Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарии для ведущего. Занятие 16. В каждом человеке есть светлые и темные качества




Комментарии для ведущего

Основным в этом занятии является упражнение «Звездоч­ка». После его выполнения дети должны понять, что между ними и другими внешне непохожими людьми всегда есть ка­кое-либо сходство. Наличие у человека чувства общности с окружающими, ощущение себя частью человечества, по утвер­ждению А. Адлера, являются необходимыми предпосылками психологического здоровья.

Сказка, представленная на этом занятии, очень важна и близка детям. Помимо или вместо ее традиционного обсужде­ния сказку можно инсценировать, приглашая на роль Неза­будки разных детей. В некоторых группах имеет смысл дать эту роль каждому ребенку. Можно предложить детям хором произносить наиболее важные фразы из сказки (они выделе­ны курсивом).

 

Занятие 16. В каждом человеке есть светлые и темные качества

Разминка

«Неоконченные предложения». Дети заканчивают неза­вершенные предложения: «Я надеюсь... » «В будущем я хочу... »

«Мои родители хотят, чтобы в будущем я... » «Я стараюсь... »

«Психологическая загадка». Дети называют человеческие качества по их определениям.

«Человек, который относится по-дружески к окружаю­щим (как к друзьям)» (дружелюбный).

«Человек, которому интересно узнавать новое, приобре­тать знания» (любознательный).

«Откровенный человек, честно выражающий свои чув­ства» (искренний).

«Человек, который помогает другому без пользы для себя» (бескорыстный).

«Птичий двор». Ведущий достает на несколько секунд фи­гурку из мешочка «Птицы». Ребенку необходимо, вниматель­но посмотрев на фигурку, принять такую же позу (включая расположение ног).

«Чьи ладошки». Один из участников с закрытыми глаза­ми садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди тихонь­ко подходят к нему и на несколько секунд кладут свои ладош­ки на его. Водящий должен догадаться, чьи ладошки «прихо­дили к нему в гости».

Основное соЭержоние занятия

«Темные и светлые мешочки». Ведущий рисует на доске два больших мешка и достает заранее заготовленные таблички с различными названиями качеств людей. Ребята должны рас­сортировать качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблички к доске, «складывая» качества в соответствующие мешочки. «Темными» качествами мы называем те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению, «светлыми» — те, что помогают.

«Светофорики». Ведущий раздает ребятам «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, крас­ные с другой, диаметром примерно 4—5 см. Ведущий указкой показывает на таблички с названиями качеств, помещенные в «мешочки» в ходе выполнения предыдущего упражнения. Дети должны подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить с помощью «светофорика»: зеленый цвет — «да», красный — «нет». Ведущий тоже играет. После игры он зада­ет вопрос: существуют ли ребята, у которых есть качества только из одного «мешочка»? Все вместе приходят к выводу о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные», и «светлые» качества.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Перчатка (Е. Голованова)

В старом шкафу с большими зеркалами и скрипучими выд­вижными ящиками жили разные вещи. В одном из ящиков лежали две вязаные перчатки. Их положила туда до будущей зимы хозяйка, связав вместе, чтобы не потерялись. Перчатки были теплые, почти новые; зимой в них было тепло и уютно. Разница между ними была только в том, что одна была левая, а другая — правая.

Правая Перчатка часто носила сумки, открывала все двери и оттого чуть больше износилась. Левая же носила часы, иногда браслеты, а иногда поверх нее надевали колечко с би­рюзой. Левая Перчатка была щеголиха, она чувствовала себя самой изысканной и элегантной из всех левых перчаток! Ко всем соседям по ящику она относилась свысока. Но больше всего ее возмущало, что пару ей составляет такая грубая, же­сткая натура, как ее сестра — Правая Перчатка.

«Как ты можешь так жить? — говорила Левая Перчатка Правой. — Ты работаешь целыми днями, постоянно касаешься грязных денег, трогаешь все без разбору, а потом смеешь лежать рядом со мной! А я веду светскую жизнь — кому-то махну рукой, на что-то укажу пальчиком, но никогда не ношу тяжелых сумок и, уж конечно, гораздо чище тебя! Зачем ты мне нужна? Мне и без тебя хорошо! » Не успела Левая Пер­чатка договорить, как ящик шкафа открылся. Хозяйка из­влекла перчатки наружу, надела их на руки и отправилась на улицу. Там было прохладно, падал снег. Хозяйка долго гуляла, и Левая Перчатка то и дело вздрагивала, когда Правая по­хлопывала или теребила ее без надобности. Наконец обе ока­зались в кармане пальто: хозяйка подходила к магазину. И тут Левая Перчатка не выдержала. Она ловко выпрыгнула на­ружу, крикнув напоследок: «Прощай! Я больше не хочу жить рядом с такой замарашкой! Отныне нам не по пути. Я скоро наверняка займу какое-нибудь почетное место в другом доме! »

Перчатка упала на тротуар. Она еще не знала, что одна она никому не нужна. Наутро, когда солнышко осветило город, какой-то прохожий поднял ее, повертел в руках... «Это моя судьба», — подумала Перчатка, но ошиблась: прохожий по­весил ее на сучок дерева. Она провисела там три дня, утешая себя тем, что так и должно быть: все великие Перчатки начи­нали именно так!

Но вот на ней появились сосульки, она обледенела внутри и снаружи. Тогда ею заинтересовалась пролетавшая мимо Воро­на. «Наконец-то! — с облегчением вздохнула перчатка. — Не зря я здесь висела. Эта птица, наверное, чей-то посыльный и скоро доставит меня в приличное общество. Пусть я немного замерзла, но зато по-прежнему элегантна... »

Но у Вороны были другие планы. Она схватила Перчатку, потрясла ее, сбивая сосульки, и потащила к себе в гнездо. Со­образив, в чем дело, Перчатка вырвалась из ее когтей и упала прямо в сумку старьевщика. Старьевщик удивился, но, повер­тев Перчатку в руках, взял ее с собой.

«Вот теперь я почти дома, — думала про себя Перчатка. -Сейчас меня выстирают, выгладят, и я опять буду как новая».

Но дома Перчатку бросили в кучу старых вещей. Перчатка была огорчена: она начинала понимать, какой ошибкой было сбежать от хозяйки. Старые вещи вокруг нее поговаривали о том, что ее скоро распустят на нитки и смотают в клубок. Она этого очень боялась, поскольку для нее утратить свою эле­гантную форму было равносильно смерти. И она впервые по­завидовала своей сестре — Правой Перчатке, которая лежала в теплом уютном шкафу.

Левая Перчатка готова была выполнять самую грязную ра­боту, лишь бы не лежать здесь на холодном полу и не слу­шать сплетен старых вещей.

Перчатка предавалась своим печальным размышлениям, как вдруг послышалось знакомое рычание, и крепкие зубы сцапа­ли ее. Это была собака прежней хозяйки!

Собака выскочила из лавки старьевщика и, пробежав еще немного, бросила Перчатку прямо к ногам хозяйки. Перчатка была довольно-таки грязная и изорванная, но хозяйка узнала ее, подняла, отряхнула и положила в карман.

Теперь Левая Перчатка, выстиранная и заштопанная, опять живет в большом шкафу, дружит с Правой Перчаткой и дру­гими вещами. Она даже помогает сестре носить сумки и ни­когда больше не зазнается.

По случаю возвращения Левой Перчатки в шкафу был уст­роен праздник. Обе сестрицы — Левая и Правая — весели­лись всю ночь, пока хозяйка спала. Им было хорошо вместе, и все их друзья радовались за них. Все точно знали: эту дружбу водой не разольешь!

Вопросы Зло обсуждения

— Чего так сильно хотелось Левой Перчатке? (Быть луч­шей, всегда на виду. )

— Как вы думаете, чего она не знала о себе? (Что у нее есть недостатки. )

— Что помогло Перчатке узнать себя лучше? (Жизненные трудности. )

— Были ли у вас трудные ситуации, после которых вы ста­ли лучше понимать себя?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...