Окончательное торжество нового порядка
I Сентиментальное движение, порожденное крайностями индустриализма, оставило в глубине души какое-то нездоровое ощущение; как ни смутно и неопределенно оно было, оно все-таки изо дня в день, из часа в час подтачивало старые взгляды, чтобы заменить их новыми, может быть, еще неизвестными. Однако человек больше всего желает получить подтверждение своих взглядов, и ему достаточно услышать одно слово, только одно слово, сказанное авторитетно, чтобы отбросить сомнения. Английское общество 1848-1860 гг. услышало больше чем слово, оно получило или думало, что получило, полное доказательство. За отменой хлебных законов в 1 8 4 б г. и другим значительным мероприятием в области свободной торговли, отменой законов о навигации в 1849 году, последовал необычайный подъем торговли и промышленности. Энтузиазм, вызванный этим мощным движением экономических сил в Англии, значительно повысившим благосостояние всех классов общества, не исключая и рабочих масс, сгладил неудовольствия и воочию показал преимущества свободной игры интересов. Теория со своей стороны придала фактам доктринальное освещение. Манчестерская школ а25 занялась этим для буржуазии. Манчестерцы были людьми, принадлежащими к торговому и промышленному классам, которых меньше всего интересовали абстрактные вопросы, но экономическая структура теории «1а158ег 1шге» привлекла их. Надеясь найти в ее положениях общее разрешение проблем, поставленных практическими потребностями, они почерпали из нее философию, всю свою философию. Согласно манчестерской школе, интервенции в области производства и распределения богатств, безразлично в пользу ли богатых или бедных, наконец, ггее 1гас1е (свободная торговля) между гражданами и нациями, представляли как бы божественный закон («международный закон Всемогущего», по выражению Кобдена)26, распространяющий свое благодатное влияние на материальный моральный порядок вещей, на внутреннюю жизнь страны и международные отношения. Предоставляя каждому возможно более выгодно использовывать свои возможности, свободная конкуренция разовьет в индивиде веру в свои силы, дух мужественной независимости, уважение к самому себе. Направив человеческие силы к мирному соревнованию на промышленной арене, свободная торговля обеспечит мир между народами для вящей славы цивилизации и ее непрерывного прогресса. Эта доктрина была не в чем иным, как переводом для пользования коммерсантов и промышленников, вульгатой* евангелия рационалистического индивидуализма.
И В тот же период появилась новая версия этого евангелия, которая показалась новым откровением, С высот философии было провозглашено в форме, которая как бы исключала на будущее время возможность всяких сомнений, что понятие свободного индивида — вечная истина, основанная на разуме. Стоящие во главе интеллектуального общества, несколько поколебленные Карлейлем и другими, вернулись к своей вере, укрепились в ней и приветствовали того, кому они этим были обязаны, Джона Стюарта Милля. Доктрина Милля, по существу, была той же Бента-мовской доктриной. Он исходил из той же утилитарной концепции и пользовался тем же методом наблюдения и опыта. Для него также человек может желать и добиваться только того, что ему приятно. Но в виду того, что личное счастье может быть полностью осуществимо только при общем благополучии, эгоизм логически должен превратиться в альтруизм. Милль делает из этого тот вывод, что общество должно предоставить индивиду свободу во всем, что его касается. «Индивид властен над самим собой, над своим телом и духом, и не только в отношении государства, но и в отношении общественного мнения, не менее тиранического, чем государство. Свободный в своем моральном и общественном существовании, он должен быть, по крайней мере, на том же основании свободен и в экономической области, где должно быть общим положением, нарушать которое разрешается только в случае, если этим достигается какое-нибудь большое благо».
Воспроизводя, таким образом, доктрину Бентама, Милль внес в нее некоторые смягчающие поправки, которые, незначительно повлияв на ее сущность и практическое значение, не избавив ее от недостатков, придали ей более либеральный, широкий характер, и это оказало большое влияние, обеспечило ей успех в общественном мнении. Взявши исходным пунктом человеческих Действий чувство удовольствия, Милль оценивает удовольствие не только в отношении качества, но и количества, обосновывает его «чувством достоинства, которым обладают все человеческие существа», и в конце концов выставляет критерием утилитарной морали не наибольшее счастье действующего индивида, как Бентам, а наивысшее общее счастье. Универсальный наследник индивидуалистической политической эко номии. Милль ознаменовывает свое вступление во владение тем, что широко открывает двери своим противникам, не давая, однако, им утвердиться: он отказывается от непоколебимости принципа 1а1й5е2 {шге; более, чем кто бы то ни было из его предшественников, он признает исключения из догмы ортодоксальных экономистов и сам занимает положение теоретика. Он доходит даже до того, что приемлет ересь, отрицающую абсолютный характер собственности, и, наконец, он проявляет предел снисходительности по отношению к своим противникам, социалистам, признавая, что индивидуальная собственность — только один из возможных видов распределения богатств, вид, который может когда-нибудь исчезнуть. Более категорично Милль высказывается относительно идеальной формы правительства; для всякого народа, вышедшего из первобытного состояния, лучшей формой правления является демократический представительный образ правления. Но он сам признает за ним некоторые «недостатки и опасности» и ищет средств против этого.
Даже непоследовательностями своей доктрины он усиливает свой успех, привлекая общественное мнение одновременно объективностью и искренностью, смелостью и широтой ума. Однако, после всех сделанных Миллем уступок, критерием порядка морального, социального и политического для него все же оставался индивид; все политические и социальные отношения рассматриваются Миллем с точки зрения влияния их на индивида*, но интересы индивида им рассматриваются под другим углом зрения, более привлекательным, чем у Бентама; нет того одиума эгоизма, который как бы составлял его сущность. Основа доктрины, таким образом, изменена, как бы обвеяна особым духом великодушной любви к массам, к малым и ничтожным. Везде, в основе всех произведений Милля, под покровом ровной и спокойной логики, подобно бурной реке, протекает тот же мягкий человеколюбивый дух. Все творчество Милля целиком примыкало к формуле Французской революции: Свобода, Равенство, Братство. Но оно ее выражало по старому английскому способу, без патетических жестов, громких восклицаний, сентиментальных излияний. Ничего, кроме рассуждений, изложенных со всей видимостью строгой ___________________________ Индивидуальная свобода должна быть высшим принципом в обществе, потому что «только культивирование индивидуальности произведет или может произвести высоко развитые человеческие существа». Милль предоставляет господствовать в экономическом порядке свободной конкуренции, потому что «быть защищенным от конкуренции, это значит поощрять леность ума», формы правительства оцениваются по тому же принципу. «Первый вопрос в отношении всех политических учреждений состоит в том, чтобы установить, в какой степени они ставят себе целью культивировать у членов общества интеллектуальные и моральные качества». Ответом на этот вопрос и устанавливается превосходство демократии. научности. Язык поразительный по ясности и точности, без вся-кой тени метафизики, общие положения, всегда связанные с соображениями, основанными на самой жизни, с изобилием фактов в обосновании, причем никогда не упускается из виду практическая действительность, результаты. В обществе, которое гордится или, во всяком случае, гордилось превосходством разума над чувствами и умением контролировать разум опытом, язык Милля был лучшим проводником нового социального и политического течения. Милль ввел в русло научной логики чувства, пробужденные в душах Карлейлем, Диккенсом и многими другими. Этим он сделал большое дело. И именно поэтому он стал властителем общественного мнения, в особенности у молодежи, побудил английское общество возобновить заключенный им договор с радикальным индивидуализмом для того, чтобы двинуть общество по его пути — пути отрицания всего, что связано с традиционным порядком вещей, пути политического и социального нивелирования.
III Все как бы сговорилось для того, чтобы способствовать этому идейному течению. Современная мысль не породила других доктрин, которые вступили бы в борьбу с доктриной Милля, и индивидуализм не имел конкурентов в спекулятивной области. Обладая монополией в области мысли, индивидуализм не знал также противодействия в практической действительности: слабо развитая общественная жизнь после победы среднего класса и недостаток политического воспитания в стране не только не были препятствиями к поступательному движению рационалистического индивидуализма, как можно было бы думать с первого, взгляда, а наоборот, скорее благоприятствовали ему: та моральная пустота, которую они оставляли после себя, освобождала место для абстрактных идей. Действительно, политическое воспитание масс недалеко ушло от времени, предшествовавшего Биллю о реформе27. Буржуазия, проявившая в отношении этого акта больше сообразительности и великодушия, чем аристократия, придя к власти, однако, после 1832 г. ничего не изменила. Массы были лишены самых элементарных знаний. В королевстве было немного школ, которые содержались господствующей церковью или частными лицами, Государство не проявляло интереса к общественному обучению; оно с 1833 года только давало субсидии, не превышавшие двадцати тысяч ливров в год. В тех немногих школах, которые существовали, оборудование и обучение были совершенно неудовлетворительны. Практическая школа гражданственности — учреждения — также были недоступны широкой публике и не были посещаемы теми, кто имел к ним доступ. Старое местное самоуправление, как мы видели, было разобрано на части, но не было перестроено, переделано согласно новому по рядку вещей. Средний класс скорее чуждался общественной жизни. Не только муниципальные дела, но даже парламентские выборы слабо его интересовали. Это особенно проявлялось в верхних слоях нового правящего класса, высшей буржуазии. Абсентеизм, вообще очень заметный в избирательных кругах, правильно возрастал вместе с богатством. Полные веры в правительство лорда Пальмерстона28, «консервативного главы министерства вигов», правящие классы Англии спокойно пребывали в своих виноградниках, под фиговыми деревьями. Палата вела мирное и безмятежное существование. Дебаты никого не волновали, и часто заседания отменялись за недостатком кворума.
Подобные периоды апатии и безразличия в жизни обществ как раз и являются наиболее благоприятными для «философов и теоретиков». В той пустоте, которая образуется перед ними, они заполняют пустое пространство своей философией и своими теориями, какова бы ни была их внутренняя ценность; поггог уасш так же действителен в мире идей, как в мире физическом. Избранное английское общество середины XIX века, лишенное возможности действовать, нашло прибежище в мысли. Так что, когда Д.С.Милль выступил со своими крупными работами, внимавшая ему и одобрявшая его публика представляла из себя нечто более значительное, чем та аудитория, к которой могли обращаться двадцать пять или тридцать лет тому назад. Образовалась Молодая Англия, но не та, о которой мечтал Дизраэли: ее стремления относились не к прошлому, а к будущему; она верила в живительную силу, но не социальных традиций, а «разума человека». Над старыми университетами пронеслось новое веяние. Через их готические окна вливался дух философии, критики, истинной науки. Оксфорд, бывший крепостью ортодоксальности, стал теплицей новых идей. К влиянию философии присоединилось также естествознание с его методами наблюдения и точным анализом, переходящим за пределы всякого авторитета. Иностранные влияния и в особенности позитивизм оказали поддержку, Новый исследовательский и критический дух проникал в такие области, которые, казалось, должны были быть для него навсегда закрыты, как, например, теология. Вскоре ничто уже не могло укрыться от сомнений. Все стало предметом обсуждения, спора. Британская флегматичность вносила в этот интеллектуальный процесс нечто вроде бесстрастной суровости, наблюдающейся в анатомическом театре. Вопрос о существовании бога спокойно ставился на голосование, и при этом не раздавалось горячих, красноречивых речей. Небывалая терпимость проникла в общество, всякие смелые, дерзновенные мысли свободно циркулировали. Насмешливый, веселый тон Пальмерстона, ставший модным благодаря ему в парламенте, переносившийся во вне, способствовал со своей стороны тому, что общество как бы было окружено атмосферой легкого скептицизма, бывшего очарованием переходных эпох, о которых Талейран29 сказал: «Тот, кто не жил в последние годы старого режима, не знал сладости жизни». В то время, как скептицизм все больше охватывал общество, и растущее богатство буржуазии раздражало правящие классы, радикальное течение становилось все сильнее. Недочеты и ошибки Крымской войны усилили нападки на существующий строй и боплощавший его дух. Газеты нападали с необычной ожесточенностью на все и на всех, не щадя никого. Отмена налога на бумагу в 1860 г. способствовала значительному развитию дешевой прессы, а вместе с этим духу оппозиции и критики. В литературе отражался тот же дух. Сознание, что Англия была много позади других наций, что вся она была какой-то отжившей, отдававшей плесенью, пробралось в душу, как шипы проникают в тело. Радикальной молодежи казалось, что большинство английских учреждений годны только на то, чтобы быть разрушенными. Эти чувства все крепли и опьяняли надеждами наиболее горячих. Это было тем легче, что дело не шло о том, чтобы немедленно приступить к разрушению и таким образом измерить силу сопротивления, которая могла обнаружиться. Только огромный престиж в парламенте и в стране Пальмерстона, который и слышать не хотел о реформах, заранее обрекал на неуспех попытки к преобразованиям. IV Но в 1865 г. наступила смерть Пальмерстона, и, наконец, можно было вступить на путь прогресса. В каком направлении? Без долгих колебаний радикализм горячо выдвинул вопрос о парламентской реформе. Со времени чартизма30, простодушно верившего в возможность излечить все народные беды всеобщим избирательным правом, эта реформа была самой важной в общественном мнении. Правящие классы, состоявшие из удовлетворенных людей, были враждебны всякому новому расширению избирательного права. Но реформистский пыл, подавляемый годами в спекулятивной области, значительно окреп, и теперь, когда срок ожидания, как казалось, истек со смертью Пальмерстона, он потребовал уплаты по счету. Пребывавшие в застое правящие классы ничего не могли ему противопоставить: у них не было руководящих идей, глубоких убеждений, а следовательно, они были бессильны. Голое сопротивление само по себе никогда не является силой. Объявить себя враждебным какой-либо идее при невозможности сражаться с ней равным оружием, это значит только еще сильнее ее разжечь. Но не более целесообразным является и игнорирование ее. Игнорируя ее, удаляются от нее, —тогда она выступает вперед. Можно остановиться перед ней в позиции нейтралитета: она сосредоточивает на себе внимание, гипнотизирует. Ей оказывают платоническое почтение, приветствуя ее — немедленно становятся ее рабом. Многие политические деятели из партии вигов, охваченные веянием легкого скептицизма эпохи, забавлялись тем, что оказывали «реформе» внимание платоническим признанием ее, полагая, что это не влечет за собой никаких последствий. Но по мере того, как требования народного избирательного права становились все более громкими, самые упорные виги старого толка увидели, что будет трудно или даже невозможно избежать новой парламентской реформы. Тори, деморализованные невзгодами своей политической фортуны, также не могли сопротивляться реформистскому напору. После катастрофы 1846 г.31 они предались глубокому унынию и мучительному страху. Консерваторы, при виде все растущего прилива новых идей, думали, что все уже кончено, что неумолимый фатум увлекает Англию в пропасть радикализма и демократии. Действительно, кадры консервативной партии даже несколько расширились, значительное благосостояние страны после 1846 г., имевшее следствием увеличение числа довольных людей среди городской буржуазии, толкнуло многих из них в консервативный лагерь. Все эти фабриканты, коммерсанты или разбогатевшие лавочники, называвшие себя консерваторами, не имели традиций, за которые они могли бы уцепиться и защищать их со страстью. Но взамен они принесли с собою торговый, деловой дух. Между этими двумя настроениями - - деморализацией, с одной стороны, и агрессивным энтузиазмом, с другой — встал арбитр под тем предлогом, чтобы вынести правильное решение, а на самом деле для того, чтобы завладеть спорной вещью на правах третьего лица — плута, перехитрившего обе стороны. Это были политические партии. После того, как в 1846 году они истощили все крупные вопросы, разделявшие их, они жили со дня на день, проводя время в бесплодных спорах кондотьеров. Истощенные, почти разорившиеся, они жили в течение последних лет в кредит на счет Пальмерстона. Чем будут жить они теперь? Почувствовав, наконец, несмотря на недостаток чуткости — свойство всех ультраумеренных партий — что «реформа в воздухе», виги подумали, что расширение избирательного права может иметь и хорошую сторону, что новые избиратели, обязанные им своим правом вотума, могут увеличить их ряды и влить в истощенную партию как бы новый источник молодости. Но именно эта вероятность и наполняла отчаянием консерваторов, тем временем пришедших к власти: она была как бы похоронным звоном над ними. Их изобретательный лидер Дизраэли принял тогда серьезное решение для того, чтобы вырвать почву из-под ног своих конкурентов: он предложит массам реформу от имени партии консерваторов, предварительно обработав ее в консервативном духе, «в духе национальных привычек и традиций», а не «абстрактных принципов и общих доктрин». Народные демонстрации, вызванные вскоре после прихода к власти консервативного министерства, были достаточны для того, чтобы запугать членов пар ламента, враждебно относившихся к расширению избирательного права, хотя страна, в целом, оставалась спокойной и даже равнодушной. Полагая, что торжество радикализма неизбежно, тори и виги бешено помчались к нему, соперничая друг с другом в быстроте. Выступив со своим биллем реформы, Дизраэли торжественно заявил, что парламент должен быть представительством не численного большинства, а интересов; для того, чтобы дать правильное отражение настроений в стране, нужно, чтобы отличительным свойством избирательного права было не единообразие, а разнообразие избирательных квалификаций. Он утверждал, что Англия была и будет страной классов, служащих противовесом один другому, и что каждый из них должен был иметь в парламенте влияние не пропорционально количеству голосов, им представляемых, а соответственно его социальной ценности, культурному уровню, материальному достатку для того, чтобы ни один класс не мог подавить другой исключительно своей численностью. Для того, чтобы оформить эти идеи, Дизраэли в своем проекте хотя и понизил избирательный ценз, признавая право вотума независимо от условий ценза за различными группами избирателей, выдвинувшихся в научной или практической деятельности, и предоставляя двойной голос некоторым налогоплательщикам, но установил другие условия, ограничивающие право вотума. В то же время билль, отвергая всякую «искусственную симметрию» в образовании округов, предоставил места в парламенте только некоторым крупным городам, оставшимся без представительства, и сохранил по одному депутату за важнейшими городами, владевшими уже этим правом, Ни один из этих «тормозов и противовесов» против демократии не устоял против натиска партий. Либералы, у которых не было вовсе желания тащиться в хвосте, высказались против реформы в предложенных условиях, объявив все «ограничения» билля несправедливыми и оскорбительными. Тори боялись оттолкнуть от себя новых избирателей нетерпимостью, и, «приспособившись к обстоятельствам», по выражению Дизраэли, они, под руководством своего ловкого вождя, шли от уступки к уступке. Все ограничения принесены были в жертву. Избирательное право просто было предоставлено всем квартирным хозяевам в городах, а также и жильцам, нанимающим комнаты с годичной арендной платой в 250 франков. При распределении парламентских мест между округами принцип населенности получил гораздо более широкое применение, чем это предполагалось по биллю, возражавшему против «искусственной симметрии». Каковы бы ни были взаимно перекрещивающиеся мотивы и расчеты у консерваторов и либералов, вдохновлявшая их идея была целиком идеей упрощения, нивелирования. Принесены были в жертву избирательные квалификации для того, чтобы, по возможности, достигнуть единообразия; вместо того, чтобы поддерживать традиционное «равновесие властей», точно определяя составные элементы избирательного корпуса, их не разграничивали. Для избирательного права в городах имущественный ценз был почти упразднен, и голосом пользовались даже жильцы меблированных комнат; при этих условиях парламент уже определенно из представительства интересов превращался в представительство масс: городские массы становились носителями, главным образом, политической власти, и Англия становилась демократией. «Абстрактные принципы и общие доктрины», которым Дизраэли хотел противопоставить «национальные привычки и традиции», являлись, таким образом, победителями по всей линии. V В момент, когда Билль о реформе 1867 г.32- должен был стать законом, бентамизм мог сказать себе: Мипс сИппШз зепдип Шит. Наиболее видные его представители, Д.С.Милль и Г.Грот, увидели наступление торжества рационалистического индивидуализма в политическом строе. Однако их радость была далеко неполной. Уже в течение продолжительного времени они оба, в особенности Милль, были охвачены серьезной заботой о будущих судьбах индивида в обществе. Они требовали политического освобождения индивида; но если в силу того права, на котором они основывались, это освобождение на равных основаниях произойдет в отношении всех членов общества, если свобода будет предоставлена всей массе индивидов, то каким образом отдельный индивид сможет отстаивать против них свою автономность? Не явится ли она западней и не будет ли отдан индивид во власть тирании, может быть, еще более тягостной, чем та, от которой его освобождали? «Я пережил, — говорил Грот в 1867 г. по поводу Северо-Американских Штатов, — свою веру в способность республиканского правительства служить уздой для низких страстей большинства нации, и я полагаю, что республиканский строй может быть столь же деспотическим, как власть Наполеона I». Милль не ждал конца своей жизни, чтобы предаться подобным размышлениям. Их первоисточником для него явилось чтение Демократии в Америке Токвилля33. «В этом замечательном труде, — рассказывает сам Милль, — преимущества демократии были выявлены способом более убедительным, потому что он был более аргументированным, чем все те, которые я встречал в писаниях даже наиболее горячих демократов; и в то же время специфические опасности, угрожающие демократии, рассматриваемой, как правительство численного большинства, также были вполне освещены и искусно проанализированы». Чем более Милль эмансировался от узости бентамизма, тем более его беспокоила мысль о положении индивида по отношению к массам. «Там, где общественные силы действуют в одном только направлении, справедливые требования индивида в крайней опасности. Власть большинства благотворна, поскольку она носит оборонительный характер, а не наступательный, поскольку она умеряется уважением к человеческой личности и к превосходству культивированного разума». Но как достичь того, чтобы большинство было вооружено для обороны и бессильно для нападения? Милль думал, что, «при познаниях нашего века Монтескье34 нашел бы разрешение проблемы и что возможно, что нам предназначено получить ее от Монтескье нашего времени, от г. Токвилля». Годы протекали, а из Франции все не поступало рецепта исцеления. Наконец, Милль решил, что он нашел его в проекте своего соотечественника Томаса Хэра (ТЬотав Наге) «о личном представительстве». «Это новое открытие в искусстве политики, потому что план г. Хэра есть не что иное, как открытие, — говорит Милль в своей Автобиографии,-- внушило мне, как и всем рассудительным людям, принявшим его, новые надежды и больше доверия в будущее человеческого общества, потому что оно освобождает форму политических учреждений, к которой явственно с непреодолимой силой стремится цивилизованный мир от основного порока, грозившего свести на нет его преимущества или даже, в конце концов, сделать их сомнительными. Меньшинство, поскольку оно остается меньшинством, не значит ничего и не должно значить при избрании; но, если допустить те поправки, в силу которых всякая группа голосующих, достигающая определенного числа, может послать в представительное собрание представителя по собственному выбору, меньшинство уже может приниматься в расчет, Независимое мнение, таким образом, проложит себе путь в национальные советы и заставит себя выслушать, что часто является совершенно недостижимым при теперешних формах демократии. Законодательное собрание, состоящее теперь исключительно из людей, являющихся просто представителями значительных политических и религиозных партий, в котором совершенно не встретишь независимых умов, включит в себя "наиболее выдающихся, известных людей, которые будут туда посланы, помимо партии, избирателями, ценящими их личные заслуги». Идея Хэра не была совсем новой, но в том виде, как он ее воспринял и формулировал и как Милль ее изложил, она действительно являлась крупным событием в истории мысли и искусства политики. Это была первая и наиболее серьезная и, по настоящее время, практически единственная попытка организации численного представительства в демократии. В этом предложении впервые проявилось сознание новых условий, в которых должен был отныне функционировать представительный режим; выяснилась необходимость заменить прежние социальные связи, Уже распавшиеся, свободными, добровольными узами: охранить индивида от нового господина, суверенного народа, обосновать политический строй на этической базе с соблюдением справедливости в распределении власти между членами суверенитета и освобождения избирательной жизни от узости и коррупции, господствующих в традиционных партиях. К сожалению, наблюдалась диспропорция между предложенным средством и целью. Как ни изобретательно было проектируемое усовершенствование избирательного механизма, оно само по себе не обеспечивало того морального действия, в котором нуждалось новое политическое общество; та справедливость в политических отношениях, которую он как будто обеспечивал, была, главным образом, арифметической справедливостью; как бы ни было вероятно и благотворно психологическое воздействие, которое новый избирательный способ должен был оказать на избирателей, оно могло быть только косвенным, а следовательно, весьма ограниченным, во всяком случае достаточно ограниченным, чтобы не охватить само по себе всей политической жизни. Но, не учтя этого, Милль схватился за систему Хэра со всей силой своего гения, вынес ее в общественную жизнь, привлек к ней внимание престижем своего имени и, в конце концов, ввел ее с собой в парламент, куда он тем временем вступил. Когда обсуждение билля о реформе приближалось к концу, Милль предложил прибавить к нему статью о личном представительстве. Согласно поправке, представленной им в заседании 30 мая 1867 г., общее число поданных во всем королевстве голосов в те же выборы, деленное на 658 (количество подлежащих избранию депутатов), определило бы необходимый для избрания одного кандидата минимум голосов, причем, все количество голосов, поданных за одного кандидата даже в нескольких округах, складывалось и записывалось на его счет, и в том случае, если оно равнялось указанному частному голосов, полученных в своей избирательной коллегии или в нескольких путем сложения, кандидат получал звание депутата. Избиратели имели бы возможность указать нескольких кандидатов по степени их предпочтительности для них, но голос каждого избирателя был бы зачислен за одного кандидата; если же он уже получил количество голосов, превышающее необходимое частное для того, чтобы быть избранным, излишние голоса были бы занесены на кандидатов, не достигших сразу частного, все время соблюдая порядок указанной предпочтительности, до тех пор пока не было бы избрано 658 депутатов. В речи, которую произнес Милль в обоснование этой поправки, он очень убедительно доказал, что предложенная мера не преследует никаких партийных целей, что она не только не имеет целью допустить одну партию к подавлению другой, но что она спасет тех, которые рискуют быть уничтоженными; что она будет средством против природного порока всякого представительного образа правления, заключающегося в том, что потерпевшее поражение меньщинство остается без представительства и даже большинство на местах не получает правильного представительства, так как избиратель поневоле должен выбирать между кандидатами двух больших партий, выдвинутых интригой или навязанных коррупцией. Исключение меньшинства под предлогом, что мнение меньшинства, потерпевшего поражение в одном избирательном округе, победит в другом, противоречит представительной системе, имеющей целью обеспечить представительство не партий, но граждан. Нужно, чтобы каждое мнение значительного количества избирателей имело своих прямых представителей. Предложенная мера вполне удовлетворила бы консерваторов, стремящихся к тому, чтобы все оттенки мнения нашли свое отражение в представительстве; она также соответствует демократическим принципам, требующим, чтобы каждый был представлен и притом на равных началах. Эта система сделала бы возможным представительство рабочего класса, но она в то же время явилась бы предохранительной мерой против господства этого класса, как и всякого другого, и таким образом принципам ложной демократии были бы противопоставлены принципы истинной демократии. Это выступление Милля прошло мимо ушей его коллег, не исключая и либералов, и палата при общем молчании уже собиралась похоронить размышления величайшего мыслителя своего века, когда со скамей тори встал с целью поддержать Милля молодой депутат, пользовавшийся уже значительным парламентским положением. Это был виконт Грэнборн35, занявший впоследствии пост первого министра Англии под именем маркиза Солсбери. Он признавал, что зло, указанное Миллем, существует, что масса, наделенная избирательными правами, поглощает всякое местное влияние и заменяет его влиянием комитетов и профессиональных и избирательных; однако он не мог не указать, что зло не в меньшей степени, чем этот рецепт, должно быть приписано Миллю и школе, к которой он принадлежал. Как ни пикантно было соглашение последовательного тори, каким был виконт Грэнборн, с апостолом радикализма, оно было, тем не менее, логично. Милля беспокоила участь абстрактного индивида, которому грозило быть подавленным численным большинством, тори же думали о своих старых избирателях, т.е. о конкретных индивидах, которые будут поглощены при новой избирательной системе. С тех пор, как вопрос об избирательной реформе был в повестке дня, они употребляли всю свою изобретательность, чтобы найти средства в известной мере обезвредить Расширение избирательного права. Их усилия были направлены на два пункта: разнообразие оснований избирательного права и особенно однородность избирательных округов, чтобы таким образом спасти то, что можно было, от прежнего единства и социальной связи, которые были фундаментом власти прежнего правящего класса. «Если бы народу оставили его естественных лидеров, если бы избирательные округа были правильно образованы, не было бы основания опасаться со стороны избирателей скверного выбора, и не было бы надобности в специальном представительстве меньшинства». Виконт Грэнборн ясно видел, что все эти намерения были только благочестивыми пожеланиями в распавшемся обществе, где традиционные связи были навсегда разрушены, где прежнее политическое оружие заржавело; тогда-то он мужественно схватился за вновь изготовленные Миллем доспехи для абстрактного индивида с целью вооружить ими своих людей. Речь виконта Грэнборна произвела впечатление, его поблагодарили за то, что он своим вмешательством спас Палату от большого поражения; но Милль, в виду враждебного настроения парламента, взял обратно свое предложение. Через месяц этот вопрос снова встал в Палате по инициативе Роберта Лоу, внесшего поправку, согласно которой, в каждом избирательном округе, выбирающем больше, чем одного депутата, избиратель, голосуя по количеству мест, может все голоса отдать за одного кандидата или распределить их между несколькими. Дебаты на этот раз развернулись. Встретив горячих противников в лице Дизраэли и Джона Брайта36 — знаменитого оратора, одного из вождей развившегося в ту пору либерализма, поправка была отвергнута. Но сторонники представительства меньшинства были более счастливы в Палате лордов. По инициативе лорда Кэрнса (Са1гпз) Верхняя Палата прибавила к биллю о реформе статью, в силу которой в двенадцати избирательных округах, посылавших по три депутата (1пгее согпегеё), избиратель не мог голосовать более, чем за двух кандидатов, а в городе Лондоне, избирающем четырех депутатов, более, чем за трех кандидатов; последний мандат должен был обязательно достаться меньшинству, если считать его за треть (или за четверть для города Лондона) всей избирательной массы. Когда билль вернулся в Палату общин, новая, введенная лордами статья, встретила сильное сопротивление. Джон Брайт опять выступил со свойственным ему талантом и внес предложение об отклонении ее. Речь вовсе не шла о том, утверждал он, чтоб дать представительство меньшинству, но обуздать демократию, отобрать у населения больших городов часть его представительства; обеспечивая заранее место меньшинству, делают бесполезной борьбу за большинство, и в политической жизни образуется застой, задеваются права партии в отношении большинства, подрывается жизненность избирательной системы. В 1832 г., когда собирались упразднить «гнилые местечки», Веллингтон37 спрашивал с наивным изумлением (Ьо\у уя!1 Ше ктд'з доуегптеп! Ье сагпес! оп) «как будет функционировать королевское правительство?» Брайт говорил теперь то же самое: как можно получить в палате солидное большинство, если так упорно заботятся о меньшинстве? Это было постоянным предметом жалоб традиционного правления партий, с 1846г. поражен ного серьезным внутренним злом, на которое личное представительство повлияло, как раскаленное железо. После оживленных дебатов Палата общин согласилась принять поправку, голосованную лордами. Принцип представительства меньшинства получил законную санкцию, хотя и в очень смягченной форме и в незначительных размерах. Но оппозиция против него не прекратилась. В частности, Брайт остался непримир<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|