Начало партийных организаций 2 глава
Бирмингемские радикалы объявили кумулятивному голосованию такую же войну, как прежде ограниченному избирательному праву. Но хитроумное распределение голосов между кандидатами на этот раз оказалось слишком сложным и потому не удалось, и вместо того, чтобы захватить в свои руки весь совет, как они того желали, радикалы оказались в совете в меньшинстве. Престиж либеральной ассоциации оказался, таким образом, подорванным, ее организация распалась — однако лишь для того, чтобы возродиться в новых формах, с новой силой и открыть эру блестящей деятельности, чреватой последствиями для политической жизни страны в целом. Два человека выступили в это время на сцену в Бирмингеме. Люди весьма неравных достоинств, честолюбия и возможностей, перед которыми открывалось различное будущее, они больше чем кто-либо другой способствовали изменению характера внепарламентской политической жизни. Одним из этих людей был Шнедгорст (У.5сппас1г1огз1:), новый секретарь либеральной ассоциации, другим — Джозеф Чемберлэн41, ставший вдохновителем организации. Избранный в 1873 г. мэром города Бирмингема, Чемберлэн был блестящим представителем группы выдающихся людей, по воле случая встретившихся в этом городе. Все они были передовыми радикалами. Большей частью деловые люди, умные и деятельные, они отнюдь не были переобременены излишней начитанностью. Важное место занимали в этой группе несколько священников-унитаристов, воодушевленных великодушным избыточным энтузиазмом и возводивших каждый вопрос на высоты морали и цивилизации. Гуманитарное рвение и гражданские чувства одних, так же как стремление других, составивших состояние, войти в общественную жизнь, нашли себе одинаково благодарную почву в бирмингемском муниципалитете. Несмотря на возраставшее благосостояние города, все в нем было неудовлетворительно: от уличных мостовых до санитарного состояния жилищ. Люди, объединившиеся вокруг Чемберлэна, возымели честолюбивую мысль поработать над благоустройством города. Для этого надо было стать хозяевами положения в муниципальном совете. После энергичной избирательной кампании они этого достигли. Водворившись в муниципалитете, Чемберлэн и его друзья организовали целый ряд общественных работ для оздоровления и украшения Бирмингема. Это была деятельность, подобная той, которую Гаусман развернул в Париже42.
И В этом деле Чемберлэна и его друзей поддерживало сплоченное большинство, не раз уже подвергавшееся испытанию на верность. Его создала организация либеральной партии, доведенная до редкого совершенства трудами Шнедгорста, исключительно даровитого организатора. Каждый житель города, хотя бы он и не пользовался избирательным правом, мог вступить в члены ассоциации. Не была обязательна и уплата членских взносов. В каждом участке все члены партии выбирали на открытом митинге комитет, который имел право кооптировать неограниченное число новых членов. Над всеми участковыми комитетами находился общегородской исполнительный комитет, в состав которого входили по должности председатели и секретари всех участковых комитетов, а также делегаты от участков, избранные на общественных собраниях, и сверх того члены, кооптированные обеими группами участников комитета. Наряду с этим исполни законодательным органом существовало собрание с функциями совещательными: генеральный комитет, состоящий из всех членов исполнительного комитета и специально избранных представителей участков. Всего генеральный комитет насчитывал около 600 членов, и обычно его так и называли «шестьсот», Он как бы воплощал бирмингемскую демократию. Говорили, что руководство партией вверено ему потому, что партия доверяет народу. Однако в действительности доверие было вовсе не так беспредельно, как об этом говорилось. В самой сложности устройства ассоциации крылись меры предосторожности против «народа». Власть органов, управлявших ассоциацией, не исходила непосредственно от народа. Из 11 членов распорядительного комитета всего 4 назначались «советом шестисот»; две трети составляли члены по избранию исполнительного комитета; этот же последний, в свою очередь, насчитывал в своей среде кооптированных членов, а в выборной своей части состоял из членов, избранных комитетами, часть участников которых кооптировалась остальными. Конечно если бы участковые комитеты, составлявшие основу этой организации, избирали своими делегатами людей непреклонной независимости, то всякая попытка управлять ими свыше была бы обречена на неудачу, Но ловкость руководителей организации в том и заключалась, что они становились хозяевами участковых собраний и заставляли их избрать тех делегатов, на которых можно было рассчитывать.
Став хозяевами ассоциации, Чемберлэн и его друзья не превратили, однако, своего положения в орудие личного господства; они вдохнули в ассоциацию живую кипучую жизнь. Вслед за ними, и главным образом по настчщнию Чемберлэна, лучшие представители партии вошли в ассоциацию, приняв звание членов «совета шестисот». Они установили постоянное общение с массами при помощи митингов, собраний, личных разъяснений по вопросам общественного значения и, т.о., поддерживали интерес к общественной жизни. Та же группа, собравшаяся вокруг Чемберлэна, отдавая общему делу свой личный труд, с не меньшей готовностью предоставляла и свои денежные средства. Каждое общественное начинание могло наперед рассчитывать на их симпатию и поддержку. Таким образом, они блестяще доказывали, что руководство общественной жизнью, составлявшее величие старой Англии, могло осуществляться к общему благу не одними лэндлордами и не только в духе отеческого снисхождения аристократии ко всем остальным гражданам.
Так как Чемберлэн и его друзья действовали под фирмой либеральной ассоциации, то приобретаемый ими, вполне законно и справедливо, авторитет как бы принадлежал ассоциации и так как люди, стоявшие за ассоциацией, были также во главе каждого общественного начинания как в муниципальном совете, так и за пределами его, то в сознании населения легко возникало некоторое сомнение. Чемберлэн и его друзья не делали ничего для того, чтобы рассеять это недоразумение, наоборот, они старались укрепить представление о том, что ассоциация есть источник и необходимое орудие общественного блага. В политической области отождествление интересов муниципальных с деятельностью ассоциации имело другое важное последствие: ассоциация была организацией либеральной, значит, в делах ее могли участвовать только те, кто разделял либеральные идеи. Консерваторы оказались изгнанными из общественной жизни Бирмингема. Они были выбиты со всех позиций в местном самоуправлении, из всех выборных органов, даже тех, которым был чужд какой бы то ни было политический характер, из благотворительных учреждений и советов по усовершенствованию школ. Либералы, входившие в состав ассоциации, отклоняли от себя всякую ответственность за это: избиратели предпочитают либералов консерваторам, можно ли требовать от либералов, чтобы они поддерживали консервативные кандидатуры? И затем, говорили они, дело преобразования города могло быть осуществлено только муниципалитетом, который располагает подавляющим большинством и не боится партийных интриг. В действительности же подавляющее большинство на выборах в городской совет нужно было вдохновителям ассоциации еще и для иных целей — для законодательных выборов. Приобщение консервативно настроенных сограждан к своим муниципальным планам лишь наполовину удовлетворило бы главарей ассоциации. Успокоение умов, как следствие этого приобщения, должно было смягчить остроту политической борьбы за места в парламенте, которые либералы намеревались целиком оставить за собой. Изгнанные либералами консерваторы были вынуждены уйти восвояси. Неизменно называя их «врагами», либералы разнуздали чернь. Банды приверженцев ассоциации врывались на митинги консерваторов и производили там шум и беспорядок. Это делалось так методически, что консерваторы были принуждены отказаться от устройства общественных собраний в Бирмингеме.
Расчет либералов на политические услуги ассоциации оказался безошибочным. Ее кандидаты прошли на законодательных выборах без сучка и задоринки. Сам Чемберлэн был избран в 1876 г. Дисциплина среди избирателей была безупречная; «силы, которыми располагает либеральная ассоциация, это не какие-нибудь буйные вольнонаемники, это армия дисциплинированных людей, привыкших идти сомкнутыми рядами», — так заявляли с чувством удовлетворения главари ассоциации. Но не один Бирмингем должен был воспользоваться благами этого совершенного орудия. Бирмингемские деятели повели во всей стране кампанию пропаганды, всячески восхваляя свою ассоциацию. В частности, Чемберлэн и Шнедгорст посетили один за другим все главнейшие города королевства, везде пропагандируя «Бирмингемский план». После небольших частных собраний, состоявших из наиболее влиятельных или наиболее активных людей, они излагали этот план на публичных митингах. Пропаганда велась весьма деятельно. Наряду с видными своими членами, ассоциация посылала в разные места эмиссаров, которые скрывали свои титулы, чтобы работать с большим успехом. Почва была, впрочем, для этого достаточно подготовлена. Тайная подача голосов, Ьа11о1, введенная в 1872 г., очень скоро, после значительного увеличения числа избирателей, предоставляемых, таким образом, в день выборов собственным склонностям, сильно затруднила руководство выборами без предвыборных соглашений, без более или менее сплоченной организации. Но что еще говорило в пользу «Бирмингемского плана», это поражение либералов на общих выборах 1874 г., приведшее в Палату впервые с 1841 г. огромное консервативное большинство. Либералы, которые считали вечным свой договор со страной, не могли опомниться от изумления и, как это обыкновенно бывает с побежденными партиями, искали причины избирательной катастрофы отнюдь не в собственном поведении, а усматривали их главным образом в том, что они были плохо организованы. «Бирмингемский план» притязал на верное восполнение этого недочета. Поэтому в целом ряде городов были спешно организованы по примеру Бирмингема «сотни», «триста», «четыреста» и т.д.
III Новые либеральные организации весьма шумно выступили на сцену. Поводом к этому послужили события, развернувшиеся в 1876—78 гг. на Востоке и живо интересовавшие Англию. Правительство Дизраэли43, следуя традиционной до того времени политике Англии, склонялось на сторону Турции против России, вступившейся за дело своих угнетаемых славянских единоверцев. Известия о болгарских зверствах вызвали в Англии громкий крик ужаса, и горячий протест против турецкого варварства пронесся из одного конца страны в другой; новые либеральные организации поспешили сделаться выразительницами этого возбуждения, которое они тотчас же обратили против своих политических противников, стоявших у власти. Они обвиняли консервативное правительство в моральном соучастии с турками. Главари либеральной оппозиции в Палате, которые, по правилам игры, должны были руководить осадой враждебной партии, были более сдержанны в нападках на правительство. Такое поведение лидеров, принадлежавших к умеренному либеральному течению, глубоко возмущало радикалов и энтузиастов. «Сотни», отражавшие настроения этих последних, были неутомимы в организации про-тивотурецких митингов, выносивших враждебные правительству резолюции. Бирмингемская ассоциация поддерживала и даже подстрекала их. По ее указанию, другие ассоциации созвали в несколько дней более 150 «митингов негодования».
Стройность, с которой ассоциации вели все это движение, давала отдаленное представление о том, чего их деятельность могла бы достигнуть, если бы она была всегда скоординирована и подчинялась единому импульсу. Идеи такого рода уже зрели в сознании главарей бирмингемской организации. И когда «план» оказался принятым достаточным числом городов, то Шнедгорст нашел, что настал момент слить ассоциации в единую организацию. Циркуляр Бирмингемской ассоциации, обращенный ко всем либеральным организациям, построенным на «представительных началах», предложил этим организациям прислать в Бирмингем делегатов для обсуждения проекта их объединения. Около ста ассоциаций ответило на этот призыв, и 3 1 мая 1877 г. в Бирмингеме открылась конференция под председательством Джозефа Чемберлэна. В хорошо построенной речи Чемберлэн доказывал пользу и необходимость новой организации, указывая, что при данных политических условиях стало необходимым «ввести массы (весь народ — 1Ье реор!е а! 1агде) в советы партии и дать им место в управлении ею». «Отсюда новый строй Бирмингемской ассоциации. Страна покроется сетью ассоциаций, построенных на однородных основах, а все они будут объединены организацией, которая образует подлинно либеральный парламент за пределами законодательных учреждений, парламент, избранный не как эти последние учреждения, а всеобщим голосованием. Его задачей будет не столько утверждение нового либерального, как сообщение либеральной политике большей определенности и большей решительности действий. События последних лет слишком ясно доказали, что официальные лидеры последними отдают себе отчет в состоянии общественного мнения. Целью и заслугой новой организации явится придание общественному мнению силы и выразительности». Оба центральные пункта этой речи: право «народа» на непосредственную инициативу в выборе людей и мероприятий, с одной стороны, и несостоятельность традиционных лидеров, с другой, были еще более подчеркнуты в горячей речи следующего оратора — В.Гарриса, автора «Бирмингемского плана». «После распространения избирательного права на городские массы недопустимо, чтобы лидеры продолжали выписывать на население провинции векселя с оплатой их в форме агитации по определенному поводу через два месяца. Народ должен сам решать, по какому поводу и когда начинать агитацию. Вот это-то дело агитации «со всем авторитетом голоса нации» и возьмет на себя предполагаемая федерация». Таким образом, с образованием Бирмингемской федерации внеконституционная организация, не раз выступавшая на политической арене Англии, вступала в новую фазу: возникал в качестве постоянной организации «парламент за пределами имперских законодательных учреждений», противостоящий государственной власти, установленной конституцией, и опирающийся на более широкую базу, чем Палата общин, построенная на ограниченном избирательном праве, То выразитель, то возбудитель общественного мнения, свободный парламент брал на себя все дело политической агитации по всем вопросам, как возникшим, так и могущим возникнуть впредь; к органам власти исполнительной и власти законодательной в политическом строе страны присоединялся новый орган -- агитационный. Этот проект организации, который влек за собой столь глубокое изменение в функционировании государственной машины, почти не подвергался обсуждению. Демократический энтузиазм, воодушевлявший собрание, заставил смолкнуть немногочисленные возражения и оговорки. Проект был принят, и Национальная Федерация Либеральных Ассоциаций, вскоре названная для краткости Национальной Либеральной Федерацией, была учреждена. IV Формальная сторона учреждения Федерации была закончена, но это было, так сказать, только поднятием занавеса. Самая пьеса должна была быть разыграна в тот же вечер — это был публичный митинг с участием Гладстона44 в качестве главного оратора. Знаменитый государственный деятель приехал, чтобы самому быть восприемником новой Федерации. Вскоре после поражения либеральной партии на выборах 1874 г. Гладстон оставил руководство партией, решив положить конец своей долгой политической карьере и употребить остаток своих дней на приготовление к великой минуте, когда он предстанет перед вечным судьей, Ему назначили преемника лорда Гартингтона (Наг1тд1оп), который официально принял бразды правления партией. Но при строгой организации парламентских партий, управляемых каждая одним главою, и притом пожизненным, к которому непрестанно обращаются все глаза, нелегко уйти в политическое небытие тому, кто с блеском выполнял обязанности лидера целые годы. Уйдя, он для партии и страны остался Гладстоном, как отрекшийся от престола король остается его величеством. К тому же ему и самому нелегко было привыкнуть к тому скромному существованию, на которое он себя обрек, покаяние и молитва не больше могли наполнить его существование, чем Карлу V жизнь его в монастыре святого Юстина. Его бурная душа, волнуемая воспоминаниями о сотнях битв, только ждала случая, чтобы снова вспыхнуть: зверства в Болгарии заставили Гладстона выйти из уединения. Полный гнева и негодования, он в ряде пламенных, взволновавших глубокие слои английского народа речей обличал жестокость Турции и гнусность правительственной системы, обрекавшей христиан на насилия со стороны дикой орды. В этой ораторской кампании Гладстон окончательно стал властелином души английского народа, какому не было равного ни до, ни после этого. Благодаря покровительству, оказываемому Гладстоном Федерации, последняя пожала плоды престижа его огромной власти, и притом в момент, когда популярность его достигла апогея. Участие Гладстона в открытии новой организации сообщало этому провинциальному союзу национальное значение и, что было не менее важно в то время, снабжало его печатью подлинного либерализма. Учреждая организацию для общего руководства либерализмом, основатели Федерации отрицали авторитет официаль НЬ1Х лидеров партии, но, имея на своей стороне Гладстона, они прикрывались авторитетом истинного главы либерализма. Пред огромной аудиторией, численность которой определяли 30 000 человек, Гладстон восхвалял новую организацию и народный принцип, принятый в Бирмингеме. Указав, что либеральная партия нуждается в организации больше партии тори, воплощающей начало политической неподвижности, Гладстон в красноречивых словах говорил о роли города Бирмингема в деле проведения Билля о реформе и приветствовал Бирмингем за то, что Он «поднял знамя порядка в либеральной партии». Ни о роли Федерации, на открытие которой он приехал, ни о программе, которую она ставила перед собой, ни о сфере влияния, на которую она притязала, ни о тактике ее в отношении лидеров партии и освященного традицией конституционного порядка вообще — Глад-стон не сказал ни слова. Он перешел к восточному вопросу, и скоро все собрание было охвачено горячим энтузиазмом, какой обычно вызывала каждая из его речей. В жизни Федерации запечатлелся факт, что крещение она получила от главы английского либерализма. Общественное мнение не замедлило обратить внимание на новую организацию, и вскоре завязалась оживленная дискуссия в прессе и на «платформе». Естественно, что прежде всего эта тема подверглась партийной полемике. Бирмингемская система притязала быть орудием победы для либеральной партии. Этого было достаточно для того, чтобы консерваторы посмотрели на нее весьма неблагосклонно. Лорд Биконсфильд, изливая на противников свой сарказм, бросил по адресу их новой организации кличку «Кокус», которая в истории американских партий давно связывалась с представлением о маневрах и ухищрениях беззастенчивых избирательных дельцов и о политической коррупции. Брошенная премьер-министром, подхваченная эпиграммами кличка «Кокус» сразу стала приобретать право гражданства в Англии и превратилась в общепринятое название новой либеральной организации.
Глава четвертая РАЗВИТИЕ КОКУСА I Стремясь к расширению влияния либеральной Федерации в стране, бирмингемские деятели, возглавлявшие Федерацию, с жаром вели пропаганду. Шнедгорст продолжал поездки по стране для ознакомления населения, в самых лестных выражениях, с образцовой ассоциацией и для указания на пользу учреждения новых ассоциаций по ее образцу. Гладстон был, со своей стороны, неистощим в похвалах Бирмингемской систем Г Кокус распространялся на один город за другим, иначе говоря, этих городах возникали по всем правилам представительные ассоциации. Очень часто эти ассоциации начинали свою карьеру при полном равнодушии масс. Иногда массы просто не интересовались ни непосредственным участием народа в делах партии, ни прекрасными речами, в которых этого участия добивались; в других случаях «план» казался им подозрительным, потому что они не доверяли «буржуа», которые его пропагандировали. Но во многих местах система была встречена массами хорошо, и ее спешили применить на практике. Поведение традиционных лидеров, принадлежавших к господствовавшим прежде классам, было также очень различно. Одни, видя в новых ассоциациях подлинное средство к усилению влияния партии, приняли их полностью, Другие, хотя и не питали большого энтузиазма к демократическим организациям, считали, однако, более благоразумным не подымать шума; они вошли в новые ассоциации или даже помогли их возникновению. В этих случаях они естественно оказались во главе их. Третьим претил отказ от власти в пользу масс. Там, где их влияние не было решающим, их недовольство обошли молчанием и основали ассоциации по Бирмингемскому плану; но это было не всегда достаточно для того, чтобы обезглавить «лидеров» и заставить исчезнуть старые местные Кед181га1лоп 5ос1еиез или ЫЬега! Ай8ос1а(:юп8, и во многих местах оказались существующими две соперничающие ассоциации, из которых у каждой была своя особая клиентела. В центральной организации этот дуализм был еще более явно выражен. Бирмингемская Федерация притязала на руководство делами партии, но старое учреждение парламентского кнута с его бюро продолжало существовать. Как ни была велика его вера в свой авторитет, оно принуждено было признать, что перед ним выросла новая соперница, и инстинктивно оно отступало пред этой силой, как перед морским приливом. По молчаливому соглашению, оно отказалось в пользу этой новой силы от всех центральных округов, столицей которых был Бирмингем; оно уступило также и Лондон, но Федерация не намеревалась ограничиться этим, она вторгалась в другие части королевства, водружала там свое знамя и оставляла свои гарнизоны в виде представительных ассоциаций. Все более теснимая Кокусом, организация парламентского кнута уходила в себя и все более и более сжималась в качестве организации с явно выраженным «вигским» характером, который ей сообщила сама история английской либеральной партии. Каждый шаг вперед, сделанный по Бирмингемской системе, был шагом вперед по территории старого либерализма; каждый жест, каждый акт новой организации был угрозой или нападением на подлинный «вигизм». Бирмингемское движение везде обнаруживало более или менее скрытый антагонизм между вигами и радикалами и обостряло его. II В старом либерализме было два основных элемента: парламентаризм и индивидуализм. Один был историческим вкладом вигов, другой принесли с собой политическая экономия, философия и промышленная революция. Борясь против неограниченной власти короны, виги утвердили здание парламентаризма, поддерживаемые своими аристократическими друзьями и вассалами, стоявшими за ними в стройном порядке, основанном на социальной дисциплине. Когда средний класс, желая вступить в политическую жизнь, присоединился к вигам, им пришлось приспособиться, примениться к характеру пришельцев и их умственным склонностям, взращенным на идеях индивидуальной свободы и свободы торговли. Аристократы-виги освежили в этих «принципах» свои старые аристократические титулы, в то время как либеральная буржуазия признала их право на традиционное лидерстве и, охотно полагаясь на их политический опыт и престиж, незаметно втянулась и в круг их социального влияния. Из этого слияния образовался комплекс политических взглядов и чувств, которые, начинаясь в многочленных последовательных своих оттенках почти у границ «торизма», с одной стороны, и доходя почти до радикализма — с другой, в среднем представляли тип, одинаково отдаленный от обеих крайностей, свободный от их недостатков, но нередко чуждый и их достоинствам. Основное положение «вигизма», выработанное в борьбе с короной, а именно, что никому не должно быть дано неограниченных прав, оправдывало в глазах либерала его преклонение перед умеренным и координированным правлением, которое он называл английской конституцией, и наполняло его отвращением к якобинскому духу. Авторитарность во всех ее формах и со всеми последствиями, безразлично, поражает ли она государство или индивида, внушала ему ужас, оскорбляла не только его идеи, но еще больше его чувствительность. Любовь к свободе была ему привита воспитанием и привычками, он любил не как страстный любовник, подобно классическому радикалу, а скорее как дилетант. Свобода скорее ласкала его эстетическое чувство человека хорошего вкуса, чем зажигала пламя в его сердце. Огонь, согревший его душу, горел ровно и хорошо поддерживался прикрывавшим его слоем золы, но никогда не превращался в жгучее пламя. Вдумчивый, хотя и не мыслитель в собственном смысле слова прежде всего уравновешенный, он нелегко поддавался увлечениям. Спокойный и сдержанный, он часто казался холодным, а не надо и прямо кичащимся вереницей своих дворянских предков или грудами золота, заработанного коммерческими делами. Питая при всем этом крепкую веру в здоровые принципы, особенно политической экономии, «некоторые из которых математически доказуемы», он соединял с аристократической спесью или плутократической самоуверенностью интеллектуальную гордость доктринера или тупое самодовольство полуученого. Эти чувства, в соединении с духом личной независимости в хорошем смысле этого слова, делали его мало доступным изменчивым влияниям «мнения». Во всяком случае, он не признавал за ним неограниченных прав, ибо не признавал неограниченных прав вообще. Тем более претило ему искать или делать вид, что ищет, вдохновения на улице, на общественной площади; к удерживавшему его от этого чувству личного достоинства присоединялось некоторое презрение, страх перед толпой, пред чернью. С другой стороны, приученный к социальным условностям и к компромиссам делового мира, он естественно применялся к партийным комбинациям и легко подчинялся требованиям, которые они выдвигали. Уравновешенность ума, хладнокровие, умеренность, вкус или привычка к компромиссам — либеральный виг слишком хорошо знал, что обладает всеми этими драгоценными политическими качествами, и потому был слишком склонен считать себя рожденным для дела управления, и понятно — властвование было одновременно его правом и долгом. Ради осуществления права он соглашался на уступки, которые охотно считал жертвами долгу, и, естественно, стремясь избежать жертв, он вкладывал в осуществление своего права особый дух ревности и исключительности, державший на расстоянии втершиеся чуждые элементы. Однако барьер, который воздвигал вокруг себя вигский либерализм, скорее, возбуждал нападавших и, вместо того чтобы служить прикрытием, подвергал либерализм опасностям. Бирмингемский радикализм, прорвавшийся словно сквозь брешь, атаковал старый либерализм по всей линии. Провозглашая несостоятельность каких бы то ни было традиционных лидеров и требуя для «народа» права, в качестве первой и последней инстанции, определять и устанавливать линию политического поведения, новый либерализм отрицал всю доктрину вигов, он повергал в прах это прекрасное и остроумное правительственное сооружение, где все части, уравновешивая одна другую, совершали некоторое планомерное и непрерывное движение. Вигской терпимости он противопоставлял ревнивую и исключительную веру, выражавшуюся формулой «вера в народ», и доказательством этой веры для него служила единственно солидарность с численным большинством народа или с теми, кто считал себя его представителями. Мало любя дисциплину, которой требовала такая вера, виги питали еще большее отвращение к энтузиазму, непрерывным потоком изливавшемуся «сотнями» на своих митингах, например по поводу восточных дел. Они не доверяли политическому сентиментализму или, как говорили их враги, отрицали влияние нравственного чувства в области политики. Самая резкость голосов, шум, излишняя жестикуляция членов Кокуса оскорбляли их, они были или считали себя слишком джентльменами, чтобы переносить их. Виги получили предложение очистить место; они занимали его лишком долго; они были не чем иным, говорили им, как группой, генетически стремившейся к власти; им перестали быть понятны стремления и потребности нации. Они были неспособны руководить ею. Напрасно умеренные протестовали, утверждая, что им еще предстоит сыграть большую роль. Ничто не указывало на то, чтобы развитие демократического духа достигло степени, которая оправдала бы введение радикализма. Можно сколько угодно водружать красное знамя демократии, говорили они, но старые социальные условия от этого не исчезнут. Преступление умеренных, или, как их называют, вигов, заключается в том, что они твердо держатся принципов, игнорируют демократические страсти данной минуты и учитывают постоянные интересы и свободу нации. «Для нас вопрос не в том, что популярно, а что разумно и справедливо, и мы считаем одной из обязанностей государственных людей разбивать народные иллюзии хотя бы ценою власти и положения». Все эти доводы защиты были в глазах радикалов ни чем иным, как признанием собственной вины. И так как умеренных, как и вигов, представляли их официальные лидеры, то Кокус объявил войну традиционным лидерам и фатально перенес ее с удвоенной силой на умеренных вообще, III Несомненно, что во многих местах новые организации и помимо восточных дел, волновавших великодушные чувства масс, вызвали большой гражданский энтузиазм и честный искренний интерес к общественной жизни. Но не менее верно и то, что этот порыв требовал руководства, а руководство часто отсутствовало. Не трудно было воспроизвести бирмингемскую организацию, гораздо труднее было найти людей, по достоинствам равных тем, которые ею руководили, и тот общественный дух, который они умели создать и поддержать. Вожакам радикального движения обыкновенно не хватало основного достоинства лидеров: чувства меры. С другой стороны, умеренным людям, поспешившим присоединиться к Кокусу и принадлежавшим, главным образом, к господствовавшим прежде классам, слишком часто не хватало энтузиазма и искренности для того, чтобы оказывать благотворное влияние на массы. При самых благоприятных условиях им Удавалось, благодаря умеренности и такту, сдерживать энтузиастов и поддерживать мир среди представителей различных оттенков в партии. Там, где таких людей не было или новые политические слои были более непримиримы, Кокус, группировавший 'округ себя всех передовых горячих членов партии, скоро становился фракционной крепостью для группы, полной сектантского Духа, и Кокус был тем более нетерпим и притязателен, что на родная форма его организации давала ему повод выдавать себя за единственного и законного представителя либеральной партии Этот дух Кокуса не замедлил сказаться в осуществлении им своей первой задачи: в назначении кандидатов для парламентских выборов. Согласно Бирмингемской доктрине, ни один кандидат не должен был быть выдвинут помимо Кокуса. Исключения не составляли и депутаты, которые желали быть переизбранными на новый срок. То обстоятельство, что Кокус часто представлял лишь часть партии, и притом наиболее страстную, наиболее горячую, не способствовало обеспечению ему общего сочувствия, и притязания новых организаций вызвали живой протест. Одно из выражений протеста, благодаря высокому положению лица, от которого оно исходило, нашло себе громкий отклик во всей стране. Конфликт произошел в Бредфорде между Кокусом и одним из депутатов города В.Форстером, знаменитым либеральным государственным деятелем. Форстер представлял город Бредфорд в парламенте в течение восемнадцати лет. Но с некоторых пор небольшая группа избирателей, вдохновляемая религиозной страстностью, объявила ему непримиримую вражду. Она не прощала ему роли, сыгранной им в создании системы народного образования. Когда Форстер стал министром народного просвещения в первом кабинете Гладстона (1868—1874 гг.), в Англии все еще не было организовано начальное образование народа. Попытки его организации разбивались о фанатизм различных религиозных групп, которые не могли сговориться о постановке религиозного образования. Форстер мужественно взял дело в свои руки и провел, в качестве компромисса, закон, введший обязательное светское обучение везде, где на это соглашалось население. Государственные субсидии продолжали выдаваться частным школам при условии преподавания вероучений до или после других уроков, причем ученики были свободны получать или не получать в школе религиозное образование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|