Начало партийных организаций 3 глава
Едва закон был принят (в 1870 г.), как передовые радикалы раскритиковали его за то, что он лишь допускал обязательное обучение и не вводил его принудительно, независимо от воли населения. Нормы закона, касавшиеся частных школ, в свою очередь, вызвали негодование со стороны значительной части либеральной партии — нон-конформистов, которые находили, что, сохраняя за школами государственные субсидии и не воспрещая в них религиозного обучения, закон был слишком благосклонен к господствующей церкви. В сущности не антирелигиозное настроение руководило оппозицией раскольников, отнюдь нет. По общему правилу, приверженцы различных нон-конфор-мистских сект могут поспорить с сынами господствующей церкви как в благочестии, так и в ханжестве; но, побуждаемые непримиримой ревностью к великой сопернице и воспоминаниями о гонениях, которым она подвергала их в прошлом, они не знают более горячего стремления, чем «раздавить нечестивую». В союзе крайними радикалами нон-конформисты начали 1 _^.ей стране °гитацию против закона 1870 г. и его инициаторов. Агитацией уководили из Бирмингема те же люди, которые два или три года пустя должны были стать во главе Кокуса. Отношения, которые были в то время завязаны бирмингемскими деятелями, сослужили им потом большую службу в деле Кокуса, потому что именно н-конформисты, мобилизованные против закона Форстера, образовали почти везде кадры Кокуса. После отставки Гладстона форстер, наряду с новым главою партии45 лордом Гартингтоном, был самым заметным человеком в главном штабе либералов и в качестве такового примкнул к той полной сдержанности политике, которой лидеры либеральной оппозиции в парламенте держались во время восточного кризиса, что стоило им многих нападок со стороны радикалов.
IV Таково было положение Форстера, когда в Бредфорде возник подлинный Кокус, объединивший тотчас же нон-конформистов и страстных радикалов. В статут, который он установил для себя в 1878 г., этот Кокус включил всю Бирмингемскую доктрину, писаную и неписаную. Особенно был подчеркнут проект, ставивший кандидатов в депутаты и депутатов в распоряжение Кокуса, и Кокус поспешил потребовать от Форстера признания этого последнего правила. Форстер отказался. «Я не могу признать, хотя бы только теоретически, правило, которое позволило бы какой бы то ни было ассоциации стать между мною и представляемыми мною столько лет избирателями. Я — депутат города, и я не могу считать правильным объявление меня представителем или делегатом какой-либо одной организации, действующей в пределах города, как бы она ни была влиятельна и как бы полно ни было мое согласие с нею в политических вопросах». Председатель Кокуса ответил в вызывающем тоне, что кандидат не имеет права обращаться непосредственно к избирательному корпусу, что он обязан повиноваться своей партии и ее комитету, установленным порядком назначенному. Это выступление Кокуса было еще усилено тем обстоятельством, что председатель его заявил, что в Данную минуту никаких расхождений в мнениях между Форстером и ассоциацией нет. Но если так, то в чем же заключались предмет и смысл испытаний, которым подвергали почтенного депутата? Смысл мог быть только один: заставить Форстера склониться перед игом комитета, который притязал на представительство народа, утвердить власть комитета над каждым человеком, Желавшим участвовать в политической жизни, как бы высоко ни было занимаемое им положение. Сам Шнедгорст, со всем своим авторитетом в этом вопросе, изрек, излагая «Бирмингемский план»: «Самому Джону Брайту пришлось бы домогаться чести быть принятым в партийную организацию и рискнуть быть при нятым или отвергнутым ею». Понятно, что переписка между председателем Кокуса и Форстером, по опубликовании ее в газетах, произвела на всю страну сильное впечатление. Стало ясно что речь идет не о местном только инциденте, а что новая тенденция стремится утвердиться в политической жизни Англии.
Между тем город Бредфорд был охвачен глубоким волнением. Кокус прилагал все усилия к тому, чтобы отторгнуть от Форстера его сторонников, лишить его любви масс и создать вокруг него пустоту. Была открыта жестокая кампания, его обличали в каждом доме, клеймили на митингах как изменника делу свободы, Поведение Форстера в это время вызвало в стране большую симпатию, политические деятели разных партий поздравляли и благодарили его за честную борьбу. Гладстон счел нужным вмешаться в конфликт и предложил своему бывшему министру свое посредничество, чтобы уладить его. Форстер дал понять Гладсто-ну, что он был бы счастлив услышать суждение Гладстона об организации вообще, «потому что, — писал он, — я боюсь, что защитники правил, вроде бредфордских, надеются иметь в вашем лице сторонника». Бредфордский Кокус, который не рассчитывал на то, что его притязания вызовут протест во всей стране, увидел себя, наконец, вынужденным пойти на уступку, очень небольшую, впрочем, которая разрешила, однако, конфликт, по крайней мере на время. Знаменитый параграф об обязательстве, которое должно было отбираться от каждого кандидата в депутаты, был изменен в смысле факультативном; императивная формула: «будет потребовано» (обязательство) была заменена словами: «может быть потребовано» (тау вместо зпаП). После этого ассоциация согласилась принять Форстера. Урок, данный ассоциациям делом Форстера, прошел почти бесследно, и за пределами Бредфорда кандидаты или бывшие депутаты, желавшие выставить свою кандидатуру на выборах, должны были предварительно принимать на себя обязательство подчиниться решениям Кокуса. В некоторых местах этот прием прикрывал, может быть, как в Бредфорде, вражду определенной партийной фракции к известным кандидатам и поддерживавшим их группам избирателей. Но он мог применяться и вполне добросовестно, ибо он логически вытекал из «плана» народной организации, и были случаи, когда по просьбе заинтересованных кандидатов главные вожди организации, например Чемберлэн, вмешивались в дела Кокусов, чтобы посоветовать им несколько отступить от суровости принципов и не настаивать на подчинении кандидатов. При приближении общих выборов, когда все силы либеральной партии должны были двинуться в последний бой и выбить власть из рук тори, поведение главарей Кокуса стало менее непримиримым.
Глава пятая КОКУС У ВЛАСТИ I Вскоре после этого парламент был распущен, начался избирательный период, и Гладстон открыл знаменитую избирательную кампанию. Тори теряли одно место за другим, и в конце концов консервативное большинство уступило место огромному большинству либеральному. Тогда Чемберлэн испустил крик радости и вызова: «По этому признаку судите о могуществе Кокуса и склонитесь перед ним». Таков был смысл прокламации, опубликованной им в форме письма в газете «Тппез». Хорошо это или худо, говорил Чемберлэн, но организация (Кокус) пустила теперь глубокие корни в стране, и политические деятели сделали бы хорошо, если бы в будущем относились к ней со вниманием, более свободным от предубеждений. Шнедгорст, в свою очередь, заявлял, что «невозможно больше оспаривать, что Кокус крупное явление». Несколько дней спустя Чемберлэн вступил сразу в министерство Гладстона с портфелем министра, не пройдя ни через один низший пост по министерству и насчитывая в своем активе едва четыре года парламентской жизни. Некоторые комментаторы этой быстрой карьеры объясняли ее услугами, оказанными Чемберлэном либеральной партии учреждением Кокуса, которые Гладстон желал вознаградить. В действительности же своим возвышением Чемберлэн был обязан соображениям, посторонним его избирательной деятельности. Что касается роли, сыгранной Ко кусом в выборах 1880 г., то она была значительно менее важна, чем это хотелось представить Чемберлэну. Причины поражения Биконсфильда были многочисленны и разнообразны.
Как бы то ни было, но смелость и шумная уверенность, с которой подчеркивалось могущество Кокуса, не переставали производить впечатление на общественное мнение и вызывали более благоприятное, чем правильное суждение о Бирмингемской системе. С негодованием приписывая свое поражение Кокусу, тори наивно, самым верным способом содействовали рекламе, которую бирмингемские деятели безустанно, отбросив скромность, Делали своей организации: реклама сделалась одним из самых сильных средств в их руках. Если здесь подчеркивается эта тактика лидеров Кокуса, то не столько для того, чтобы уличить их в использовании средств, практикуемых в целях рекламы современной промышленностью, сколько для того, чтобы отметить появление с Кокусом на арене политической жизни Англии формальной силы, противополагавшей себя силам реальным, живым. Создавая иллюзию реальных сил, условные силы. Действуют одинаково на сознание и волю; за ними соглашаются признать самостоятельное существование, их учитывают, с ними считаются, сообразуют свое поведение; таковы на финансовом рынке бумаги без реальной ценности, которые, будучи пущены в оборот, переходя из рук в руки и подвергаясь учету, осуществляют все функции орудий обмена, по крайней мере, до ближайшей несостоятельности или первого краха. II
Считая себя самой подлинной выразительницей воли и идей английского либерализма, организация находила, что ей надлежит осведомить правительство об этой воле и идеях и помочь утверждению их господства. Первая часть этой миссии, которую взял на себя центральный орган Кокуса ЫаНопа! Глоега! Рейегаиоп, первоначально была лишена практических последствий: все законодательные реформы, рекомендованные Федерацией, давно значились в порядке дня либеральной партии, и соответствующие резолюции Кокуса, не раз выносившиеся с большой помпой, имели лишь значение широкой рекламы. Иначе было со второй миссией, которую Кокус себе приписывал. Согласно традиционным взглядам английского парламентарного правительства, сотрудничество министерства и большинства покоилось на взаимном доверии, а если доверие отсутствовало, то никакая сила в мире не могла его создать, и не оставалось ничего, кроме апелляции к стране при помощи новых выборов. Кокус полагал, что между деревом и корою есть место третьему телу. Положение, сложившееся в парламенте вскоре после образования министерства Гладстона, требовало, по мнению Кокуса, его вмешательства. Либеральное большинство 1880 г. не было однородно, и законодательные планы Гладстона, а именно его проекты в отношении Ирландии, вызвали вскоре тревогу среди его умеренных сторонников. Кокус нашел, что его «несомненным долгом» было предложить местным партийным организациям привести на путь разума неподатливых депутатов, которые не следовали за правительством с достаточной покорностью. Бюро Комитета Федерации разослало всем федерированным ассоциациям циркуляр, в котором энергично обличало равнодушных членов большинства. «Этот циркуляр произвел желательное для Комитета действие», — объявил вскоре Комитет с чувством удовлетворения. Телеграммы и письма местных ассоциаций дождем падали на депутатов; в более или менее вежливых выражениях им предлагалось голосовать за ирландский билль в том виде, в каком он внесен в парламент правительством, не вносить и не защищать никаких поправок к нему, оказывать правительству более верную поддержку. На одном торжественном собрании Кокуса в Бирмингеме было заявлено, что все неверные депутаты будут лишены полномочий. Многие из них приняли это к сведению и с покорностью пошли за правительством. Ободренный этим успехом Кокус решительно взял в руки вожжи, а главное — кнут. Как только министерство наталкивалось на сопротивление или на выражение враждебных чувств в одной или другой палате, режиссеры центрального Кокуса «выпускали» ассоциации, предлагали им созывать митинги, массами посылать в парламент петиции, выносить резолюции протеста или негодования, делать представления соответствующим депутатам или даже давать им прямые предписания. Достаточно было простой телеграммы, чтобы привести в движение ассоциации по всей стране; и народный лев кричал, рычал от радости или гнева, смотря по обстоятельствам. Все это дело агитации, которую планомерно разворачивали во всей стране, все эти резолюции, циркуляры и т.д. исходили от трех или четырех лиц, участвовавших в Бюро Федерации. Делались предположения, что рядом с этими лицами или, вернее, за ними находился Джозеф Чемберлэн, что он управлял все механизмом в интересах правительства, в состав которого он входил. Но Чемберлэн защищался от этих предположений.
III Среди многочисленных поводов, которыми пользовался Кокус для вмешательства в работу конституционного механизма, ни один не позволил ему показать с большей очевидностью, насколько это вмешательство может быть значительным, как пересмотр наказа Палаты общин, предпринятый в 1882 году. Тактика парламентских партий давно ввела в дебаты обычаи обструкций для того, чтобы мешать противникам власти, затруднять им законодательную работу ненужными и пустыми спорами, которые подымались только для того, чтобы Палата теряла время. С тех пор как расширение избирательного права привело в парламент более демократических народных представителей, стремившихся быть как можно более на виду у избирателей, многоречивость членов Палаты заметно возросла и сильно содействовала ненужной продолжительности заседаний. Этот обструкционизм, то преднамеренный, то случайный, достиг апогея, когда сторонники ирландского гомруля, руководимые Парнелем46, возвели его в систему и стали применять с необычайным усердием и искусством. Не было способа остановить их, ибо традиционный регламент заседаний Допускал обсуждение вопроса до тех пор, пока были ораторы, славшие говорить, и имелось налицо некоторое число коллег, делавших их слушать и составлявших установленный кворум. Если оратор заручился тридцатью девятью добровольными слушатели, то не было способа закрыть ему рот. Для того чтобы справься с обструкционистами, Гладстон предложил проект нового аза, который существенно ограничивал неограниченную до того времени свободу парламентского слова; главнейшим ограничением была возможность закрытия прений. Этот проект вызвал живое волнение не только среди торийской оппозиции, но и в рядах министров. Многие из либеральных членов парламента ду- мали, что недостаток дискуссии будет еще губительнее, чем избыток, и, не отказываясь от учета новых условий, созданных ирландской тактикой, считали необходимым обставить серьезными гарантиями дискреционную власть, которой министерство требовало для своего большинства. Как только в парламенте образовалась оппозиция проектам министерства, Кокус выступил со своим циркуляром. Составленный в Бирмингеме в повелительных выражениях, этот циркуляр обличал эту оппозицию перед федерированными ассоциациями и предложил им заявить, кому надлежит, «в самой энергичной форме и незамедлительно», что ассоциации надеются на то, что при данных обстоятельствах правительству будет оказана поддержка всей либеральной партией в целом. Все ассоциации сообразовались с этим предложением, и отдельные депутаты, уже объявившие себя публично противниками правила о закрытии прений, поспешили взять свои заявления обратно. Обсуждение частностей проекта заставило снова вспыхнуть разногласия в рядах большинства, но всякий раз Кокус угрожал диссидентам, и большей частью они отступали во время обсуждения, последовательно, этап за этапом. Постоянное вмешательство Кокуса в это дело показало его в нехорошем свете. Созданный для борьбы с меньшинствами в избирательных коллегиях, усвоив с первой же минуты правило о том, что меньшинство создано для того, чтобы быть подчиненным большинству, если не подавленным им, Кокус становился теперь между большинством и меньшинством в парламенте и возбуждал одно против другого. В лоне самой партии есть колеблющиеся, многие ее члены пересматривают свои мнения, вопрошают свою совесть, чтобы решить, могут ли они следовать за главою партии. «Что за бесполезный вопрос, - - восклицает Кокус, — члены большинства, вы обязаны повиновением главе, торопитесь, иначе я вас изгоню, как неверных слуг». Таким образом, глава парламентской партии превращается в диктатора. Но как может он утвердить свою диктатуру над членами партии? Ведь мандаты вручены им свободным выбором избирателей. «Да, выбором избирателей, но избиратели, избирательная коллегия — это я, — возражает Кокус, — и вам придется иметь дело со мною». Но не могут ли, наконец, министерство и большинство, правительство и Палата прийти к соглашению путем взаимных уступок, уступок, из каких состоит вся парламентская жизнь? «Пустая трата времени, — замечает Кокус, — на наших митингах мы уже приняли резолюции; торговаться не место, надо сказать: да или нет». Отношения большинства с меньшинствами, главы партии с ее членами, депутатов с избирателями, парламента с общественным мнением за его пределами — но все эти вопросы Кокус вмешивается, как судья, что-бы не сказать, как господин. Выступая во всех важных случаях для того, чтобы оказать поддержку правительству, либеральные ассоциации стушевывались, однако, в других случаях, когда не менее важно было бы знать настроение общественного мнения, которое они призваны были выражать. Это воздержание было особенно заметно во время драматических событий во внешней политике министерства Гладстона. Известно, что эта политика не была удачна. От нерешительности переходя к колебаниям и от слабости к отступлениям, кабинет нагромождал одно поражение на другое в Трансваале, Египте, в Судане, в Афганистане. Либеральные ассоциации и Бирмингемская Федерация, во время восточного кризиса метавшие на страну гром и молнии и обличавшие туркофильское поведение Дизраэли как оскорбление цивилизации и позор христианства, теперь, пред лицом бойни, которую осуществляли британские войска, хранили молчание для того, «чтобы не создавать трудностей Гладстону». Федерация воспрепятствовала даже устройству большой публичной манифестации, организацией которой либералы хотели успокоить свою совесть, опять-таки «чтобы не создавать трудностей Гладстону». Орган, созданный для того, чтобы правильно и свободно выражать общественное мнение и доводить до правящих голос страны, оказался не в состоянии выполнить свои функции в самую критическую минуту. Он был способен только стоять на часах около партии, державшей в руках власть.
IV Бирмингемская Федерация была не единственной центральной организацией либеральной партии. Не считая организации кнута с его провинциальными корреспондентами, была еще одна народная организация с Манчестером в качестве генерального штаба; Основанная в 1864 г. в целях агитации за расширение избирательного права и оказавшая услугу этому делу, она стушевалась после принятия Билля о реформе 1867 г. Но когда Бирмингем стал во главе либеральной организации, многие ланкаширские либералы, все еще полные воспоминаний о великой борьбе против хлебных законов, не без боли увидели, что «дерево политической жизни, кажется, пе-Ресажено в Бирмингем». Боясь, как бы для Манчестера не истек срок давности, они решили вернуть к жизни. Этот план сообщили Джону Брайту, имя которого, со времени борьбы противохлебной лиги, было окружено в Ланкашире легендой. Он одобрил идею союза, но настоял на том, чтобы союз ограничил свою программу каким-нибудь одним пунктом, одной реформой, и указал на реформу аграрную. Это была все та е концепция народной организации, возникающей для достижения одной точно определенной цели, в стремлении к которой оказались в состоянии объединиться люди, расходящиеся во мнениях по всем другим вопросам, причем, раз достигнув этой цели они снова приобретают свободу действий. Большая конференция делегатов нескольких ассоциаций, клубов и либеральных обществ, созванная в Манчестере, санкционировала реорганизацию союза, приняв в качестве его программы четыре пункта, проведение четырех реформ*. Таким образом, новая организация стала обществом пропаганды. Ее главным орудием было распространение брошюр и книг, отправка в разные места страны лекторов, устройство собраний для обсуждения вопросов, относившихся к программе союза. Тем не менее, союз понемногу позволил увлечь себя за пределы намеченной программы. Лавры Бирмингема, видимо, тревожили его покой; по его примеру и вслед за ним он поднял большую агитацию сначала по восточному вопросу, а затем и по другим вопросам дня, пользуясь почти теми же приемами, но с значительно меньшим результатом. Пока союз занимался распространением в стране своих идей путем лекций, он был в положении порядочной женщины, о которой не говорят, но когда он начал производить шум, то стало ясно, что Кокус шумит несравненно больше и гораздо больше импонирует толпе. Понятно поэтому, что, вместо того чтобы достигнуть популярности Бирмингемской Федерации и ее влияния на управление партиями, Союз реформ скорее стушевывался перед ней. В одно время с ним стушевывались и принципы, на которых он был основан. И в этом заключается интерес, который его судьба представляет для нас в истории организации партий. Поставив себе целью осуществление нескольких точно определенных законодательных мероприятий, а средством избрав систематическое ознакомление с ними общественного мнения, Союз реформ являлся как бы антиподом течений, воплощенных в Кокусе. На одной стороне была концепция старого либерализма и старого радикализма, твердо веривших в то, что в политической борьбе объединяющим началом служат идеи, принципы, что все соратники должны наперед и очень точно знать, за что они будут сражаться и когда они сложат оружие, что истинная борьба заключалась в том, чтобы проводить свои идеи в еще не воспринявшее их сознание, в завоевании, быть может, медленном и трудном, но тем более прочном, убеждения и сознания. Новый метод стремился навсегда замкнуть общественное мнение в тесные рамки, под единой и неизменной вывеской; укрепить его именно устойчивостью этих рамок, неограниченной во времени силою бессрочного обязательства; давлением большинства вернуть в строй тех, кто уклонился из него, составить армию, которая шаг за шагом следовала бы за своими вождями, при условии, что эти по-следние предварительно подчинились народной церемонии подбрасывания их на щит; не научить эту армию ничему, кроме битв, кроме нападений на врага по первому знаку, внушив ей лишь общее сознание, что она борется и всегда будет бороться за славное дело, кто бы ни был или ни должен стать ее врагом. Постепенное отступление перед Кокусом, самые попытки его примениться к методам и приемам Кокуса для того, чтобы идти по его следам, означали, что течение, которое он первоначально представлял, все более и более вытеснялось из политической жизни Англии, чтобы уступить место новому потоку, забившему из бирмингемской скалы. Непрерывно занимая арену внепарламентской политической жизни, Бирмингемская Федерация делала вид, что она является главным действующим лицом. Всякая агитация в стране начиналась по ее знаку, всякий крупный очередной вопрос служил ей предл°гом для манифестаций: она давала визу каждому правительственному мероприятию. Ее резолюции сообщались общими собраниями делегатов, которые должны были представлять собою как бы ассизы английского либерализма, по существу же были ни чем иным, как шумными театральными представлениями. Все было наперед тщательно подготовлено бирмингемскими людьми; резолюции, которые будут приняты, ораторы, которые возьмут слово. Бирмингемские люди с нетерпимостью встречали возражения или расхождения во взглядах. Либеральная Национальная Федерация желала не только влияния в партии, но и власти. Глава шестая КОКУС У ВЛАСТИ (Окончание)
Проследив историю Федерации на политической арене, передаемся на минуту в среду местных ассоциаций. Мы не раз замечали их в кортеже центрального Кокуса, стремящимися делать большую политику, весьма успешно вмешивающимися в дела Ирламента. Но проводить в парламенте свою волю они могли только через своих депутатов. Поэтому вопрос о взаимоотношения Депутата с партийной ассоциацией не замедлил встать во весь рост. Мы уже видели, как организации Кокуса во время агитации, поднятой Бирмингемом, обращались к своим депутатам с сообщениями, резолюциями и даже с предложениями голосовать определенным образом, поддержать ту или иную меру, выступить против другой. Как и в вопросе о кандидатурах, большинство депутатов для избежания столкновений предпочитало не настаивать на принципиальных вопросах, которые выдвигались поведением Кокуса. Одни спешили заверить свои организации в полной готовности голосовать в указанном ими смысле, другие голосовали, не говоря ничего, потому ли, что они уступили предложениям Кокуса, потому ли, что эти предложения совпадали с их собственными убеждениями. От депутатов, державших себя независимо, властно требовали объяснений, или, чаще всего, не выслушав провинившихся, ассоциация выносила резолюции осуждения или порицания. В некоторых случаях такие конфликты достигали большой степени остроты и вызывали чрезвычайный шум. По этому поводу В.Форстеру суждено было еще раз оказаться в первых рядах тех, кто требовал независимости от Кокуса. После конфликта с Кокусом Форстеру вновь представился случай стать одним из официальных вождей либерализма; когда Гладстон вернулся к власти, Форстер вступил в его кабинет в качестве министра по делам Ирландии, Но два года спустя, в 1882 году, осуждая новую линию поведения, взятую в отношении ирландского гомруля, он ушел из министерства. Это проявление независимости сделало его одиноким в собственной партии, и, хотя, вообще говоря, Форстер и не искал ее поддержки, он стал «подозрителен». Тогда бредфордский Кокус принялся за него, как инквизитор за осужденного. Он стал жестоко преследовать Форстера, травить его на митингах и собраниях и осыпал его градом порицаний, которые выносились ему по. всякому поводу и под любым предлогом. Форстер спокойно и бесстрастно выносил эту бурю и отстаивал право каждого депутата говорить и голосовать по совести. Но Кокус подстерег его на следующих выборах, Когда момент выборов настал и Форстер пожелал отдать отчет своим избирателям, Кокус сделал все для него возможное, чтобы помешать встрече Форстера лицом к лицу с избирателями. Тем не менее собрание состоялось, и Форстер закончил свою речь там следующими словами: «За одно я благодарю вас больше, чем за все остальное, за то, что все то время, когда я был вашим депутатом, участвовал в управлении страной и в парламентских прениях, я был не просто делегатом вашим, а вашим представителем, поступавшим так, как казалось ему правильным; ни на каких других условиях я не буду служить вам и в будущем», Крики одобрения, энтузиазм огромной толпы, заполнившей место собрания, доказали, что народ способен уважать тех, кто вместо того, чтобы льстить массам, говорит им правду. Но скоро оказалось, что народ не полный хозяин самому себе. Кокус задался целью провалить кандидатуру Форстера, и влияние его оказалось достаточно сильным для того, чтобы его нельзя было игнорировать. Сраженный смертельной болезнью Форстер поручил своим друзьям дело своих выборов. Друзья эти, стремясь оберечь Форстера от горечи последней борьбы, вступили в переговоры с Кокусом и пришли к компромиссу, который положил конец военным действиям. Но, в конце концов, была ли долголетняя война бредфордско-Кокуса с Форстером действительно войной против независимости депутатов? Не была ли она, скорее, борьбой мнений, в которой Форстер был умеренным, почти вигом, в то время как Кокус представлял передовой радикализм, завоевывающий страну? На эти сомнения был дан решительный ответ в Ньюкасле, где Ко-кусу пришлось столкнуться с видным радикалом Джозефом Коуэном. С юности телом и душою преданный делу народа, он неустанно работал над его моральным и материальным возвышением, расточая ему дары своей высокой культуры, приобретенной усиленными научными занятиями, своей горячей демократической веры, а также своего крупного состояния. Страстный приверженец свободы, Коуэн стремился к ее торжеству и за пределами своего отечества и содействовал ему всеми силами. Юношей он завязал отношения с Мадзини47, через него и с другими руководителями европейской революции, эмигрировавшими в Англию после торжества реакции в 1848 г.48 и государственного переворота 2 декабря: с Кошутом, Луи Бланом, Ледрю Роллэном, Пьером Леру, Александром Герценом49, Воспитанный на доктрине старых учителей рационалистического индивидуализма, начиная с Годвина и Пзна, и вдохновляемый их эпигонами, «философскими радикалами», Коуэн был страстным приверженцем индивидуальной свободы, однако без узости манчестерской школы, и поклонником «принципов» без доктринерского фанатизма. Он чувствовал отвращение к оппортунизму, который питается интересом момента, страстью или безумием сегодняшнего дня, модным предрассудком или потворством ненависти, вражде или лести. «Человек должен поступать согласно своим убеждениям, — говорил он, — они самый надежный его руководитель, и они должны были бы быть единственным его руководителем, Подчиняя свое мнение мнению своих товарищей в частности, он должен быть непоколебим в принципиальных вопросах, хотя бы он был один против тысячи». После четверти века работы на берегах Тайна (Тупе) ему было предложено взять на себя представительство города Ньюкасла, и в 1874 году Коуэн вошел в Палату. Вскоре он обнаружил большое ораторское дарование. Но в то же время он оказался Неспособным следовать распоряжениям партии или кого бы то ни было вообще. То он выступал против министерства Дизраэли, то он оказывал ему всем своим огромным дарованием поддержку в •сточном вопросе. Когда ему казалось, что консерваторы неправы он говорил, что они неправы. Когда ему казалось, что они на правильном пути, он говорил, что они правы. Чтобы одна сторона в Палате была всегда права, а другая всегда ошибалась — это казалось ему ложной условностью, и часто гибельной. После падения тори он держал себя так же независимо в отношении либерального правительства: он оказывал ему поддержку, но не всегда. Всякий раз, как ему казалось, что оно нарушает принципы либерализма в отношении ли Ирландии, в отношении ли Египта, или где-либо в другой стране, Коуэн, не колеблясь, выступал против него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|