Эволюция системы конвентов 11 глава
Это происходит не потому, что избиратель предпочитает коррумпированного человека; он хочет добра не менее пылко, чем тот господин в «лайковых перчатках», который приходит проповедовать ему политическую чистоту; его инстинкты ведут его не менее настоятельно к тому, что честно, и к тому, что справедливо, но он расценивает честность и справедливость по-своему. По его мнению, человек, который не делает зла своему соседу, а который ему делает добро, не может также причинить зла обществу и городскому управлению. Народный избиратель еще оценивает всякое положение при помощи критерия частной морали и неспособен подняться до морали социальной. Сознательность масс также не предохраняет их от притягательной силы машины. Нужны очень большие усилия для того, чтобы понимать и разрешать выдвигающиеся политические проблемы. Народные умы прекрасно воспринимают рассуждения; здоровый язык находит в них свое эхо; но нужно, чтобы вопросы были хорошо разграничены и ясно поставлены. Поскольку проблема понята, народный избиратель способен проявить гражданское сознание так же, как и всякий другой. Но очень трудно достучаться до него и вызвать в нем доверчивую сознательность к вопросам, приходящим извне; социальная дифференциация, которая развивается в Соединенных Штатах так же, как в странах Старого Света, создает барьер между народом и культурными людьми и все более и более усиливает антагонизм между классами, мешающий общему делу. Существует специальная и очень обширная категория таких темных избирателей, которая создает у многих убеждение в том, что моральная несознательность и невежество этих избирателей используются их руководителями в качестве главной поддержки машины. Это «иностранный элемент», т. е. иммигранты. Явившись из стран с более отсталыми политическими установлениями, где они жили среди вырождения и нищеты, неспособные усвоить сразу нравы и дух американской демократии, эти иностранцы, число которых насчитывается миллионами, немедленно приобретая права американского гражданства, делаются лишь орудием политической деморализации. Однако почти все сознательные люди американского и иногда даже староамериканского происхождения, с которыми я имел возможность говорить как на Востоке, так и на Западе, настойчиво и иногда даже с большим возбуждением возражали против этого положения. Некоторые из них указывали даже на то, что второе поколение иностранных иммигрантов является надеждой страны. Правда, недавно натурализованные граждане в большинстве случаев неграмотны, но пропорция неграмотных избирателей американского происхождения также не менее велика. Бедных иммигрантов легко купить, но бедные коренные жители также поддаются этому соблазну, и даже не только бедные. Я уже имел случай заметить, что избирательная коррупция процветает даже в сельских округах Новой Англии между обеспеченными фермерами, происходящими из пуритан. Многие иностранцы представляют в своем целом великолепные гражданские элементы, как, например, скандинавы и немцы. Даже евреи, избежавшие гетто Восточной Европы, обещают восстановить на американской почве свои гражданские достоинства. Подводя общий итог, оказывается, что иммигранты несколько усложняют задачу демократического управления, но затруднения эти являются лишь временными и относительными. Молодое поколение ассимилируется с замечательной быстротой. Движение, имевшее место в последние годы, против иммиграции в этой стране, всегда открывавшей объятия угнетенным и оскорбленным всего мира, в меньшей степени оправдывается фактами, чем расчетами политиков, которые для того, чтобы показать себя с хорошей стороны, спекулируют на предубеждении грубого национализма, зависти и ревности, вызываемых заграничной конкуренцией в некоторых слоях рабочих. Один образованный американец резюмировал весь вопрос в следующих словах; «Нам угрожает опасность не от осквернения нас иностранцами, но от пренебрежения теми идеалами, которыми живет самоуправление и без которых оно погибает».
IV Естественный хранитель этих идеалов, общественный класс, возвышающийся над народными массами своей просвещенностью и своим богатством, не сумел выполнить своей миссии. Этот класс, который называется в Соединенных Штатах «лучшим элементом», потому что он находится в лучших материальных условиях, предоставляет общественное дело его собственной судьбе. Его отречение обязано многим причинам, которые однако, все сводятся к чрезвычайно материалистическому. духу, которым преисполнены состоятельные и богатые классы, Объединяясь вокруг одной и той же исключительной заботы: «делать деньги», этот класс измеряет всякое положение вещей с помощью единственного критерия: приносит ли это дохо)? Он находит, что политика «не приносит дохода», что не стоит пренебрегать своими делами, чтобы заниматься общественностью, и что более выгодно переносить грабеж машины, чем тратить свое время на борьбу с боссами, в особенности если они соблюдают известные границы. Многие члены «лучшего элемента» мнят себя «слишком хорошими» для политики, она ниже их, она слишком «вульгарна». Они думают, что выполняют свою гражданскую обязанность, когда идут в день выборов опускать в урну список партии; многие же вообще совсем уклоняются от этого. Наиболее «патриотичные» подписываются на фонд партии, но отказываются предоставить в ее распоряжение свою собственную персону и тратить на нее свое время и свои усилия. Кроме того, фетишизм партии, который господствует над умами, заставляет многих весьма почтенных избирателей закрывать глаза на преступления машины; они очень искренно верят, что противоположная партия является очагом коррупции и что их партия совершенно честна. Другие же, более проницательные, ропщут, но опасаются противиться машине на выборах, убеждая себя в том, что «жизнь» партии в опасности и что не время выискивать проступки некоторых представителей организации.
Дух боязливого консерватизма, которым отличается большинство членов «лучшего элемента», заставляет их опасаться неописуемых катастроф, в случае если они выйдут из партийной колеи. Избиратели с философским уклоном мыслей прикрываются тем принципом, что американское правительство является партийным правительством, что партии не могут существовать без организации и что, признавая это, надо платить дань организации. Они хотят видеть в боссе лишь организатора победы их партии и не видят в нем корруптора республики. Другие, более осторожные избиратели удерживаются самолюбием, боясь подвергнуться упреку, который более всего деквалифицирует человека на американской почве: быть мало практичным, быть похожим на профессора колледжа, который невинно воображает, что можно участвовать в политике вне своей партии. Некоторые избиратели проявляют даже такую независимость, что говорят о партии с развязной циничностью, однако, когда подходит время выборов, будучи рабами привычки, они не могут даже решиться вычеркнуть из партийного списка нежелательных кандидатов. Наконец, другие и очень многочисленные избиратели находятся в счастливом неведении всего того, что происходит в партии, всех политических скандалов и злоупотреблений политиков. Они не читают газет, не обращают внимания даже на самые благонамеренные разоблачения, направляемые прессой против машины и против боссов; пресса по своей собственной вине потеряла доверие публики. Рассуждая каждый по-своему или не рассуждая вовсе, эти избиратели «лучшего элемента» все кончают тем, что голосуют за «желтую собаку», выдвинутую машиной. Значительная часть этого класса делает это просто из личного интереса. Это уже не бессознательное или полусознательное попустительство невежественных избирателей, озабоченных своим ежедневным куском хлеба, это холодный расчет людей, которые добиваются благ, находящихся во власти машины. С ее помощью они могут добиться большего успеха в своих коммерческих делах, так же как и в области свободных профессий, и достигнуть тех почестей, которые являются в равноправном обществе Соединенных Штатов непреодолимой приманкой для множества людей. Нельзя себе представить, как много людей стремится «сделаться чем-нибудь», добиться государственной должности, хотя бы на короткое время, либо ради самой этой должности, либо для того, чтобы воспользоваться ею как переходной ступенью. Адвокаты поддерживают дружбу с боссами и не останавливаются перед вступлением в Таммани холл в надежде на какое-нибудь положение: адвоката города, прокурора, судьи, положение, которое дает известность в обществе и может увеличить клиентуру на случай, если придется вернуться к своей прежней свободной профессии. Вполне почтенные и образованные люди, рассчитывающие на государственную службу, доброжелательно относятся к машине: они мечтают о выдвижении в кандидаты. Представители корпораций усердно платят свою дань, как «плату за мир», считая, что они должны прежде всего думать об интересах своих акционеров.
Те, которые не сдерживаются тем, что они рассматривают как свою обязанность или свой интерес, покорно сдаются без борьбы и протеста, по простой привычке или апатии. Традиция, которая поставила в такое выгодное положение режим машины, была нарушена серьезным образом лишь в последнее время, с момента морального подъема, упомянутого выше. Но надолго ли? Непоколебимый оптимизм, являющийся одной из существенных черт американского характера, удовлетворяется тем, что, столкнувшись с беспорядками, вызванными машиной в политической жизни, говорит: «Это устроится», или иначе: «С американцами все устраивается». Его не выводят из терпения даже картины материальных опустошений, производимых политиками, и он довольствуется тем, что говорит: «Мы можем это перенести, «эту» страну нельзя довести до разорения». Что же касается злоупотреблений машины, рассматриваемых с моральной точки зрения, также нет надобности волноваться: они лишь указывают на слабость человеческой натуры; без сомнения, люди не ангелы; «такова человеческая натура, чего же вы хотите». Или же еще, многие граждане, хорошо обо всем осведомленные, решительно закрывают глаза и затыкают себе уши, отрицая очевидность. Можно подумать, что, утомленные постоянным лицезрением боссов, они в одно прекрасное утро решили перестать верить в реальность такого порядка и сказали себе, что это только фантасмагория, которой лишь поддаются расстроенные умы и легковерные иностранцы. Наконец, когда эти граждане, кичащиеся своей дальновидностью, оказываются прижатыми к стене и вынужденными признать, что боссы не совсем мифические существа, они объявляют, что боссизм является венцом всего управления и что без босса был бы хаос.
Вот слова, которые завершают всякую дискуссию и которые выражают интимные чувства членов «лучшего элемента»: босс управляет за них, он их избавляет от скучной обязанности управлять самими собой и дает им возможность свободно заниматься своими частными делами. И вот еще последнее объяснение успеха машины: она является правительством. Она в высокой степени обладает многими качествами, кроме законности ее происхождения и честности ее деятелей: персонал ее лидеров и работников составлен путем естественного отбора и ни в какой мере не формальным способом; они являются представителями большой массы избирателей, они связаны с ней и, в особенности, связаны между собой наиболее тесными узами социальной связи, чувством взаимной привязанности и феодального лойялизма в отношении к своим руководителям; индивидуальная ответственность и личное достоинство являются единственными принципами, которые регулируют их отношения; твердость, энергия и смелость характеризуют все их действия, Они обладают именно теми достоинствами, которых как раз и не хватает обществу в целом, раздробленному, разрозненному, инертному и неизменно трусливому. Такие существенные принципы управления, как отсутствие формализма, индивидуальная ответственность и чувство личного достоинства, как раз противоположны тем, которые общество позволяет машине себе навязывать, как эзотерические доктрины, которые в прежние времена отдавали народ во власть коварных обладателей эзотерической доктрины. Это — управление, но это не то управление народа народом, которое было установлено конституцией. Но если это не народное управление, то каково же оно? В последние годы, которые были свидетелями народного взрыва против могущества денег, часто отвечали на этот вопрос следующим образом: это управле-ние в пользу частных интересов, это коммерческая олигархия, которая владеет страной. Эти недостойные утверждения обоснованы далеко не плохо, тем более что они являются общераспространенными. Изучая пути и средства машины, мы достаточно хорошо обнаружили те финансовые интересы, с которыми она связана и которым она служит. Они не являются, конечно, единственными коррумпированными и даже преступными частными интересами, сопровождающими машины, но они безусловно являются наиболее очевидными и наиболее деморализующими. Они не хотят управлять страной, это не является их главной целью, но, чтобы добиться своего, чтобы удовлетворить свою алчность, они систематически стараются сделаться хозяевами всех государственных административных учреждений. Общая забота о различных финансовых интересах и естественная общность их методов создает между ними сотрудничество, которое распространяется, как паутина, на всю область управления. Они предоставляют наибольший рынок для всех сил коррупции в обществе, и эти силы привлекаются к ним самопроизвольно, в то время как партии предоставляют в их распоряжение честные элементы общества. Хотя эта картина внеконституционного управления, как она была только что изображена, в значительной степени соответствует действительности, однако она в перспективе должна подвергнуться некоторому незначительному изменению: на вершине управления не появится больше босс или политический ринг, но крупный финансовый капитал и крупная промышленность. Боссы окажутся на более низкой ступени в качестве агентов и поставщиков частных интересов и разделят эту функцию с другими посредниками, как деятели парламентских кулуаров (1оЬЬу), банды депутатов или коррумпированных городских советников, за ними же будет стоять центральный комитет господствующей партии или же центральные комитеты обеих партий. Такого рода политический трест, с крупными финансами и с крупной промышленностью во главе, получил значительное развитие за последние десять-пятнадцать лет, не уничтожив, однако, розничной торговли политической коррупции, которой занимаются местные ринги и машины. Они отличаются друг от друга лишь по своим методам. Политический трест, так же как и трест промышленный, не имеет нужды прибегать к грубым приемам мародеров; ему достаточно одной концентрации сил коррупции для того, чтобы с легкостью достичь своей цели: не расхищая народного достояния, он создает для частных интересов обширные источники обогащения посредством новых дополнительных законов или даже использования существующих законов при попустительстве со стороны их конституционных хранителей. Боссы и машины, которые работают над прежним материалом, все больше приближаются к традиционным методам Таммани. Во всяком случае, настоящего правительства нет там, где его предусмотрела конституция.
Глава восьмая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|