Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 24. Домашние трудности




Занятие 24. Домашние трудности

(Продолжение)

Разминка

«Разные ладошки». Повторите упражнение {см. занятие 23), придумывая новые образы: робкая ладошка, виноватая ладошка, веселая ладошка и т. п.

«Если я отличник... » Стихотворение, над которым дети работали на предыдущем занятии {см. упражнение Если я улитка... ), читается снова. Теперь участники последователь­но превращаются в отличника, который уверен в том, что по­лучит «отлично»; в двоечника, то есть постоянно недоучиваю­щего ученика; в ученика, неуверенного в своих силах.

«Изобразите ситуацию». Упражнение {см. занятия 22, 23), выполняется так же, но с новыми заданиями на карточ­ках (показать трудные домашние ситуации). Можно предва­рить игру беседой с детьми, в ходе которой они выскажут ва­рианты домашних трудностей, записать эти ситуации на кар­точки, а потом предложить вытянуть по одной и разыграть.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Верить и стараться

Жила-была семья из трех человек: папа, мама и маленький мальчик. Может быть, это была девочка, я точно не помню. Но кажется, мальчик. Мальчик этот очень хотел быть хоро­шим. Он очень хотел хорошо учиться, но буквы часто пере­путывались друг с другом, ошибки в слова сами вскакивали, задачки почему-то решаться не хотели, а стихотворения ни­как не запоминались. Зато ему то ладошки, то ноги, то гор­ло частенько начинали щекотать «вертунчики». И тогда мальчик то начинал все крутить-вертеть, то со стула свали­вался, то выкрикивал громким голосом, когда все ребята тихо сидели. Очень хотел мальчик хорошо учиться, но то и дело замечания да двойки получал. Маму огорчал, учитель­ницу огорчал. А как сам огорчался! «Почему я такой? Поче­му у меня не получается? Как стыдно! Очень стыдно! — ду­мал мальчик и во время обеда, и в машине, и перед сном. — Я же очень хочу хорошо учиться! » Так сильно огорчался мальчик, что учился все хуже и хуже. Делал ошибки все больше и больше. Учительница только строгим голосом к нему обращалась: «Опять не успел... Опять не выучил... » А мама даже заболела.

«Какой я несчастливый», — вечером, лежа на диване, ду­мал мальчик, думал, думал и уснул. И приснился ему сон. А во сне он, мальчик, уже вырос, стал высоким, красивым мужчиной. Сидит он во сне за столом, толстые книги быст­ро, быстро прочитывает, сам толстую книгу пишет да еще в компьютере какие-то сложные задачи решает. И подходит к нему, к большому, во сне маленький мальчик и спрашивает: «Дядя, а как ты вырос таким умным, так пишешь красиво, задачи сложные решаешь? Ты, наверное, в школе на одни пятерки учился?! » И ответил он: «Что ты, малыш! Получал я в школе и двойки, и тройки. Писал не всегда чисто, да еще и некрасиво. Но я всегда верил, что когда-нибудь и у меня получится хорошо. Главное — верить и стараться... »

«Верить и стараться», — прошептал наш ученик 2-го клас­са, просыпаясь. Верить и стараться. Верить, что все получится, стараться и не очень огорчаться. Подпрыгнул мальчик три раза на правой ноге, один — на левой и еще один раз на двух сразу и побежал рассказывать сон маме. «Надо, чтобы и она перестала огорчаться, — думал он — теперь-то я знаю, что у меня обязательно все получится. Я ведь очень стараюсь! »

«Золотая рыбка». Дети парами становятся «ручейком», крепко взявшись за обе руки. Одному из участников нужно загадать желание и смело «рыбкой» прыгнуть со стула на руки ребят (ведущий обязательно страхует). Его немножко качают «на волнах», затем опускают на пол.

 

Комментарии для ведущего

Сказка «Верить и стараться» является итоговой. Здесь предпочтительнее обсуждение как можно менее структуриро­ванное, с вопросами «Что понравилось? », «Было ли у тебя похожее? » и т. п., для того чтобы актуализировать опыт детей и предоставить им возможность поговорить о себе.

 

Занятие 25. ИТОГОВОЕ

Как и в первом классе, итоговое занятие хорошо бы про­вести празднично. Но форму для него лучше выбрать другую. Например, если в прошлом году вы играли в КВН на темы психологических занятий, то теперь можно устроить Фести­валь игр. Пусть дети припомнят все новые психологические игры, с которыми они познакомились в этом году, выберут самые интересные и зрелищные и поиграют в них, привлекая зрителей из других классов, учителей и родителей.

TPETИИ КЛАСС

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован от­четливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непос­редственность, индивидуальные особенности ребенка несколь­ко стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные зада­ния, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригиналь­ности восприятия. Родители, педагоги и психологи констати­руют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих спо­собностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я — фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», Утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста — качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослы­ми — учителем и родителями. К этому времени учитель в со­знании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив ме­сто пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилиз­му». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может выз­вать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не сни­жая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со все­ми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ре­бенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют пра­во иногда уставать или сердиться, могут порой допустить не­справедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью уста­новившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстника­ми, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзья­ми становятся в этот период более значимыми, нежели в пер­вые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзья­ми: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внят­ные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил пси­хологическую разницу между положениями лидера и исполни­теля на самом себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...