Занятие 12. Очищаем свое сердце
Занятие 12. Очищаем свое сердце Разминка «Аналогии». Ведущий предлагает ребятам установить аналогию и придумать пары слов: «злость —злой, доброжелательность—... (доброжелательный)». «Шифровальщики». Дети должны разгадать зашифрованные слова «выйзаботли» (заботливый), «любныйдруже» (дружелюбный). Основное содержание занятия «Чистое сердце». Ведущий рассказывает детям о том, что обувь, одежда человека, его тело могут время от времени пачкаться. Необходимо периодически их чистить, мыть. То же происходит и с сердцем человека. Иногда человек попадает в ситуацию, когда сильно злится, завидует. Обижается на кого-то. И на его сердце накапливаются крупинки злости, зависти, обиды. Они мешают ему любить других людей и быть любимым. Поэтому сердце человека иногда нужно очищать. Ведущий предлагает детям подумать, от каких чувств или качеств они хотели бы очистить свое сердце. Затем выбрать бумагу того цвета, который подходит под чувство или качество, вырезать его ножницами, сделав любой формы. После этого дети очищают свои сердца — рвут вырезанные фигуры на кусочки и бросают в урну. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Сказка про гусеничку (А. Котова) В стародавние времена в одном волшебном лесу на зеленой-зеленой поляне жила-была маленькая желтая гусеничка с голубыми пятнышками. Были у этой гусенички мама и папа, которые очень любили ее и каждый день приносили ей нектар с цветов на соседней поляне. А еще каждый вечер мама купала гусеничку в ароматной росе, которая собиралась в голубых как небо колокольчиках. А папа в это время играл для них волшебные мелодии на скрипке со струнами из тончайшей паутинки.
Когда гусеничка подросла, папа стал брать ее с собой в удивительные путешествия на соседнюю поляну. Во время этих прогулок они бегали, веселились и играли в разные интересные игры. Жизнь казалась гусеничке солнечной, радостной и удивительно волшебной. Но вот в один из погожих летних деньков вместо любимого нектара родители принесли гусеничке маленького братика и сказали: «Посмотри, какой хорошенький милый малыш! Да он просто чудо! » Гусеничка посмотрела на малыша и не нашла в нем ничего чудесного — у него даже голубых пятнышек еще не было. В общем, он был совсем несимпатичным. «И что в нем нашли родители? Он даже играть не умеет, только плачет и вечно чем-то недоволен. С ним же неинтересно! Я же лучше!!! » С этого момента жизнь гусенички сильно изменилась. Родители все реже и реже приносили ей чудесный нектар с соседней поляны, и папа почти перестал брать ее с собой на прогулки. И даже купаться по вечерам ей приходилось самой, так как родители все свободное время уделяли маленькому брату. Гусеничку стали посещать нехорошие мысли. Бывало так, что ей хотелось, чтобы маленького брата навсегда унес с собой паук или чтобы братик просто исчез куда-нибудь волшебным образом. Вот тогда все стало бы как прежде. Родите- ли вновь бы начали играть с ней и опять любили бы ее как прежде. И тогда она не была бы такой одинокой и никому не нужной. Так проходило время, и ничего не менялось в жизни гусенички. Но вот однажды, в пасмурный осенний день родители уехали в гости и оставили гусеничку одну с маленьким братиком. Гусеничка не хотела играть с малышом и решила выйти на улицу. К ее удивлению, братик выполз за ней из домика. Тут внезапно на небе сгустились тучи, поднялся сильный ветер, который подхватил маленького братика и начал уносить его. Гусеничка очень испугалась за малыша, схватила его покрепче и с трудом затащила в домик. Несколько минут дети сидели на полу и молча смотрели друг на друга, потом крепко обнялись и расплакались.
После этого происшествия гусеничка и ее маленький братик подружились и не расставались ни на минуту. Они вместе играли, пили ароматный нектар и ходили гулять на соседние волшебные полянки. На самом деле маленький братик оказался добрым, веселым и забавным. Родители очень обрадовались тому, что их дети подружились, и стали любить их еще больше. С тех пор семья гусенички зажила весело и счастливо, и в их жизни больше не было ни одного пасмурного дня.
Вопросы для обсуждения — Какие мысли стали посещать гусеничку, когда у нее появился младший братик? Почему? — Как ей удалось очистить от них свое сердце? — Были в вашем сердце похожие мысли?
Занятие 13. Какие качества нам нравятся друг в друге Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе». Детям представляют абсурдную ситуацию: сейчас постучат в дверь и в класс войдет большой зеленый крокодил в синей шляпе с полями. Что они будут делать? После высказывания всех вариантов на обсуждение выносятся другие фантастические ситуации: «Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учительница не входит, а впрыгивает на одной ножке... » «Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, маленькая, размером с ластик... » Предложите детям самостоятельно придумать такие ситуации. «Угадайка». Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что нравится в нем его маме. Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети отгадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем — что нравится учительнице в школе и т. д. Ведущему придется оказывать детям помощь в отгадывании.
Основное содержание занятия «Снежная королева». Ведущий предлагает детям вспомнить сказку «Снежная королева»: «В этой сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное казалось дурным и безобразным. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попадая в глаза людям. Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали волшебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, и даже такое, которое человек прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается».
Ведущий первым «надевает очки» и показывает детям, как ими пользоваться. После игры дети могут поделиться своими чувствами, которые они испытывали в обеих ролях: наблюдателей и наблюдаемых. Игру можно повторять, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в такие «очки» можно увидеть все больше хороших качеств. Можно попробовать провести коллективные обсуждения каждого из участников (вся группа «надевает очки» и смотрит на кого-то одного). Далее ведущий предлагает вспомнить все те слова, при помощи которых ребята описывали хорошие качества друг в друге (честный, добрый, веселый и т. п. ), и записывает их на доске. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Кузя (М. Полунина) Жил-был мальчик Боря, у которого было очень много игрушек и среди них — один странный слоненок по имени Кузя. Он вызывал много насмешек своим необычным, нелепым видом. Краска на нем потерлась, на боках были вмятины. Никто с ним не играл. Долго лежал Кузя на дне ящика, горько размышляя о том, почему он не такой, как все, почему с ним не играет Боря и другие дети. Все остальные игрушки — красавцы как на подбор, а он — ободранный, потертый: ни красоты, ни проку. Как ему было обидно! Однажды он оказался в грузовике, который ехал в детский дом. Там живут дети, у которых нет родителей. Слоненок оказался в незнакомой компании, и здесь, как всегда, нашлись и доброжелатели, и насмешники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать но поводу его внешности. И ему стало так больно! В довершение всех унижений грузовик сильно тряхнуло и слоненок вылетел из кузова, закувыркался по дороге и завалился в канаву.
Шло время. Кузя лежал в канаве. Однажды проезжавший мимо мусорщик подобрал слоненка. Его погрузили вместе с мусором на баржу, и поплыла она к специальному месту, где обычно сбрасывали никому не нужный хлам. «Если это конец, — думал Кузя, — то надо найти в себе мужество выброситься в воду и утонуть — по своему собственному желанию! » Так он и сделал... и немало был озадачен тем, что не утонул, а, наоборот, закачался на волнах и даже поплыл своим особым стилем. Оглянувшись вокруг, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса яхт, чайку, реющую над водой в поисках пищи, ласковые волны. На душе у него стало радостно. Так он плавал, пока его не выбросило на берег. Погревшись на солнышке, слоненок незаметно уснул под равномерный шорох волн. Проснулся он от прикосновения чьих-то ласковых рук. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки Марины, которая говорила: «Это чудо! Настоящее чудо! » На него никто никогда не смотрел с такой любовью. Никогда он не слышал столько похвал в свой адрес. Никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. Слоненок был в полной растерянности, но вдруг он оказался там, где было много других слонят. И все восхищались его неповторимостью! И все относились к нему с большим почтением! И все признавали, что этот слоненок-путешественник — самый прекрасный слоненок из всех слонят на свете. Кузю постоянно представляли разным людям, называя его подарком моря, и он стал настоящим любимцем публики. О нем говорили, что он скромный, ласковый, изысканный, оригинальный, трогательный, и много чего еще. «Сколько бедствий я перенес, — думал слоненок Кузя, — и наконец моя жизнь обрела смысл. До чего же хорошо! »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|