Начало партийных организаций 1 глава
Между тем партии схватились за то же оружие, которым боролись с ними: внепарламентские организации. Движение началось с опозданием. В течение долгого времени партии существовали собственно только в парламенте; в стране они едва ли существовали помимо лиц и фамилий, их воплощавших. Избиратели являлись только личной свитой соперников, объявивших друг другу дуэль, они были их вассалами или продавались им в день вотума за деньги. В графствах держатель следовал за своим лэнд-лордом. Мелкие земельные собственники, более независимые, вращались обычно в орбите крупного феодала, простиравшего свое влияние на всю округу. Многие из местечек были в непосредственной зависимости от территориальных магнатов, последние или владели ими на правах собственности, или оказывали наследственное влияние. Большинство других городов продавалось на выборах целиком или частями, Лица, заставлявшие себя избирать в депутаты благодаря своему территориальному влиянию или влиянию своих патронов или покупавшие свои места на наличные, были действительно независимыми от избирательного корпуса. Парламентские партии потеряли бы свое время, пытаясь воздействовать на избирателей. Прежде всего — и это было самое важное — правительство и оппозиция должны были обеспечить себя депутатами. Когда парламентские категории не доставляли достаточно сторонников правительству или оппозиции, последние подкупали непосредственно за свой счет парламентские местечки или поддерживали из своих средств политических друзей, участвующих в избирательной борьбе. Этими операциями управляли мгшр, которые были в парламенте в каждой партии и тогда, как и в настоящее время.
Этимологическое значение слова \\гшр — хлыст, кнут; на охотничьем языке оно означает охотников, вооруженных хлыстами и направляющих стаю собак за зверем. Применяемый по аналогии к бегу партий на парламентской арене, этот охотничий термин приобрел в политическом употреблении более сложное значение. Вероятно, более кратким и точным определением было бы следующее: режиссеры трупп, играющих поочередно парламентскую комедию, — режиссеры, не директора. Эта последняя роль выполняется лидерами, премьер-министром или одним из его кол-5Г. если он не заседает сам в Палате Общин, и лидером оппозиции. Оба вождя действуют открыто и ответственны перед обществом. Кнуты, назначаемые лидерами, работают в тени и неизвестны широкой публике. Лидеры определяют в главных чертах. Деятельности, а в значительных случаях выступают лично. Кнуты, посвященные лидерами во все тайные планы намеченной деятельности, обеспечивают выполнение ее и неотступно следят за артистами, чтобы каждый был на своем месте и своевременно исполнил выпавшую ему роль, безотносительно к тому, важная это или неважная роль, или даже роль статиста. Пролагая себе путь в разных кругах вне парламента, кнут может следить за настроением умов в партии; он дает об этом отчет лидеру, подавляет в самом начале попытки к бунтарству, сообщает членам партии виды лидера и те его планы, в которые последний полагает возможным или нужным его посвятить. Авторитет кнута только моральный, он зависит от его положения и такта. Он должен знать каждого члена партии, его сильные и слабые места, как его задобрить хорошими словами, улыбкой, увещаниями, дружескими предостережениями или другими приемами. Он каждый день проделывает чудеса любезности, терпения, стойкости с единственной целью осуществить мечту каждого кнута: сохранить партию единой, спаянной, в состоянии боевой готовности.
Выполнение этих функций требует чрезвычайно большой гибкости, но в наши дни оно совместимо с абсолютной честностью. Вначале, наоборот, это свойство было бы совершенно неприемлемым, так как эта должность была создана с целью коррупции депутатов в криминальном смысле этого слова. Министры покупали членов большинства своей партии, передавая им деньги из рук в руки; у них была даже в Палате касса, куда депутаты приходили получать плату за свой вотум после голосования. Первый лорд казначейства, будучи обременен работой, учредил в 1814г. должность политического секретаря казначейства, который должен был помогать ему в этих финансовых операциях. Этот секретарь получил наименование, потому что в качестве агента коррупции он распоряжался ра1гопаде, т.е. назначением на правительственные должности, Должности на таможне, почте и по взиманию косвенных налогов были той мелкой монетой, которую правительство по требованию депутатов раздавало их избирателям. Распределяя между членами партии их пайки, вел их на голосование, как стадо, подгонял их и стал для них человеком с хлыстом, Противной партии ничего не оставалось, как установить у себя ту же дисциплину и завести должен был обеспечить правительству большинство по возможно более дешевой цене. Довольно долго, во всяком случае до вступления в парламент Питта40, он непосредственно вступал в сношения с депутатами и подкупал их индивидуально. Когда очищение парламентских нравов значительно ограничило, хотя и не совсем отменило эти соглашения, Ра1гопаде зесге1агу и его у1з-а-У1з в другой партии — кнут оппозиции покупали избирательные коллегии, чтобы обеспечить парламентские места для своих друзей, которые должны были голосовать по приказу. Вот как функционировала парламентская партийная организация, представленная кнутами вне парламента.
II Только после реформы в стране образовались постоянные партийные организации. Причиной этого был акт 1832 г. и в особенности его положения, касающиеся избирательных листов. До 1832 г. совершенно не было регистров избирателей. Чиновник, председательствующий при избирательных операциях, проверял при баллотировке даже звания граждан, приходивших голосовать. Таким образом, баллотировка для выборов одного депутата в парламент тянулась месяцы. Но так как с увеличением числа избирателей вследствие реформы эта процедура становилась невозможной, законодатель, санкционировав расширение избирательного права, в то же время принял меры к составлению избирательных списков. Актом 1832 г. обязанность хранения этих списков возлагалась на попечителей над бедными в приходах (оуегзеегз оГ 1Ье роог), которые ежегодно избирались мировыми судьями из местных жителей для распределения и взимания налога на местное общественное призрение. Ввиду того, что каждая недвижимость, расположенная в приходе, облагалась в пользу бедных, арендаторы с наемной платой не менее десяти ливров, которым билль о реформе предоставил право голоса, обязательно должны были фигурировать в списке оуегзеегз. Что касается лиц, пользовавшихся избирательным правом на других основаниях, оуегзеегз должен был публично вызвать их записаться. Каждый избиратель имел право обратиться к оуегзеегз с требованием (с1а1т) вписать свое имя, если его пропустили, или заявить протест (оЪ]ес1юп) против включения граждан, не имеющих на то соответствующего права. Споры, возникавшие таким образом, переносились на рассмотрение судьи по выборам (ге\пзтд Ьагпз1ег), адвоката из сословия, назначаемого ежегодно верховным судьей округа, чтобы руководить палатой регистрации, в которой стороны выступали, как в суде при рассмотрении гражданского процесса. Кехазтд Ьагпз1ег имел право закрыть избирательный список по принятии всех обоснованных заявлений и протестов. Решение можно было обжаловать в парламентский комитет, ас 1843 г. в палату в общее судебное заседание.
Эта система, в значительной мере основанная на частной инициативе, была рассчитана на то, что будет проявлен значительный интерес, который и обеспечит правильность избирательного регистра. В действительности избиратели проявляли полное безразличие. Интересовались регистром только депутаты или кандидаты оспаривавшие друг у друга округ. Понятно, ведь им не стоило 'обращать в свою веру, рекрутировать сторонников, если те своевременно не установили своих прав избирателей. Соперничаю-- кандидаты были заинтересованы в том, чтобы помочь избирателям переступить через формальности, лишающие их права голоса. Это новое положение, созданное актом 1832 г., вскоре стало очевидным, и с этого времени партия выступила против избирательного регистра. Заброшенная публичной властью, регистрация стала как бы брешью, через которую организованные партии, до того ограниченные пределами парламента, проникли в округа и распространили постепенно на всю страну сеть своей организации.
Партийные приемы, установившиеся с этой целью после 1832 г., не были единообразными. В некоторых местах регистрация еще долго должна была зависеть от частной инициативы, проявлявшейся случайно, в зависимости от местных условий обычно под давлением и за счет заинтересованных депутатов или кандидатов. Но в нескольких округах появились «общества регистрации». Уже в 1832 г. они существовали в разных местах. Эти общества состояли из сторонников партии, делавших взносы с целью помочь в расходах по регистрации. Понятно, в первую очередь фигурировали там люди, известные в партии, и они-то и вносили наибольшие суммы. Служащие в К.ед1з1га{доп зоаеНез собирали сведения относительно данного избирателя, сносились с оуегзеегз и выступали перед ге\азтд Ъагпз1ег, чтобы поддержать требования своих единомышленников и опровергнуть требования политических противников. Количество членов первых Кед1з1-гаНоп зоаеНез было, кажется, незначительным. Некоторые избиратели, особенно из коммерсантов, не склонны были афишировать свои политические симпатии, чтобы не оттолкнуть от себя клиентов, не разделяющих их взглядов. Угроза по адресу лавочников лишить их клиентелы, если они будут вотировать за другую партию, была в то время одним из наиболее распространенных и действительных способов пропаганды. Вследствие этого в Кед1з1га1юп 5ос1е11ез были тайные члены, которые делали взносы, но не фигурировали в списках. По той же причине многие избиратели отказывались быть внесенными в избирательный регистр и заранее лишали себя права голосования. III В первые годы после издания Билля о реформе создались также центральные организации партий, влияние и деятельность которых распространялись из Лондона на всю страну. В первую очередь это основанный консерваторами. Политические клубы существовали в Англии и раньше. Их происхождение восходит к XVII веку. Но довольно долго они не оформлялись официально. Это были более или менее открытые собрания в кафе или тавернах, где беседовали о политике, предаваясь чревоугодию с обильными возлияниями. Настоящие клубы, как мы их понимаем теперь, т.е. имеющие собственное помещение и официально зарегистрированных членов, появились только в девятнадцатом веке. Основанные с целью постоянного удовлетворения П0требности в общении и комфорте, клубы, в их новой форме, вскоре должны были стать операционной базой для политиков.
В ходе агитации за Билль о реформе, когда в Бирмингеме и в других местах видные сторонники реформы образовали свои «политические общества», тори почувствовали потребность теснее сомкнуть свои ряды. С этой целью они основали в 1831 г. который одновременно должен был быть клубом и центром объединения и политической деятельности. План клуба удался. Члены парламента одной и другой Палаты, начиная с лидеров и кончая совершенно неизвестными членами, встречались, совещались друг с другом, давали или получали директивы. Местные лидеры, провинциальные нотабли, приезжавшие из Лондона и желавшие видеть крупных партийных деятелей, были уверены, что найдут их в, и там они могли с ними беседовать на началах равенства и даже интимности. Зарождавшиеся таким образом отношения и бывшее их результатом влияние устанавливали связь избирательных округов с, тем более крепкую, что она была невидимой. Политический комитет, образованный в недрах клуба, поддерживал правильные сношения с ассоциациями или местными агентами; он стимулировал избирательную регистрацию. Либералы не замедлили уяснить себе ту роль, которую играл, и в 1836 г. они учредили, который, в свою очередь, вскоре стал штаб-квартирой либеральной партии. Партия имела также свой политический комитет с теми же функциями. Кнуты держали все нити как в одном, так и в другом клубе. Там у них было под рукой все их парламентское стадо, и оттуда они могли обрабатывать провинцию, Они не могли теперь этого делать так, как во времена, когда они покупали парламентские местечки; не было открытого рынка; но в клубах установилось нечто вроде избирательной «биржи труда». Жаждущие парламентских почестей обычно входили в состав СагНоп или Кегогт с!иЬ; людей, склонных к политике, в стране было немного, и кнуты знали не только всех, но знали их политические стремления и возможности. Люди из провинции, которым не хватало кандидатов, могли их набрать в Лондоне, в клубах, при посредстве кнута. Около кнута был главный агент партии, который особенно следил за избирательным положением в округах. У этого главного агента были корреспонденты во всем королевстве. Благодаря получаемой им информации, он был в состоянии даже помочь своими указаниями кнуту и в общем также лидерам партии, В то время, когда провинциальная пресса не имела особенного значения, местная жизнь была мало известна, и избирательная ситуация в различных частях страны была как бы слегка в тумане даже аля политических деятелей. Главный агент партии должен был в этом разбираться, и поэтому на него смотрели как на нечто вроде избирательного оракула. IV Со временем почувствовалась необходимость в более методических приемах, и, кроме того, стало неудобно заниматься партийными делами в самом клубе, так сказать, под веселую руку. Либеральный кнут Бранд тогда (в 1861 г.) образовал независимую центральную организацию под названием ПЬега! гед!з1гаиоп аззоааНоп, состоявшую из членов, принятых комитетом и плативших взносы в несколько ливров. Ее главной задачей, как указывало ее название, была избирательная регистрация. Она способствовала образованию К.ед181га1юп йос1еиез, посылала им инструкции, формуляры, давала им советы по деликатным правовым вопросам и занималась разысканием по всему королевству не имеющих местожительства и направлением их для записи в избирательный список соответствующих округов. Весьма многочисленные, составляющие не менее 15% к общему числу избирателей, избиратели, не имеющие местожительства, были всегда серьезной поддержкой в избирательных кампаниях. До 1832 г., при значительно ограниченном избирательном праве, когда относительная ценность одного голоса была гораздо более значительной, иногда прибегали к поискам ои!уо1егз за границей, их заставляли приезжать из Голландии и Франции. Кроме регистрации ассоциация также рекомендовала парламентских кандидатов. У нее было их много — всяких оттенков и на все вкусы; не оказывая давления на избирательные округа, она играла роль честного маклера. Ассоциация не тратила ничего не выборы, кандидат нес все издержки. Если он был беден, но его избрание в депутаты было в интересах партии, кнуты его снабжали всем необходимым, у них были суммы, полученные от набобов партии, и они ими располагали безотчетно. Консервативная партия образовала центральную ассоциацию на тех же основаниях. Учитывая значение общественного влияния, главного избирательного рычага консервативной партии, центральное бюро тори поддерживало тесные отношения; если они не являлись единым организмом, у них была одна душа. Движение, начавшееся после издания Билля о реформе, за образование местных партийных организаций продолжалось неравномерно, в зависимости от места и времени. Пример был дан либералами. Консерваторы, как только они вышли из оцепенения, в которое их ввергла реформа, последовали за ними. Наиболее известный государственный деятель партии, сэр Роберт Пиль, несколько раз обращал внимание партии на важность регистрации. «Борьба за конституцию, - - говорил он, - - будет развертываться \ палатах регистрации». Это означает, как сказал он однажды, что девизом должно быть: «Регистрироваться, регистрироваться, регистрироваться», т.е. требуйте, чтобы вас записали, записывайтесь. Послушные этому совету консерваторы позаботились так-же о том, чтобы создать общество наблюдения за регистрацией для того, чтобы обеспечить единство в своих рядах. Либеральные организации носили обычно название ЫЬега! гед1з1та1:юп зос1еиез или иногда ЫЬега! аззоааИопз. Организации консервативной партии пышно именовались «Лояльные и конституционные ассоциации». Агитация против хлебных законов значительно способствовала образованию регистрационных обществ. Когда кампания пропаганды, предпринятая Кобденом и его друзьями, сильно развилась, Лига, с целью переработки идейной силы в силу политическую, начала проводить мобилизацию избирательного корпуса для намеченных общих выборов. Она приняла меры к образованию в избирательных коллегиях комитетов или обществ регистрации, которые, при помощи официальных и иных указаний партийного центра, позаботились о том, чтобы внести в регистр сторонников Лиги, После 1846 г. уже не было таких горячих сражений в бюро регистрации. Некоторые ассоциации прозябали из-за безразличия избирателей и недостатка фондов. Случалось также, что между партиями происходили соглашения, и тогда они распускали своих людей, ликвидировали и бросали на произвол судьбы избирательные регистры. Бывало и так, что, когда партия имела в округе подавляющее большинство, другая партия отказывалась от борьбы, и существование становилось бесполезным. Но там, где влияние партий колебалось или где шансы противника повышались, ассоциации той и другой партии усиливали бдительность. V В стадиях, следующих в избирательном движении за изготовлением регистра, -- выборе кандидатов, деятельности, разворачивающейся при выборах для того, чтобы провести своего кандидата, значение ассоциаций неравномерно. При выборе кандидатов оно ничтожно. Ассоциации или их комитеты знакомились с кандидатами, представляемыми центральной лондонской организацией, или частными лицами, или, наконец, самими кандидатами, которые предлагали свои услуги, и делали о них представления избирателям. Ассоциации и комитеты, состоящие из лиц, нашедших нужным объединиться, не имели мандата и не добивались. Их рекомендация имела то же значение, что и личное влияние-- их членов. Это влияние определялось их социальным положением, состоянием, степенью образованности или ловкости. Хороши ли они были или плохи, они были естественными дями своего времени. Их малочисленность, понятно, делала из них нечто вроде олигархии, способствовала образованию котегорий и всяким хитрым махинациям. Но, несмотря на это, выбор, хотя и подвергавшийся более или менее часто суровой критике, был далеко не скверным. Эти лидеры не были лишены чувства ответственности. Отклоненный ассоциацией кандидат ни в чьих глазах не являлся связанным этим решением, комитет не ставил себя на место избирательного корпуса. Не получивший одобрения кандидат мог предстать перед избирателями, поддерживаемый своим комитетом. Чтобы обеспечить единство партии перед лицом противника, иногда заранее запрашивали весь партийный корпус относительно соперничающих кандидатур. Арбитраж также был средством избегнуть многочисленных кандидатур, которыми могла бы воспользоваться противная партия. Арбитры рассматривали шансы противников и указывали, кто должен отстраниться. Деятельность, разворачивающаяся в течение избирательного периода для проведения своих кандидатур, велась по старым традициям и выливалась, главным образом, в форму сапуазз. В старом английском избирательном языке этот термин обозначал добывание голосов (Ьпдие ее уо1ез). Сапуазз* состоял из визитов, которые кандидат и его влиятельные друзья делали каждому избирателю округа накануне выборов. В сельских округах, где местное влияние было очень сильно и заранее предрешало исход выборов, сапуаззег не был особенно необходим. Но в городских коллегиях избирательные визиты были правилом. От этой обязанности не были освобождены даже и знатные лица, Тогда, когда политические убеждения не имели никакого или очень малое значение среди массы избирателей, искусство сапуаззег'а, искусство хорошими словами повернуть избирателя в какую угодно сторону имело громадное значение для исхода избирательных сражений. Как всякое искусство, сапуаззтд имело своих великих учителей. Но они получали выучку не в какой-нибудь школе, они рождались, подобно поэтам. Среди наиболее замечательных сапуаззегз, которых знал восемнадцатый век, самым знаменитым был маркиз Уэртон (\уЪаг1оп). Его биограф рассказывает, как он совершал сапуазз для того, чтобы провести одного из своих кандидатов: «Уэртон в сопровождении друзей обходил город, чтобы обеспечить голоса своей партии.,. Войдя в лавку сапожника, он спросил: «Где Дик**?» Женщина ответила, что ее муж ушел за две или три мили отнести сапоги, но его милость может не беспокоиться о нем, она ему не позволит отступить. «Я знаю — ответил лорд, — но я хотел бы повидать Дика, выпить с ним стаканчик». Женщина была в отчаянии, что Дика нет. „да, — сказал его милость, — как поживают дети? Молли, я уверен, уже прекрасная молодая девушка». — «Да, благодарю вас, милорд», — ответила женщина. Его милость продолжал: «А джемми уже носит штаны?» Друг кандидата противной партии, проскользнувший в свиту Уэртона, больше не мог выдержать; он побежал сказать своим друзьям, что всякая борьба бесполезна, что ничто не может устоять перед большим барином, который так твердо помнит возраст Молли и Джемми». Женщины иногда тоже принимали участие в сапуазз и были не менее предприимчивы, когда дело шло о завербовании голосов. Известна история красавицы герцогини Девонширской, которая, делая сапуазз за Фокса, дала себя поцеловать одному мяснику за его обещание вотировать в пользу знаменитого оратора вигов. По мере развития избирательного права, в особенности после его расширения, сапуазз утерял свою поэзию, колоритность; но он тем не менее остался значительным избирательным приемом. И до сих пор, вероятно, правильно, больше рассчитывают на непосредственное воздействие человека, чем на всякие принципы и программы. Единственно, ввиду увеличения количества избирателей, надо было внести больше системы в эту деятельность, для этого понадобилась организация. Общества регистрации представляли готовые кадры. Проникнув в национальную политическую жизнь через брешь несовершенства закона об избирательных списках, общества и ассоциации пугем сапуазз снова попытались покрепче овладеть избирательным корпусом. Система ухищрений в форме сапуазз всякий раз пускалась в ход в начале избирательного периода в форме комиссий и подкомиссий, члены которых посещали на дому всех избирателей. Сапуаззегз кандидатов соперников совершали свои обходы одновременно, одни — по одной улице, другие — по соседней; по всем правилам лояльной войны, в день открытия охоты за избирателем они вступали в соглашение, и обе армии сапуаззегз одновременно пускались в путь, Сапуаззегз отмечали все ответы и ещё до выборов могли определить вероятные результаты вотума. Кроме сапуазз, другой большой заботой комитетов было повести избирателей на выборы. Кроме этих официально установленных Функций, комитеты также принимали более или менее непосредственное участие в операциях по избирательной коррупции, VI Во всем этом партийные ассоциации только являлись продолелями прежних приемов. Только операции по регистру явились как бы оригинальными для ассоциаций, и тут они не замедлили подвергнуться серьезной ответственности. Из партийного духа, и часто с вполне сознательной злой волей, ассоциации старались вычеркнуть из регистра своих противников, имеющих на то законное право, или помешать им записаться и вносила имена своих сторонников, не обладающих правом голоса. Общества регистрации ежегодно предъявляли тысячами протесты против просьб избирателей о внесении их в списки. Их расчет, вполне оправдываемый, состоял в том, что значительное количество лиц противной партии не смогут или не захотят предстать перед судом регистрации для защиты своего права вотума или что они даже не получат уведомления о протесте из-за перемены местожительства и т.д. В то же время общества возбуждали необоснованные просьбы о внесении в регистр. Орудуя таким образом, можно было легко рассчитывать на перемещение большинства. Это верно, что общества противных' партий, взаимно наблюдая друг за другом, контролируя, способствовали, как они это утверждали, правильности регистра. Но среди массы протестов (оЪ]ес1юп8) и требований, которыми забрасывали друг друга партии, проходило много необоснованных, а обоснованные оставались без последствий. При более внимательном анализе надо признать, что деятельность ассоциаций значительно более извращала избирательный механизм, чем регулировала его движение, Таково именно было заключение специального парламентского комитета, назначенного в 1868 г, для расследования регистрации избирателей в местечках. Интересно то, что это мнение разделялось и представителями самих этих организаций. Среди них были просвещенные умы, не поколебавшиеся открыто указать на вмешательство ассоциаций в политическую жизнь. В больших парламентских анкетах 1860-1870 гг. по избирательным вопросам они заявляли, что предоставление регистрации ассоциациям было большим политическим злом... При расширении избирательного права выборы еще в большей степени зависели бы, и теперь уже чересчур зависят, от политических организаций. Это усилило бы власть политических ассоциаций и извратило бы рго 1ап1о естественное выражение общественного мнения. Однако деятельность партийных ассоциаций, возбуждавшая критику, являлась только началом вклинивания между политическим корпусом и конституционным порядком. Расширение сферы деятельности и влияния партийных организаций часто встречалось с опасением. Это было одним из углов зрения, под которым рассматривались вероятные последствия различных избирательных реформ, волновавших общественное мнение с середины века: расширение избирательного права, представительство меньшинства, введение тайного голосования (Ьа11о1). То усиление роли партийных организаций, которого опасались, действительно произошло. Движение протекало под покровительством радикальной бирмингемской демократии, в результате предпринятой кампании против представительства меньшинства.
Глава третья
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОКУСА
Бирмингемские радикалы считали статью Билля о реформе 1867 г. о меньшинствах антидемократической и испытывали живейшее желание парализовать ее действие. Они думали, что этого, может быть, удастся достигнуть при помощи предвыборных соглашений. Но для таких соглашений им казалась необходимой сложнейшая подготовка выборов. Старая организация либеральной партии представлялась им неудовлетворительной: возникшие после 1832 г., были объединениями жертвователей, политических дилетантов, и находились во власти традиционных лидеров, неспособных установить общение с массами, выдвинутыми на политическую арену расширением избирательного права. Бирмингем получил тридцать тысяч новых избирателей. Для того, чтобы победить, говорили противники статьи о меньшинствах, партия должна вовлечь в дело организации выборов всех избирателей, являющихся ее сторонниками, должна заставить их почувствовать, что они борются рго апз е1 гос1з. На эти указания один из радикальных лидеров, В.Гаррис, ответил проектом организации, которая должна была приобщить к руководству партией всю массу ее сторонников: в каждом участке живущие там либералы объединяются и избирают делегата в общегородское представительное собрание партии; избранные непосредственно народом и поддерживающие постоянную связь с населением своих участков делегаты в состоянии одинаково авторитетно определять общее направление деятельности партии и разрешать важнейшие текущие вопросы, в частности, вопросы, связанные с кандидатурами, которые следовало выдвинуть на ближайших выборах. Этот проект, неустанно излагавшийся в одном участке за другим, на одном митинге после другого, был, наконец, принят. Образовавшийся затем либеральный комитет, ввиду приближения общих выборов 1868 г., выдвинул кандидатов на все три депутатские места. Но так как, в силу статьи о меньшинствах, каждый избиратель имел право голосовать не более чем за двух кандидатов, то комитет прибег к следующему приему: при помощи предварительного подсчета центральный комитет установил точное число либеральных избирателей в каждом участке и минимум голосов, который обеспечивал большинство на выборах. Затем каждому избирателю данного участка было предложенно голосовать за указанных ему двух кандидатов, так что каждый кандидат Должен был получить не больше голосов, чем было необходимо обеспечения ему большинства на выборах, оставшиеся же свободные голоса отдавались одному из двух других кандидатов для того, чтобы в конечном итоге каждый из них получил большинство голосов. Один участок голосовал за А и Б; другой — за А и В; третий - - за Б и В; четвертый за А и В и т.д. Переложив на центральный комитет заботу обо всех кандидатурах, избиратель лишался также и права оказать предпочтение двоим из трех выставленных комитетом кандидатов. «Голосуй, как тебе говорят», —-гаков был лозунг. Этой ценой достигалась победа над врагами демократии. Огромное большинство избирателей голосовало, как им сказали, и все три кандидата либеральной партии были избраны вопреки статье, включенной в избирательный закон в интересах меньшинств. «Враги демократии» и «философы», установившие ограничения избирательного права, не пожелали воспользоваться уроком, который им дал Бирмингем, и при первом же случае расширили применение принципа представительства меньшинств. Закон 1870 г. о низших школах, возлагавший руководство школами, содержавшимися за счет плательщиков налогов, на особые выборные советы, ввел для выборов этих советов множественное голосование*.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|