. Наступил день сражения, и, несмотря на дисциплину, их войска были разбиты и обращены в бегство при всеобщих выборах 1880 г. IV На следующий день после поражения перед тори встал обычный вопрос: кто виноват? Наиболее простый объяснением, пришедшим некоторым на ум, было, как ив 1874 г. для либералов, что консерваторы потерпели поражение потому, что были плохо организованы, в то время как у их противников была прекрасная армия Кокуса. В это время --в 1884 г. — умер лорд Биконс-фильд. Войска тори пришли в полное расстройство. Дисциплина ослабела, и в арьергарде произошло восстание. Открыто порвав со всеми условностями общества тори и с их традициями почтительности к лидерам, мятежники всячески издевались над ними и винили их в том состоянии упадка, в котором находилась партия. Четверо из этих бунтовщиков образовали в Палате группу вольных стрелков, прозванную «четвертой партией», и объявили беспощадную войну одновременно и министрам-либералам и официальным лидерам консервативной партии, начиная с сэра Стаффорда Норскота, Смелость и резкость их возмещали, и даже с излишком, их малочисленность. Положение лидеров-консерваторов, непрерывно атакуемых со стороны их же фланга, весьма походило на то положение, которое создали Чемберлэн и его друзья лорду Гартингтону54, лидеру либеральной оппозиции, после поражения 1874 г. Аналогия становилась все более полной, Восставшие тори не удовольствовались нападками на лидеров, руководивших партией, но направили свои обвинения против самого партийного центра. Так же, как бирмингемские радикалы обвиняли либеральных лидеров в природном грехе вигизма, молодые тори предавали их народному гневу, публично объявляя их аристократами. Это обвинение, будучи формулировано тори и перед тори имевшее весьма странный и почти непостижимый характер, имело своим скрытым источником недавние события интимной жизни партии. Последнее министерство Дизраэли, как и все предыдущие кабинеты тори, состояло исключительно из крупной знати. Партия насчитывала в палате только несколько членов плебейского происхождения, в особенности между городскими представителями. Но, по старой традиции, тори на них смотрели как на вспомогательное войско великой армии консерваторов, составляемой графствами, в которой избиратели, немногочисленные до 1885 года, покорно голосовали за крупных лэндлордов. Городские коллегии, которые не так легко было завоевать, были оставлены «новым людям», в то время как сельские округа были местом охоты, предоставленным аристократам. Опять-таки они делили между собой обычно остатки министерских постов; впрочем, это не вызывало даже скандалов, это было в порядке вещей. Билль о реформах 1867 г. мог сколько угодно задаваться целью уравнения политической власти между городами и деревнями с преимуществом для последних, и большинство 1874 г. могло сколько угодно быть обязанным частью своего контингента городским округам, недавно только вырванным у либералов усилиями организаторов, о которых мы выше говорили. Несмотря на это, со времени образования министерств и распределения второстепенных должностей все городские плебеи, даже те, которые своей деятельностью способствовали победе, были забыты. У некоторых из них зародилось острое неудовольствие против «аристократической котерии, захватывающей места».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|